Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Педагогика – это наука, в центре внимание которой находятся сферы обучения и воспитания. При этом их рассматривают во взаимосвязи и сбалансированности как деятельность, в которой сплетается социальное и личностное, ориентированная на подрастающее поколение и его включение в общественную жизнь. Указанные элементы педагогической деятельности требуют развернутого и наглядного рассмотрения. Для этого используют учебные дисциплины, изучающие проблемы обучения и технологии воспитания.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Педагогика – это наука, в центре внимание которой находятся сферы обучения и воспитания. При этом их рассматривают во взаимосвязи и сбалансированности как деятельность, в которой сплетается социальное и личностное, ориентированная на подрастающее поколение и его включение в общественную жизнь. Указанные элементы педагогической деятельности требуют развернутого и наглядного рассмотрения. Для этого используют учебные дисциплины, изучающие проблемы обучения и технологии воспитания.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Изучение теории обучения (общий уровень) в педагогике занимается дисциплина, носящая название дидактика. Следовательно, дидактика представляется теоретической основой обучения в рамках науки воспитания и обучения, предлагающая объяснение, базирующееся на принципах науки, таких критериев как суть явления, способы познания и виды занятий. На самом деле, основной задачей дидактики становится необходимость найти ответы на такие общие вопросы сферы обучения: для чего, чему и как.

Прежде чем ответить на обозначенные вопросы, необходимо найти ответы на сопутствующие, связанные с процессом обучения и его закономерностями, с объектами обучения, местом расположения и инструментами обозначенного процесса, принципами оценки и контроля результатов и т.п.

Понятие

Ранее уже говорилось о том, что дидактика является разделом педагогики и теории сферы образования, рассматривающая проблемы обучения и воспитания. Стоит отметить, что данная дефиниция не единственная. Другое определение дидактики предлагает воспринимать ее в формате теории образования и обучения. Стоит разъяснить, что здесь образование признается итогом обучения, а последнее считается способом получения образования.

Рассматривая под таким углом образование, стоит отметить, что оно не включает в себя критерий воспитания. За границы данного понятия выносятся как развитие, так и эмоциональная и ценностная составляющая педагогической работы.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Пример педагогической работы

Некоторые ученые поднимают дидактику в формате переходного элемента, соединяющего психологию, как собственный базис мероприятий по обучению и воспитанию, и реальную деятельность по обучению. Подобный взгляд носить психологическую направленность, что и представлено в определении.

Дефиниции

Дидактика представляется дисциплиной в рамках педагогики, изучающей теорию обучения. Важно воспринимать дидактику одной из многообразия дисциплин науки в рамках педагогики. Грамотность в этом вопросе – важная составляющая деятельности любого педагога. Все потому, что современные условия диктуют необходимость осмысления разноплановых задач практической деятельности с использованием достижений науки и знаний теории.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Угадать на современном этапе развития социума и науки вероятный результат обучения, в рамках определенных конфигурации, методов и средств, практически невозможно. В рамках дидактики вырабатываются технологии прогноза и планирования эффекта, как следствия внедрения в практику учебных заведений новых подходов и учебных пособий.

Однако не стоит ожидать от дидактики очевидных, универсальных и безапелляционных решений вопросов практической деятельности. Для педагога дидактика предлагает информацию, благодаря которой легко анализируется непосредственная деятельность, сопоставляются реальность и желания, что способствует изменению ситуации в лучшую сторону.

Являясь отраслью педагогики, дидактика использует в своей деятельности различные отраслевые термины, добавляя к ним понятия из пограничных областей (психология, философия).

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Несколько слов о том, как дидактика согласуется с иными понятиями

В рамках структуры обучающего процесса дидактика охватывает все предметы и подчиняет все уровни учебной деятельности. Объем включенной в рассмотрение действительности позволяет выделить два направления – общее и частное.

Рассмотрим методику учебного процесса, которую в профессиональных кругах называют частной дидактикой. Именно это направление нацелено на обучение конкретным предметам (история, биология, английский и т.п.), изучает правила течения процесса, характерную информацию, конфигурации и методы донесения до слушателей самых разных учебных дисциплин. В рамках частной науки предметная методика демонстрирует особенности научного направления и исходит из требований результативного обучения в определенной сфере.

Общая дидактика изучает общие законы обучающих мероприятий (обучающая деятельность, учение в совокупности с факторами порождения, условиями проведения и итоговыми результатами).

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Среди важнейших понятий дидактики выделяются:

  • методы обучения (лекция, лабораторная, творческие работы и т.п.) – упорядоченная и подготовленная работа преподавателя, нацеленная на успешное продвижение к учебным целям;
  • суть образования (знания, способности конструировать в соответствии с моделью, творческая деятельность, эмоционально-ценностные связи) – социальный опыт, получаемый учащимся в рамках обучения, трансформируемый в элемент общего персонального опыта;
  • средства обучения (учебник, классная доска, карта, компьютер и т.п.) – используемые в рамках обучения информационные носители и инструменты деятельности;
  • форма организации обучения – разновидность урока (урок, практикум, экскурсия, тестирование и т.п.), благодаря разным приемам сочетания образуют системы форм обучения.

Практическая организация процесса обучения в педагогике должна соответствовать ключевым требованиям. Они носят название дидактических принципов.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

О важных положениях дидактики

В перечень значительных дидактических принципов внесены следующие положения. Обучение должно соответствовать критериям:

  • научности и смысловой направленности – содержание должно формироваться на базе фактического материала и отображать современные результаты научных исследований;
  • взаимосвязи теории и практики (связь обучения с жизнью) – предполагает формирование у учащихся понимания места и варианта использования полученных знаний, умения прибегать к теории в рамках рассмотрения задач практики;
  • легкости восприятия – использование всех доступных способов чувственного восприятия (зрение, обоняние, осязание, слух и вкус);
  • энергичности и способности верно воспринимать окружающую действительность – критерий зависит от способности наставника объяснить цели и задачи процесса, заинтересовать их необходимостью осваивать знания и варианты действий, практиковать саморазвитие и работу творческого характера;
  • доступности – используемые методы и суть обучения выбираются согласно возрасту, способностям познавать мир и образованности;
  • регулярности и последовательности – используемая в обучении информация должна обладать структурой, включать учебные темы, разделы, модули, предлагаемые ученикам для последовательного освоения;
  • воспитания и формирования – процессы обладают целью, ориентированной на становление разноплановой личности и ее творческой индивидуальности;
  • фундаментальности – теория требует повторения и закрепления, навыки и умения – применения на практике.

Обозначенные принципы формируют систему, обуславливаются целями и обладают историческим характером. Новые условия приводят к исчезновению смысла некоторых принципов. Их заменяют новые. В них общество реализует необходимость придерживаться новых правил обучения.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Воплощение в жизнь принципов осуществляется благодаря правилам обучения, которые представляются инструментами внедрения принципов. Под правилами понимаются нацеленные на наставника определенные установки, определяющие варианты действий в рамках классического педагогического процесса. Они представляются высшими законами, благодаря которым понимаются особенности использования определенного принципа обучения. Именно последние обуславливают правила.

Для педагога важно не только знание принципов, но и соблюдения правил их реализации.

Итак, основные требования к организации и реализации процесса обучения признаются дидактическими принципами. Они изменяются во времени и формулируются на базе устойчивых связей в рамках деятельности педагога и их осмысления с научной стороны.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Пример процесса обучения

Представленные выше принципы обладают очевидной взаимосвязью, которая определяет взаимовлияние и взаимное усиление.

О предмете

Раскрытие данного аспекта дидактики начнем с возвращения к определению данного явления. Итак, дидактика является компонентом педагогики, при этом признается наукой об обучении, в рамках которой изучаются правила, логику, принципы и способы.

Отталкиваясь от этого определения, приходим к пониманию, что предметом дидактики становится связь между работой педагога и познавательными усилиями обучаемого, как и их взаимодействие.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

Для лучшего понимания предмета, стоит обозначить многообразность тематических суждений. Данный факт обуславливает наличие трудностей их учета. Обозначим некоторые из озвучиваемых суждений по предмету дидактики:

  • обучение – инструмент сообщения знаний и становления личности учащегося;
  • логика и положения обучения, его цели, научная база содержания образования, способы, виды и инструменты процесса;
  • синтез процессов передачи и усвоения знаний на основании их взаимодействия;
  • мероприятия в рамках преподавания-учения в совокупности с условиями проведения и результатами их реализации.

Для верного определения дидактического предмета необходимо активизировать собственное представление о научном предмете. При этом помня о том, что обучение – объект масштабный и сложный, его элементы должны отражаться в целостности и взаимодействии, а также воплощаться в структуре дидактических положений. Для успешной реализации мероприятия, требуется изучить обучение со стороны дидактики.

Данный подход предполагает учет всех имеющихся, в рамках педагогики, об обучении знаний, установить степень соответствия содержания дидактике достижениям современной науки, обозначить функции, возможности и задачи научного обоснования практической деятельности преподавателя. При помощи обозначенного подхода станет возможным получить представление о дидактическом предмете, способное перевести исследовательскую деятельность в правильное русло.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Благодаря этому появится возможность параллельного действия, в рамках которого педагогическая наука будет обогащаться, а педагогическая практики – организовываться правильно.

Чтобы определить предмет дидактики мало просто указать на изучаемое дидактикой совместно с иными науками. На первом этапе требуется время на поиски ответов на определенные вопросы:

  • каков вид объекта дидактики на современном этапе;
  • каковы научные средства дидактики, способные достоверно отобразить явления обучения;
  • как отразить объект на основе его описания в рамках задачи по научному обоснованию педагогической практики.

Все это способствует пониманию того, что предмет дидактики не определяется без учета функций, анализа объекта и используемых средств познания.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет

На следующем этапе установления предмета дидактики необходимо сосредоточиться на вопросе раскрытия педагогической природы обучения. Исходим из того, что дидактика, как наука, фундаментальна. Предмет теории представляется совокупность отношений, где требуется определение специфического отношения в рамках обучения. В рамках учебной деятельности отношения весьма разнообразны: преподаватель – учащий, учащийся – дидактические источники теоретических знаний и практических умений, учащийся – другие обучающиеся.

При изучении литературы педагогической направленности, обнаруживаются различные суждения в отношении выбора важнейшего для дидактики отношения. Популярна точка зрения, где важнейшим обозначается познавательное отношение, то есть связь учащегося и материала обучения.

Обучение как единое целое

Процесс обучение, как система, поддается характеристике, только если рассматривать ее в развитии. При этом во внимание принимаются ее элементы, связи и функции.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Процесс обучения

Для процесса обучения характерными признаются следующие черты:

  • неразрывность образования и обучающей деятельности, а также группировка в структуру мироощущения знаний, умений и навыков;
  • ориентированность, интегрированность;
  • направленность и слаженность;
  • подвижность;
  • неясность результата.

При этом стоит уточнить, что как наука дидактика относится к категории наиболее разработанных. Это находит отражение в ее двойственном характере – теоретическом и прикладном, базирующемся на определенных нормах. Однако история развития науки указывает на то, что потребность в дидактике обуславливалась необходимостью определения ряда факторов:

  • что вносить в программу обучения новых поколений;
  • какими должны быть способы передачи потомкам умений и знаний;
  • каковы закономерности и свойства процесса.

Обращаясь к вопросу обучения, стоит обозначить его интегрированность в структуру воспитания (нравственное, умственное). Как следствие, дидактика представляется двойственной теорией, как воспитания, так и образования.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Пример обучения

Обращаясь к целям дидактики, выделяем аспекты рассмотрения законов обучения (общие), использование их в качестве основы для определения правил и принципов процесса образования. Дидактика устанавливает задачи обучения, прорабатывает вопросы использования определенных методов, форм и организации. Как следствие, убеждаемся в том, что дидактика необходима для понимания того, как необходимо подходить к процессу обучения.

Информированность о правилах дидактики и ее принципах требуется для организации процесса выработки программ обучения, стандартов образовательной среды и комплексов учебно-методической направленности. Как результат, приходим к тому, что дидактика помогает понять то, чему необходимо учить. Рассматривая вопросы методологии образования, дидактика определяет базовые принципы, благодаря которым формируются и внедряются средства обучения. Благодаря дидактике удается обобщить и проанализировать прогрессивный педагогический опыт, внедрить в образовательную практику инновацию.

Педагогика дидактики: понятие, определение, принципы и предмет
Образовательная практика

Дидактика – наука, обладающая серьезной ценностью. Она далека от рамок описательности и умозрительности. В сферу ее деятельности входят мероприятия, помогающие раскрывать причины, исследовать закономерности, выявлять предпосылки, создавать условия, определять нормы. Все это требует серьезных знаний и не менее пристального внимания.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!