Даже самый потрясающий спикер может плохо показать себя, если он не проработал презентацию. Выборка лучшего, подача, контекст, общая логика – есть масса факторов, влияющих на успешное выступление. Потому изучать методы, помогающие написать отличный сценарий презентации, точно полезно.
СОДЕРЖАНИЕ
Зачем нужен сценарий
Мастеров импровизации в принципе не так много, потому полагаться на избранность будет опрометчивым решением. Сценарий презентации – это опора, основа, которая задает ей структуру, привлекает аудиторию, повышает уверенность в себе.
Какие ошибки в сценарии встречаются чаще:
- Хаос. Сценарной основы просто нет, не выдержана система подачи материала, есть «каша» и нагромождение не связанных логично приемов.
- Отсутствие ритма. Даже в сценарии презентации должна быть завязка, основная часть, кульминация, развязка. Ритм нужно держать, потому что аудитория не будет иначе воспринимать информацию.
- Затянутость. Если автор хочет все рассказать подробно, он, вероятно, утомит аудиторию и с трудом донесет основную мысль. Лаконичность всегда лучше.
- Сложные текстовые и визуальные конструкции. Это точно не добавляет презентации и автору интеллектуальности.
- Несовпадение особенностей сценария и своих сильных черт. Автор и сценарий должны существовать в органике. Потому использовать шаблоны нужно с осторожностью.
Если все это понятно, следует идти дальше – изучать потрясающие методы, которые двигают творческий процесс в правильное русло.
Тезисный план
Это просто, понятно, обязательно. Редкий автор обходится без него. Нужно взять чистый лист бумаги (или открыть документ на компьютере) и набросать ключевые мысли презентации. Такую суть, которую можно донести и без слайдов.
Презентация разбита на введение, основную часть и заключение – к каждой части идут свои тезисы. Их нужно прописывать с красной строки, максимально емко и содержательно. Без подробностей и уточнений, только месседж аудитории. Эти тезисы должны быть перед глазами в дальнейшей работе.
Сторибординг
Отчасти этот метод пересекается с предыдущим. Его основа проста, но он работает: автор берет стикеры, фломастер и любую подходящую поверхность для наклеивания стикеров. Хорошо, если она будет располагаться на уровне глаз. Далее следует ключевой вопрос автора самому себе: «Какую мысль я хочу донести?», «Что главное я должен рассказать», «5 вещей, о которых говорит моя презентация?»
Свои идеи очень лаконично нужно записать на стикерах и приклеить на доску. Это темы, в архитектуре сценария они будут вверху. Затем под каждым стикером должны быть другие (можно сделать цветовую дифференциацию), которые раскрывают его, то есть подтемы одной темы. Все кратко, без детализации – стикеры должны быть разбиты по смысловым блокам.
Каждый архитектурный план из цветных бумажек с тезисами должен становиться скелетом части презентации, отдельно введения, основной части и заключения. В итоге получится четкий, структурированный тезисный план. Подобным методом, к слову, часто пользуются киносценаристы.
Trello и линейная иерархия
Не всем нравятся творческие техники, и многие люди мыслят линейно. Как раз для таких существует сервис Trello. Он немного напоминает чек-листы с вычеркиванием, и развивает каскадный принцип.
Что нужно делать:
- создать в сервисе доску, название дать, соответствующее теме выступления;
- придумывать карточки, их будет 5 – первая со вступлением, следующие 3 – с основной частью, последняя с заключением;
- карточку нужно открыть, придумать ей название;
- название каждой карточки – подзаголовок раздела рассказа, внутри же самой карты создается что-то типа чек-листа, куда попадают все мысли на тему;
- впоследствии пункты можно менять местами, если логика подсказывает такой ход;
- все то же надо сделать и с основной частью, и с заключением.
Почему Trello помогает: интерфейс прост, в работу включаешься сразу, можно прикреплять файлы, делать пометки и ставить напоминания. Это цифровой и удобный материал для тех, кто привык не писать от руки, а печатать.
Ментальные карты
Те же, кто раскрывает мысль через графические действия, могут прибегнуть к старому доброму методу ментальных карт. Образное мышление и зрительная память в нем работают прекрасно. В центре листа должен быть смысловой блок, основа, от которого нужно «плясать». Выглядеть он может как рамка, облачко, круг, что угодно. А дальше от него идут ответвления, которые раскрывают основу, поясняют, детализируют.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методы очень похожи по смыслу, но каждый из них – инструмент для определенного образа мышления. Творцы любят ментальные карты, потому что в процессе их создания мозг словно работает продуктивнее, ярче, возникают неожиданные ходы.
Подсказки: можно использовать фломастеры и выделители, обозначая отдельным цветом каждую линию. Ментальную карту не стоит рассматривать как разовый акт – к ней можно возвращаться снова, делать несколько подходов. Особенность в том, что она уже будет в голове, и подкорка сделает свое дело: инсайты придут сами.
Анализ лекторов
Учиться нужно не просто у лучших, а у тех, кто искренне нравится. В интернете сейчас можно найти огромное количество лекций и выступлений, которые собирают приличные просмотры. Следует остановиться на тех, кто интересен самому автору. Очень многие подобные лекции сопровождаются презентациями. Идеи можно подсмотреть и привнести в свою работу.
На что обращать внимание:
- какие «крючки» для аудитории использует выступающий – речевые конструкции, приемы внимания, юмор, жесты, построение сценария;
- тайминг – насколько он выдержан, сколько времени уделяет выступающий каждой части;
- визуализация информации – при наличии презентации посмотреть, как она сделана, насколько подробно, органична ли с речью лектора.
Насмотренность выручает всегда. Чужой опыт учит быстрее, чем множество теоретических источников. Смотреть нужно вовлеченно: помечать, акцентировать, запоминать, пересматривать.
Сторителлинг
Он все еще продает, как делал это всю историю человечества. Люди любят слушать интересные истории, и не важно, это бизнес, шоу, искусство, социальные темы. Абсолютно любая презентация может стать сторителлингом.
Как использовать метод:
- постараться рассказать суть презентации простыми словами, словно слушать ее будут «люди с улицы»;
- оценить, какие приемы вовлекают аудиторию;
- отметить и запомнить поворотные моменты в истории (их ярко нужно будет отразить в презентации);
- найти свою интонацию и способ повествования.
Этот метод требует проговаривания вслух, причем, проговорить придется разные варианты. Аудиально будет вырисовываться сценарий, который воспринимается лучше. Его и нужно брать за основу, по нему будет делаться презентация (а не наоборот).
Метод 10 минут
Он помогает людям с расконцентрацией, которым трудно усидеть над одним проектом долго, они нуждаются в частом переключении внимания. Если презентация не «горит», дедлайн еще не скоро, он будет эффективен.
Суть метода:
- Каждое утро (время продуктивно с 9.00 до 11.00) нужно находить 10 минут на написание сценария. Лучше – по будильнику.
- В эти 10 минут ничего другого не существует. Подсознательно они будут восприниматься как легкий цейтнот: задача масштабная, а времени мало. Потому мозг будет работать продуктивнее.
- Первые дни не нужно дробить информацию, выдерживать структуру – просто накидываются тезисы, идеи, инсайты. В дальнейшем структура начнет выписываться сама.
- Достаточно недели, чтобы получить если не весь сценарий, то его основу.
Подобные методы еще и дисциплинируют, организм человека любит режим, и даже подобные 10-минутные включения помогают ему. Это полезно для нервной системы, это хорошая интеллектуальная зарядка и прекрасный тренажер дисциплины.
Мозговой штурм
Если работа идет в команде, отказываться от классического, проверенного временем метода было бы глупо. Команда собирается любым удобным образом, кто-то берет на себя роль куратора, и начинается сам штурм. Важно, чтобы куратор контролировал работу, направлял, и при этом кто-то фиксировал сказанное.
Мозговой штурм хорош тем, что активность его участников заразительна. Одна мысль цепляет другую, развивает и дополняет. Кто-то силен в выдвижении базовых идей, кто-то – в их детализации. Еще кто-то умеет здорово все обобщить, представить системно. Это принцип работы над задачей используется в программе «Что? Где? Когда?»
Задача на ночь
Этот способ часто используют те, кому нужно справиться с серьезной проблемой, задачей, и простые решения уже не помогают так явно. Причем метод может быть не основным, а дополнительным. Его суть в том, чтобы настроить работу своего интеллекта, дать задание бессознательному, собраться.
Что нужно делать:
- Вечером создать дома подходящую обстановку – спокойная, расслабленная, тихая. Нужно отказаться от любых шумных и суетливых дел. Тем более, от срочных.
- Не заниматься самой презентацией, постараться не думать о ней. Можно просто уделить время быту, уборке, чаепитию и т.д.
- Принять душ за 30-60 минут до сна. Влияние воды на нервную систему очень важно, этот момент нельзя пропускать. Во время водной процедуры нужно концентрироваться на ней: слушать звуки воды, фиксироваться на телесных ощущениях.
- После этого очень важный момент – следует отказаться от телефона, интернета, телевизора. Дома должно быть тихо, никаких информационных раздражителей. Заняться спокойными делами: полить цветы, посидеть в тишине при свечах, уборка и т.д.
- Лечь спать, перед сном сформулировав задачу для себя. Ее нужно проговорить вслух или просто подумать, но она должна быть четкой. Можно просто сказать: «Я хочу написать отличный сценарий презентации».
- Дождаться утра.
Все вышеперечисленное способствует корректной работе мозга, максимальной собранности на задаче. Ожидать, что утром сценарий напишется сам, конечно, легкомысленно. Но что утром появятся идеи, инсайты, новые решения, точно можно. Важно еще не проспать то самое время. Лучше лечь пораньше спать, чтобы и проснуться до 7.30 утра.
Новая рабочая зона
Не указать в общем перечне этот метод тоже было бы ошибкой. Часто наш мозг «засыпает», если условия вокруг повторяются изо дня в день. Потому лучший способ его «разбудить» очевиден – сменить рабочее место. Кому-то достаточно просто расставить мебель по-новому, и эта картинка уже приятно воздействует на сознание.
Как еще поменять рабочую зону:
- найти симпатичный коворкинг;
- пойти в ближайшее кафе;
- устроиться на лавочке в парке;
- найти место у воды (набережная, беседка у озера);
- устроить мини-офис на балконе.
Активизация когнитивных процессов новыми стимулами сработает. Обстановка, отличающаяся от привычной, действует как правильный раздражитель. Те, кто пользуется таким методом, говорят, что срабатывает он как «волшебный пинок». Даже если это просто поднимет настроение, уже плюс.
Параллелизация
Метод хорош для тех, кто любит эффективность и скорость. Нужно разделить лист на 2 части: в первой пишется текст – костяк сценария, во второй – его раскадровка для презентации. В первой версии такого листа с параллелью не нужны детали, достаточно тезисов и представлений, первичных идей. Потом листу нужно дать полежать пару денечков, не трогать его.
Когда случится второй подход, мозг сам начнет детализировать написанное. Работа над черновиком пойдет легче. Многим людям помогает такая синхронизация, потому что им легче видеть картину в целом – и начинку, и визуальный план.
Метод снежинки
Его также используют сценаристы, для подготовки презентации он не так функционален, но помочь может. Он очень схож и с ментальными картами, и с другими подобными идеями. Принцип в том, что автор создает смысловую снежинку. Каждый ее лучик – новая деталь. В случае с героем кино – это штрих к портрету, здесь же – деталь, раскрывающая суть выступления.
В центре лежит ядро, смысловой компонент. Снежинка может быть нарисована буквально, но в этом нет необходимости. Важно создавать текстовые линии, в итоге получится нечто, напоминающее снежинку. Действует общий принцип графического ответвления, от общего к частному.
Плюсы и минусы экспресс-методов
Тех, кто привык решать задачу одним махом, можно понять. Сел за работу, полностью в нее погрузился, и вышел из-за стола (буквально или условно) уже с готовым решением.
Плюсы экспресс-методов написания сценария:
- результат при максимальной концентрации;
- экономия ресурсов;
- задача не будет «висеть»;
- есть понятный, конкретный дедлайн.
Минусы не так заметны: не всем удается работать быстро, эффективно и выдавать результат. Кому-то следует разбивать время над задачей и решать ее несколько дней подряд, понемногу (выше говорилось о методе 10 минут).
Эксперты советуют пробовать новое: если ранее был один путь работы над интеллектуальной задачей, имеет смысл пойти по другому. Это хорошо тренирует мозг, развивает представления о собственных возможностях. В однообразии происходит стагнация, которая не полезна при решении творческих задач.
Как проверить сценарий на эффективность
Если он уже написан, его стоит протестировать. Потому что создание самой презентации – трудоемкий процесс, и начинать его следует, когда одобрена первая часть работы.
Как протестировать сценарий:
- прочитать вслух, записать на аудио/видео, потом включить запись и постараться посмотреть с дистанции;
- пригласить друзей/коллег, они будут той целевой аудиторией, на которой проверяют состоятельность проекта;
- отложить сценарий в сторону на пару дней, вернуться к нему, также включить дистанцированное восприятие.
Корректировать, уточнять, заменять – нормально. Это не лишний труд, а часть работы над сценарием. Попытаться все уместить в один вечер не совсем правильно. Психологически человек пребывает в одном настрое, под которым оценивает свой результат. Иногда это эйфория, но порой и апатия – мало хорошо в обоих случаях.
Потому всегда важно давать себе время на возвращение к сценарию. Часто достаточно закончить в пятницу и вернуться в понедельник – временной лаг длиной в выходные уже хорошо. Подобный способ помогает увидеть сценарий в разные дни, в разном настроении, а значит, посмотреть на него более объективно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!