Каждый человек как минимум один раз в жизни задумывается о поступлении в колледж или вуз, выборе профессии. Но не все индивиды видят разницу, между такими понятиями, как профессия, специальность или образовательная программа. Давайте разбираться, что есть что.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть и функции образовательных программ
Итак, когда речь заходит о поступлении в колледж или университет, то абитуриенты сталкиваются с новыми категориями, в числе которых есть и образовательная программа. Она представляет собой комплекс предметов, теоретических материалов и практических занятий, действий, заданий, с помощью которых индивид осваивает необходимые для работы в конкретной отрасли, сфере деятельности компетенции. То есть это своего рода инструмент для построения дальнейшей карьеры.
Образовательная программа по одному и тому же направлению деятельности при разных учебных заведениях может отличаться. Несмотря на единые стандарты ФГОС, предметны набор, соотношение теории, научной деятельности и практики разнится и вносит свою лепту. Если доминирует теория, то такая подготовка свойственна больше либо работникам базового звена, либо желающим строить исследовательскую и научную карьеру.
Если в составе траектории обучения преобладает практика, то такие профили призваны подготовить высококвалифицированных работников для конкретной отрасли, которым посильны любые задачи и поручения. Их уровень знаний и умений высок, погружение в профильную часть – серьезнее.
То есть от характера и состава образовательной программы в дальнейшем может зависеть карьерный и научный рост выпускника, качество его подготовки и квалификационный арсенал (знания, умения, качества), конкурентоспособность.
Следует отметить такую особенность образовательной программы, как ее косвенное отношение к той или иной профессии или смежное положение между несколькими научными парадигмами. Например, программы обучения по психологии могут готовить студентов как для работы в образовательных заведениях, медицине, так и для бизнес-корпораций. То есть карьерные возможности в данном случае кардинально разнятся, как и функционал, знания и цели работы.
Среди основных функций образовательной программы можно отметить следующие:
- Развивающая. Она состоит в том, чтобы предоставить студентам необходимый минимум или информационную базу по конкретному направлению подготовки для развития профессиональных качеств и навыков;
- Информационная или учебная. Она состоит в расширении кругозора и повышении эрудиции (как профессиональной, так и общей);
- Личностно-ориентированная. Эта задача проявляется в развитии коммуникационных навыков и межличностных отношений, развитии лидерских качеств;
- Культурная. В рамках каждой программы есть определенные стандарты и нормы, прививающие те или ирные порядки в трудовом коллективе. Здесь студенты усваивают определённые принципы взаимодействия, делопроизводства, осознают профессиональные обязанности и пр. Также могут быть выделены определенные профессиональные ценности и этические аспекты сотрудничества.
В целом можно отметить, что образовательная программа является своего рода способом развития специалиста для конкретной отрасли или сферы деятельности. Именно на ее основе происходит погружение в конкретные дисциплины, развитие определённых навыков и компетенций, достаточных для построения профессиональной карьеры. То есть это та самая база, которая помогает индивиду самореализоваться как квалифицированному специалисту и продвигаться вперед.
Образовательная программа выполняет основные функции, которые состоят в подготовке квалифицированных специалистов для рынка труда, развитии кадрового состава и удовлетворении спроса со стороны работодателей. Адаптация молодых специалистов к трудовым реалиям.
Что такое профессия и каковы ее требования?
Еще с детства нам прививают «норму»: важно выбрать определенную профессию, которая сможет нас прокормить, удовлетворить наши потребности, самореализоваться. Притом люди «старой закалки» утверждают, что профессия одна на всю жизнь. Но мы с этим готовы поспорить, ведь выбор профессии – дело не только вкуса, но и времени: одно устаревает, другое появляется и затмевает старое и пр. Таков круговорот.
Что же такое профессия? Под данной категорией понимают вид или формат трудовой деятельности человека в конкретной организации, отрасли. То есть визуально она ассоциируется с конкретным работником, который выполняет определенные функции, решает конкретные задачи в силу своих знаний и компетенций, обязанностей.
Формально же профессию можно представить как комплекс знаний и умений в узком направлении деятельности. Притом чаще всего компетенции носят сугубо прикладной характер, то есть конкретные действия, приводящие к определённому результату.
Все мы знаем, чтобы освоить профессию и получить доступ к трудовой деятельности, нужно иметь соответствующий диплом об образовании. То есть для этого нужно поступать в колледж или вуз.
Нередко профессию путают с таким понятием как должность. Последняя категория представляет собой прикрепление к конкретной организации, месту. Сама по себе профессия не имеет такой привязки. То есть выпускник колледжа или вуза, имеющий диплом на руках – фактически имеет профессию, он пока не привязан к какому-либо месту работу (в случае, если не совмещал работу и учебу).
Как правило, именно к профессии на рынке труда выдвигают определенные требования. То есть работодатели анализируют уровень подготовки специалиста и его профессиональную принадлежность:
- Наличие образования по конкретной специальности на базе колледжа или вуза, определенный уровень образования – бакалавр, специалист, магистрант и пр.;
- Опыт работы по профилю ил смежной области;
- Прохождение стажировок;
- Знание иностранных языков;
- Для технических специалистов важно умение формировать и читать чертежи, сметы и пр.;
- Требования по наличию определенной категории, квалификации. То есть подчеркивают также роль самообразования и дополнительной профессионального образования.
Таким образом, профессия – это узкий сегмент в профессиональном становлении и трудовой деятельности индивида, которая подчеркивает характер его работы, привязку к конкретной отрасли и предприятию, наличие конкретных умений и воспроизведение четких действий для получения конечного результата (согласно инструкциям и требованиям работодателя).
Профессия – это социальная характеристика индивида, которая отмечет спектр его трудовых обязанностей и возможностей, набор занятий и цель их реализации. То есть рассматриваемая категория имеет определенные цели, ограничения, требования.
То есть рассматриваемая парадигма выполняет функции ориентации на рынке труда, сужения профессиональных обязанностей до определённого круга задач, определение роли сотрудника на рынке труда или в штате компании.
Что выбирают первее: профессию или образовательную программу?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Но на самом деле у каждого индивида – свой, персональный путь профессионального роста, развития и деятельности.
Чаще всего учащиеся практикуют базовый сценарий, когда сначала происходит выделение подходящих и желаемых профессий с дальнейшим осознанием «кем я хочу стать». У школьников подобные пожелания и выбор меняется довольно часто. Порой выпускники не понимают, в какой области хотят работать, какую профессию осваивать. Здесь чаще всего результативный эффект привносит оценка текущей успеваемости, давление со стороны родителей в части перспективной и доходной профессии, а также наличие определенных талантов, способностей, собственных представлений по известным видам трудовой деятельности.
Второй вариант предполагает выбор образовательной программы, который соответственно приводит к выбору и освоению определенной профессии. Данная стезя считается наиболее ориентированной, узкой и требовательной. То есть в рамках каждой профессии есть определенный набор базовых обязанностей, действий, знаний, без которых приступить к профессиональной деятельности просто невозможно.
Бывают ситуации, когда абитуриент не может определиться между профессией и образовательной программой. В этом случае практикуют аналитический метод. Он предполагает, тотальное изучение все х образовательных программ по выбранной профессии (роду деятельности). Здесь важно выделить особенности, акцент в каждом из вариантов и понять, что вам больше подходит.
Также допустим разбор смежных профессий с целью осознания их отличий, специфики, требований, доходности и подходящих им вариантов обучения, образовательных программ.
Обратите внимание, что в любом случае выбор профессии и образовательной программы учитывает личные интересы и возможности поступающего, специфику развития и требования рынка труда, особенности обучения в учебных заведениях. То есть данный процесс сугубо индивидуальный и осознанный.
Чаще всего выбор профессии производится по инициативе индивида с учетом его интереса к конкретному роду деятельности или отрасли, талантам. Выбор образовательной программы чаще всего – необходимость для освоения избранной профессии. Притом она наступает преимущественно в рамках поступления в колледж или вуз.
Выбирать профессию можно годами, а образовательную программу — в пределах приемной кампании. Вот так парадокс, не правда ли?
От правильности в выборе профессии зависит дальнейший успех, профессиональный и научный рост индивида. От корректности выбора образовательной программы зависит спектр получаемых знаний и умений, профпригодность и конкурентоспособность специалиста. Что выбрать первее: дело личное и обстоятельственное.
Сходства и отличия образовательной программы и профессии
Итак, в чем же состоит разница между образовательной программой и профессией? Есть ли у них точки соприкосновения? Давайте проведем небольшую сравнительную характеристику этих категорий и выделит соответствующие черты.
Зачастую указанные термины воспринимаются в качестве синонимов. Но на самом деле именно это – грубейшая ошибка. Потому что когда абитуриент изучает предложения сузов или вузов, то буквально теряется: где привычная профессия, что ему предстоит выбирать, как понять, чему учат по каждой из представленных программ?
Связь между профессией и образовательной программой состоит в следующем:
- Обе категории лежат в одной научной и профессиональной плоскости, то есть они готовят специалиста в определённым набором компетенций для дальнейшей деятельности в отрасли, сегменте, на предприятии и пр.
- Они нацелены на развитие индивида с акцентом на конкретный набор действий, качеств, знаний и пр.;
- Образовательная программа предоставляет индивиду набор определенных знаний и представлений, а профессия преобразовывает из в конкретные качества и навыки, действия и результаты;
- Обе парадигмы требуют своевременного обновления на фоне появления инноваций и изменений на рынке труда;
- Требуют привязки к образовательному заведению для получения определённой базы, перенятия опыта. Материально-технических условий становления и пр.;
- Освоение профессии немыслимо без изучения и развития по образовательной программе, а реализация образовательной программы приводит к освоению конкретной профессии на соответствующем уровне;
- И профессия, и образовательная программа имеют свои регламенты и порядки.
То есть обе категории – целенаправлены и ориентированы на развитие в теоретическом, практическом и научно-исследовательском плане. Их связь проявляется в том, что они немыслимы друг без друга и помогают индивиду утвердиться и продолжить развитие в конкретном сегменте, отрасли, предприятии в специфической роли.
Среди отличий между профессией и образовательной программой можно выделить следующие признаки.
Основание для сравнения |
Профессия |
Образовательная программа |
Обучение | Практическое | Теоретическое или научное |
Сфера действия | На базе конкретного предприятия | В рамках определенной отрасли или научной плоскости |
Параметры | Конкретные умения и навыки | Знания и базовые представления о порядке действий |
Место развития | Самообразование, место работы | Суз или вуз, центр дополнительного образования |
Особенность | Основа для карьерного роста | Инструмент для развития |
Смена | Требует переобучения, перепоступления или дополнительного обучения | Достаточно перевестись на новую программу или профиль, перепоступить в новом учебном году |
Итак, первая и очевидная отличительная черта между этими категориями проявляется в том, что образовательная программа чаще всего предоставляет студенту только теоретический и исследовательский материал, развивая определенные представления о том. Что делать и как это делать. Практическая подготовка здесь сводится к минимуму и чаще всего ориентирована на развитие базовых умений и общих профессиональных качеств. Профессия же нацелена на оперативное преобразование имеющейся теоретической базы в практику, то есть конкретные действия и результаты, обязанности.
Второй особенностью является то, что при освоении образовательной программы действует определённый набор соответствующих качеств: знания, умения, качества, навыки. Профессия же требует развития в определённых условиях: на территории работодателя или в отрасли с учетом материально-технических условий, сроков исполнения намеченных задач. Притом нередко для «работы по профессии» новоиспеченным специалистам требуется пройти дополнительное обучение – курсы, тренинги, стажировки и пр. Здесь же можно отметить и третью специфическую черту – место развития и становления. Профессия развивается на рабочем месте, и программа обучения – в учебном заведении.
Он самое главное отличие между этими парадигмами состоит в их предназначении. Образовательная программа – это лишь средство освоения профессии. То есть она представлена в виде набора дисциплин, заданий, зачетов, экзаменов, проектов и пр. Профессия же – это результат реализации образовательной программы, который служит базой для дальнейшего профессионального и/или научного роста.
Также следует отметить, что смена профессии имеет преимущество – за плечами у индивида уже будет профессиональное образование. Но есть и минус – дальнейшее обучение по новой профессии возможно будет только платно (если первичное образование было бюджетным).
Таким образом, у профессии и образовательной программы есть как сходства, так и отличия, подчеркивающие их специфику, предназначение и ориентацию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как выбрать образовательную программу для построения профессиональной карьеры?
Выбор профессии и выбор образовательной программы – серьезное решение в жизни каждого человека. Как же сделать грамотный, осознанный и правильный выбор?
Во-первых, понять, какой из вариантов правильнее, невозможно. Поэтому не нужно бояться совершить ошибку. В любом случае, есть шанс все исправить: не понравилась программа – можно перевестись на другую, подать заявление на отчисление и перепоступить в следующем году, взять академический отпуск и оценить ситуацию с ноля и пр. Сменить образовательную программу на этапе обучения проще, чем сменить профессию, будучи дипломированным специалистом.
Выбирая программу, изучите и оцените: какая профессия соответствует дипломанту и чем он может заниматься в силу освоенной специальности, сферу его применения и востребованности и пр. Это поможет понять, ту ли траекторию выбрал индивид на этапе поступления. То есть принцип «хочу-могу-надо» никто не отменял, как и соотнесение личных мотивов с требованиями внешней среды. Важно найти тот самый баланс и принять решение об обучении и построении дальнейшей карьеры в конкретном русле.
Во-вторых, выбирая профессию и образовательную программу важно учитывать не только личные интересы и мотивы, способности и таланты, возможности и посильность, но и внешние факторы. Изучите требования рынка труда и соотнесите их с составом действующих специальностей при сузах и вузах, отзывами выпускников и работодателей. Важно, чтобы дипломант соответствовал действующим требованиям, мог оперативно приступить к работе по мере трудоустройства без дополнительного обучения или переобучения. Чем ближе программа подготовки к реалиям, тем быстрее получится освоить профессию и приступить к трудовой деятельности после получения диплома (без лишних затрат).
В-третьих, обязательно оцените шансы на профессиональный (карьерный) рост, научные перспективы. Выпускники не всегда проявляют инициативу в построении научной карьеры, но исключать это направление не стоит. Постарайтесь понять, кем вы можете стать с текущим уровнем образования, каково место специалиста в штате предприятия и возможности его продвижения. Порой уже на фоне многолетней практики квалифицированный эксперт понимает, что может привнести новшество в свою работу и повысить собственную продуктивность, эффективность. Почему бы не оформить это в виде диссертации? Очень важно, чтобы профессия не тормозила дальнейшее профессиональное развитие и саморазвитие. В противном случае уровень конкурентоспособности будет истощаться на глазах.
Посещайте дни открытых дверей, стажировки, краткие курсы, чтобы «примерить» ту или иную профессию на себя и понять, подходи ли она вам. Так, дальнейший выбор программы подготовки будет проходить легче.
Таким образом, выбор профессии и образовательной программы очень тесно связаны между собой. Здесь важен критический анализ всех действующих предложений от сузов и вузов, их оценка и соотнесение с личными ожиданиями, предпочтениями и интересами, стремлением к определённой профессии. Важно все тщательно взвеси и продумать. Притом не стоит бояться допустить ошибку. Все всегда поправимо.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!