Высшее образование, получаемой в формате заочного обучения, привлекает внимание. Это обусловлено несколькими факторами, среди которых стоит выделить возможность совмещения трудовой деятельности и обучения, финансовую доступность, что важно для претендентов с разным уровнем достатка, а также отсутствие возрастных ограничений и доступности образования как первого, так и любого последующего.
СОДЕРЖАНИЕ
Форма заочного обучения: особенности
Обучение по заочной форме представляется разновидностью учебы, совмещающей необходимость дневного обучения с самообразованием. Кроме этого, благодаря данной форме обучения, желающим открывается доступ к освоению новой специальности или повышению квалификации.
Для данной разновидности учебного процесса характерно наличие нескольких фаз:
- сессия установочная, в рамках которой начитывается лекционный материал, выдаются источники обучающей информации, объявляются нюансы заданий, осуществляется процесс изучения материалов;
- сессия зачетно-экзаменационная, необходимая для контроля степени усвоения обучающего материала.
В отличие от дневной формы обучения, на заочной зачетно-экзаменационные сессии планируются с учетом достаточного объема времени, требуемого обучающимся для усвоения предлагаемого материала и выполнения всего объема контролирующих заданий.
Интересно: Заочное обучение, в своем первоначальном понимании, подразумевало доступность обучения для студентов, не обладающих возможностью посещения учебного заведения на постоянной основе, что подтверждалось уважительными причинами.
Для обучения по заочной форме свойственен принцип поточности, подразумевающий использование единого образовательного плана для всех студентов, установления единых временных рамок сдачи проверочных работ (контрольных, курсовых) и сессий (зимняя, летняя).
Схожесть заочного и дистанционного образования обусловлена внедрением информационных технологий, находящихся в процессе постоянного развития и модернизации.
Тонкости поступления
Практика показывает, что абитуриенты, поступающие на заочную форму обучения, не испытывают особых трудностей. А начинается все с заявления на поступление, в котором точно указывается выбор разновидности обучения: галочка устанавливается напротив заочной или очно/заочной формы. Данный факт позволяет абитуриенту получить свой шанс на зачисление.
Подобная отметка позволяет воспользоваться возможностью на обучения тем, кто не добрал баллы на пути к очной форме получения знаний. Спустя месяц такой «заочник» может попробовать подать заявление на перевод на очную форму.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Не только заочники могут воспользоваться правом перехода на другую форму обучения. Студенты 2-3 курсов практикуют переход на заочку после удовлетворения соответствующего заявления профильным деканатом.
Только руководство вуза может обозначить рамки приемной компании на обучение по заочной форме.
Заочное обучение: доступные специальности
Особенностью выбора специальностей, доступных для заочной формы обучения, является существенная теоретическая направленность, в процессе освоения и использования которой нет необходимости постоянного привлечения специалистов-практиков. В перечень специальностей, доступных обучению на заочной форме, можно внести: информационные технологии (не все направления), менеджмент, бухгалтерское и банковское дело, рекламу и дизайн и т.п. Существуют специальности, к примеру, требующие знания иностранных языков, права или сферы медицины, которые не предполагают возможность заочного обучения, так как требуют серьезной практической работы и усвоения знаний под наблюдением специалистов.
Учимся на «заочке»: как и сколько…
Сессии у студентов заочный формы обучения, бывают установочные и экзаменационные. Время проведения установочных – сентябрь и декабрь, когда студентам требуется посещать лекции, знакомиться с преподавателями и получать задания на самообучение и самоконтроля.
Период экзаменационных традиционно планируется на первый месяц нового года и на первый летний месяц. В совокупности период обязательного посещения учебного заведения не превышает двух месяцев в год. Для работающих студентов, на сессионный период вузом оформляется справка-вызов, на основании которой заочнику оформляется оплачиваемый отпуск.
На самостоятельную проработку и усвоение учебного материала отводится период между сессиями установочными. Согласно расчетам, на самообучение заочнику выделяется до 70% всего учебного времени. В процессе самоподготовки предлагается использовать литературу из библиотек при учебных заведениях, материалы рекомендованного характера из иных источников, а также доступ к консультационным услугам (онлайн, электронная почта и т.п.) преподавательского состава.
Еще одним эффективным вариантом получения материала и отработки практических навыков при обучении на заочной форме признается модульная система, при которой лекционный материал и занятия практического формата предлагаются студентам в рамках выходных дней. Недостаток способа обнаруживают те, кто проживает далеко от учебного заведения. Во всех остальных случаях модульная система превосходит традиционные классические форматы.
Для заочников используется и полностью дистанционный формат преподавания занятий. При этом лекционный материал находится в открытом для студентов доступе круглосуточно, а выполнение заданий не требует спешки. Заочники с дистанционной формой обучения посещают в высшее учебное заведение только в период итоговых испытаний (экзамены, диплом).
Заочно в вузе получают первое образование в рамках 4 лет обучения, что позволяет студенту получить степень или квалификацию бакалавра. Срок обучения специалистов по заочной форме занимает 5 лет (4 – бакалавриат, 1 — специализация). Диплом магистра будет доступен тем, кто после 5 лет предыдущего обучения позволит себе уделить учебе еще 2-2,5 года.
Процесс получения второго высшего образования занимает менее длительный временной промежуток: бакалавру требуется от 2 до 3 лет, а специалисту от 3 до 4. Свою положительную роль, в данном случае, играет предыдущий период обучения и наличие в дипломах отметок о ранее освоенных дисциплинах. Отметки, полученные ранее, позволяют учащимся повторно не сдавать зачеты и экзамены, а просто «получить» оценку «автоматом», т.е. перезачетом.
Обучение по заочной форме: плюсы
Выбор подходящей формы получения образования в вузе – вопрос, требующий вдумчивого подхода и логического осмысления, что позволит значительно облегчить жизнь будущему студенту. Для начала стоит обратить внимание на положительные стороны процесса:
- учеба без отрыва от работы, что позволяет получать знания и повышать квалификацию, которая используется непосредственно в рамках рабочего процесса;
- удобная форма и график посещения вуза (сессии два раза в год);
- доступен для лиц, ограниченных в возможностях по разным причинам (декрет, инвалидность, специалисты);
- более дешевая форма получения квалификации и диплома;
- конкурс поступающих незначительный;
- нет возрастного ценза для поступающих;
- подход преподавателей к оцениванию заочников более лояльный;
- диплом такой же, как и у студентов дневного отделения;
- диплом о высшем образовании открывает доступ к карьерному росту на работе;
- приемная компания может продлеваться до конца осени (зависит от вуза).
Обучение по заочной форме: минусы
Чтобы реально ощутить преимущества заочной формы обучения, стоит обратить внимание на недостатки процесса, без которых увидеть полную картину процесса не представляется возможным. К недостаткам данной формы обучения относят:
- ограниченный выбор специальностей (небольшой);
- платное обучение (бюджетные места редкость);
- отсутствие студенческой жизни;
- не такие сложные, как для очников, условия поступления;
- высокие требования к самодисциплине, благодаря которым студент сможет правильно выстроить процесс обучения и освоить предлагаемый уровень знаний;
- не распространяются привилегии, затрагивающие вопрос отсрочки призыва в армию или обучения на военной кафедре при вузе;
- не выделяются стипендии, даже при отличных показателях успеваемости;
- разбор сложного материала самостоятельно (сложно);
- необходимость совмещения обучения с семейной жизнью и трудовой деятельностью;
- не все работодатели отпускают на сессию, трудности с оформлением оплачиваемого отпуска;
- вопрос расселения иногородних студентов-заочников на период сессии в общежитии неоднозначен, а проживание на квартирах в сессионный период обходится дорого.
Получение знаний по заочной форме характеризуется облегченной теоретической подготовкой (в сравнении с дневной формой). Но это и позволяет студентам-заочникам, обладающим реальным опытом работы в профильной сфере, перетягивать внимание работодателей и рассчитывать на быстрое трудоустройство.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Я бы поспорила с автором относительно минусов заочного обучения. Сегодня очка и заочка уже сравнялись и практически одинаково котируются везде: среди абитуриентов, студентов работодателей и пр. По мне так, минусы уже практически исчезают и исчерпывают себя. Дешевизна, качество, возможности зависят от желания учащегося стать экспертом, его рвения к науке и знаниям. В целом, материал полезный, интересный, легко читается. Спасибо автору за простоту и ясность, радует – что не навязываете свое мнение, а даете пищу для размышления