От чего зависит стоимость обучения в вузах и сузах?

Обучение в колледже и вузе может проходить на бюджетной или платно основе. Притом в любом случае вуз от оказания образовательных услуг студентам получает определенный доход: в первом случае за подготовку платит государство, во втором – лично учащийся. Поэтому имеет место новая категория – стоимость обучения.

От чего зависит стоимость обучения в вузах и сузах?
Обучение в колледже и вузе может проходить на бюджетной или платно основе. Притом в любом случае вуз от оказания образовательных услуг студентам получает определенный доход: в первом случае за подготовку платит государство, во втором – лично учащийся. Поэтому имеет место новая категория – стоимость обучения.

Понятие стоимости обучения в колледжах и вузах

Каждый колледж или вуз занимается подготовкой дипломированных специалистов по самым разным направлениям, притом делает он это не из благотворительных целей. За обучение студентов вуз получает определенный доход, который основывается на действующем прейскуранте цен, то есть на основе текущей стоимости образовательных услуг.

Стоимость обучения представляет собой финансовую оценку предоставляемых услуг по подготовке дипломированных специалистов. Она включает в себя все финансовые траты учреждения, которые связаны с организацией и реализацией учебного процесса в отношении действующих направлений подготовки.

Что отражает стоимость обучения?
Что отражает стоимость обучения?

Притом стоимость обучения призвана не просто окупать траты учебного заведения, но и приносить ему доход. Если рассматривать обучение студентов с данного ракурса, то можно смело заявить о том, что бесплатного образования не существует априори.

Стоимость обучения – сугубо частный показатель. Данный показатель утверждается в рамках каждого колледжа или вуза. Нередко по нему абитуриенты судят о доступности образования, качестве подготовки выпускников, посильности программы и обучения в целом.

Стоимость обучения – весомый показатель, от оценки которого зависит окончательный выбор абитуриента. В данном случае его анализ позволяет подобрать посильный колледж или вуз, а также доступную и финансово необременительную специальность (определенная специальность или переход на смежную программу и пр.).

Таким образом, стоимость (цена) образовательных услуг колледжа или вуза – это обязательный компонент, регулируемый с одной стороны нормативами со стороны государства, а с другой стороны – возможностями и потребностями учебного заведения.

Обратите внимание, что рассматриваемая категория будет отличаться в разных учебных заведениях. Притом, как показывает статистика, именно от него в 75% случаев зависит окончательный выбор абитуриентов, поступающих на платный формат.

От чего зависит стоимость образовательных услуг при колледжах и вузах?

Стоимость обучения – показатель неоднозначный, зависящий от различных факторов. Несмотря на государственное регулирование, в разных образовательных учреждениях он может и будет отличаться. В числе наиболее распространенных параметров, воздействующих на формирование и утверждение ценовой категории можно выделить следующие.

Во-первых, стоимость образовательных услуг зависит от статуса, типа и престижа учебного заведения. Аналитики отмечают установление высоких цен в топовых, популярных и многопрофильных колледжах и университетах. Более доступные цены наблюдаются в провинциальных сузах и вузах, филиалах или малоизвестных, мало востребованных учреждениях.

Что влияет на формирование стоимости обучения в сузах и вузах?
Что влияет на формирование стоимости обучения в сузах и вузах?

Во-вторых, стоимость образовательных услуг напрямую соприкасаются с модой, востребованность специалистов на рынке труда. Чем современнее, востребованнее профессия, тем выше ценник на образовательные услуги. Притом изначально новые или актуальные образовательные программы обладают высоким ценником, но с течением времени и по мере выпуска дипломантов стоимость понижается.

В-третьих, ценник на образовательные услуги имеет определенные ограничения. Минимальная граница устанавливается государством на основе финансирования бюджетных мест. Ниже данного размера вузы не могут и не станут устанавливать стоимость образовательных услуг. Притом максимальный ценовой диапазон не ограничен и определяется индивидуально каждым сузом и вузом, исходя из трат на содержание студентов и материально-технической базы, «наценки» с целью получения дохода и пр.

В-четвертых, уровень образования и характер образовательных программ также напрямую сказываются на ценовом диапазоне обучения. В колледжах цены на программы бакалавриата значительно ниже, чем при вузах. Притом каждый последующий уровень подготовки дипломантов оказывается (в большинстве случаев) выше предыдущего. Подготовка магистров и специалистов обходится студентам дороже, чем становление бакалавров: на воспитание узких специалистов требуется более тщательная подготовка педагогов, сложное и дорогостоящее оборудование, партнерские связи и пр.

В-пятых, стоимость обучения в колледжах и вузах также зависит от географического положения учреждения. В данном случае при установлении ценового диапазона администрация вуза учитывает среднестатистический доход населения в регионе и городе. В данном случае стоимость подготовки учащихся становится более адекватной и посильной для местного населения.

В-шестых, ценник на подготовку дипломантов зависит от формы обучения: самым дорогим является очное образование, а более доступным и дешевым – заочное и дистанционное обучение.

Важно отметить, что стоимость образовательных услуг при сузах и вузах может также зависеть от типа учреждения: государственное ли частное. В государственных колледжах и институтах действует минимальная граница, а в частных – никаких пределов и ограничений нет.

Таким образом, на стоимость образовательных услуг колледжей и вузов влияет масса внутренних и внешних факторов, учет которых позволяет администрации учебного заведения утвердить адекватный уровень.

Порядок формирования стоимости обучения

Определение ценового диапазона в отношении каждой заявленной образовательной программы происходит примерно по одной и той же траектории.

Изначально отмечается конкретная образовательная программа и формат ее освоения. В данном случае определяется мода, востребованность и престиж профессии, ее доля (весомость) в общем ассортименте направлений подготовки.

Далее определяется уровень образования и состав образовательной траектории: определяется количество преподавателей и сторонних специалистов для реализации учебного процесса (на основе действующей программы, планов). В данном случае учитывается средняя ставка преподавателей и определяются примерные расходы на заработную плату педработников.

Из чего складывается стоимость обучения?
Из чего складывается стоимость обучения?

Далее оценивается материально-техническая база вуза, необходимая для подготовки дипломированных специалистов. В этом случае важно учесть необходимость поддержания оборудования в рабочем виде (амортизация, ремонт) и обновление инвентаря, учебного фонда и пр.

Далее все вуз определяет затраты «индивидуального плана», которые позволяют ему получать доход от оказания образовательных услуг и направлять его в соответствующие фонды развития и пр. Размер такой «наценки» определяется им самостоятельно.

По мере калькулирования себестоимости на основе основных показателей, важно соотнести полученную сумму с минимальными размерами финансирования из бюджета. Данное действие обязательно реализуется со стороны государственных учреждений. При желании можно повысить ценовой диапазон или наоборот снизить его.

Затем намеченная сумма подлежит анализу с целью определения объективности, адекватности и посильности для абитуриентов и местного населения. В этом деле учитывается средняя зарплата по «домашнему региону» суза или вуза, а также средняя заработная плата по стране.

По мере необходимости администрация регулирует стоимость подготовки специалистов на всех уровнях и форматах.

Стоимость обучения может указываться полностью (за весь период обучения) или частично (по курсам, семестрам).

Важно отметить такую специфическую черту ценовой категории: бюджетники получают стипендию за счет государства, а в случае отчисления не возвращают казне затраченные на него средства и выплаченный объем стипендии. Контрактники же теряют и не могут вернуть израсходованные средства на обучение. Им могут возместить лишь «непотраченную часть средств» в рамках договора.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Ценовые колебания в образовательной среде

Стоимость обучения в колледжах и вузах – категория неоднозначная, плавающая. Она может изменяться в ходе реализации образовательной программы, так как зависит от внутренних и внешних факторов. В данном случае можно выделить два сценария ценового развития.

Фиксированная стоимость обучения Вариативная стоимость обучения
Стабильная и не изменяется в течение определенного периода времени Может измениться в любой момент согласно условиям договора
Финансовая нагрузка учащегося однозначна Финансовая нагрузка может увеличиваться или сокращаться
Не влияет на спрос, престиж профессии, но положительно сказывается на статусе учебного заведения Может привлекать или отталкивать абитуриентов, студентов, влиять на поток желающих

Первый – цена подготовки студентов фиксированная, закреплена нормативно в документах и не подлежит изменению. В данном случае действует «заморозка» цен. Чаще всего этот сценарий используется в период кризисов в стране, как мера поддержки учащихся. Также данное условие реализуется, если учащийся сразу же оплачивает полную стоимость обучения за весь период обучения (полную программу).

Второй сценарий предполагает, что стоимость подготовки дипломантов может колебаться. Она может увеличиваться на фоне внешних и внутренних факторов: на фоне повышения уровня инфляции, расходов суза или вуза по содержанию студентов, в зависимости от модности и престижности, востребованности программы и пр.

Уменьшение цен на услуги по подготовке дипломированных специалистов наблюдаются нечасто. Чаще всего подобные тенденции отмечаются в отношении дефицитных профессий, целевых программ, спрос на которые угасает, а на рынке труда наблюдается «кадровая яма». В этом случае с помощью снижения ценового диапазона происходит мотивация и привлечение внимания абитуриентов, изменение конкурентоспособности с целью переманивая поступающих на более выгодные условия и пр.

Таким образом, стоимость обучения – категория нестабильная, волатильная или плавающая. Она зависит от внутренних и внешних факторов, возможностей учебного заведения и специфики целевой аудитории, поэтому может быт как стабильной, так и динамичной. Притом характер и размер колебаний утверждается администрацией суза или вуза.

Что будет в случае невыполнения финансовых условий во время обучения в колледже или вузе?

Стоимость обучения – это не просто определенный показатель в образовательной среде. В каждом колледже или вузе действуют конкретные финансовые обязательства.

Если студент постигает выбранною профессию на бюджетной основе, то в данном случае оплатой образовательных услуг занимается государство. Вуз и МинОбрНауки самостоятельно решают все проблемы и нюансы по оплате. В этом случае студенту не стоит беспокоиться о просрочках или иных моментах. Он просто учится, постигает профессиональные азы строго по плану.

Если же учащийся осваивает программу на платной основе, то в этом случае ситуация кардинально отличается. Малейшая просрочка чревата негативными последствиями: как минимум недопуском к сессии или занятиям, максимум – отчисление за несоблюдение условий договора.

Поэтому, чтобы не повышать риск отчисления и проблем по учебе, в случае возникновения сложностей с оплатой образовательных услуг необходимо незамедлительно обратиться в деканат. После переговоров стороны смогут прийти к компромиссу: снизит финансовую нагрузку, пересмотреть сроки оплаты образовательных услуг, предоставить/получить отсрочку или рассрочку платежей и пр.

Таким образом, от стоимости обучения и оперативности ее оплаты может зависеть судьба дипломанта: получит он диплом об образовании или нет.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!