Введение и заключение – самые важные разделы любого научно-исследовательского и студенческого проекта, первые попадающие под прицел аттестационной комиссии. Но именно они вызывают массу сложностей и вопросов у авторов во время написания и оформления. Сегодня мы расскажем о наиболее эффективном и простом в применении приеме по выполнению введения и заключения дипломной (и любой иной студенческой) работы – перекрестный метод.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть и сфера применения перекрестного метода написания вводной и заключительной части НИР
Перекрестный метод при выполнении бакалаврских работ, магистерских диссертаций или иных проектов представляет собой прием по сопоставлению одних и тех же параметров на разных стадиях выполнения исследования с целью оценки промежуточных и конечных результатов. Данный подход отлично подходит для констатации фактов и динамики, тенденций, обоснования авторской позиции или проверки выдвинутой гипотезы, оформления полученных результатов.
Перекрестный метод в дословном восприятии означает «перекрестная» оценка выбранных автором параметров. Данный подход применим не только для аналитической или оценочной деятельности. Использование рассматриваемого способа позволяет также разграничить этапы исследования и полученные итоги, воссоздав тем самым логику научной мысли и обоснованность каждого шага, результата.
Перекрестный подход в написании дипломной работы позволяет студенты избежать массу проблем и корректно, деликатно преподнести собранную информацию. В частности, посредством этого способа автор может скрыть недостатки и сделать акцент на более важных моментах, аргументах и тенденциях. Помимо этого, рассматриваемая парадигма позволяет отметить ситуацию до и после реализации конкретных материалов, то есть зафиксировать положение ключевых элементов, показателей и оценить их изменение, обосновать с научной точки зрения и пр.
Способ перекрестного написания успешно используется в научно-исследовательской и студенческой среде. Данный прием облегчает ход подведения общих выводов по результатам исследовательской деятельности, констатации и обоснования полученных результатов и оценки достижения намеченной цели.
Метод перекрестного написания курсовой или дипломной работы может быть применен в определенных условиях. Во-первых, автору необходимо располагать начальными данными и иметь на руках конечный результат. В данном случае возможно оценить логику и ход исследовательской активности, характер изменений и причинно-следственные связи, а также точность и достоверность полученных значений и выводов. Без промежуточных или конечных результатов, представлений о том, что можно сопоставить, оценить или последовательно отметить невозможно.
Во-вторых, метод перекрестного выполнения разделов студенческой работы предполагает сопоставление фактов в разных моментах исследования или разделение особо важных моментов на две составляющие, которые при оценке в единой связке позволят оценить по достоинству качество проекта.
В-третьих, данный прием уместен в отношении любого студенческого исследования или НИР. Он применим при выполнении рекомендательного раздела (в качестве обоснования предлагаемых решений и констатации причинно-следственных связей, характера изменений, выявлении слабых мест и пр.). Самый наилучший вариант задействования подхода – при написании введения и заключения.
Правила применения перекрестного метода при выполнении студенческих и научных работ
Чтобы метод перекрестного подготовки НИР успешно сработал и облегчил участь авторов во время описания хода изыскания и разъяснения полученных результатов, необходимо полагаться на традиционные каноны.
Данный способ работает далеко не во всех случаях. Чтобы он приносил пользу исследователю, необходимо полагаться на следующие базовые условия.
Принцип №1. Сопоставимость. Чтобы метод перекрестного анализа позволял делать обоснованные выводы или подчеркивать ход научной мысли, важно располагать конкретными данными, аргументами, материалами, которые можно сравнить или с их помощью подчеркнуть последовательность мероприятий и результат их реализации.
Для воспроизведения метода перекрестного изречения важно иметь точки соприкосновения, то есть одни и те же моменты, факты, аргументы, которые можно исследовать и оценить на разных этапах выполнения НИР. Чаще всего это делается в отношении начальных и конечных параметров при выполнении введения и заключения курсовой, дипломной работы.
Принцип №2. Логичность и связность обозреваемых аргументов или критериев. В данном случае перекрестный подход в описании выделенных параметров должны производиться с учетом логики НИР, то есть предоставлять конкретные тенденции с разбивкой на начальное положение дел и конечный результат. Таким образом, сопоставляемые параметры должны иметь явные взаимосвязи.
Сопоставлять кардинально разные моменты и факты недопустимо. Притом подобный ход не приведет исследователю к должному результату. Поэтому важно отбирать сведения для перекрестного анализа с особой тщательностью: важно понимать связь параметров, обладать достаточной информацией относительно хода исследования и устанавливать причинно-следственные связи происходящих явлений, отмечать и описывать полученные результаты.
То есть метод перекрестного сопоставления позволяет емко и точно подчеркнуть особенности научной мысли и конечные результаты.
Принцип №3. Обоснованность. Методика перекрестного описания сути исследования позволяет тщательнее подчеркнуть корректность и достоверность результатов, а также обосновать авторскую позицию и акцентировать внимание на проблеме и гипотезе (ее реалистичности и уместности, оправданности).
Перекрестный подход позволяет сравнить показатели или факты на разных стадиях исследования и определить их роль, весомость, характер изменений, точнее определить причинно-следственные связи и спроектировать наиболее эффективный путь по воздействию на обозначенную проблему.
Рассматриваемая метода позволяет выделить доказательную базу и тщательнее подчеркнуть состоятельность предлагаемого решения, объективнее оценить конечный результат.
Принцип №4. Обзорность. Применение метода перекрестного написания НИР предполагает выделение особо важных моментов с кратким обзором происходящих событий: базовые или ключевые мероприятия (именно они помогут установить ход и логику исследования), кратко и емко описать суть и констатировать авторскую позицию, подчеркнуть проблему и гипотезу (их связь или противостояние).
Принцип обзорности в рамках метода перекрестного описания исследования предполагает точечное воссоздание научного или экспериментального пути, где «без лишних слов» становится очевидно изменение, обоснованность и связность действий, заметен конечный результат и ясны перспективы его применения, дальнейшего развития или оптимизации.
На основе рассматриваемого канона в рамках перекрестной оценки параметров исследования автор может воссоздать на параллельной основе начальное положение дел и результаты исследования. Данный ход облегчит оценку итогов.
Принцип №5. Многозадачность. Посредством перекрестного подхода студент может одновременно исследовать и обозначить массу аспектов или параметров, воссоздав тем самым общую картину НИР. Более того, каждый элемент или параметр подвергается краткой констатации и анализу, что содействует обоснованию конечных результатов.
Таким образом, перекрестный подход позволяет студенту основательнее разобраться в теме и в краткой, емкой и понятной форме изложить существенные моменты, подчеркнув ключевые факты и тенденции, итоги.
Схема реализации перекрестного метода выполнения введения и заключения курсовой или дипломной работы
Написание введения и заключения – сложная и важнейшая миссия автора. Ее реализация возможна только по мере проведения исследования и констатации полученных результатов, то есть по мере формирования основной части проекта.
Как известно, состав введения и заключения имеет массу сходств и различий. В их основе лежит описание научного аппарата, на ракурс описания разнится: во введении автор отмечает проделанную работу, то есть ход исследовательской мысли, а в заключении – подчеркивает конечные результаты. При оценке указанных разделов студенческой работы можно получить полое представление о ходе исследования и его результатах, притом перечитывать десятки страниц не придется.
Написание введения и заключения нередко повергает автора в ступор, так как он не знает, как, о чем писать, какими данными располагать и фигурировать. В значительной степени облегчает ход выполнения вводной и заключительной части курсовой или дипломной работы метод перекрестного написания.
Суть данного приема в рамках оформления введения и заключения студенческой работы состоит в сопоставлении научного аппарата в начале и конце исследования. Притом сопоставление в этом случае предполагает выделение начального положения, основных мероприятий и выделение конечного результата.
Проявление вышеописанных правил при подготовке введения и заключения на основе метода перекрестного анализа выглядит следующим образом:
- Принцип сопоставимости проявляется в том, что в основе рассматриваемых разделов НИР кладут научный аппарат исследования: актуальность, цели и задачи, проблема и гипотеза, предмет и объект, ценности и новизна. В данном случае достаточно отметить план исследования во введении, а затем констатировать итоги – в заключении;
- Принцип логичности предполагает явную связь между изначально заявленной целью и конечным результатом, описанной актуальность и ее подтверждением фактами, определением новых приемов и подходов в решении проблемы, констатации ценности результатов для объекта и предмета. То есть важно сравнить заданные ориентиры с конечным результатом. При их совпадении научное исследование считается успешным;
- Принцип обоснованности проявляется в том, что оценка конечных итогов НИР фактически подтверждают или опровергают описанные каноны во введении;
- Принцип обзорности предполагает, что автор во введении кратко изложит ход научного исследования (какую работу и мероприятия он проделал), а в заключении – проанализирует полученные итоги;
- Принцип многозадачности проявляется в сравнении элементов научного аппарата в начале и конце исследования с акцентом на полученный результат.
Исходя их анализа принципов методов перекрестного написания введения и заключения, можно выделить следующие этапы подготовки разделов.
Для начала необходимо внимательно (в очередной раз) изучить основную часть студенческой работы и план проекта, а затем выделить базовые элементы научного аппарата.
Далее важно выделить два столбца и в каждом из них проанализировать выделенные составные части научного аппарата проекта. В таблице ниже мы представим краткую характеристику каждого элемента в составе введения и заключения.
Элемент научного аппарата |
Введение студенческой или научной работы |
Заключение студенческой или научной работы |
Актуальность | В чем проявляется актуальность темы, проблемы? | Насколько актуальны полученные результаты и выдвигаемые предложения? |
Цель | Желаемый результат | Полученный (конечный) результат, фактический результат научной мысли |
Задачи | Основные мероприятия по достижению обозначенной цели | Оценка промежуточных результатов или выделение наиболее значимых мероприятий, их роль в исследовании |
Предмет | Научные границы исследования | Насущные правила, которые помогли в выработке решения |
Объект | Текущее положение организации или исследуемой группы | Конечное положение объекта или исследуемой группы |
Проблема, гипотеза | Наличие проблемы и потенциальное решение | Решение проблемы и его эффективность |
Ценность, значимость | Степень влияния проблемы и необходимость ее решения | Эффективность результатов и предложений автора |
Новизна | Отличия в ходе исследования по сравнению с аналогичными проектами | Отличия в результатах исследования по сравнению с аналогичными НИР |
Методология | Все задействованные методы при выполнении исследования | Ключевые методы, методики в решении проблемы |
Как известно, во введении указывается потенциальная или планируемая работа (ход исследования), а в заключении – полученные результаты с тщательным обоснованием.
Перекрестный метод в данном случае работает следующим образом.
Актуальность исследования во вводной части призвана показать, что проблема и тема «жива» в настоящее время и имеет явное проявление. Подтверждением данного факта становится объект исследования. В заключении актуальность обозначенной проблемы и темы проявляется в выдвижении решения (то есть до этого момента проблема существовала и влияла на объект).
Цель исследования во введении – это предполагаемый и желаемый результат, а в заключении происходит констатация результатов. При сопоставлении данного параметра в первом и последнем разделе НИР позволяет установить корректность исследовательской деятельности, грамотное целеполагание и соответствие полученных результатов теме и поставленному ориентиру. То есть сравнение этого элемента позволяет оценить, сумел ли исследователь добиться намеченных границ. В случае расхождения важно установить ошибку и ликвидировать ее, так как явные противоречия во введении и заключении является прямым основанием для недопуска к защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Постановка проблемы и гипотезы во вводной части предполагает выделение слабых мест и предположения автора (потенциальное решение). В заключительном аспекте проблема должна найти свое решение, показать состоятельность гипотезы. То есть во введении происходит постановка проблемы, а в заключении – ее решение (обоснование или опровержение гипотезы).
Ценность исследования проявляется в определении конкретной проблемы и ее воздействии на объект. Констатация этого факта производится во введении. В заключительной части исследования важно показать пользу, которое несет предлагаемое автором решение, а в заключении – эффективность, характер перемен, тенденции, динамика и пр. То есть во введении обозначается необходимость выработки нового решения, а в заключении – эффективность предлагаемых мероприятий и степень разрешения (воздействия) проблемы.
Новизна в первом разделе студенческой работы проявляется в описании и анализе проблемы, ее освещении (в новом ракурсе, значении масштабе и пр.), в заключении же важно показать, какие новые меры предпринял автор для воздействия на проблемное звено и пр.
Таким образом, для формирования введения и заключения на основе перекрестного подхода важно располагать описанием научной мысли (основная часть проекта). На ее основе автор сможет выделить начальное положение дел во введении, конечные результаты – в заключении, а затем грамотно их преподнести на основе сопоставления (в данном случае важно грамотно описать каждый элемент научного аппарата в соответствующем разделе в нужном времени, стиле и ракурсе).
Рекомендации по применению перекрестного метода при выполнении вводной или заключительной части НИР
Чтобы применять перекрестный метод при написании введения и заключения дипломной работы, важно располагать достаточными данными: иметь под рукой полное описание хода исследования и конечные результаты, а также план студенческого проекта.
Перекрестный метод применим лишь в отношении известных фактов, параметров исследования. В его основу в рамках вводной и заключительной главы НИР кладут научный аппарат.
Во введении важно показать наличие проблемы и уместность, целесообразность исследования: наметить цели и задачи, границы исследовательской мысли. В заключении предстоит провести связь между реализованными действиями, мероприятиями и конечными результатами.
Перекрестный подход позволяет установить незримую связь между начальным звеном исследования (первичными параметрами) и конечными данными, то есть прослеживается определенная логика, обоснование результатов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
В любом случае сначала нужно подготовить основную часть исследования, а потом описывать во введении – что сделано и зачем, а в заключении показать – что получено и насколько это важно. Но сама задумка перекрестного метода хороша. С ее помощью можно проверить: не противоречит ли друг другу введение и заключение, все ли элементы научного аппарата задействованы и пр. Спасибо за подсказку.
Добрый день, Anna! Благодарим за ваш отзыв. Перекрестный подход позволяет установить незримую связь между начальным звеном исследования (первичными параметрами) и конечными данными, то есть прослеживается определенная логика, обоснование результатов. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/kak-podcherknut-noviznu-i-znachimost-diplomnogo-proekta-opisanie-i-primery/
мне кажется это больше способ не для написания введения и заключения, а для проверки их корректности, достоверности, правильности. Но в целом хороший прием, помогает четко увидеть достоинства и недостатки, полноту раскрытия темы, эффективность научного аппарата и пр.
Здравствуйте, Константин! Благодарим за ваш отзыв. Перекрестный метод отлично подходит для констатации фактов и динамики, тенденций, обоснования авторской позиции или проверки выдвинутой гипотезы, оформления полученных результатов. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/shodstva-i-razlichiya-vvedeniya-i-zaklyucheniya-diplomnoj-raboty/
интересный подход. То есть достаточно сопоставить ключевые параметры введения и заключения, чтобы их результаты показывали динамику, тенденцию. Во введении автор предполагает, а в заключении – обосновывает, располагая фактами и выводами. Главное, чтобы введение и заключение не противоречило друг другу.