
Проведение исторических исследований – процесс увлекательный, познавательный и частично творческий. Но оформление результатов таких НИР нередко сопровождается рядом ошибок, которые снижают качество проекта и итоговую отметку. На что студентам следует обратить внимание при написании учебных и академических работ по истории? Давайте разбираться вместе!
-
СОДЕРЖАНИЕ
Информационные ошибки.
Написание курсовой, дипломной или научной работы по истории требует от универсанта тотального владения темой. Для этого ему предстоит отобрать самые разные источники информации: начиная от архивных материалов и заканчивая современными трудами. Вузовцу предстоит разобраться в теме, проблеме, начиная от ее истоков и заканчивая настоящим временем.

Среди наиболее явных ошибок при выполнении исторических исследований и подготовке студенческих, научных работ по истории считаются информационные. Под ними понимают недочеты, связанные с поиском и обработкой источников.
В большинстве случаев студиозы допускают следующие нарушения:
- Доминирование вторичных материалов над первичными, отказ от обращения к первоисточникам. Такой расклад чаще всего связан со сложностями поиска материалов: не всегда первоисточники находятся в открытом доступе, а к архивной или ценной информации может потребоваться специальный допуск и пр.;
- Некорректное восприятие данных. Эта проблема возникает из-за употребления в старых работах специфической или устаревшей терминологии, сложных оборотов, специализированной лексики и пр. Не всегда студенты могут правильно подобрать синоним или грамотно растолковать значение соответствующих лексем.
- Использование сомнительной информации в проекте. Такой ход – не редкость в студенческой среде. Универсанты (особенно историки) трепетно относятся к информационным ресурсам. Но проверить исторические факты практически невозможно. Поэтому приходится доверять всему, что попадается по руки. Особенно если тема НИР – узкая или малоизученная.
- Однообразие в информационной базе. Данная ошибка предполагает, что студент задействует в выполняемом проекте однотипные ресурсы: преимущественно учебные пособия, энциклопедии, статьи и пр. Притом акцент смещается в пользу базовой или общей литературы, вместо научной. Чтобы обеспечить историческое исследование фактами, важно полагаться на проверенные и серьезные информационные ресурсы: диссертации, монографии, научные статьи, систематические обзоры, отчеты НИИ и пр.
- Ошибки при цитировании или заимствовании данных. В этом случае наблюдается не только неправильное оформление соответствующих фрагментов-вставок в рукописи, но и порой встречаются искажения по тексту, некорректные описания или перефразирования, отсутствие отсылок на оригинал или архивное дело и пр.
Информационные ошибки связаны именно с употреблением подобранных материалов в собственном научном исследовании по истории. В большинстве случаев они вызваны слабыми навыками по работе с материалами или банальной ленью, спешкой универсанта.
-
Исторические неточности.
Тема исторического исследования обычно затрагивает конкретного героя, эпоху, проблему или событие. Информации по изучаемому параметру может быть как в избытке, так и в дефиците. Притом при любом раскладе, автору проекта предстоит конкретно, точно, грамотно изложить суть проводимой НИР.

При обработке первоисточников универсанты зачастую не обращают внимания на детали или нюансы, которые способны подчеркнуть причинно-следственные связи, тенденции или особенности рассматриваемой ситуации, эпохи и т.п.
Пренебрежение или игнорирование существующих споров вокруг рассматриваемой проблемы или вопроса, темы способно негативно сказаться на логике проводимого исследования. Автору будет трудно грамотно вписать тот или иной ресурс в проект, понять его место в историографии и т.д.
Многие универсанты не стремятся перепроверять данные. Такой ход приводит к снижению качества исторического исследования и точности излагаемых материалов, искажению фактов. Подобные ошибки встречаются, когда авторы при написании НИР используют преимущественно неактуальные материалы или ресурсы из непроверенных источников (нерецензируемые издания, форумы и пр.).
Не стоит «примеряться» и «округлять» малознакомые даты, факты. Полагайтесь на первоисточники и описывайте ситуацию, как она представлена в большинстве случаев, отмечая различные мнения и вариации.
-
Методологические тонкости
Исторические исследования основываются не только на сравнительных операциях. На самом деле данная идеология сводится ко сбору уникальной и ценной информации, ее грамотному сочетанию, группировке, описанию, проверке и пр. Но именно в этом сегменте студенты допускают определенные методологические огрехи.
Методологические недочеты в курсовых, дипломных и научных работах проявляются следующим образом:
- Малоэффективный или слабый инструментарий. В этом случае исследование просто-напросто затягивается. Автор вынужден перерабатывать большой объем материалов, чтобы найти необходимые факты, сделать аргументированные выводы и пр. Чаще всего виной такому поведению становится неэффективный инструментарий, неверно подобранные приемы.
- Некачественное комбинирование анализа и повествования. Порой студент попросту не понимает, что ему нужно сделать с располагаемыми материалами: просто описать или разобрать и установить какие-либо тенденции, подчеркнуть отдельные аспекты и пр. При таком раскладе вместо пояснения причинно-следственных связей универсант переходит к простому реферированию и описанию событий, без каких-либо четких выводов, связи с гипотезой или мнением и пр.
- Некорректный подбор и применение приемов, инструментов. Исторические исследования – это н просто обзор или описание, сравнение теорий, положений, архифактов. В данном случае универсанты нередко предпочитают опираться на общенаучные операции или используют специальные подходы неэффективно (в отношении не той информации, неуместно).
Методологические неурядицы – не редкость в исторических исследованиях. Порой трудно понять, какой из приемов поможет автору более точно и емко подчеркнуть особенности, детали, сделать выводы или получить конкретный результат. Но ошибки в этом сегменте допускают больше в силу слабой осведомленности об условиях и тактике применения методов, особенностей и тонкостей информации (в отношении которой он применяется).
-
Логические и структурные ошибки
Данный тип недочетов – самый распространённый не только в работах по истории, но и в целом в студенческих проектах. Он затрагивает как состав, так и содержание (наполнение) документа.

Логические изъяны связаны с неправильным толкованием тех или иных исторических фактов, явлений, результатов на фоне слабой разборчивости в материалах, некорректного восприятия данных, использования сомнительной или недостоверной информационной базы и пр. То есть в этом случае могут наблюдаться неуместно употребленные термины и обороты, факты, переплетение совершенно разных событий или сравнение отдельных моментов (которые вовсе не имеют связей).
Также частой ошибкой логического типа является анахронизм. Он предполагает, что автор неправильно расписывает события, искажая факты и детали. Например, студент путает даты при описании тех или иных явлений, действий. Он может употребить современные понятия, отметив их в более раннем периоде и пр.
Не менее грубой и явной ошибкой является преобладание приема обобщения вместо четкого обоснования. В частности, студенты могут описывать явления и делать выводы относительно них, но все это носит больше описательный характер, не имея четкой доказательной базы. Утверждения превращаются в банальное описание, без фактов. То есть нарушается логика и отсутствует аргументация, что провоцирует недоверие к материалу.
Структурные нарушения чаще всего связаны непосредственно со структурой проекта: несоразмерность разделов, некорректные заголовки или отсутствие логики при анализе оглавления и пр. Но также подобного рода отклонения наблюдаются в построении текста: во введении автор описывает одно историческое исследование, а в основной части происходит смещение акцента и затрагивают иные параметры.
Также структурные изъяны проявляются в резких переходах по тексту, отсутствии или недостаточной связке текущих результатов и шагов. Студенты не всегда умеют правильно и достойно увязывать в одну цепочку те или иные события, факты, мнения.
-
Стилистические огрехи.
Исторические исследования и работы по истории так или иначе соприкасаются с употреблением устаревшей лексики, специальных терминов. Соблюсти научный стиль в данном случае бывает непросто, но очень важно.
Чаще всего универсанты при написании курсовых, дипломных и научных работ по истории допускают следующие огрехи:
- Отклонение от научного письма в пользу повседневной или просторечной лексики;
- Частое употребление сложных предложений и детальных описаний при расшифровке значения терминов;
- Опечатки или неправильное употребление дат, наименований событий. Фамилий героев или действующих лиц и пр.;
- Преобладание канцеляризмов, шаблонов, снижающих информативность и оригинальность текста.
Чаще всего такие недочеты возникают из-за невнимательности и неумения преобразовывать материал в тот или иной стиль повествования, в силу слабых представлений о правилах подготовки текста в рамках научного письма.
-
Этические нарушения.
При написании студенческих и научных работ по истории авторы нередко допускают этические ошибки. Они чаще всего связаны с некорректным отражением данных о первоисточнике. Например, цитата присваивается совершенно другому лицу.
На фоне дефицита информации универсанты могут фальсифицировать материал или добавить в список литературы несуществующие ресурсы, сфабриковать цитаты или указать некорректные даты и события и пр.

Но чаще всего встречается плагиат. Универсанты забывают или попросту не задумываются о необходимости оформлении цитат, заимствований, отсылок на оригинал или автора и пр. В этом случае происходит присваивание чужих трудов и заслуг, нарушение авторских прав.
Такие этические огрехи можно встретить, когда студент пытается адаптировать собранные факты под рассматриваемую картину, ракурс или программу исторического исследования. В этом случае нередко информация искажается или описывается иначе, чем она представлена в оригинале. Трактовка одного и того же события может оказаться двоякой.
То есть этические отклонения могут быть связаны не только с употреблением первоисточников в составе проекта, но и установлением границ исторического исследования, акцентирования внимания на отдельных положениях или событиях и их трактовке и пр.
-
Некорректная интерпретация материала и визуализация данных
Историческая информация бывает объемной, подробной, разнообразной. Здесь преобладают как различные мнения, так и подходы, действия героев, факты, подробности тех ли иных событий и пр.

Студенту предстоит грамотно систематизировать материал и преподнести его с акцентом на определенную цель, особенности, тематику и проблематику. Но не всегда ему удается корректно и точно воспроизвести суть изученной информации. Поэтому интерпретация некоторых положений, документов, событий может быть неточной, недостоверной или неинформативной.
Чаще всего проблемы такого плана настигают тех, кто обладает слабыми возможностями по обработке и переработке первоисточников: не умеет качественно группировать материалы, создавать таблицы ил графики, преобразовывать текст в новые форматы и анализировать его с подчеркиванием нужных тенденций, фактов и выводов и пр.
Также ошибки возникают при неправильном «чтении» таблиц и графиков в первоисточниках. Студент может попросту неправильно понять материал, а затем изложить его с ошибками.
-
Контекстуальные недочеты
Эта группа изъянов в студенческих и научных работах по истории связана в логическими, лингвистическими формами повествования. Чаще всего она проявляется в неуместном употреблении отдельных терминов или теорий, неправильном их толковании и пр. Это проявляется в непонятных словах по тексту, которые моментально вызывают вопросы: что оно значит, о чем идет речь, что это такое и пр.
Также контекстуальные недочеты могут быть связаны с применением непроверенной информации.
Студенты допускают искажения при описании исторических карт, таблиц, схем. В этом случае всему виной становится банальная неразборчивость в материале, непонимание особенностей формата визуализации, неумении читать графические материалы и пр.
Контекстуальные ошибки связаны непосредственно с повествованием. Описанием рассматриваемой ситуации и употреблением первоисточников, слов, построением текста.
В исторических исследованиях часто встречаются такие изъяны, как:
- Некорректное отражение дат;
- Неточное описание событий, героев, действующих лиц;
- Смещение действий и событий о времени или слияние, накладка нескольких событий и их путаница;
- Некорректное пояснение значения, роли или особенностей явлений и процессов, с учетом специфики эпохи и пр.
Студенты при выполнении исторических исследований должны быть внимательны и аккуратны в употреблении каждого слова, даты и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

-
Слабая доказательная база и тактика аргументации
Казалось бы, исторические науки – самые богатые на источники информации, факты, теории, мнения и пр. Проблем с обоснованием или описанием тех или иных событий, явлений быть не может. Но на самом деле универсанты так или иначе сталкиваются с проблемами аргументации собственных результатов и выводов. Всему виной – некорректная тактика обоснования или неправильное употребление фактов.
Проблемы с аргументацией в историческом проекте чаще всего возникает на фоне следующих факторов. Во-первых, автор, отмечая мнение того или иного эксперты не уточняет суть его теории или утверждений. То есть он просто оперирует его фамилией, пытаясь показать значимость собственных утверждений. Здесь попросту нет никакой аргументации, а просто упоминание. Поэтому доказательная тактика проваливается.
Во-вторых, некорректное вписывание аргументов в текущий контекст. Не всегда универсантам удается подобрать правильные слова, адаптировать без искажений материал для своей рукописи. Поэтому в этом случае виной «фиаско» становится слабые навыки по переработке аргументов, фактов, положений.
Доказательная база становится слабой, если она употреблена не там или не в той форме, месте и пр.
-
Формальные и технические огрехи
Данная группа ошибок при оформлении работ по истории – самая распространённая. Она предполагает наличие ошибок в форматировании документов. Чаще всего связана с цитированием первоисточников и их оформлением в ссылках, списке литературе и пр.
Также на фоне нарушений в оформлении могут возникать проблемы с уникальностью текста. Например, ошибки в форматировании цитат приведут к резкому повышению плагиата. В студенческих и научных работах по истории это очень важно. Поэтому следует уделять особое внимание соблюдению ном ГОСТ и прочих требований по визуализации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





