Можно ли уместить научную диссертацию в учебник?

Для того, чтобы автор получил долгожданную и желанную научную степень или звание, заработал репутацию в определенных кругах, ему предстоит не просто написать диссертацию, но и оформить ее в виде монографии или учебника. В большинстве случаев выполнить в указанной форме научное исследование оказывается непросто.

Написание диссертации

Для того, чтобы автор получил долгожданную и желанную научную степень или звание, заработал репутацию в определенных кругах, ему предстоит не просто написать диссертацию, но и оформить ее в виде монографии или учебника. В большинстве случаев выполнить в указанной форме научное исследование оказывается непросто.

В среднем объем диссертации (в зависимости от ее вида) достигает 150-250 страниц. Более того, в этой работе тема исследуется более глубоко, детально, с учетом малейших нюансов. Поэтому оформление научного труда в качестве книги, монографии, учебника считается самым удобным.

Особенности размещения диссертации в виде учебника 

Оформление диссертации в форме учебного пособия позволяет:

– определить багаж знаний и уровень их усвоения автором;

– правильность формулировок темы, разделов, основных вопросов и моментов;

– оценить манеру изложения материала: стиль, ход мыслей, правильность изложения в соответствии с принципами четкости, логичности, связности, емкости;

– рассмотреть умение обосновать предложенную автором структуру учебника;

– увидеть навыки по разработке проспектов и содержания учебника с учетом рекомендаций и требований;

– разработать и правильно разместить в тексте графические материалы, иллюстрации, таблицы;

– разработать макет учебника.

При публикации диссертации в виде учебника важно, чтобы были соблюдены следующие требования:

  1. Все материалы, изложенные в книге, должны полностью раскрыть главную идею, осветить поставленную проблему со всех возможных ракурсов, показать ее актуальность и значимость.
  2. Учебник должен показать не только различные теории, проанализировать их, но и дать автору и читателям пищу для размышлений, новые знания;
  3. Важно, чтобы идея рассматривалась не только со стороны одной конкретной специализации или дисциплины, но и с учетом смежных предметов. Так автор может показать глобальность проблемы, взаимосвязь нескольких дисциплин, роль выдвигаемой теории и способы решения проблемы, научную новизну работы.
  4. Учебник дожжен быть ориентирован на конкретную возрастную категорию, иметь целевую аудиторию.
  5. Диссертация должна стимулировать и мотивировать читателей использовать современные технологии, новые возможности для получения новых знаний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура диссертации в виде учебника

При написании диссертации студент должен придерживать методических рекомендаций ВУЗа, ГОСТов (о них мы писали в предыдущих статьях), советов научного руководителя. Когда приходится умещать исследование в рамках учебника, требуется учитывать специфику этой публикации. В частности, особое внимание уделяется структуре работы.

Стандартная структура учебного пособия включает в себя следующие элементы:

  • Содержание;
  • Введение;
  • Основной материал: главы и подпункты;
  • Методические рекомендации;
  • Указатели, расшифровка сокращений и обозначений;
  • Список литературы.

В некоторых случаях не помешает аннотация к книге, в которой автор поделится своими соображениями, заинтересует читателей.

Главная задача исследователя, который решил оформить диссертацию в виде учебника – сделать образовательный процесс непрерывным, дать новые знания учащимся, поделиться личным опытом.

Особое внимание уделяется графическим материалам, иллюстрациям и схемам. Они должны наглядно показать важные моменты, раскрыть или упростить восприятие отельных моментов и темы в целом. Если автор полагает, что отдельные картинки или схемы следует выделить, то необходимо сообщить об этом художникам.

Немаловажным аспектом является включение в учебник сведений для самостоятельного изучения и самоконтроля. Таким образом, автор предлагает учащимся проявить инициативу, заняться самовоспитанием, развитием самодисциплины, планирования, самообучения.

Диссертация и соавторство

В последнее время получило широкое распространение взаимодействие нескольких ученых, исследование проблемы в «одном кругу или компании». Такой вид сотрудничества и изучения новых тем называется соавторством, когда несколько человек замаются одним и тем же делом сообща. При оформлении диссертации в виде учебника важно сделать соответствующую пометку, а в предисловии указать фамилии и инициалы авторов, соавторов, разработчиков и пр.

Такое сотрудничество дает право каждому соавтору в дальнейшем использовать опубликованные материалы в личных целях, для собственных исследований.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!