Ежегодно перед абитуриентами предстает серьезный вопрос: куда поступать и на что ориентироваться при выборе колледжа или вуза? Одними из наиболее популярных показателей, служащих ориентиром при поступлении, является рейтинг и престиж вуза. Сегодня мы расскажем об этих понятиях и их составляющих.
Что такое рейтинг вуза?
Рейтинг представляет собой определенный список, сформированный по конкретному признаку. В системе образования существует свыше нескольких десятков подобных перечней, миссия которых заключается в оценке качества обучения или деятельность конкретного учреждения с учетом действующих норм и показателей.
Именно данный показатель подчёркивает качество образования, но оценка в каждом случае происходит в индивидуальном порядке с учетом подобранных критериев, формул и методик анализа.
![Из чего состоит рейтинг вуза?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/12/word-image-2.jpeg)
Чаще всего при формировании рейтинга кладут следующие параметры:
- Территориальное расположение вуза: национальный (по стране), региональный (по региону или области), городской (в рамках конкретного города), международный (определение места вуза в общем списке, по всему миру);
- Преподавательский состав: оценивается уровень его укомплектованности, наличие кандидатов и докторов наук, профессорский состав (доля), публикационная активность преподавателей, их достижения (успеваемость студентов по предметам и пр.). Здесь принято выделять научно-исследовательский состав, профессорский, просто преподавательский с учетом опыта работы в педагогической (образовательной) среде;
- Научная активность вуза и привлечение студентов к НИР, участию в конференциях, открытиям и пр. В данном случае оценивается частота публикаций со стороны вуза (студенты, преподаватели, администрация и пр.), качество публикаций и пр. Если данный показатель низок, то возникают вопросы относительно качества подготовки студентов и актуальности действующих программ обучения подготовки педсостава;
- Соотношение бюджетных и коммерческих мест. Конечно же, видеть доминирование бесплатных вакантов приятнее и целесообразнее.
- Наличие базовых кафедр или предприятий-партнеров, участие в международных программах академической мобильности. Активная политика в части практики и стажировки студентов позволяет воспитать более подготовленных к трудовым будням специалистов, обладающих необходимыми навыками, актуальными знаниями;
- Дополнительные направления обучения: курсы и секции при вузе платные и бесплатные кружки (творческие, научные, спортивные и пр.);
- Уровень трудоустройства выпускников. Здесь оценивается именно доля официально задействованных специалистов, которые сумели устроиться на работу в рамках освоенной профессии. Притом, чем солиднее компания-работодатель, тем выше считается качество обучения;
- Количество предлагаемых направлений подготовки и их дисциплинарный состав, формы занятий;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как правило, в формировании рейтинга учитывают несколько факторов. В большинстве случаев важными элементами анализа выступают местоположение вуза (доступность, транспортная развязка, сколько времени понадобится на дорогу от дома до вуза), профессорско-преподавательский состав, уровень трудоустройства выпускников. Но в последнее время все чаще стали востребованы такие аспекты как наличие международных программ и текущая успеваемость студентов.
![Разновидности рейтингов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/12/word-image-231.png)
На сегодняшний день в числе наиболее приоритетных и известных рейтингов высших образовательных заведений выступают:
- Глобальные рейтинги, оценивающие вузы по таким параметрам. Как наличие лауреатов нобелевской премии, «звездных» профессоров, цитируемость исследователей, трудоустройство выпускников. Фактически в глобальных списках превалируют научная деятельность и востребованность выпускников. Самыми известными представителями этой популяции выступают Times Higher Education, Шанхайский рейтинг ARWU, рейтинг QS. В один из этих списков (топ-100) сумел войти лишь 1 российский вуз – МГУ имени Ломоносова.
- Национальные рейтинги, оценивающие деятельность вузов в РФ по следующим критериям: НИР, качество обучения и востребованность выпускников. Ведущие позиции в данном ракурсе отводятся следующим учреждениям: МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и пр.
- Региональные и/или городские рейтинги. Данное масштабирование производится местными аналитиками или органами муниципалитета. Притом анализ такого списка будет полезен абитуриенту, желающему поступь в конкретном городе или в домашнем регионе, поможет выбрать наиболее сильный вуз. Чаще всего в основу анализа кладут такие показатели, как количество специализаций, НИР, уровень трудоустройства выпускников.
В формировании рейтинга вуза важны официальные данные по каждому заведению: статистические сведения, отчетность, действующие образовательные программы и пр.
Престиж вуза: понятие и составные элементы
Не менее известным и популярным показателем, подлежащим оценке абитуриентов и их родителей, является престиж учебного заведения. Данный показатель призван определить репутацию ссуза или вуза, подчеркнув тем самым его практическую значимость в системе образования.
![Критерии оценки вуза для определения его престижа](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/12/word-image-232.png)
Под престижем понимают субъективную оценку деятельности образовательного заведения, которая основывается преимущественно на отзывах и мнении учащихся, их родителей, выпускников, работников. Престиж вуза подчеркивает действующие варианты обучения, специфика деятельности вуза, его инновации и пр. Поэтому для установления престижа специалисты проводят социологические исследования, анализ конкретной отрасли и дипломированных специалистов (откуда они выпустились, по какой программе и пр.).
Также на престиж вуза влияют следующие факторы: карьерный рост выпускников, уровень дохода молодых специалистов и опытных экспертов востребованность на рынке труда (текущая потребность в специалистах конкретного профиля).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Так ли важны рейтинг и престиж вуза?
Траектория абитуриента непростая. Здесь ему предстоит сначала определиться с профессией (кем он желает стать), а затем подобрать подходящее образовательное заведение для ее освоения.
Считается, что чем выше показатели, отражающие эффективность и деятельность учебного центра в целом, тем лучше его позиции в рейтингах, а также солиднее престиж.
Ключевыми параметрами, влияющими на выбор вуза, выступают:
- Наличие подходящей специальности;
- Условия приема: вступительные испытания в отношении интересующей профессии и проходные баллы, наличие бюджетных мест, стоимость обучения по контракту, конкурс за место;
- Уровень трудоустройства выпускников: какая часть успешно трудится по освоенной профессии, где трудятся дипломированные специалисты, какой средний заработок начиняющего и опытного эксперта с дипломом конкретного вуза;
- Отзывы студентов и выпускников.
Обратите внимание, что абитуриентов редко волнует вопрос о научной деятельности вуза (особенно если он впервые поступает на программу бакалавриата), профессорско-преподавательский состав (так как им в целом все равно кто их будет учить, лишь бы учили).
В целом, выбор абитуриента падает на посильный для него вариант независимо от престижа и рейтинга учреждения. Но работодателям порой важнее сотрудник, имеющий диплом солидного и уважаемого учреждения, нежели «провинциальный дипломант», полагая, что качество подготовки там серьезнее и выше.
![На что обращают внимание абитуриенты, выбирая вуз для поступления и обучения?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/12/word-image-233.png)
Выбирая образовательный центр для профессионального становления, важно понимать разницу между рейтингом и престижем заведения. Первый формируется на официальном уровне посредством анализа точных, деловых данных и документов, а второй базируется на основе мнения учащихся, выпускников и иных лиц, так или иначе взаимодействующих с центром. Только вместе они позволяют получить реальную оценку относительно качества подготовки, актуальности программ, условий обучения.
Поэтому, выбирая подходящий учебный центр, важно учитывать три аспекта «хочу» — какую профессию намерен освоить индивид, «могу» — посильность приёмной кампании и программы обучения в целом, «буду» — зачисление в вуз и соответствие заявленным требованиям и правилам. В данном ракурсе целесообразно сопоставлять желания, возможности с предложениями ссузов и вузов, изучать максимум информации по каждому заведению, чтобы получить достойное образование.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Не гонитесь за модой, престижем или рейтингом. Выбирайте достойный вариант, сопоставляя цену и качество обучения, востребованность профессии и потребности отрасли, собственные таланты и способности с предлагаемым уровнем сложности (состав дисциплин, варианты занятий, нагрузка), описание на сайте вуза с отзывами выпускников или студентов и пр.
Постарайтесь по возможности познакомиться с выбранным центром изнутри: оцените условия обучения, ремонт, оснащенность транспортную развязку, отношения педагогов и студентов воочию еще до поступления (это можно сделать в дни открытых дверей и пр.).
Если рейтинг и престиж вуза не совпадают, разнятся, то это должно вызвать сомнения относительно правдивости изложенной информации и качества обучения. Полагайтесь только на проверенные и надежные первоисточники, официальные данные и рейтинги, анализируйте все сведения и делайте грамотные выводы, которые помогут в перспективе сделать достойный выбор и получить качественное образование.
Поэтому не стоит упускать из виду рассматриваемые параметры, но и выносить на первый план их также нецелесообразно. Просто имейте в виду все факторы и условия, сопоставляйте с собственными силами и потребностями.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Интересная статья. Спасибо автору за простое разъяснение понятий, а также хороший вывод: чем престижнее и выше рейтинг вуза, тем сложнее в него поступить. Притом не всегда тот же самый рейтинг и престиж свидетельствует о высоком качестве обучения. Поэтому выбирайте не просто «лучшее» по этим показателям, но и посильное для себя направление, вуз с хорошими отзывами и реальными результатами. Автору и блогу огромное спасибо за полезный и понятный текст!