Одним из востребованных и современных направлений подготовки в рамках психологического ракурса выступает специальность «Психология служебной деятельности», нацеленная на решение всевозможных трудовых и рабочих конфликтов, напряженных ситуаций, налаживание психологического климата в трудовом коллективе или решения проблем в особой (специфической) среде и ситуации и пр. Но не стоит путать миссию данной программы с общей психологией.
Наличие термина «служебная деятельность» в наименовании специальности присутствует не просто так: дипломированные психологи востребованы и пригодны в «узкой плоскости» — преимущественно в системе правоохранения и правопорядка, учебных и социальных учреждениях, подразделениях МЧС, ФССП и прочих структурах, которые сталкиваются и борются с определенными трудностями в социальной среде. Сегодня мы расскажем об особенностях обучения в данном сегменте.
Общая характеристика направления «Психология служебной деятельности»: чем занимаются специалисты?
Рассматриваемая специальность преследует определенную цель – подготовить квалифицированных психологов, способных решать комплексные или смешанные задачи в области психологического воздействия на объекты в самых разных отраслях. Специалисту предстоит определить психологический портрет объекта, описать его сильные и слабые стороны, определенные черты характера и построить траекторию общения и воздействия на него с учетом индивидуальных особенностей. Согласитесь – неординарный навык, но полезный как в повседневной., так и профессиональной жизни: знакомство – описание – воздействие.
Работа квалифицированного психолога служебной деятельности строится преимущественно на результатах естественного эксперимента (наблюдения) и личного участия в нем (знакомство, общение, дружба и пр.), но с учетом определенной теоретической базы.
С помощью этого специалиста можно решить ряд проблем на действующем предприятии или ведомстве:
- Организовать целенаправленный набор сотрудников и отобрать морально и физически подготовленных лиц для трудовой деятельности с учетом специфики отрасли, функций и пр.;
- Оперативно урегулировать трудовые и иные конфликты в коллективе, минимизировав риск рецидива;
- Анализировать психологический климат коллектива, формировать психологические портреты, изучать и прогнозировать условия работы и пр.;
- Определять направление и основные действия специальных коррекционных программ для отдельных лиц или клиентов;
- Консультировать руководителей всех уровней относительно управления коллективом, решения напряжённых ил сложных ситуаций, корректировке поведение в отношении отдельных сотрудников и пр.;
- Грамотно подходить к подбору и найм персонала;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Психолог в системе образования, правоохранения и иных сферах должен помочь найти ответ на вопрос: почему это произошло и как это предотвратить в будущем. То есть он устанавливает причинно-следственные связи между событием и индивидом, определяя, что его подвигло на совершение конкретного поступка, а затем он вырабатывает траекторию по минимизации повторения данного явления/действия с учетом индивидуальных особенностей человека.
Роль квалифицированного специалиста по программе «Психология служебной деятельности» неоднозначна, но профиль очень востребован среди абитуриентов. Ежегодно на одно место претендует свыше 12 человек. Среднегодовая стоимость обучения варьируется от 46 до 400 тысяч рублей.
Специальность доступна при топовых, многопрофильных вузах в рамках психологического факультета. Для поступления важно иметь на руках набор ЕГЭ: русский язык и математика + биология или иностранный язык, обществознание. Также возможно прохождение психологического теста при вузе, призванного установить уровень психологической подготовки конкурсанта к работе в различных условиях: от спокойной до экстремальной ситуации.
Чему и как учат студентов по программе «Психология служебной деятельности»?
Набор изучаемых дисциплин полностью зависит от будущей сферы деятельности, отрасли, в которой намерен работать специалист. При этом существенные отличия наблюдаются лишь в узкоспециализированной части и программе по производственной и преддипломной практике.
К числу общих дисциплин общеразвивающего и базового плана в рамках специальности «Психология служебной деятельности» можно отнести:
- Начальная подготовка специалистов (программа первого курса): общеразвивающие дисциплины для расширения кругозора и выработки навыков по поиску и анализу информации. Здесь задействованы такие предметы, как история, философия, социология, менеджмент, экономика, политология, математика (высшая и по разделам), иностранный язык, общая психология, изучение базовых психологических наук: конфликтология, психосоматика, психология личности, психология трудовых отношений, психологический климат коллектива, психология развития и пр.
- Профессиональная подготовка. Здесь можно выделить базовый и профильные уровни в зависимости от степени погружения в профиль и выбранной программы (бакалавриат/магистратура). Ее освоение начинается со 2-3 курса и проходит с постепенным погружением в специальные дисциплины, учитывающие узость и характер профессии. В рамках этой части студенты изучают способы формирования психологического портрета, навыки по организации и проведению психологического исследования, выработки стратегии и тактики в конкретной ситуации, основы успешного проведения переговоров и пр. ключевыми дисциплинами выступают психология управления персоналом, мотивация персонала, психодиагностика, психологи по отраслям, психологическая экспертиза, психолингвистика, педагогические азы при ЧС и в экстремальных ситуациях, психогенетика и пр.
Аудиторная работа студентов сопровождается проведением лабораторных работ, психологических исследованием, написанием письменных работ, начиная от рефератов, докладов, НИР, курсовых работ и научных статей, а также заканчивая ВКР. Акцент делается именно на психологических науках общей и точечной направленности (с учетом характера профессии, будущей области применения специалиста).
Прохождение практики специфично на фоне «узости» выбранной профессии. Она может быть реализована на базе образовательных заведений, государственных структур и правоохранительных ведомств экстренных служб, медицинских реабилитационных организаций и пр. Притом в любом случае данный этап предполагает организацию, проведение и описание психологического эксперимента с дальнейшей выработкой плана мероприятий по решению установленной проблемы (то есть подготовку НИР, отчета или основы для дипломной работы).
На 1-2 курсе в основе курсовых и иных студенческих работ будут лежать теоретические аспекты, гуманитарный характер НИР: сравнение методик, теорий, анализ современных правил и схем, правил, обзор достижений и пр. На старших курсах теоретические изыскания перерастают в практические (экспериментальные) содействующие реальному развитию профессиональных навыков и качеств. Притом на долю практических занятий приходится более 35-45% учебного процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Программа обучения реализуется с помощью различных форм занятий: от традиционных лекций и семинаров, зачетов и сессий, до тренингов, встреч с практиками, мастер-классов, консультаций, «круглых столов» и пр. Нередко при сильных вузах практикуют иностранные стажировки или привлечение к учебному процессу зарубежных лекторов и практиков.
Психологическая практика в рамках данной профессии проходит нетрадиционным способом (на базе реального предприятия, структуры, случая), но строго поэтапно, с плавным погружением в профиль и трудовые реалии. Здесь учащимся предстоит не просто научиться пользоваться теоретическим багажом, но и трезво оценивать ситуацию: определять основные факторы, причины и следствия, особенности объекта (человека) и его индивидуальные черты, окружение и пр. практикант предстоит применить имеющийся потенциал для разработки эффективного плана действий и его проверки (психологический эксперимент), но все это будет проходить под тотальным контролем квалифицированных специалистов, а каждый шаг – точно и емко описывается в НИР.
Обучение по программе «Психология служебной деятельности» доступно преимущественно на очном отделении (реже – заочно или дистанционно). Самыми популярными разновидностями рассматриваемой специализации выступают следующие профили:
- Психология организационного поведения;
- Психология учащихся дошкольных и школьных учреждений;
- Общая психология: консультационная практика;
- Психологическое обеспечение деятельности сотрудников правоохранительной службы;
- Психологическая помощь в экстремальных ситуациях;
- Психология развития и обучения;
- Психология переговоров и решения конфликтов;
- Психология в управлении персоналом: подбор, мотивация, разрешение трудовых и рабочих конфликтов;
- Пенитенциарная психология;
- Психология безопасности и пр.
Каждое из указанных направлений обладает определённой спецификой, проявляющейся в практической подготовке и узкоспециализированной теоретической части программы, благодаря чему дипломированный эксперт может работать в качестве традиционного психолога в любой организации или задействован в узкой (специфической) среде.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности освоения программы «Психология служебной деятельности»
Обратите внимание, что программа «Психология служебной деятельности» нацелена не на воспитание медиков-психологов (лечение), а именно «консультационный» персонал для решения конфликтов и напряженных ситуаций в конкретном сегменте или случае на основе специальных (практически невидимых на первый взгляд) приемов воздействия на объект.
Подготовка психологов-консультантов носит комбинированный характер, сочетающий в себе теорию, практику, проектную деятельность и исследования. Без проведения экспериментов и НИР становление данных экспертов немыслимо и невозможно. Более того, воспитание студентов немыслимо без исследовательской части и практики, анализа реальных ситуаций!
Всесторонняя базовая подготовка специалиста позволяет ему успешно трудиться в разных структурах, но узкая специализации на старших курсах предоставляет ему возможность работать в специальных учреждениях: МВД, ФСБ, МЧС, ФССП, социальная защита, реабилитационные и медицинские центры и пр.
Ключевым навыком специалиста-психолога служебной деятельности выступает – переговоры и беседа с целью установления индивидуальных и общих характеристик человека (формирование психологического портрета-прототипа), которые в перспективе позволяют определить «траекторию общения» и исправления сложных моментов с учетом его характера, темперамента, привычек, мировоззрения, наличия каких-либо отклонений и пр. Основной инструмент эксперта – общение (беседа или тестирование) и наблюдение (эксперимент), теория.
При выполнении курсовых и дипломных работ с рекомендательной частью важно предложить соответствующие мероприятия для устранения провоцирующего фактора и решения вопроса с учетом особенностей объекта, ситуации (обстоятельств) и прочих нюансов. При этом важно доказать состоятельность действий с помощью прогнозирования или апробирования.
Дипломированные специалисты обладают такими навыками, как научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, консультационная работа, педагогические азы и организационно-управленские приемы, благодаря чему могут трудиться штатными и внештатными психологами-консультантами, коучем, бизнес-тренерами, заниматься частной консультационной практикой, состоять при правоохранительных ведомствах или госаппарате и пр.
Профиль «Психология служебной деятельности» подойдет далеко не каждому желающему. Абитуриент должен быть стрессоустойчивым, выносливым, спортивно и морально подготовленным к различным ситуациям (ЧС, происшествия с особой жестокостью, девиантное поведение и пр.), обладать навыками аналитической работы и критическим мышлением для объективной оценки ситуации, подключать не только теорию, но и «творческий подход» при решении проблем.
Специалисты Дисхелп выполняют все виды психологических исследований, оформляя их в соответствующем виде: курсовые и дипломные работы, отчеты по практике, научные статьи и монографии, диссертации, НИР. У нас трудятся педагоги-психологи практикующие эксперты, ученые (кандидаты и доктора психологических наук), которые готовы гарантировать высокое качество изыскания и соответствующее оформление, успех на защите.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!