Процесс обучения требует постоянно пополнять запас своих знаний и держать их в «поле зрения» для того, чтобы вовремя их использовать. Человеческая память обустроена таким образом, что информация, которая тяжело запоминается или редко используется, отпечатывается не достаточно хорошо, из-за чего быстро забывается. Чтобы облегчить процесс запоминания, не тратить на него колоссальное количество времени существует мнемоника или мнемотехника. Это совокупность различных приемов и методов для успешного запоминания информации.
СОДЕРЖАНИЕ
Что собой являет мнемотехника?
Понятия мнемоника и мнемотехника являются синонимами. По сути, мнемоника — это совокупность алгоритмов, созданных для выделения, структурирования, запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи каких-то ассоциаций. Мнемотехника позволяет быстро и качественно запоминать информацию из различных областей науки, включая длинные сложные числа, понятия, а также использовать и воспроизводить их при необходимости. Для того чтобы успешно запоминать различную информацию, необходимо заменять ее типы: цифры на слова, слова заменяем местами, а числа и формулы меняем на стихи.
Общим принципом, по которому работает система, это замена знаний, необходимых к запоминанию на образы или ассоциации. В этом случае выстраивается прочный синапс, который позволяет возобновлять логическую цепочку и вспоминать выученную информацию. Это происходит при первом припоминании ассоциации, которая заменила понятие, число, надлежащее к изучению. Такая техника позволяет «прокачать» память.
Какие направления мнемоники существуют?
Мнемотехника насчитывает 6 направлений, каждое из которых позволяет справляться с определенными задачами:
- Народная мнемоника заключается в несложных рифмовках и стишках, которые позволяют запомнить детям какие-то понятия, логические цепочки. В более зрелом возрасте внедрение мнемоники в повседневную жизнь проявляется дорожными знаками, а также визуальными и не визуальными образами, которые сопровождают нас каждый день.
- Классическая мнемоника появилась тогда, когда знаменитые ораторы готовили свои лекции. Чтобы запомнить длинные предложения и последовательность изложения мыслей и прибегали к помощи мнемотехник.
- Педагогическая мнемотехника призвана помочь естественному запоминанию при активном погружении в процесс обучения.
- Эстрадная или цирковая мнемоника является производным классического варианта. Отличительной чертой является особое внимание к деталям кодировки: жестам, мимическим знакам, интонации, словам и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Спортивная мнемотехника являет собой соревнования по запоминанию. В этом случае лучшие мнемонисты демонстрируют свои навыки в двух направлениях: количество заученной информации на время и скорость запоминания.
- Современная мнемотехника основана на теоретической базе всех вышеперечисленных направлений и выделении принципов наиболее подходящих для решения конкретных задач. В каждом конкретном случае более подходящими станут те или иные приемы запоминания, которые современная мнемоника позволяет использовать.
Любой из перечисленных направлений позволяет развивать свои способности к запоминанию.
Какими приемами запоминания можно пользоваться студентам?
Все мы прекрасно помним, как в детстве было сложно запомнить последовательность цветов радуги, и кто-то из добрых людей приоткрывал завесу тайны, приговаривая фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где каждая первая буква обозначает название цвета.
Или как тяжело запомнить длительность месяцев в году, которые с легкостью можно усвоить, ассоциировав их с костяшками на кулачках.
Указанные «хитрости» и являются приемами мнемотехники, которые переложены на ассоциации. Среди наиболее действенных методов для студентов выделяют метод «вешалки» для запоминания цифровых последовательностей; метод Цицерона; «цепочка»; фонетических ассоциаций; рифм и ритмов, а также ряда других.
Вешалка для числовых последовательностей
Данный метод призван помогать запоминать цифры и числа, придумывая на них ассоциации. Это могут быть как рифмовки, так и конкретные образы, на что похожи сами цифры. Например, числа на картинке 3,2 и 4 представлены в виде бурундука, лебедя и змеи. Теперь стоит лишь придумать незатейливую историю об этих троих друзьях. Используя такой метод даже число π со всеми его знаками после запятой не составит труда запомнить.
Метод Цицерона или римской комнаты
Существует история о том, что Цицерон перед своими выступлениями любил прогуливаться и размещать везде значимые пункты своего спича. После он возвращался домой и припоминал ключевые фразы, вспоминая обстановку той местности, где он гулял. Данная методика эффективна на занятиях английского, а также позволяет структурировать исторические события в правильной хронологии. Также можно использовать метод и при изучении химии и биологии, новых понятий. Для этого нужно выбрать в качестве ассоциаций те предметы, которые чаще всего используются в быту. Объекты, которые вы регулярно видите по пути домой или на учебу. К 10 предметам для запоминания необходимо придумать то понятие или предмет, который необходимо запомнить. В завершение нужно подобрать к этому предмету ассоциацию.
«Цепочка»
Не самый легкий прием запоминания, но достаточно действенный. Освоение подобного метода станет верным помощником в изучении большого объема нового материала. Суть заключается в том, что понятия, которые нужно запомнить, связывают попарно ассоциациями. Все соседние понятия связываются между собой: первое со вторым, второе с третьим и т.д. Образовывать последовательность необходимо строго по вектору направления: если цепочка горизонтальная, то первая ассоциация размещается слева, и ряд движется слева на право. В случае вертикальной последовательности первая позиция размещается внизу и движется вертикально вверх.
Прием «фонетических ассоциаций»
Фонетические ассоциации позволяют быстро запоминать произношение и значение иностранных слов. Это подходит для студентов, изучающих большой объем лексики. Чтобы эффективно использовать прием необходимо придерживаться простых правил:
- читаем перевод слова и представляем определенный образ;
- при произношении слова стараемся найти похожее или созвучное в родном языке слово;
- соединяем созданные образы.
Благодаря регулярному использованию подобной техники можно на раз-два усваивать большой объем иностранной лексики и успешно изучать языки.
Рифмы и ритмы
Начиная со школьной скамьи, нас учили запоминать короткие понятные фразы, и даже рифмованные строчки вместо громоздких и длинных правил. Например, Пифагоровы штаны на все стороны равны или про биссектрису-крысу. Также дела обстоят и во взрослой жизни. Информацию можно поддавать рифмовке или, если так делать не получается, то подбирать ритмические фразы. Не лишним будет положить их на мотив любимой песни. Таким образом, материал лучше усваивается и откладывается в памяти. Техника прекрасно подходит для запоминания чисел, которые между собой не связаны (номера телефонов, паролей, номеров банковских карт и пр).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
честно говоря, ранее не слышала о подобных техниках, но как выясняется успешно их применяла)) например, запоминала определенные алгоритмы по пальцам (зрительно) или по принципу стихотворения. Оказывается, это целая наука!