Независимо от сферы деятельности, всегда найдутся «завистники» или «лентяи», которые желают легко завладеть чужим научным трудом или насытиться за чужой счет. Столь бессовестный способ заработка называется мошенничеством. К сожалению, подобные вредоносные действия не обошли и образовательную среду. В данной статье мы предлагаем рассмотреть наиболее популярные виды мошенничества в научной сфере.
СОДЕРЖАНИЕ
Мошенничество в науке и образовании
Под мошенничеством понимают завладение чужим трудом или имуществом с помощью обмана. Сегодня данная деятельность весьма активна особенно в банковской среде. С развитием интернет-технологий мошенники стали более прозорливы и хитры. Казалось бы, самой «чистой» может быть только наука, где свершаются новые открытия и прорывы, которые затем приходят в жизнь в виде новой техники, препаратов, законов и пр. На самом деле даже в науке и образовании встречаются мошенники.
В научных кругах самыми распространенными формами мошенничества являются:
— плагиат, то есть намеренное присваивание чужих трудов, материалов и умалчивание о первоисточнике;
— фальсификация данных, то есть изменение материалов в «нужный ракурс» с целью позиционирования данных с той точки зрения, которой придерживается автор, но не может подтвердить ее иным (правдивым, достоверным) способом.
Фальсификация данных
Самый частый «грех науки» — это отсутствие достоверных сведений и информации, которая может быть использована автором в качестве неопровержимого доказательства своей правоты. Без надежного информационного фундамента исследование просто немыслимо. Где же его взять?
Сегодня фальсификация данных может проявляться в разных формах:
- Форма №1. Научная работа основана на фантазии и воображениях исследователя. Она проявляется в том, что автор работы не намерен собирать, проверять и сортировать сведения. Он предпочитает их фабриковать.
- Форма №2. Изменение части данных в «свою» пользу. Данный вид фальсификации данных проявляется не только из-за лени исследователя искать нужный материал, но и на фоне дефицита информации, которая могла бы подтвердить его «теорию». В этом случае нерадивый автор предпочитает изменять часть работы или данных так, чтобы они «поддерживали» его точку зрения.
- Форма №3. Неполный сбор данных. Данный метод предполагает, что автор собрал часть информации, а «концовку» или основную мысль проекта развил на базе своих соображений, фантазии.
- Форма №4. Сокрытие реальных результатов исследования. Данный вариант чаще используется в том случае, когда гипотеза ученого не находит своего подтверждения. Ход исследования вовсе скрывается автором работы, а результаты преподносятся в «лучшем свете».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Следует отметить, что исследование, построенное на фальсифицированных данных, не может быть ценным ни для науки, ни для отрасли. Фактически такая работа нарушает эмпирические и этические нормы воспроизведения, а предложенная методика или модель автором работы не актуальна и неприменима в жизни.
Подложное открытие и фальсификация данных будут опровергнуты при первой же попытке проверить данные, воспроизвести опыт и пр. Как правило, данный вид мошенничества обнаруживается при обычной проверке материала на соответствие всем установленным требованиям.
Фальсификация данных подрывает возможности современной науки. Более того, в российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию документов и иных материалов.
Плагиат
Под плагиатом понимают присваивание чужих трудов, использование их в личных целях без указания первоисточника и его автора. Данный вид мошенничества выявляется довольно легко, ведь каждый научный труд проходит проверку на уникальность. По сути, плагиат – это та же самая кража в научной или образовательной среде. Чаще всего она проявляется в гуманитарных дисциплинах, реже – в естественнонаучных направлениях.
Чтобы избежать плагиата, автор исследования должен не просто отразить в списке использованных источников всю литературу, к которой он прибег при написании своего проекта, но и сделать ссылки или сноски на чужие использованные работы. Следует отметить, что злоупотребление цитатами также можно счесть за плагиат. Поэтому в научной работе всего должно быть в меру: как цитат, так и официальных заимствований.
При проверке на плагиат с помощью специальных программ фрагменты заимствованных трудов сразу же становятся видны.
Побороть плагиат поможет только усердная работа по обработке изученных данных, изложению их «своим языком» (перефразированием) и пр.
Что грозит при выявлении мошенничества в научной среде?
За фальсификацию данных и плагиат предусмотрена административная и уголовная ответственность. Ученый не просто понесет указанные виды ответственности (отделается штрафом или реальным (условным) наказанием), но и будет отстранен от научной деятельности на определенный срок. Более того, его работы могут быть дисквалифицированы.
Каждый исследователь должен придерживаться принципов «научной этики» и «научной честности», чтобы заработать достойную репутацию на отечественной и международной арене.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Никогда бы не подумала, что мошенничество так развито даже при написании научных и студенческих работ! Спасибо за интересный материал.