На сегодняшний день в ВУЗах в целях получения реальных навыков (особенно для студентов технических и естественнонаучных специальностей) студенты проходят не только практику, но и выполняют лабораторные работы.
Данные проекты находятся на одной ступени вместе с выполнением курсовой работы, контрольного среза или прохождения теста. В большинстве случаев для получения допуска к сессии и учащиеся ВУЗов помимо зачетов должны своевременно сдать все письменные проекты, в том числе и лабораторные работы.
Лабораторная работа представляет собой самостоятельную работу студента, в ходе которой он проводит эксперимент и анализирует полученные результаты, оформляя их в отдельный проект.
Какие бывают лабораторные работы?
Казалось бы, лабораторная работа она и в Африке лабораторная работа. На самом деле, существует несколько видов лабораторных работ. Они разнятся в зависимости от выполняемого задания:
- Иллюстративная.
Здесь студенты изучают определенные явления, объекты и отражают полученные результаты с помощью графических материалов: схем, графиков, чертежей и пр. Именно в способе отражения информации кроется особенность этого вида лабораторных работ.
- Исследовательская.
Иногда эту разновидность также называют «наблюдательной». Студенты должны на протяжении длительного времени наблюдать за объектом, фиксируя его изменения, поведение и пр. При этом объект может действовать как в естественных, так и искусственно созданных условиях. Все полученные результаты фиксируются любым удобным способом, а затем анализируются.
- Обобщающие.
Данные лабораторные работы наиболее распространены в школах, где учащиеся с помощью них закрепляют пройденный материал и видят как действ уют знания (пройденный материал) в реальности.
- Проблемные.
В данном случае студенты проводят эксперимент, определяют проблему (или проблема может быть изначально поставлена педагогом), а затем находят оптимальный способ ее решения.
- Практические.
Данная разновидность схожа с обобщающей, но ее особенность в том, что студент проводит исследование, а затем на основе имеющихся у него знаний делает аргументированные выводы.
- Фронтальные.
Данный тип предполагает, что все студенты выполняют одно и то же задание, при этом параметры (критерии оценки, изначальные данные и пр.) могут быть разными.
- Бригадно-лабораторные.
В этом случае лабораторная работа проводится не одним студентом, а группой их нескольких человек. У каждого из исследователей будет своя роль: одни наблюдают, другие фиксируют полученные результаты, третьи проводят сам эксперимент (совершают конкретные действия) и пр. Данный вид развивает «корпоративный» (командный) дух, способствует сплочению коллектива ради достижения единой цели.
Как проходит лабораторная работа?
В начале занятия преподаватель должен провести инструктаж, включающий в себя не только напоминание о технике безопасности, но и о порядке проведения лабораторной работы: что предстоит делать, с каким инвентарем работать, что анализировать и пр. На данном этапе преподаватель также может принять решение о недопуске к проведению исследования, если у студента имеются какие-либо отклонения или противопоказания (например, проблемы со зрением, большое количество пропусков лекций и пр.).
Затем учащиеся получают все необходимые инструменты и предметы для проведения эксперимента. Важно, чтобы преподаватель и студенты убедились, что все приборы находятся в рабочем состоянии и не угрожают жизни и здоровью. В некоторых случаях студентам заранее сообщается, что они должны принести на занятие для организации рабочего процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Затем наступает самый ответственный этап: выдача задания. С ним должен ознакомиться каждый студент, понять, что от него требуется и приступить к выполнению. В ходе реализации всех действий следует быть предельно внимательным и аккуратным, так как от точности учащегося может зависеть конечный результат (погрешности допустимы, но в разумных пределах).
Все действия и полученные результаты должны быть отражены в лабораторной работе. Мало просто указать, что было зафиксировано и изменено. Важно проанализировать полученные сведения и сделать аргументированный вывод. Изначально студенты фиксируют данные на черновиках, а затем приступают к следующему этапу выполнения «лабораторки».
Последний этап выполнения лабораторной работы – оформление. В ВУЗе требуют, чтобы лабораторная работа соответствовала конкретным требованиям (ГОСТ 7.32-2001). Грамотно оформленная лабораторная работа подлежит сдаче преподавателю, а в некоторых случаях должна быть защищена студентом.
Таким образом, особенность любой лабораторной работы заключается в том, что она немыслима без проведения эксперимента, входе которого учащиеся закрепляют имеющуюся теоретическую базу и оттачивают свое мастерство на практике.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!