Написать научную статью – это лишь начальная стадия работы над ней. Чтобы она успешно была опубликована в рецензируемом или авторитетном издании, важно пройти все стадии ее оценки. В первую очередь редакторы, рецензенты и в конце концов пользователи обращают внимание на качество материала и исследования. Сегодня опытные эксперты DissHelp поделятся секретами успеха и опишут основные критерии качества научной статьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Почему оценку качества научной статьи проводят рецензенты и редакторы?
Согласитесь, что простой пользователь, изучающий рукопись не сможет определить ее тонкости, специфику, особенности и качественную сторону. Чаще всего читатели просто просвещаются, расширяют кругозор, не вдаваясь в детали: как автор собирал информацию, на чем основывал свою идею, какие мероприятия (опыты, эксперименты и пр.) проводил, степень точности результатов и пр. Для них качественная характеристика сводится к анализу материала в целом: о чем он, что нового они узнали. Притом для большинства таких обывателей необходимости в проведении фактчекинга нет. Им достаточно просто изучить, понять, выуди для себя новое.

Профессиональная оценка качества научной статьи возлагается сугубо на квалифицированных специалистов. Притом они должны быть компетентны как минимум в двух плоскостях: тематической (предметной) и лингвистической, по необходимости – переводческой. Такое «профкомбо» необходимо для того, чтобы всесторонне оценить рукопись и определить корректность и грамотность описания исследования и полученных результатов, ход НИР, качество перевода материалов на иностранный язык, степень достоверности преподносимых данных, структуру и содержание материала и его соответствие научным и редакционным параметрам и пр.
Почему оценку качества научной статьи доверяют рецензентам и редакторам? Все вполне логично. Первая категория проверяющих – это квалифицированные в соответствующей научной области, тематике и проблематике лица, способные произвести всестороннюю оценку логики исследования, результативности, достоверности и пр. То есть они диагностируют сугубо исследовательскую и содержательную сторону материала.
Редакторы – это, по сути, специалисты с лингвистическим образование. Поэтому в их спектр обязанностей входит диагностика качества текста: грамотность, корректность, логичность и связность, структурированность, соответствие общим лингвистическим правилам и требованиям конкретного издательства и пр. То есть они оценивают визуальное и структурно-содержательное соответствие рукописи общим требованиям ГОСТ, редакционной политике журнала и пр.
Переводчики помогут оценить смысловое соответствие иноязычного текста и оригинала, а также качество перевода: грамотность, корректность, логичность и пр.
Таким образом, именно экспертная оценка от компетентных лиц позволит получить объективные данные относительно качества научного текста и его оформления. Поэтому именно редакторам и рецензентам доверяют проверку рукописи перед публикацией.
Мнение студентов и аспирантов: основные показатели качества научной статьи
Студенты и аспиранты, занимающиеся исследовательской деятельностью, пишут и публикуют научные статьи в рецензируемых и нерецензируемых изданиях. Но перед публикацией их рукописи проводят как минимум редакционную проверку, а в авторитетных журналах — еще и внутреннее или внешнее рецензирование (одностороннее, двустороннее и пр.). Но самой первичной оценкой подготовленного текста выступает собственная, авторская или самоанализ.
На какие моменты обращают внимание универсанты при подготовке научной статьи к публикации?
- Актуальность темы. Авторы стараются выбирать не просто избитые временем вопросы, а именно имеющие место в реалиях, текущем положении дел проблемы. То есть универсанты предпочитают не просто показывать, что было, а изучать именно то. Что происходит на данный момент. Такой ход вполне оправдан: проще собрать и оценить информацию, понять причины и следствия и пр.;
- Тематичность. Данный критерий – слишком общий, но предполагает ориентацию на конкретном исследовательском вопросе и проблематике. Поэтому молодые авторы полагают, что важно не уходить далеко от заявленной проблемы и идеи, изучать ее проявление и мнение по отношению к ней со стороны научного сообщества и пр.;
- Обоснованность результатов и выводов. Большинство студентов и аспирантов полагает, что для того, чтобы показать надежность результатов исследования, достаточно увязать их с 1-2 яркими и безукоризненными фактами, мнением авторитетного эксперта. Вуаля, а исследование получается аргументированным, а значит проверенным и качественным.
- Связность и результативность. Студенты оценивают эти параметры, как наличие определенной последовательности при описании исследования и подведение общей картины, выводов, конечного результата и собственного мнения по тематике. В логике большинства авторов, емко описать основные мероприятия и выделить конечный результат – уже верх возможностей и больше ничего не нужно для подготовки хорошей научной статьи.
- Научный стиль. Данное требование – одно из первых, что буквально впивается в глаза начинающих авторов. Поэтому они всеми силами стараются соблюдать нормы академического письма.
- Форматирование. Правила оформления согласно ГОСТ и условиям научного журнала также выходят для универсантов на первый план.
То есть как мы видим, вузовцы обращают внимание больше на очевидные моменты и полагают, что их учет достаточен для подготовки всецело и достойной внимания и публикации рукописи.
Оценка качества научной статьи рецензентами и редакторами
Конечно же, рецензенты и редакторы обращают внимание на вышеуказанные параметры качества материалов. Но не всегда они оказываются первостепенными. На самом деле список оценочных критериев у них намного шире и жестче.

В первую очередь рецензенты и редакторы оценивают следующие параметры:
- Тематическая приверженность и информативность текста. В данном случае акцент делается на соблюдении предметных и научных границ исследования, ориентации на исследовательском вопросе и обосновании конечных результатов;
- Структура документа. Данный параметр помогает понять, насколько грамотно проведено исследование и укомплектовано в текстовый формат, как автор переработал первичный материал и первоисточники, соответствует ли подготовленная рукопись требованиям издательства и академического сообщества и пр.;
- Значимость (ценность) и новизну исследования. Данный параметр оценивается посредством соотнесения пользы рукописи, подчеркивая особенности исследования, вклад автора, описание новых подходов или взглядов на проблематику и пр. Если данные параметры не заметны, то исследование утрачивает свою силу, а научная статья приравнивается к банальному реферату или обзору;
- Методология и логика исследования. Эксперты отмечают, насколько уместны, необходимы и эффективны избранные автором приемы, как они помогают грамотно и связно выстроить ход научной деятельности, подчеркнуть особенности НИР и обосновать полученные результаты, выводы;
- Структура рукописи. В этом сегменте рецензенты и редакторы соотносят подготовленный текст с редакционной политикой издания, гостами и нормами научного сообщества. Более того, анализу подвергается каждый раздел. Специалисты определяют достаточность информации, роль каждого параметра, связность повествования, корректность и соразмерность в распределении материалов и пр.;
- Научная аргументация и обоснованность результатов и выводов. Эксперты проверяют все материалы на критерии качества, в особенности – доказательную базу. Также акцент делается на убедительности выражений, формулировки, эффективность и уместность применения соответствующих фактов, цитат и пр.;
- Плагиат. Все научные статьи проверяются на плагиат. При анализе материала со стороны рецензентов и редакторов особое внимание уделяется цитированию и заимствованию, списку литературы и пр.
- Ясность и простота повествования. Несмотря на требования по научной стилистике рукописи. Ход и результаты проводимого исследования должен преподноситься в доступной для целевой аудитории форме. То есть в этом случае важно взглянуть на текст с точки зрения читабельности и понятности (общей, контекстуальной, лексической и синтаксической и пр.), информативности.
- Контекст. Такой анализ предполагает оценку логико-тематического повествования с акцентом на суть исследования, выделение основных положений, их соотнесение с научным аппаратом и границами изыскания;
- Объем. В каждом издании могут действовать свои формальные требования по объему научной статьи. Согласно общим нормам, средний объем таких текстов варьируется от 2-3 до 12 страниц. Если нормы в издательстве иные, то важно их учесть.
То есть рецензенты и редакторы оценивают подготовленные материалы со всех ракурсов, но в центре внимания оказывается содержание и структура, соблюдение норм авторской этики, контекстуальные особенности и логику, обоснованность результатов и выводов, оформление. Подобного рода экспертиза более объективная, требовательная и правильная.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Советы по подготовке качественной научной статьи: как повысить ее качество и общую оценку?
Согласитесь, довольно неприятно, а в некоторых случаях (особенно у аспирантов и докторантов) опасно получать подготовленные для издания научные статьи на доработку. В таких ситуациях есть риск не успеть опубликовать важный материал, который должен быть процитирован или «самосплагиатирован» в диссертации и пр. Чтобы миновать серьезных замечаний и множественных доработок по тексту, ходу исследования, достаточно придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, важно изначально тщательно и детально планировать ход проведения исследования, отмечая опорные точки, ключевые слова, этапы границы и пр. В данном случае достаточно наметить основные этапы и ориентиры. То есть автору нужно выбрать тему и определить предметные границы, особенности проведения изыскания и пр.
Во-вторых, стоит тщательно изучить требования к структуре, содержанию, форматированию и условиям публикации материала в желаемом издательстве. Знание конкретных требований поможет моментально их учесть при проведении ГИР и описании полученных результатов, форматировании документа и пр.
В-третьих, обязательно проводите фактчекинг в отношении все информационной и доказательной базы. В научных статях следует применять только достоверные, надёжные и безукоризненные материалы. Они призваны подчеркивать и аргументировать, а не порождать новые сомнения и вопросы.
В-четвертых, проведите комплексный лингвистический мониторинг подготовленного текста. Исключите грамматические и логические ошибки. Сделайте текст предельно понятным, полезным, научным, однозначным и точным.
В-пятых, проверяйте материал на плагиат и учитывайте все нестыковки, копирования. Перепроверьте правильность оформления цитат, их логичное употребление и роль в исследовании.
В-шестых, не пренебрегайте рецензированием рукописи. Притом самой объективной рецензией считается внешняя, а не только от научного руководителя.
В-седьмых, согласуйте ход исследования и учитывайте все советы, замечания наставника при подготовке статьи к публикации. Постарайтесь адекватно воспринять все недостатки, рекомендации по совершенствованию, вопросы и замечания.
В-восьмых, тщательно перепроверьте оформление. Важно полное соблюдение всех норм по форматированию текста. Именно они визуально бросаются в глаза. Более того, редакция не пропустит несоответствующий материал. Даже неправильно проставленная запятая или тире могут стать причиной столкновения интересов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!