В любом деле, в том числе научном, важно не просто найти подходящее решение, но и доказать его эффективность и состоятельность. Студенты различных специальностей сталкиваются с необходимостью не просто банального прогнозирования, но и апробации, которая производится на основе прикладных методов исследования. О них мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
В каких студенческих и научно-исследовательских работах уместны прикладные и экспериментальные методы?
Подбор приемов и инструментов для проведения научного исследования – дело индивидуальное, ограниченное множеством факторов: подготовка исследователя, достаточность информационной базы, цель НИР, уместность и целесообразность использования конкретного способа или их комбинации и пр.
Самым надежным способом построения инновационного или усовершенствованного решения, проверки выдвинутой автором гипотезы считается эксперимент. Он позволяет проследить за действием теорий или оценить намеченный план мероприятий в реалиях, на практике, удостовериться в корректности и посильности «тропы».
Применение прикладных и экспериментальных методов допускается в любом научном проекте независимо от его характера, области (дисциплины) и пр. Спектр действия данного вида методического инструментарий широк: экономика и менеджмент, психология, социология, технические науки, естественнонаучная область, юриспруденция и пр.
Главными правилами для задействования экспериментальных и прикладных методов в НИР является:
- принцип уместности, означающий, что использование каждого конкретного прикладного приема должно подходить ситуации, учитывать факторы и обстоятельства, помогать в раскрытии темы и/или решении проблемы;
- принцип посильности. Этот постулат предполагает, что подготовка автора НИР, имеющиеся ресурсы и первоисточники позволяют ему воспользоваться соответствующим инструментов в полной или частичной мере;
- принцип эффективности и оптимальности, базирующийся на достижении намеченной цели с минимальными затратами и рисками, обеспечением выгоды.
В числе основополагающих функций прикладных и экспериментальных методов исследования опытные организаторы и авторы выделяют:
- определение существенных и несущественных факторов, воздействующих на объект и провоцирующих появление проблемы;
- проверка действия теорий, классических приемов, правил и научных канонов в реалиях, оценка их эффективности;
- проверка выдвинутых автором гипотез или мер по решению проблемы;
- сбор первичной или вторичной информации (доказательной базы) для полноценного проведения исследования;
- определение причинно-следственных связей;
- и пр.
Роль прикладных и экспериментальных методов исследования неоценима. Но их использование требует тотальной подготовки: тщательное планирование мероприятий, фиксацию полученных результатов на оперативной основе, умение грамотно анализировать полученные результаты и описывать их с научной точки зрения и пр.
Своим наименованием данные инструменты обязаны непосредственными действиям автора: для их реализации требуется личное или косвенное участие автора НИР в проекте, реализация определенных действий с учетом ситуации, особенностей выбранной методы и характера изыскания. Эти способы действуют по принципу «здесь и сейчас», позволяя реально, объективно и адекватно взглянуть на тему и проблему.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разновидности прикладных методов исследования в студенческих и научных работах
Прикладные способы реализации НИР основываются на реальных действиях. Но это не значит, что все они однотипные и проводятся по одной и той же схеме. Траектория воспроизведения прикладных методов схожа, но различается в зависимости от темы и проблематики, ресурсной базы, научной области и пр.
В числе наиболее популярных среди студентов и ученых приемов этого вида можно выделить:
- наблюдение, предполагающее «слежку за объектом исследования со стороны для определения его достоинств, недостатков, характерных черт или особенностей и пр. Фактически это целенаправленное восприятие и оценка действительности с целью разработки максимально эффективных механизмов воздействия и разрешения уязвимых мест. Эта технология успешно применяются для сбора информации по теме проекта и проверки действующих правил, оценки их эффективности. Чаще всего его используют в социологическим, психологическим, гуманитарных областях;
- анализ. Этот прием целесообразно отнести к прикладной категории ввиду необходимости подключения автора НИР для обработки и систематизации имеющихся данных (подключение логики, критического мышления и пр.). Притом этот метод может действовать в различных вариациях: экономический, факторный, системный, сравнительный, контент-анализ и пр. Физическая активность здесь на минимуме, а интеллектуальная – на максимуме. Аналитический метод применяется фактически повсеместно, позволяя выявить сходства/различия, достоинства/недостатки, динамику и тенденции, отклонения и пр.
- опрос, как прикладной способ сбора первоисточников и выявления симптомов, проблемы, допускается в социологических и/или психологических работах. Он требует тщательной проработки и подготовки, введения корректных ограничений (выборка, сроки реализации, способы обработки и пр.). Для реализации этого способа требуется тщательная разработка программы исследования, контрольных и общих вопросов, критериев оценивания и т.д.
- моделирование. Эта схема имеет несколько вариаций (компьютерное моделирование, математическое моделирование), способствующее воспроизведению намеченных планов: грамотному прогнозированию (как и что реализовывать, каких результатов достигать), представлению (как это будет выглядеть визуально) и пр. Эта схема применяется в экономических, IT, технических, управленческих, естественнонаучных и творческих работах.
Планирование и организация прикладных методов исследования при выполнении студенческих и научных работ потребует от автора использования современной техники, графических и электронных материалов: специальные программы (учет данных, построение графиков и таблиц, аналитические системы), техника, расчеты и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разновидности экспериментальных методов при выполнении курсовых, дипломных и научных работ
Эксперимент – это уникальный метод, предполагающий проведение конкретных мероприятий по четко спланированному алгоритму, в определенной последовательности с учетом различных факторов с целью проверки определенных положений, утвержденных автором (проверка теорий, гипотезы, текущих концепций и законов и пр.).
Эксперимент – это не просто одна единая схема или план. Видов данного приема множество и каждый из них применим в определённой ситуации, с учетом конкретных условий и потребностей. Самыми популярными разновидностями опытов, применяемых в научно-исследовательской практике и студенческой жизни, можно выделить:
- В зависимости от условий реализации — естественный и лабораторный. Первый предполагает изучение происходящих явлений, когда автор ничего не привносит и не изменяет, а лишь наблюдает и фиксирует определенные результаты по теме исследования. Лабораторный эксперимент предполагает создание специфических условий, учет всевозможных факторов и приборов;
- По характеру и предназначению эксперимента: поисковый (для сбора информации и описания явления), констатирующий (для перепроверки данных, констатации проблемы или определенных моментов, перепроверки первичной информации), контролирующий (призванный проверить достоверность полученных данных) и пр.;
- По количеству анализируемых факторов и условий – однофакторный и многофакторный. Первый считается самым простым, а второй предполагает проведение критического или факторного анализа для определения доминирующего элемента, провоцирующего проблему и оказывающего наибольшее воздействие на объект.
- В зависимости от научной области: маркетинговый, социологический психологический, экономический, юридический и иной эксперимент. В каждом случае применяются общие, междисциплинарные и специфические приемы, правила, алгоритмы учитываются теоретические аспекты и пр.
- По количеству испытуемых или задействованных экспертов можно выделить индивидуальный эксперимент (когда изучается конкретная личность или организацией и реализацией мероприятий занимается одно лицо), групповой (когда в воспроизведении данного механизма участвует целая группа лиц).
- И пр.
Независимо от вида и характера, миссии эксперимента в студенческой или научно-исследовательской работе, для его полноценной и эффективной реализации автору необходимо тщательно спланировать каждый шаг, обосновать его необходимость и целесообразность и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Плюсы, минусы и нюансы в применении прикладных и экспериментальных подходов при выполнении НИР
Использование указанных приемов в студенческой или научно-исследовательской работе требует от автора тотальной подготовки (владения теорией), умения пользоваться имеющимися знаниями на практике, а также тщательно планировать свою деятельность от А до Я.
Чаще всего проблемы при подготовке и реализации прикладных и экспериментальных методик заключаются в следующем:
- Невнимательность студента и учет не всех факторов;
- Отсутствие навыков по выделению причин и следствий, доминирующих факторов, условий и пр.;
- Недостаточное владение теоретическим и методическим аппаратом;
- Погрешности в расчетах или проектировании действий: выборка, этапы и действия, продолжительность эксперимента, достоверность полученных данных и пр.;
- Некорректная цель и постановка некорректного научного аппарата;
- Неграмотное описание проведенного эксперимента и неверная или недостоверная интерпретация полученных результатов;
- И пр.
Среди явных достоинств экспериментальных и прикладных алгоритмов в студенческих и научных проектах можно выделить:
- Оценка профессиональных навыков и компетенций исследователя: теоретическая подготовка, умение ею воспользоваться в нужной ситуации, организационные качества;
- Качественное и количественное обоснование позиции автора, сбор реальной и актуальной доказательной базы;
- Подготовка эксперимента с учетом собственных возможностей и цели исследования.
На фоне вышеописанных преимуществ в противовес им действуют следующие недостатки экспериментальной части исследования:
- Необходимость тщательного планирования мероприятий, на что уходит немало времени и сил из-за неопытности и пр.;
- Возможность личной перепроверки гипотезы или концепции на текущий момент или в определенный период времени;
- Отсутствие гарантий по получению изначально достоверной и качественной информации, не требующей перепроверки;
- Важно своевременно фиксировать результаты (промежуточные и итоговые), грамотно их анализировать и формулировать соответствующие выводы. В этом деле важно правильно понимать теоретический аппарат и научную основу;
- Утверждение корректных и четких ограничений: сроки, количество экспертов и участников, критерии оценивания, мероприятия (этапы, действия, последовательность) и пр. Далеко не каждый студент сможет разработать эффективный алгоритм с первого раза.
Использование экспериментальных методов в лабораторных. Курсовых и дипломных, научных работах возможно в любом удобном случае, но при тщательной подготовке всех необходимых мероприятий, оперативном получении и анализе данных. Облегчить участь автора НИР по подбору и применению прикладных схем готова команда Дисхелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!