Кто не желает стать руководителем или частным предпринимателем, занять важный пост в госаппарате? Чтобы добиться высот, карьерного роста, необходимо иметь соответствующее образование. Руководить могут далеко не все. Для принятия грамотных и эффективных решений необходимо иметь соответствующие знания с учетом выбранной профессии, сферы деятельности.
Все «управленческие» специализации чаще всего «сконцентрированы» на факультете государственного управления или на одноименной кафедре при экономфаке.
СОДЕРЖАНИЕ
Чему учат на факультете госуправления?
Факультет государственного управления действует практически повсеместно: при топовых и «простых» вузах, в головных подразделениях и филиалах. По статистике, более трети абитуриентов направляет документы по этим программам.
В процессе обучения студенты обретают навыки по тотальному анализу ситуации и установлению причинно-следственных связей, определению факторов и степени их воздействия на желаемый/конечный результат, выработке потенциальных решений, выбор эффективного решения и его обоснование, прогнозирование результатов или их апробация и пр.
Учебная программа нацелена на воспитание и развитие аналитического склада ума, критического мышления, аргументированного и обоснованного выхода из сложившейся ситуации и пр.
На факультете государственного управления могут присутствовать следующие направления профессиональной подготовки:
- «Эффективное государственное управление» — это расширенный профиль, призванный подготовить управленцев муниципального и регионального значения, способных принимать оперативные решения с учетом возможностей объекта с акцентом на экономическую эффективность предлагаемых решений.
- «Цифровое государство». Данная программа ориентирована на углубленном изучении экономических и IT-дисциплин: информатика, бизнес-информатика, аналитика, математическое моделирование с использованием современных программ и технологий, математическая статистика, основы прогнозирования и пр.
- «Внутренняя политика и лидерство». Этот курс ориентирован на воспитание будущих деятелей и политиков, способных вести общество за собой. Ключевыми дисциплинами в данном случае выступают стратегический менеджмент, маркетинг, ГМУ, юриспруденция, лидерство и пр.
- «Общественные связи в госуправлении». Данная среда предназначена для становления и развития специалистов, способных тесным образом взаимодействовать с обществом через средства коммуникации: СМИ, интернет, медиа и пр. Доминирующая часть учебного комплекса содержит психологические, филологические, экономико-правовые принципы.
- «Государственное и муниципальное управление» (по отраслям). Эта программа нацелена на воспитание грамотных управленцев муниципального, регионального и федерального значения в различных сегментах: пожарная безопасность, социальное развитие, территориальное управление, управление городским хозяйством и муниципалитетом, управление в ЧС и кризисной ситуации, экономика города/региона и пр. Особый акцент делается на экономических и юридических дисциплинах.
Выпускники факультета государственного управления чаще всего трудятся в качестве руководителей экономических или юридических отделов, в крупных холдингах (исключительно на руководящих постах), в госструктурах и госаппарате (ведомствах на разных уровнях управления), предпринимателями, в надзорных службах, дипломатических ведомствах, МФЦ и пр. Средний доход «ГМУшников» достигает 20-150 тысяч рублей в месяц.
Как поступить на факультет государственного управления?
Для поступления на факультет сперва необходимо определиться с форматом обучения: очный, заочный, дистанционный. Все три формы «имеют место быть», так как профиль носит больше гуманитарный характер, акцентирующий внимание на интеллектуально-мыслительном процессе.
Для поступления на очное отделение абитуриентам предстоит преодолеть единый госэкзамен в одной из следующих вариаций (действие каждой из них следует уточнять непосредственно в вузе):
- Математика, русский язык и обществознание;
- Математика, русский и иностранный языки;
- Математика, История, русский языке, Обществознание;
- География, иностранный язык и математика;
- Математика, информатика, русский/иностранный язык;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариации ЕГЭ напрямую зависят с будущей сферой деятельности и «узостью» профессии: где именно намерен трудиться выпускник, какую специализацию выберет, ключевые дисциплины в рамках выбранной программы и пр.
Для поступления на заочное отделение можно предоставить действующие результаты ЕГЭ (в рамках одной из вышеуказанных вариаций) либо пройти внутренние испытания в форме тестирования/собеседования или эссе (по обществознанию, истории, русскому языку) по тем же дисциплинам.
Поступление на дистанционное обучение производится на базе междисциплинарного экзамена: собеседование, тестирование или эссе (в зависимости от предмета).
Средний проходной балл зависит от статуса вуза и его местоположения. Как правило, он варьируется от 65 до 100 по каждому испытанию. Соотношение бюджетных и контрактных мест достигает 40/60 соответственно.
Обзор образовательных программ на факультете государственного управления
Ключевая особенность в подготовке будущих управленцев кроется в структуре учебного плана и основных предметах (профильной части). Уже само наименование факультета и профессии свидетельствует о том, что в процессе подготовки будет делаться акцент на «управленческих» предметах.
Базовая часть становления менеджеров и управленцев предполагает изучение общих правил, позволяющих грамотно и правильно организовать деятельность, проанализировать ситуацию, вникнуть в проблему и пр. Поэтому на 1-2 курсах студенты учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию. Для этих целей можно выделить общие предметы (история, философия, социология, география, логика, литература и пр.). Базовый модуль призван подвести студента к специальности, раскрыв основные термины, инструменты, методы работы: основы менеджмента и маркетинга, оценка рисков, экономическое планирование и анализ, коммуникации, психология и пр.
Набор дисциплин и задания профильного блока зависит от «узости» профессии. В большинстве случаев акцент делается на определенной группе предметов:
- Общий модуль: экономика, менеджмент, бюджетирование и планирование финансов города/региона, экономика города, управление проектами, психология управления, бизнес-аналитика, экология, финансы (муниципалитет, регион и пр.), демография, этика и пр.
- Экономический модуль: принятие решений, работа в условиях кризиса и ЧС, налогообложение, госрегулирование экономики, прогнозирование и планирование, основы экономики общественного сектора, ценорегулирование и ценообразование, муниципальные/региональные финансы, экономическая безопасность, управление финансами и пр.
- Правовой модуль: основы права, изучение правовых дисциплин по отраслям и видам (административное, гражданское, конституционное и пр.), правила построения и действия властей (госаппарата) и пр.
- Социально-политический модуль: стратегия и тактика города/региона, политические движения, политика по направлениям (социальная, спортивная и пр.), меры по поддержке населения и предпринимателей, развитие региона, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, работа со СМИ и пр.
- Культурно-этический модуль: дресс-код, этика, культура речи и общения, коммуникации, психология управления и взаимодействия с подчиненными, деловые коммуникации, основы организации и проведения деловых встреч и массовых мероприятий и пр.
В зависимости от «узости» профиля особый акцент будет делаться на определённом блоке. Например, специализация «Государственное и муниципальное управление в социальной политике» будет углубленно изучать соответствующие поля: социальная политика, стратегия и тактика в социальной политике, правила планирования и реализации социальных проектов, меры социальной поддержки и оценка их эффективности и пр.
Но независимо от «узости» профессии, каждое решение должно иметь правовую и экономическую оценку.
Специфика выполнения письменных работ на факультете государственного управления
Принятие решения на любом уровне власти (будь то на уровне конкретного отдела компании или города, региона) – процесс важный и ответственный. Перед окончательным вариантом должно быть изучено все, оценены результаты, последствия и потери, риски. Управленец любого масштаба обязан всесторонне изучить проблему и выработать эффективное решение. Для воспитания этих навыков и качеств в составе образовательной программы предусмотрен практический блок.
Оно состоит из письменных проектов, выполнения всевозможных кейсов, а также прохождения практики.
Первый вариант предполагает, что студент будет работать с определённой информацией, на основе которой сможет оценить ситуацию и предложить достойное решение проблемы. Курсовые и научно-исследовательские проекты в данном случае будут структурированы следующим образом: теоретический раздел опишет действующие правила, аналитический -позволит изучить определенную ситуацию (реальную картину на примере объекта), оценить ее (выделив проблему, причины ее возникновения, воздействие на объект, воздействующие факторы и существующие риски и пр.), рекомендательная часть (пишется преимущественно в НИР или ВКР) призвана описать потенциальные сценарии с конкретизацией способов решения проблемы и их экономико-правовой оценкой (обоснование посильности и эффективности).
В основу студенческих работ на факультете «Государственного управления» кладут научные труды, архивные данные, статистические, экономические, правовые и иные сведения из различных ведомств, внутренняя информация (об объекте исследования) и пр.
Выполнение кейсов призвано развить у студентов аналитические навыки, критическое мышление по оценке ситуации и определению перспектив. Здесь полученные теоретические знания плавно переходят в практику.
Прохождение практики – процесс интересный, но в случае с менеджерами витиеватый. Чаще всего у учащихся он проходит в качестве «наблюдателя или аналитика». Студент следит за действиями практикующего эксперта, учится работать в команде, выполняет простые поручения, анализирует ситуацию и пытается разработать план действий по решению проблемы. Каждый шаг контролируется куратором. Инициативность и активность (в пределах разумного) приветствуется.
Фактически каждый проект на факультете госуправления будет иметь единую структуру:
- Теоретический обзор темы/проблемы;
- Анализ конкретной ситуации: экономическая и правовая (общая) характеристика, оценка проблемы (ее воздействие, проявление, масштабы и пр.), диагностика проблемы и пр.;
- Определение перспектив развития: способы решения проблемы с эконмической, правовой и ной оценкой. Выбирается оптимальный вариант, где затраты оправданы, риски минимальны, а результаты носят положительный характер. Здесь важно предоставить результаты планирования и прогнозирования.
В любом проекте важно описать последовательность действий с акцентом на получаемый результат. Поэтому важно использовать достоверные, обоснованные, актуальные и проверенные сведения. Любые погрешности способны сделать сценарий неэффективным.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в становлении студентов факультета государственного управления. Наши эксперты выполняют курсовые, контрольные, дипломные и научные работы по всем предметам и направлениям, гарантируя высокое качество услуг и индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!