Новая схема получения высшего образования «2+2+2»: что это, как работает?

Не успела система профессионального образования полноценно принять и развить все ступени обучения с учетом Болонской декларации, как грядут очередные перемены. Вот-вот будет внедрена новая модель становления квалифицированных специалистов «2+2+2».

Не успела система профессионального образования полноценно принять и развить все ступени обучения с учетом Болонской декларации, как грядут очередные перемены. Вот-вот будет внедрена новая модель становления квалифицированных специалистов «2+2+2».
Не успела система профессионального образования полноценно принять и развить все ступени обучения с учетом Болонской декларации, как грядут очередные перемены. Вот-вот будет внедрена новая модель становления квалифицированных специалистов «2+2+2».

Что это такое?

Итак, давайте вспомним порядок поступления и обучения в рамках текущей профессиональной подготовки дипломированных экспертов. Изначально абитуриенты поступают на бакалавриат, где на протяжении четырех лет изучают основы и азы профессии. Полученных знаний и навыков вполне достаточно, чтобы справляться с рядовыми, типичными и повседневными рабочими задачами, но для продвижения по карьерной лестнице придется продолжить подготовку в магистратуре (+ 2 года). Притом еще на этапе подачи документов поступающий должен указать выбранный профиль. При желании он может сменить его в любой момент обучения.

Что такое модель 2+2+2?
Новая модель обучения

Новая система профессиональной подготовки специалистов «2+2+2» предполагает следующую градацию учебного процесса:

  • На протяжении первых 2 лет обучения студенты будут осваивать общие предметы, входящие в спектр «общеразвивающих», расширяющих кругозор, подходящих для всех профилей. К таким дисциплинам относят: русский язык, история, философия, математика и высшая математика, экономика, основы юриспруденции (по отдельным отраслям или наукам), статистика, маркетинг, менеджмент и т.д.
  • Последующие 2 года предназначены для более глубокого изучения профильных предметов, которые будут связаны непосредственно со специальностью, то есть выбор конкретной профессии будет производиться по окончании первых 2 курсов, на протяжении которых учащиеся смогут понять: какой профиль им подходит, какие предметы и области наук будут им более интересны и пр.
  • Еще 2 года обучения относится к магистратуре, где дипломированные бакалавры могут еще больше углубить и утончить свои знания и навыки в рамках уже освоенной профессии. Также допускается освоение нового направления, но здесь могут возникнуть определенные сложности: для обучения потребуется определенная «база», минимальные знания и представления.

Чем выгодна и эффективна новая модель обучения?

В целом глобальных отличий от текущих правил не будет. По «старой» схеме профессионального становления бакалавры также сначала изучают общие предметы, затем базовые (введение в специальность) и только на старших курсах приступают к погружению в профиль, исследованию профильных дисциплин, прохождению практики и пр. По сути, эту модель обучения можно назвать «4+2».

Система «2+2+2» позволит конкретизировать направление подготовки, более точно определиться учащимся с будущей профессией и минимизирует долю отчислений с первых двух курсов. Более того у учащихся есть два шанса выбора профессии: на бакалавриате и в магистратуре. При этом возможность перевода на другой профиль, факультет или ВУЗ не исключается.

Чем выгодна и эффективна новая модель обучения?
Преимущества обучения по новой модели образования?

Модель «2+2+2» является более детализированной версией текущей системы образования, нацеленной на точный и эффективный результат. Абитуриенты будут подавать документы на конкретный факультет, а значит часть базовых предметов будет с определенным «акцентом»: экономических, математическим, гуманитарным, техническим. Уже в процессе их изучения учащийся сможет понять, какая из специальностей ему ближе, какие предметы более интересны, легче и пр.

Именно на фоне рождения модели «2+2+2» в России с 2021 года вступают новые правила приемы в ВУЗы: подача заявления на факультет (а не на специальность), укрупненный конкурсный отбор, «отсрочка» выбора профессии (на 2-3 курсе обучения) и пр.

Эксперты полагают, что новшество сделает высшее профессиональное образование в России более гибким и маневренным.

Где действует модель «2+2+2»?

Указанная модель обучения пришла в Россию из-за рубежа, а именно из США. По сути, здесь на практике внедряется метод «от общего к частному» — дедукции. Первый опыт внедрения этого правила обучения приходится на первую половину ХХ века.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В настоящее время данная система успешно практикуется в Великобритании, Германии, Польше, Франции, Японии, КНР и пр. Заметьте, в этих государствах экономика развивается гораздо быстрее и эффективнее, чем в РФ. Не в этом ли секрет успеха (именно в такой системе подготовки)?

В России впервые о разработке программ профессиональной подготовке «2+2+2» заговорили примерно 1-2- года назад. Сейчас подготовлена законодательная основа, запланированы определенные мероприятия для перехода (пересмотр и совершенствование образовательных и учебных программ). С 2021 года новая модель будет активно внедряться.

Специфика и проблемы системы профессиональной подготовки «2+2+2»

Модель «2+2+2» сосредоточена на более точном профессиональном самоопределении студентов ВУЗов. Притом развитие дипломированных специалистов будет всесторонним: на начальном этапе они будут изучать базовые и общие предметы, расширять кругозор, а на «профильной части» смогут более детально разобраться в будущей профессии: основные и самые частые задачи, проблемы, стандартные решения, современные возможности и пр.

Специфика обучения по модели «2+2+2»
Особенности модели «2+2+2»

Эксперты выделяют три блока проблем, с которыми сталкиваются учащиеся на пути к профессии в рамках системы «2+2+2»:

  • Особый акцент на ЕГЭ.

Теперь успех при поступлении в ВУЗы будет сконцентрирован на конкурсном отборе, основанном именно на ЕГЭ. Чем выше баллы, тем выше шансы поступить в ВУЗ. Притом одна комбинация будет действовать для всего факультета, то есть множества смежных или вовсе разных специальностей.

К сожалению, подготовка к ЕГЭ носит однобокий характер и в значительной степени притупляет качество образования, базовой подготовки абитуриентов. В ходе изучения и погружения в экзаменационные предметы, они привыкают решать задачи и тесты по аналогии, не понимая, какие именно навыки следует развить. Запомнить, закрепить.

  • Отказ от свободы слова, мнения и следование строгим регламентам.

Внедрение системы «2+2+2» будет проходить крайне сложно. При «старых» условиях поступления в ВУЗы выпускники школ с трудом выбирали подходящие комбинации ЕГЭ, ориентируясь либо на требования ВУЗа, либо исключительно на собственные возможности (знания подготовку, успеваемость).

Что уж говорить о студенте, который сумел поступить на определенный факультет (предоставив те же результаты ЕГЭ), но так и не сумел понять, какая из доступных профессий ему ближе и привлекательнее.

В системе «2+2+2» происходит процедура внедрения нового элемента. Если ЕГЭ основаны исключительно на готовых знаниях, формах, ответах, то самоопределение в процессе обучения призваны развить следующие навыки: аналитические способности, креативное мышление, отстаивание собственной позиции, рассуждение. Притом в рамках обучения «2+2+2» приветствуется диалог между преподавателем и студентом как во время занятий, так и вне них. К сожалению, обсуждения и дискуссии в старшей школе до сих пор отсутствует.

  • Родительский контроль: ужесточение или смягчение?

Если выпускники школ все же поддаются давлению со стороны родителей, которые «плохого не пожелают», то студенты – народ более самостоятельный, самоорганизованный, который способен принимать решение, учитывая рекомендации, советы и даже критику.

Будучи студентом бакалавриата (хоть и на общей ступни развития), индивиду проще сделать более осознанный выбор специальности, доказать свое мнение окружающим.

Система «2+2+2» призвана минимизировать потери и отток студентов с начальных курсов из-за разочарования в профессии, повысить объективность при выборе специальности и «рабочих будней». Следует отметить, что эта модель уже частично действует в нескольких отечественных Вузах.

Например, в ТГУ студенты могут утвердить самостоятельный план обучения в рамках профиля, в НИУ ВШЭ учащиеся могут выбрать дополнительный профиль к основной программе, начиная со 2-3 курса подготовки (по аналогии с военной кафедрой), а в Уральском федеральном университете возможно сменить профиль в любой момент обучения (то есть, меняй хоть каждый семестр, но исключением станет лишь выпускной курс – здесь такие перемены недопустимы).

Сильно ли изменятся образовательные программы в рамках модели «2+2+2»?

В целом учебные планы и программы профессионального образования не претерпят колоссальных изменений. Текущая система образования была основана на том, что на первом курсе студенты осваивают общие предметы, а на втором – предметы, подводящие к профессии. Сейчас данный механизм будет более укрупненным и детализированным, но суть не изменится.

Ключевые перемены могут затронуть профильную часть подготовки, где могут быть добавлены новые дисциплины, изучение которых (всех узкоспециализированных наук) будет более глубоким. Не исключено, что период прохождения практики будет увеличен с 3-4 недель до 4-6 недель.

Система «2+2+2»
Что нудно знать о системе «2+2+2»?

Учебные планы также будут включать освоение теоретической части, прохождение практики и формирование соответствующего отчета, его защиту. Помимо этого, в числе промежуточных аттестаций могут быть использованы: контрольные работы, тестирования, дифференцированные и обычные зачеты экзамены.

Для углубления знаний и совершенствования навыков по работе с информацией, определенных профессиональных качеств учащиеся будут в обязательном порядке выполнять курсовые работы, а подтверждать и доказывать свою профессиональную состоятельность путем выполнения и защиты дипломных проектов, НИР. Облегчить эту «студенческую участь» помогут высококвалифицированные специалисты Дисхелп. Достаточно лишь оформить заявку и дождаться обратной связи.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

4 комментариев к “Новая схема получения высшего образования «2+2+2»: что это, как работает?”

  • в целом эта система действует в Европе да и в России уже давно. Тот же бакалавриат+магистратура. Просто сейчас хотят детализировать новую ступень на общий и профильный курс. А так в целом материал достойный внимания, описывающий условия обучения по новой схеме. По мне, так серьезных перемен не предвидится. На первых курсах обучения всегда изучали общие предметы и «вхождение в специальность».

  • Это имитация позитивных изменений: 4+2 = 2+2+2. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Чиновники — мастера изобретать новые понятия — чтобы ничего по сути не менять. И опять ссылки на то, как на Западе. И опять — лишь бы сохранить структуры этой мерзости — ЕГЭ. Пока образованием занимаются эти мерзавцы — всё будет деградировать в том же направлении. Но главная беда вовсе не в Болонской системе. Есть вещи похуже: например, подушевое финансирование, ЕГЭ и так называемая «оптимизация», которая убивает всё, что ещё шевелится.

    • Возможно, Вы правы. Только для ВУЗов модель 2+2+2 приведет к головной боли от переделывания текущих учебных планов к формату 2 года базового обучения и 2 года проф. предметов бакалавриата. За 2 года обучить студента всем проф. предметам очень сложно из-за требования логической последовательности предметов и желания сделать из учащегося специалиста в своей области, особенно в области технических наук.

  • все это хождение по кругу и перемена названий.
    В союзе человек приходит в вуз, выбирая интересную область знаний, имея о ней только общее представление. Например, гуманитарии — поступали на определенный факультет и два годы проходили обучкение по базовым специальностям, где были и математика и истирия, философия, психология… и проч. Это — кругозор, знакомство с новым объёмом понятий, систематизация этого материала с помощью изучения тем, данных в учебниках. После сдачи экзаменов становилось любому уже ясно, что «моё» это или не «Моё». ЮНЫЙ СТУДЕНТ СПОСОБЕН ЭТО ОСОЗНАТЬ И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ДРУГОЙ ФАКУЛЬТЕТ ИЛИ В ДРУГОЙ ВУЗ. НЕ НАДО НАД НИМ ТРЯСТИСЬ, НО ПРЕДОСТАВИТЬ ВЫБОР ПО СТЕПЕНИ САМООСОЗНАНИЯ. ИЗБЫТОЧНОСТЬ ГИБКОСТИ ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ДАСТ, ДА И СТУДЕНТ НЕ ПОЙМЕТ ТАКОЙ УСЛУЖЛИВОСТИ. тРЕБОВАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ, НО ЯСНЫЕ!
    ПОСЛЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО КУРСА ОН ВЫБИРАЛ, К КАКОЙ КАФЕДРЕ ПРИКРЕПЛЯТЬСЯ, А ПЕРЕД ЭТИМ ПРОХОДИЛ НА КАЖДОЙ КАФЕДРЕ СВОЕОБРАЗНЫЙ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ.
    БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА, ОСОБЕННО В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВУЗАХ — ЭТО ПТУ И ТЕХНИКУМ, ПОДГОТОВКА ПРАКТИКОВ С ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ И БЕЗ ВСЯКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ. ПРАВДА ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ВСЕ НАЧИНАЮЬТ ОЩУЩАТЬ ОГРОМНУЮ ТЯГУ К КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ И ПОТОКАМИ ДЕСАНТИРУЮТСЯ ТУДА, ГДЕ МНОГО РИСКОВ И НИКАКИХ ЗНАНИЙ. ЗАТО -ТВОРЧЕСТВО. ЗА ТО — НЕВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ: СВОБОДНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА И ГОТОВАЯ К ПОИСКУ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖЬ.
    Если говорить про эту формулу «два в кубе»- то это украденная штатами советская формула. А мы опять не хотим критически посмотреть на то, что мы имели, а отметаем сразу за борт.
    Новое изобретем не в системе, а в правильной организации образовательных коммуникаций человека. Систему сочинить — это одна сторона вопроса, а понять, кто в ней двигаться будет — друга. Мы всегда решаем первую, а вторую оставляе на другое время, когда оно появится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *