Педагогические технологии: понятие, виды, правила использования

Министерство образования постоянно вводит новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.

Педагогические технологии: понятие, виды, правила использования

Министерство образования постоянно вводит новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.

Перед преподавателями стоит первоочередная задача создания улучшения качества обучения, подбор средств, способов и методик взаимодействия с детьми, которые позволят максимально эффективно организовать их обучение. Все это невозможно реализовать, не имея удобного инструментария. Таким инструментом в системе образования является педагогическая технология.

Что же такое педагогическая технология?

Давайте разберемся в значении этого термина. Мы знаем, что технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

Википедия дает нам такое определения педагогической технологии: «Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.»

Иными словами, педагогическая технология – это совокупность методов и средств для достижения определенных результатов в воспитании и обучении детей.

Повсеместное распространение педагогических технологий историки относят к началу шестидесятых годов прошлого века и обуславливают это началом переформирования американской, а после и европейской системы образования.

Виды педагогических технологий

Существует множество различных способов классификаций педагогических технологий. Давайте постараемся в них разобраться. Все технологии можно условно разделить на общие и частные. Общие решают вопросы построения процессов обучения. Частные же отвечают за более тонкие моменты: как заинтересовать учащихся, как лучше оценить их работу и достижения и т.п.

Школьное образование
Обучение детей в школах

Рассмотрим наиболее популярные и значимые виды педагогических технологий.

Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:

  • Технологии организации общения направлена на создание оптимальных условий для формирования индивидуальности ученика.
  • Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности направленна на стимулирование учебной деятельности.
  • Технологии диагностической и прогностической деятельности основана на использовании эмпирических способностей преподавателей, их умении пользоваться диагностическими методиками для планирования своей работы.
  • Педагогические технологии инновационной деятельности базируются на новаторском подходе к образовательному процессу.
  • Технологии организации воспитательного дела позволяют раскрыть внутреннюю сущность ребенка и направлены на гармоничное развитие личности подопечного.

По структуре педагогические технологии можно разделить следующим образом:

  • Процессуальные технологии представляют из себя методический план достижения результатов, который имеет четко обозначенные временные рамки осуществления стадий образовательного процесса.
  • Формирующие технологии позволяют варьировать длительность этапов образовательного процесса.
  • Развивающие педагогические технологии являются элементом масштабного процесса и не имеют конечного результата

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди педагогических технологий также можно выделить:

  • Проблемное обучение основано на обучении посредством моделирования и решения затруднительных ситуаций
  • Концентрированное обучение представляет из себя процесс обучения посредством расширенного и углубленного изучения дисциплин
  • Модульное обучение обусловлено возможностью самостоятельно изучения материалов благодаря разбитию его на функциональные блоки
  • Развивающее обучение опирается на вероятные возможности ребенка и базируется на формировании структуры мышления, а не эксплуатации памяти.
  • Дифференцированное обучение — это объединение в одну группу детей с разными умениями с целью их гармоничного развития и выявления доминирующих способностей каждого члена группы.
  • Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение применяется в высших учебных заведениях, опирается на квалификационную и специализированную подготовку обучающихся с поэтапным внедрением в программу освоения практических навыков.
  • Игровое обучение применяется как в дошкольных учреждениях, так и в высших школах представляя собой моделирование ситуаций в игровой форме.
  • Обучение развитию критического мышления позволяет учащимся развить критическое, творческое мышление методом выдвижения противоречивых теорий и дальнейшего их подтверждения или опровержения.
Пояснение преподавателя
Учебный процесс

Правила использования педагогических технологий

В реализации любой педагогической технологии важна системность. Задача педагога добиться слаженного взаимодействия всех компонентов образовательном процессе.

На сегодняшний день в системе образования применяются как традиционные, так и новаторские, эксклюзивные методики и практики.

Выбор определенной педагогической технологии определяется самим учебным заведением и обуславливается совокупностью различных факторов, влияющих на реализацию процесса обучения.

Приведём пример. Ребенок пришел обучаться в художественную школу. У него потрясающее врожденное владение техникой рисования акварелью. Казалось бы, занимайтесь с ним акварельной живописью, и не напрягайте ребенка другими специализациями. Но звание художественной школы предполагает, что обучающийся должен приобрести весь комплект необходимых знаний и умений. И это не прихоть учебного заведения, а действительно насущная необходимость. Для полноценного и разностороннего развития ребенка в художественно стезе нужно понимание композиции (выстраивание пространства и тел в нем), умение разбираться в истории искусств (понимание к какому стилю относится та или иная художественная работа, в какое время и почему зародилось это направление), понимании колористки (умение разбираться в природе цвета и подбор тонов и подтонов, их гармоничное сочетание) и многое другое.

Это единый стандарт художественного образования, имеющий точное определение для педагогов в выборе педагогических технологий. На основании полученного образования в художественной школе ученик получит свидетельство государственного образца.

Если же родители определили ребенка учиться в художественную студию на направление скульптуры, то его там будут обучать, главным образом, лепке, работе с глиной и другими материалами. Такой курс не стандартизируется, и преподаватели могу по своему усмотрению выбирать удобные им педагогической технологии.

Но не стоит забывать, что все образовательные учреждения нашей необъятной страны должны опираться на требования ФГОС. Институт образования четко регламентируется на государственном уровне, и все педагогические технологии должны опираться на рекомендации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Независимо от того, какую технологию выберет педагог, неизменным остается одно – главное, чтобы обучающие воспринимали процесс обучения не как муштру, а как гармоничную возможность получения новых знаний и умений. Если педагог воспринимается как наставник, как человек готовый не обращать внимания на незначительные промахи в великой игре, называемой «обучение», то любая технология приведет к отличному результату.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!