Новые варианты образования: блокчейн, облачные вычисления и интернет-вещей

Наука и технический прогресс не стоят на месте. Электронно-цифровое пространство ворвалось в жизнь каждого человека. Сегодня доступ к сети Интернет и различным технологиям есть даже у школьников, но далеко не всеми умеют грамотно, правильно и во благо ими пользоваться.

Новые варианты образования: блокчейн, облачные вычисления и интернет-вещей
Наука и технический прогресс не стоят на месте. Электронно-цифровое пространство ворвалось в жизнь каждого человека. Сегодня доступ к сети Интернет и различным технологиям есть даже у школьников, но далеко не всеми умеют грамотно, правильно и во благо ими пользоваться.

Современная система отечественного образования (особенно профессионального) претерпела немало перемен, но самым серьезным новшеством здесь выступает применение новейших технологий и рождение новых профессий. Сегодня мы поговорим о новых возможностях, «рожденных интернет-реформой».

Понятие блокчейн, облачных вычислений и интернета вещей

Развитие цифрового пространства, интернет-технологий породило новое направление деятельности, способное приносить человечеству доход, расширять кругозор и повышать уровень знаний, навыков и конкурентоспособности, развивать новые направления деятельности.

Относительно новым понятием в системе образования и даже рабочей среде считается «блокчейн», представляющий собой цепочку блоков с информацией. Если говорить просто, то блокчейн представляет собой книгу или блокнот с записями, сделанными в хронологическом порядке, которые уже невозможно отредактировать или удалить, но можно дополнить новыми метками (создать следующую страницу). Блокчейн – это стабильная и бесконечная цепь из блоков информации. Нередко данное понятие перекрещивается с криптовалютами, но на самом деле термин уместен в широком смысле повсеместно и пригоден не только в экономической среде.

Современные онлайн-возможности
Варианты образования сегодня

Стать участником новых технологий может каждый желающий. Блокчейн – это уникальное пространство или хранилище данных, носящее децентрализованный характер. Именно благодаря децентрализованности злоумышленникам не удастся взломать систему и пользоваться ею в корыстных целях. Данная технология позволяет хранить информацию в безопасности: подделать, удалить, скопировать или изменить ее из «блока цепи» не удастся.

Еще одним новым термином является «облачные вычисления». Здесь нет прямой связи с математическими расчетами и природными явлениями (облаками). Под этим термином понимают все услуги и продукты, получаемые человечеством в интернет-пространстве. Согласитесь, интернет-сервис схож с облаком: оно невесомое, его невозможно потрогать руками, но вполне возможно увидеть, направить в нужную точку (например, отправка электронного письма) и пр.

Облачные вычисления позволяют превратить реальный продукт в электронный формат, предоставить его пользователю через интернет-сервис и пр. Скорость «доставки», обработки, надежность, дешевизна – ключевые параметры облачных вычислений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

С вышеописанными категориями тесным образом связан еще один современный термин – интернет-вещей. Нередко это понятие ассоциируется у пользователей с интернет-магазином, но на сама деле ничего общего между ними нет. Под ним следует понимать целую сеть или информационный канал, позволяющий связываться пользователям независимо от их местоположения и делиться информацией, фактами, материалами на расстоянии с использованием современных устройств, программ, технологий. Фактически люди обмениваются «вещами» (данными, товарами, материалами) посредством использования интернет-технологий. Для этого достаточно иметь под рукой гаджет или ПК, доступ к сети Интернет, данные пользователя (с кем предстоит общаться), соответствующее приложение/программу или сайт и пр.

Все описанные категории могут применяться в самых разных сферах деятельности и отраслях: банками (электронное обращение денег), в любой компании (электронный документооборот), логистика (хранение данных/товаров и их передача), торговля, закупки и пр.

Применение блокчейн-технологий, облачных вычислений и интернет-вещей в образовательной среде

Современная система профессионального образования представлена в виде трех основных ветвей: очное, заочное и дистанционное обучение. Если первые два варианта требуют полного или частичного пребывания в учебном центре, то онлайн-формат основывается именно на применении трех новых категорий:

  • Блокчейн-технологий.

В образовательной среде они представлены в виде специальных сервисов, программ и сайтов – личный кабинет абитуриента/студента, электронные формы и бланки заданий (онлайн-тестирования при вузе, выполнение кейсов и их предоставление преподавателю в рамках «внутренней» платформы и пр.).

Блокчейн-технологий
Блокчейн как вариант онлайн-образования

Блокчейн в вузах – это электронная запись учета: кто и когда получил задание, когда выполнил и сдал, какую отметку получил. Притом исправить или изменить ход событий в этой цепи будет невозможно.

  • Облачные вычисления в образовательной среде представляют собой способы взаимодействия студентов и преподавателей, администрации вуза между собой: электронная почта, внутривузовский чат (через личный кабинет студента), скайп или конференцсвязь и пр. Фактически, облачные вычисления позволяют превратить обычный прямой контакт в виртуальное общение и взаимодействие в удобном для каждой из сторон формате.
Облачные вычисления в образовательной среде
Как работает система облачных вычислений?
  • Интернет-вещей – это виртуальные записи, решения, работа на онлайн-занятиях.
Как учиться в современном мире?
Обучение в онлайн-формате

Вместо типичной парты и доски с мелом выступают современные цифровые возможности: онлайн-сервисы, электронные файлы (ворд, блокнот и пр.), а вместо ручки, карандаша и ластика – клавиатура, видеосвязь и веб-камеры.

Все три категории в одной связке позволяют превратить образовательный процесс в некий квест в электронном (цифровом) формате: передача знаний осуществляется по виртуальным каналам связи. Выполнение заданий – электронный документооборот или онлайн-тест, взаимодействие – в рамках специальных каналов, доступ к данным – посредством использования специальных сервисов (но только при наличии пароля и логина) с использованием сети Интернет и пр.

В России применение современных технологий в системе образования пришлось преимущественно на 2020 год (когда все вузы перешли на онлайн-обучение в связи с пандемией). До этого времени дистанционный режим использовался в единичных случаях.

Какие специальности связаны с блокчейн, облачными вычислениями и интернет-вещами?

Переход на новый формат обучения с использованием современных технологий и устройств в обязательном порядке требует наличия квалифицированных специалистов. Способных организовать такой способ взаимодействия и предоставления образовательных услуг, настроить нужные каналы связи, «хранилища» материалов, способы обработки файлов и пр.

В настоящее время в России нет прямых профессий, связанных с блокчейном, облачными вычислениями и интернет-вещами. При топовых вузах (например, МГИМО, НИУ ВШЭ) можно пройти лишь специальные курсы, на которых раскроют понятие и дадут общие представления об этих категориях, сфере их применения возможностях использования и пр.

В системе профессионального образования блокчейн-технологии, облачные вычисления и Интернет-вещей соотносят с работой IT-специалистов: программистов, разработчиков и тестировщиков ПО, системных администраторов, модераторов и пр. Освоить азы этих профессий можно практически на базе всех колледжей и вузов.

Современные профессии связанные с новыми форматами обучения
Где пригодятся такие варианты обучения?

Сравнительно недавно на базе вузов появились соответствующие образовательные программы, позволяющие освоить новейшие профессии, основанные на использовании блокчейн-технологий:

  • Университет при МПА ЕврАзЭс (Санкт-Петербрг). Бизнес-информатика, технология-блокчейн-крипотвалюта. Программа доступна в рамках бакалавриата на очном отделении. Ее миссия – подготовка квалифицированных программистов-экономистов, специалистов по использованию цифровых продуктов, аналитиков, онлайн-предпринимателей, специалистов по внедрению инноваций. Осваиваемая квалификация – IT-специалист, блокчейн-специалист, бизнес-аналитик, специалист по майнингу.
  • МТУСИ (Москва). Образовательная программа – «Промышленный интернет вещей и робототехника». Профиль доступен на базе очного и заочного отделения по программе бакалавриата. Он предназначен для подготовки специалистов, способных внедрять искусственный интеллект в рабочие процессы, создавать роботов и кибертехнику, эксплуатировать их во всех сферах деятельности. Доступные квалификации – инженер по автоматизации, инженер-разработчик в области Интернета-вещей, робототехник.
  • ГУАП, ТУСУР. Профиль «Коммуникационные технологии интернета вещей». Программа доступна на бакалавриате в очном режиме и нацелена на подготовку специалистов по проектированию и внедрению, обслуживанию специальных устройств и сетей коммуникации в интернет-пространстве. Доступные профессии – инженер ВОЛС, инженер связи, инженер-проектировщик в области связи, разработки программ и приложений и пр.
  • СПбГУТ. Программы «Управление бизнес-процессами предприятия в цифровой экономике» и «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (очно, бакалавр). Миссия специализации – подготовит экономистов-программистов, способных использовать в развитии компании современные блокчейн-технологии, интернет-вещей и облачные вычисления. Действующие квалификации – специалист по электронному бизнесу, информатик-технолог, экономист-программист.

Приемная кампания на профили, связанные с освоением современных онлайн-возможностей в виде блокчейн, облачных вычислений и интернета вещей, предполагает сдачу ЕГЭ в рамках основных комбинаций: обязательная часть – русский и математика, вариативная – физика, информатика. Соотношение бюджетных и коммерческих вакантов по новым направлениям подготовки достигает 25%/75% соответственно (освоить специальности можно преимущественно платно и строго в очном формате). Среднегодовая стоимость подготовки достигает 90-220 тысяч рублей в год.

Подготовка специалистов предполагает не просто теоретическое погружение в профиль, но и выполнение НИР и НИОКР для углубления знаний, а также прохождение практики на базе ведущих IT-предприятий и лабораторий.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Новые варианты образования: блокчейн, облачные вычисления и интернет-вещей”

  • почему-то все эти термины у меня больше ассоциировались с цифровой экономикой и торговлей. А тут связали с образованием. В целом, интересная интеграция, но насколько она эффективна судить трудно: дистанционное обучение у нас только на стадии апробации, все к нему относятся настороженно, так как качество подготовки выпускников без практики сомнительно. Но в целом статья интересная, просто раскрыли эти понятия по-новому, просто и понятно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *