Стать квалифицированным специалистом можно только по мере усвоения профессиональной учебной программы под контролем опытных экспертов (преподавателей, консультантов, руководителей и пр.). Притом, чтобы занять достойное место на трудовом рынке, успешно продвигаться по карьерной лестнице, необходимо документально подтвердить наличие профессии (соответствующую подготовку, знания и навыки). Сделать это можно, окончив обучение в СУЗе или ВУЗе.
В последние 10-15 лет в топ-10 самых популярных и престижных, хорошо оплачиваемых специальностей отмечают экономистов, бухгалтеров, аналитиков, финансистов и налоговиков. Средний доход экспертов в области экономики находится на уровне 25-45 тысяч рублей. Сегодня мы расскажем об особенностях экономического образования и недостатках освоения специальности в ВУЗе.
Особенности обучения по экономическому профилю
Ежегодно на экономический факультет или в экономический ВУЗ устремляется свыше 4 тысяч абитуриентов. Для поступления на данный профиль требуется преодолеть ЕГЭ по обязательным предметам (русский язык, математика) и профильным (обществознание, иностранный язык, история, физика) и пр. Средний проходной балл достигает отметки в 210-280.
На сегодняшний день насчитывается свыше 50 направлений подготовки, связанных с экономикой. Самыми популярными среди них признаны:
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
- Налоги и налогообложение;
- Экономика предприятия;
- Бизнес-информатика;
- Маркетинг;
- Менеджмент;
- Управление персоналом;
- Экономический анализ;
- Управление проектами;
- Инвестирование и управление инвестициями;
- Аналитика;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Работа в экономической среде требует наличия определенных качеств и навыков: хорошие математические способности, критическое мышление, логика, анализ, внимательность. Квалифицированный экономист должен хорошо разбираться в источниках информации, перепроверять их и пользоваться исключительно поверенной информацией, уметь «переводить» ее из текста в числа и наоборот, анализировать состояние объекта исследования с учетом располагаемых финансов, ресурсов и пр.
В процессе профессионального становления будущего эксперта в экономике можно выделить три этапа: базовая подготовка, профильная подготовка и практика.
Базовая подготовка предполагает изучение общеразвивающих и базовых предметов, которые претворяют занавес, вводят в специальность. К ним относят углубленный курс по школьной программе, макро- и микроэкономику, экономика предприятия, финансы предприятия, теория вероятностей, статистика, физкультура, философия, логика и пр.
Профильный модуль предполагает погружение в конкретную специальность с акцентом на те дисциплины, которые призваны научить будущего специалиста работать. В частности, бухгалтер будет изучать специфику учета ресурсов компании, аналитик – способы и методы экономического анализа и решения проблем, маркетолог – проводить исследования, повышать эффективность компании и пр.
Притом обучение на бакалавриате предполагают освоение исключительно тех навыков и знаний, которые потребуются для рядового сотрудника. Для продвижения по карьерной лестнице, управления бизнес-процессами и коллективом потребуется дополнительный багаж, который можно обрести в рамках магистратуры.
Третий уровень подготовки – это практика, призванная привить и усовершенствовать реальные профессиональные навыки: как происходит учет, анализ и пр. в реальности, что для этого нужно, какие программы нужно освоить, на какую информацию полагаться и где ее искать, как формировать отчеты и иную документацию и пр.
В «стандартной программе» обучения будущего «экономического специалиста» отмечают следующее соотношение: 65-70% теория (лекции, семинары, наука), 10-15% — письменные проекты (курсовые, дипломные, исследовательские и пр.), до 10-15% — практика.
Так ли совершенно российское высшее экономическое образование?
Далеко не каждому специалисту может потребоваться в жизни именно высшее образование. Экономика – уникальная сфера деятельности, где без особых знаний и навыков устроиться на работе удастся. В то же время здесь не придется выгружать вагоны, применять физическую силу. Главное – интеллект и эрудиция, умение ориентироваться в ситуации и оперативно принимать оптимальные/эффективные решения!
К числу достоинств высшего экономического образования, которые подчеркивают его важность, значимость и целесообразность, можно отметить:
- Карьерный и доходный рост: по статистике специалисты с высшим образованием зарабатывают на 15-30% больше, чем эксперты, окончившие СУЗ. Более того, заниматься руководящую должность без «вышки» сегодня практически невозможно;
- Более глубокая подготовка. Это, конечно, спорный вопрос. Освоение бакалавриата в СУЗе и ВУЗе идентичное. В высшем образовательном заведении в рамках магистерской программы можно получить более узкие знания и навыки, пригодные для управленцев. «Глубокое погружение» отмечается лишь на второй ступени ВУЗа.
- Статус и репутация. Сегодня работодатели в большинстве случаев (примерно в 70%) отдают предпочтение соискателям с высшим образованием, объясняя это тем, что им не приходится переучивать новоиспеченных специалистов, достаточно провести небольшую стажировку (для «ввода в профессию»). Специалисты с дипломом ВУЗа выглядят более привлекательнее и увереннее, чем СУЗовцы.
Высшее экономическое образование имеет ряд существенных недостатков, которые нередко абитуриенты не воспринимают всерьез. К их числу относят:
- Редкое обновление образовательных программ. Каждый ВУЗ проходит аккредитацию примерно раз в пять лет. Аккредитация предполагает проверку студентов, уровень их готовности и сравнение с текущими требованиями компаний, науки, окружающей среды. Фактически она позволяет определить: соответствует ли подготовка специалистов реалиям, достаточно и знаний, навыков они обретают, что необходимо добавить/убрать/заменить и пр. Нередко знания студентов оказываются неактуальными или вовсе непригодными на практике. Более того, подготовка специалистов с высшим образованием носит больше теоретический характер.
- Малый объем практики. Студенты ВУЗов начинают проходить практику примерно со второго курса. Три этапа «реального знакомства с профессией» включают в себя учебную, производственную и преддипломную практику на базе предприятия или иного объекта. Данный этап предполагает профессиональную подготовку под руководством практикующего специалиста. В среднем, у студента уходит 63 дня на прохождение практики (за весь период обучения!!). Можно ли обрести реальные навыки и качества за это время?
- Дороговизна обучения. Экономические специальности являются самыми популярными, престижными и востребованными, поэтому освоение профессии по контракту обойдется студентам в разы дороже, чем по немодным профессиям. Средний ценник обучения в данном сегменте достигает 150-450 тысяч рублей в год. Более того, количество бюджетных мест в поседее время сокращается, требования к поступающим ужесточаются, что вынуждает подавать документы на платное обучение.
- Отсутствие гарантий со стороны государства. Несмотря на то, что в стране давно отмечается переизбыток специалистов с высшим экономическим образованием, Вузы продолжают набирать абитуриентов «пачками». С одной стороны, найти хорошего специалиста трудно, хорошо подготовленный эксперт пробьется на желаемое место. А с другой – зачем готовить тех, кого хватает? Если раньше, государство гарантировало каждому выпускнику трудоустройство, то сегодня каждый отвечает за себя сам! Несмотря на «красивые заявления» Вузов о доле трудоустроенных выпускников (более 75% и пр.), в реальности по профессии работает лишь треть специалистов!
- Отсутствие в образовательной программе дисциплин по обучению «профильным программами», необходимых на практике. В частности, бухгалтер должен хорошо владеть программой 1С: Бухгалтерия (по отраслям), сметчик – Гранд-Смета и пр. Освоить данные программы можно в рамках отдельных (дополнительных курсов) при Вузах и образовательных центрах, но за отдельную плату!
Новые направления в высшем экономическом образовании
На сегодняшний день некоторые отечественные Вузы начали практиковать новые программы профессиональной подготовки специалистов в экономической среде, которые совмещают не только привычный профиль, но и смежные, а порой (которые на первый взгляд кажутся вовсе несовместимыми) сферами деятельности. К их числу относят:
- Компьютерное моделирование экономических процессов (ЕГУ имени И. А. Бунина). Данное направление занимается подготовкой специалистов с квалификацией «Экономист-программист».
- Экономика и управление по отраслям (энергетика, машиностроение, промышленность и пр.). Направление популярно в топовых Вузах страны.
- Бизнес-аналитика, информационно-аналитические системы финансового мониторинга. Здесь особый акцент делается на освоении информатики, настройке программ и приложений, технической защите информации, программ по планированию и анализу ситуации, экономических дисциплинах. Освоить направление можно в стенах РЭУ имени Плеханова, МИФИ и пр.
- И пр.
Получить экономическое образование может каждый, но опытные эксперты и выпускники рекомендуют не останавливаться только на учебной программе. Чтобы стать эрудированным и дипломированным специалистом, готовым к любым «поворотам судьбы», важно совершенствоваться и постоянно пополнять багаж знаний и навыков. В этом деле немаловажную роль играют: самообразование, посещение различных курсов, повышение квалификации, аттестация, стажировка на родине и за рубежом и пр. Но это уже совсем другая история…
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Сама не так давно окончила Вуз и могу с уверенностью сказать, дают больше теории чем практики. Уже на работе столкнулась с тем, что не знаю и не представляю, как работать с определенными программами, как анализировать и на практике формировать отчет о деятельности компании. При этом у меня за плечами красный диплом!!!