Контрольная работа по психологии – стандартный вид заданий, который чаще всего относят к межсессионным. Успешное выполнение гарантирует не только хорошую отметку, но и рост в рейтинге личных учебных достижений. Преподаватель может заметить студента, который добросовестно и качественно выполнил контрольную. А вот как это сделать, расскажут следующие методы.
СОДЕРЖАНИЕ
Правильная настройка
Все мы знаем о силе самовнушения и силе мысли. Она действует повсеместно и нередко выступает в качестве «спасательного круга» для студента, которому предстоит выполнить контрольную работу по психологии.
С чего начинается подготовка и выполнение задания? Наверняка Вы скажете, что с прочтения условий и вопросов. Но на самом деле это не так. Все начинается с вашего отношения к предмету и настройки на успех. Да-да! Именно с правильной настройки.
С нее все начинается, не стоит недооценивать этот момент. Психологи знают, каковы силы грамотно построенных установок, и рекомендуют всем их использовать. Согласитесь, что уверенность в собственных знаниях и силах (объективная, адекватная) еще никому не мешала.
Подготовка к предстоящей контрольной – это не единая или типичная схема действий. В данном случае тактика будет зависеть от особенностей индивида: его характера, предпочтений, индивидуальных черт и пр. То, что подходит одному, не факт что будет полезным для другого. Поэтому здесь важно грамотно делать «установку на результат».
Как настроить себя на успешное выполнение учебного задания:
- Если человек аудиал, ему нужно проговаривать вслух то, чего он хочет. То есть в этом случае эффективна слуховая память. Частицу «не» использовать нельзя. Согласитесь, она сразу же вызывает некий запрет или ограничение. Этого быть не должно. Формулировать установку можно так: я успешно напишу контрольную работу по психологии. Или так: у меня обязательно получится отличная контрольная. Это можно проговаривать себе в зеркало, просто вслух, где угодно. Но в этот момент важно концентрироваться на самом себе, своем облике, как бы фиксировать все – свое настроение, уверенность в голосе, внешний вид.
- Если студент визуал, проще написать желаемое. В этом случае работает зрительная память. На чистом листе бумаге красиво вывести: моя контрольная по психологии будет лучшей. Или так: я справлюсь с контрольной очень хорошо, и это доставит мне удовольствие. Лист не нужно потом прятать, пусть он будет перед глазами – на стене, на холодильнике, в ежедневнике, где угодно.
- Представление будущего – упражнение, которое часто работает. Нужно в деталях, очень подробно и ярко представлять себе тот момент, когда контрольная написана и уже известна оценка по ней. Притом важно представлять именно положительный исход (чем реалистичнее, тем лучше). Представлять, как выглядишь, что ощущаешь, что происходит вокруг. Это не просто грезы, а самосбывающееся пророчество.
Безусловно, это все мало работает без знаний. Без них – никуда. Но именно подобные аффермации мотивируют студента, придают ему уверенности в собственных силах, некий энтузиазм. Но когда установка есть, организм, интеллект аккумулируют все силы на решение конкретной задачи. Писать контрольную, будучи собранным и настроенным, уже проще.
Лист восприятия
Эта техника основана на небольших заметках или записях по темам, точечно с акцентом на существенные моменты. Она подойдет как для повторения пройденного материала, так и подготовки именитых шпаргалок. Следует отметить, что этот метод очень хорош именно для визуалов.
За пару дней до контрольной на листе А-4 нужно вразнобой, используя разноцветные ручки или фломастеры, написать термины, определения, классификации. Словом то, что нужно выучить к самой контрольной. Они не должны быть выписаны как в тетради – можно хаотично, по диагонали, используя разный размер букв, цвета и т.д. То есть при заполнении «листа восприятия» важна не хронология, а креатив. С помощью этой технологии можно легко проверить качество подготовки студента: какие моменты он запомнил лучше, что ему легче дается, какие аспекты были пропущены или подзабыты и пр.
При необходимости (или изначально) можно повторить материал и приступить к заполнения «листа восприятия». Во-первых, уже во время написания идет запоминание информации. Во-вторых, визуальная память в этот момент также прекрасно сканирует материал. Лист, который уже заполнен, еще пару минут сконцентрировано изучают глазами. А затем вешают где-то в доме, в зоне видимости.
Утром, в день контрольной, его также изучают. Смотрят, повторяют, пытаются запомнить зрительно. В большинстве случаев он потом словно всплывает в памяти в момент контрольной. Притом чем ярче и креативнее заполнен «лист восприятия», тем четче вспоминается информация. Часто люди потом говорили, что будто бы списали контрольную из своей же головы – настолько отчетливо они видели этот лист. При этом метод абсолютно честный, и с психолого-педагогической точки зрения он очень хорош.
Студенты, которые сдают контрольную по психологии, часто могут использовать такие методы. Они похожи на ментальные карты (когнитивные), которые тоже нужно сначала составлять, а потом они будут словно визуальная шпаргалка. Согласитесь, вполне оригинальный метод подготовки и списывания!
Мыслить образами
Это крутое упражнение для всех, для тех, кто будет сдавать психологию письменно – особенно. Готовясь к контрольной работе, следует не просто читать материал, а стараться как можно ярче его представлять. Будто бы это не текст, а сценарий сериал, который нужно просмотреть в своей голове. Впоследствии материал закрепится в памяти лучше, потому что образы делают его более конкретным, оригинальным – такое мозг запоминает легче. Главное – умело адаптировать учебный материал под этот «сериал» и оперировать пройденным: использовать соответствующую терминологию, подходы и пр.
«Я – очень крутой лектор»
За день до написания контрольной можно поиграть в такую игру. Студент, так или иначе подготовившейся к работе, может проверить степень своей подготовки. Он представляет, что находится на классной, масштабной конференции, куда его пригласили в качестве лектора. Тема выступления должна соответствовать теме (темам), по которым пишется контрольная работа.
Почему это поможет:
- проговаривание – это прекрасное повторение и закрепление материала (особенно если вы аудиал);
- просто пересказывать темы вслух не так интересно, как чувствовать себя избранным, известным и авторитетным лектором;
- проговорив тему, возникает ощущение свободного владения ею – это придает уверенности. Также если были заминки (трудно было вспомнить что-либо), то это первый намек, где нужно усиленнее позаниматься или еще раз повторить материал.
Плюс подобное упражнение снимает внутренние зажимы, дает мышечное расслабление. То есть поимо повторения, подготовки еще достигается и релакс. Организм запоминает это состояние, и может вернуть его как раз во время написания контрольной. В идеале практиковать такой метод нужно не раз.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как готовиться правильно
Лучше воспринимается систематизированный материал. Изучая темы, можно пользоваться закладками, выделителями и прочими инструментами, помогающими систематизировать и структурировать информацию. Это называется вовлеченное изучение.
Задавать себе самому время на учебу – хороший навык. Например, сказать: с 18.00 до 20.00 я занимаюсь только психологией. Смартфон отложить в сторону, выключив звук. Не отвлекаться ни на ужин, ни на разговоры с домочадцами. Такие 2 часы будут более продуктивны, чем 5 часов с постоянными отвлечениями. В этом случае у студента будет максимальная концентрация на материале и подготовке к контрольной, без лишних движений, сторонних факторов и не будет повода прерывать столь важное дело.
После каждого такого временного отрезка, выделенного на учебу, информацию нужно повторять. Лучше – вслух. Это поможет лучше «уложить» материал в голове, сделать акценты, устроить самопроверку. Новый учебный отрезок можно начать с повторения уже изученного.
Просить себя проэкзаменовать – тоже полезная практика. Рассказывать выученное можно кому угодно, даже коту, если психологически так проще. Чем чаще тема проговорена вслух, тем проще ее запомнить, тем более уверенным чувствует себя студент. Здесь же и тренировка выступления перед публикой, то есть шансы растеряться перед экзаменатором также уменьшаются.
Контроль дыхания
Наше самочувствие еще как влияет на то, насколько хорошо мы справимся с интеллектуальным заданием. Любое недомогание забирает ресурсы организма, что не дает возможности сконцентрироваться на учебе.
Глубокое дыхание повышает уровень кислорода в крови. Это работает всегда. При достаточном уровне кислорода человек ясно мыслит, когнитивные операции проводятся быстрее, растет скорость мышления.
Как это делать правильно:
- вдыхать воздух строго через нос в течение 10 секунд;
- сделать медленный, спокойный выдох через рот;
- повторить цикл несколько раз.
Важно в этот момент ни на что не отвлекаться, постараться концентрироваться ровно на самом себе. Тогда получится дышать правильно. Нужно контролировать, что именно дышит визуально – живот или грудь.
При стрессе человек чаще дышит поверхностно, отчего подвижной становится его грудная клетка. Но нужно, чтобы дышал живот (зрительно, разумеется). Такое дыхание глубокое, оно действительно помогает. Чтобы понять, правильно ли получается, нужно положить руку на живот.
Метод жесткого старта
С одной стороны, такая тактика вполне ясна. Именно сложные задания требуют больше времени на переработку и решение. Те задачи, которые посильны для студента не требует такого «обмозгования», они выполняют «на автомате» и быстро. С другой стороны, решение сначала легких заданий создает «подушку безопасности» для студента (ведь он что-то да сделал, уже неплохо!). поэтому как быть – решать только вам.
Если все же вы решили начать выполнение контрольной со сложного задания, то учтите следующие советы. Обычно еще в школе ученикам говорят, что начинать написание контрольной нужно с самого простого задания. Но с этим могут поспорить нейробиологи. Они советуют сделать обратное: пробежаться по заданиям, и приступить к тому, которое показалось наиболее сложным.
Только не нужно писать сразу, минуту или две над заданием нужно подумать, в уме сформулировать решение, и только потом брать ручку в руки. Не стоит бояться, что решение придет не сразу – тогда сложное задание откладывается, учащийся переходит к простому, но при этом мозг все еще работает над предыдущим.
Более того, стоит отметить. Что как только студент справился со сложным примером, остальные для него будут казаться намного легче!
В чем суть метода жесткого старта:
- Он позволяет использовать мозг как двойной процессор. Рассеянное состояние работает над сложной задачей, пока сфокусированный мозг решает легкую. Это происходит на уровне подкорки, автоматизировано.
- Если человек сначала выполняет все самое простое, то в конце контрольной он не сможет решить сложные задания – фокус не позволит рассеянному состоянию сделать это.
Оставлять начатое не страшно: это только кажется, что бросили то, к чему уже приступили. Наоборот, мозг «разогнался», и он параллельно выполняет две задачи. Так вероятность успешного решения всех заданий растет.
«Подружить» левое и правое полушария
В идеале они должны работать гармонично, это лучшее, что может быть для интеллектуальной продуктивности. Но обычно у человека какое-то из них доминирует – либо правое (образное), либо левое (отвечает за логику). При доминировании одного снижается способность решать задачи оперативно. Но каждый может провести балансировку полушарий.
Хорошо, если до контрольной еще пару минут, и можно их потратить на физическое упражнение.
Оно заключается в следующем:
- Следует имитировать ходьбу на месте, поднимая колено выше обычного. Для этого даже не обязательно вставать из-за парты: выполнять можно сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке.
- Каждый раз, когда колено оказывается в высшей точке, на него кладется противоположная рука.
- Цель такая – должны соприкасаться левое колено с правой рукой, и правое колено с левой рукой.
- Эффективнее упражнение будет, если человек на опорной ноге поднимается на цыпочки.
- Двигаться быстро не нужно, темп свободный, легкий.
Если выполнять упражнение уже невозможно, поиграть в «перекрестный шаг» можно иначе. Эффект не совсем тот, но все же есть. На чистом листе бумаги следует нарисовать косой крест (как буква «X»). И просто пару минут на него нужно смотреть, сконцентрироваться только на нем. Именно так согласуется межполушарная работа.
Взбодрите мозг
Это упражнение также помогает балансу полушарий. Нужно взять два листа, в каждую руку – по ручке или фломастеру. И попытаться одновременно, двумя руками написать на листах по слову. Слова должны быть разные. Если это кажется очень сложным, можно попробовать нарисовать разными руками разные же геометрические фигуры.
Делать это прямо во время контрольной не всегда удобно, но за 2-5 минут до нее такая зарядка для мозга работает отлично. С одной стороны, стимулирует к активности каждое их полушарий. С другой – позволяет снять напряжение и отвлечься. Еще лучше, если занимаются ею не только в день контрольной, но и в процессе подготовки к ней. Это простые, но эффективные тренажеры для мозга.
Зеваем – это придает нам сил
Энергетическое зевание действительно работает. Так мозг словно перезапускает себя, если начал «засыпать». Оно же помогает бороться с кислородным голоданием. Зевать нужно чаще обычного: чем больше концентрации на учебе необходимо, тем больше актов зевания следует совершить.
Во время зевками пальцами нужно массировать сухожилия возле ушей, которые соединяют челюсти. Именно в этих зонах сосредоточено множество нервных волокон. Чтобы устранить нехватку кислорода, достаточно 4-5 зевков. Это же поможет другим студентам тоже активизироваться – зевание, как известно, «заразно».
В чем особенность контрольной по психологии
Психология – естественнонаучная дисциплина, близкая к гуманитарным и социальным предметам. Ее часто называют стыковой. Но все же это наука, что доказывают методы исследования, используемые в ней, экспериментальная база. Потому она требует точности формулировок, четкой и логичной мысли, знания темы. «Лить воду» почти не удается, только в незначительной ее части.
В психологии есть своя системность, структурность, связь между областями науки и т.д. Потому постигать ее нужно точно так же – от общего к частному, от истории науки к ее ветвям, которые оформились самостоятельно. Если студент изучает психологию именно так, общая база знаний по ней будет ему опорой в написании контрольной по любой конкретной теме.
Универсальные подсказки:
- тщательно изучайте, запоминайте и усваивайте базовые категории: термины понятия, правила, законы, теории и пр. Вопросы с необходимостью пояснению тех или иных аспектов в контрольной присутствуют всегда;
- всегда стоит помнить основные методы исследования в психологии (от наблюдение до эксперимента);
- нужно держать в уме цепочку имен тех, кому человечество обязано психологией как наукой – от Бехтерева и Ухтомского до Фрейда, Юнга и Адлера (и хотя бы концептуально помнить, в чем конкретно заслуга каждого);
- представлять, что такое высшая нервная деятельность, сигнальные системы, что сделали для науки бихевиористы;
- четко помнить, какие когнитивные (познавательные) процессы изучает психологии;
- знать периодизацию в возрастной психологии;
- ориентироваться в глоссарии и терминах.
В продаже (или в интернете) есть много опорных схем, по которым удобно все это изучать. В нужный момент такая схема сама появится перед глазами, и плюсом будет то, что информация в ней концентрированная и структурированная.
Если контрольная уже написана
Нельзя спешить ее сдавать. Нужно отложить лист с заданиями в сторону, посмотреть куда-нибудь (в окно, на потолок), поморгать быстро, а потом снова вернуться к листу. То есть нужно немного отсторониться от заданий, отвлечься, чтобы затем объективно взглянуть на подготовленный материал и задания. Далее остается проверить выполненные задания, стараясь быть немного отстраненным. Это поможет посмотреть на них более беспристрастно – в таком состоянии найти ошибку легче.
Лишнее можно вычеркнуть, внести уточнения и коррективы. Не нужно себя подгонять. Если преподаватель пока сам не пришел за работой, спешить не стоит. Часто идея, правильная мысль приходят в самом конце, когда все уже написано. Лучше дописать и переписать ее, чем быть в числе первых сдавших (бонусов в этом мало).
Общие правила: как вести себя на контрольной, чтобы справиться лучше других
Пока она не написана, смартфон лучше забыть в куртке или сумке. Мозг потребляет слишком много информации, пока человек «серфит» в интернете. И большей частью это информационный мусор. Условно говоря, он «забивает» память компьютера (под которым в данном случае мы понимаем мозг), и не дает ему работать продуктивно.
Что еще нужно делать:
- меньше общения с однокурсниками – экономить силы нужно и так;
- утром обязательно нужно поесть, но не переедать – яичница, овощи, зеленый чай с бутербродом будут оптимальным выбором;
- одеваться на контрольную нужно так, чтобы не думать, в чем одет и как выглядишь;
- тугие хвосты и косы под запретом – от таких причесок может разболеться голова (плюс общее состояние напряжения);
- не «заражаться» чужим волнением – меньше смотреть по сторонам, концентрация должна быть на себе;
- повторять все подряд не нужно, в этом хаосе мозг быстрее устает – лучше определить самые сложные моменты, по которым вновь нужно пробежаться.
Кому-то помогает талисман, взятый с собой на контрольную. Кто-то верит в ритуалы и выполняет их. Ценность подобных вещей не имеет объективной характеристики, тут каждый решает сам за себя. Но если есть вещи, которые успокаивают, расслабляют, дают возможность собраться, почему бы их не использовать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!