Написать курсовую – еще не значит, что она будет автоматически зачтена и оценена на положительную отметку. Чтобы успешно аттестоваться по предмету, студенту предстоит сначала пройти ряд проверок, а затем защитить свой проект. Но не всегда исследовательский путь оказывается легким и быстро покоримым. Бывают ситуации, когда курсовая работа не проходит ту или иную проверку. Давайте разбираться в причинах этого феномена.
СОДЕРЖАНИЕ
Виды проверок курсовой работы и их особенности
Итак, как минимум раз в течение учебного года студентам всех направлений подготовки приходится заниматься учебно-исследовательской деятельностью и выполнять курсовую работу в рамках базового или профильного предмета. Изучить тему и емко описать ее на 25-30 страницах – недостаточно для получения положительной отметки.
Подготовка курсовой – процесс комплексный. Учебная миссия проявляется в погружении в избранную тему, изучении большого объема информации и работы с ней, развитии соответствующих знаний и компетенций. Исследовательская функция проявляется в выдвижении собственного мнения и идеи, предложении и обосновании конкретного решения в рамках заявленного исследовательского вопроса.
Одним из важнейших этапов при подготовке студенческой работы к аттестации является его проверка. Она предполагает проведение анализа и разбора подготовленного автором материала со стороны квалифицированного эксперта – научного руководителя, экзаменатора или сторонних приглашенных специалистов (рецензентов и пр.). Суть рассматриваемого мероприятия состоит в определении степени соответствия рукописи действующим нормам и требованиям. По результатам этой манипуляции принимается решение о допуске проекта к защите и рекомендуемой оценке (согласно текущему качеству) или недопуске.
Проверка курсовой работы – обязательный этап ее подготовки к защите. Без предварительной комплексной проверки защитить труд не удастся.
На практике выделяют нескольких видов проверок, которым подвергают студенческие труды.
В зависимости от оцениваемых параметров можно выделить:
- Содержательная экспертиза. Она предполагает оценку полноты раскрытия темы, тематической приверженности автора и учета тематических границ, логичность проведенного исследования, обоснованность полученных результатов и выводов и пр. То есть в данном случае поверяется «наполнение» курсовой и степень его соответствия теме, программе, принципам логичности, результативности и пр.
- Структурная оценка. Она предполагает внимательное изучение структуры проекта и определение степени его соответствия общим правилам., методическим рекомендациям, достаточность разделов и пунктов с учетом логики исследования, соразмерность глав и параграфов, соответствие наименования разделов их наполнению;
- Лингвистическая. Она предполагает определение качества текста, уровень грамотности и корректности описаний, результатов и выводов. В этом срезе уместен орфографический, синтаксический, лексический, стилистический разбор данных и пр.
- Плагиатная. Данная проверка призвана удостовериться в соблюдении норм авторской этики при выполнении студенческого проекта, легальности использования сторонних первоисточников, самостоятельности при выполнении исследования и пр.
- Нормоконтроль. В данном случае происходит оценка общего качества исследования и правильность оформления документа, форматирования текста согласно нормам ГОСТ и методическим рекомендациям от учебного заведения, соответствие требованиям научного руководителя и пр.
- Информационная. Этот вариант оценивания затрагивает задействованные первоисточники для раскрытия темы. Анализ списка литературы позволяет понять, актуальны ли материалы, на сколько качественна общая информационная и доказательная база исследования, степень их авторитетности и надежности и пр.
В зависимости от объема проверяемой рукописи можно выделить частичную и полную проверку первый вариант предполагает, что студент приносит на контроль подготовленную часть исследования (например, по главам, отдельным параграфам). Второй вариант предполагает, что научный руководитель производит вычитку полной работы (как минимум основной части).
Также в зависимости от целей и результатов можно выделить промежуточную и итоговую проверку. Промежуточная проводится до защиты с целью выделения недостатков, замечаний, выработки рекомендаций относительно совершенствования, подготовки к защите и пр. Итоговая проверка нацелена на общую оценку подготовленного проекта, проведенного исследования и полученного результата с выставлением конкретного, заслуженного автором балла.
Обратите внимание, что курсовая работа всегда подвергается комплексной проверке. То есть все вышеотмеченные форматы так или иначе будут задействованы в ходе вычитки.
Важно отметить, что проверка курсовой – обязательный предаттестационный этап. Именно благодаря разным форматам и видам анализа рукописи происходит ее переосмысление, выделение достоинств и недостатков, определяется необходимость доработки и примерная оценка за проделанный труд.
Почему проект не прошел проверку?
Проверка курсовой работы представляет собой процесс по соотнесению текущего качества исследования, предоставленного материала действующим нормам, правилам и требованиям. По ее результатам выносится конкретный вердикт или рекомендации относительно внесения правок, проведения дополнительного исследования по теме и пр.
Бывают случаи, когда курсовая не проходит проверку. Среди наиболее распространенных причин такого явления можно выделить следующие.
Вид проверки |
Причина провала |
Содержательная | Отклонения от темы, не соответствие содержания теме исследования, отсутствие логики в исследовании, получение неточных результатов или их слабое обоснование, отсутствует авторская позиция и мнение |
Структурная | Не соответствует общим правилам, наблюдается разница в разделах, нет связности и логичности, не соответствие заглавия раздела его наполнению, несоразмерность пунктов |
Лингвистическая | Некорректное употребление терминов, контекстуальные нарушения, некорректные выводы, неправильное описание и интерпретация результатов, орфографические и грамматические ошибки, логические нарушения по тексту |
Плагиатная | Низкая оригинальность текста, не соответствием минимальным требованиям для допуска к аттестации |
Нормоконтроль | Нарушения в оформлении материалов |
Информационная | Доминирование неактуальной и архивной информации, низкое качество первоисточников, сомнительные ресурсы, доказательная база неясного генезиса и пр. |
Если в проекте наблюдается пара незначительных ошибок, то вряд ли такой материал станут моментально браковать. Чаще всего курсовая не проходит предварительный разбор и проверку в следующих ситуациях.
Во-первых, выявленные ошибки непосредственным образом сказываются на конечный результат, подвергая его сомнениям или снижая его качество.
Во-вторых, в тексте исследования встречается слишком много и часто недочетов (мелкого типа), которые в общей картине вызывают вопросы по ходу проведения изыскания, а также к автору – чем он руководствовался. Насколько хорошо владеет понятийным аппаратом, теоретической базой и пр.
В-третьих, основная часть рукописи не соответствует теме исследования. В этом случае автор не сумел обозначить четкие границы и при описании направления просто ушел в смежную науку или область, сделал акцент на иных моментах, деталях, которые не соответствуют рабочей программе по предмету и пр.
То есть из-за пары орфографических ошибок рукопись вряд ли станут сильно критиковать, а вот на фоне логических нарушений, некачественного обоснования результатов и выводов, некорректной интерпретации данных, отсутствия авторской позиции доработка просто неизбежна.
Чаще всего студенты не проводят проверку курсовой работы по следующим причинам:
- Недостаточная глубина исследования или неполный, неточный анализ результатов;
- Некорректная структура или отсутствие связи между структурой и логикой исследования;
- Нарушения научного стиля, отклонение от норм и правил академического письма, общих лингвистических правил;
- Некорректная интерпретация промежуточных или конечных результатов: неправильно подготовленный рисунок, таблица из несвязных показателей, некорректный анализ данных и неправильное описание итогов, выводов, искажение данных;
- Нарушения в оформлении проекта: неправильные настройки параметров страницы, неверный шрифт, неправильное расположение и форматирование таблиц или графических материалов, нарушения в списке литературы, некорректное оформление цитаты и ссылок на первоисточник и пр.
- Низкая уникальность проекта по результатам проверки Антиплагиат.вуз;
- Слабая аргументация результатов и выводов, отсутствие переходов и связей между этапами исследования, разделами и пр.
То есть проверка курсовой – это ее всесторонний качественный и количественный анализ, позволяющий определить существенные и незначительные нарушения, принять решение о допуске материала к защите и итоговой оценке.
Как подготовить курсовую к проверке и гарантировать успех?
Можно ли с первого раза написать курсовую, которая успешно пройдет все виды проверок и не получит ни одного замечания или не будет направлена на доработку? Теоретически – такое возможно. Но для этого потребуется тщательно соблюдать все действующие регламенты и требования (как общие, так и частные). Шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте.
Что же нужно сделать чтобы курсовая работа успешно прошла все виды проверок?
С первых дней нужно внимательно изучить методические рекомендации и тщетно им следовать. То есть важно учесть общие правила оформления, структурные особенности и содержательную часть документа. Проанализируйте методичку, обговорите все детали с научным руководителем и придерживайтесь намеченного плана и траектории.
Обратите особое внимание на следующие формальные параметры:
- Структура проекта;
- Объем документа;
- Оформление материалов;
- Цитирование и список литературы.
После проведения исследования и описания полученных результатов, систематизации данных, обязательно проведите самоанализ подготовленной рукописи или ее части. Такой ход поможет оперативно заметить и исправить недочеты, поправить структуру или адаптировать логику исследования под формальные параметры, заметить визуально отклонения в оформлении материалов (перепады шрифтов, расположение текста на странице и пр.).
В ходе самоанализа важно обратить внимание на связность текста, правильность интерпретации результатов и их описания (корректность восприятия, удобство чтения и пр.), обоснованность результаты (что они значат, о чем говорит их изменение, причины изменений и пр.) И выводов.
Обязательно соотнесите конечный результат и цель исследования. Они должны совпадать.
Проверить уникальность проекта также можно самому, используя доступные сервисы. Такой ход поможет установить проблемные участки, оценить материал орфографически и откорректировать их.
Также можно обратиться за помощью к научному руководителю. В этом случае отлично работает «промежуточная проверка» материалов. Студент может направлять на вычитку и анализ как подготовленную главу, так и проект в целом. Такой ход поможет моментально расставить все точки над ё. Наставник, изучив материал подчеркнет недостатки и даст рекомендации по их устранению. Дополнительные консультации с куратором проекта также помогут оперативно согласовать и внести коррективы в ход исследования, отдельные описательные моменты и пр.
Что делать с курсовой работой, если она не прошла проверку?
Если студента настигла беда: курсовая не прошла проверку «на прочность и качество», то здесь есть несколько поверенных стратегий, которые помогут выбраться из сложившейся ситуации.
Первая тактика предполагает анализ замечаний и исправлений со стороны научного руководителя. То есть изначально нужно понять, что послужило причиной замечаний, что не так в тексте исследования. В зависимости от типологии нарушений автор сможет выстроить план доработки. Сначала лучше всего заниматься качественной исследовательской стороной: опираться на хо исследования и полученные результаты, недочеты этого сегмента. Проверять материал на лингвистические характеристики лучше всего в конце.
Вторая тактика базируется на проведении дополнительных исследований и их описании в составе проекта. Такой ход уместен, если в тексте студенческого проекта отмечается нарушение логической последовательности в реализованных мероприятиях, слабая доказательная база для обоснования конечного результата или выводов. Результаты дополнительного изучения темы помогут восполнить текущие проблемы, а также частично заменить прежнюю информацию на более свежие факты, первоисточники и пр. Такой ход точно повысит качество курсовой и степень обоснованности итогов, умозаключений, рекомендаций исследователя.
Третья стратегия нацелена на работу с квалифицированными авторами и специалистами, которые разбираются в теме исследования. В идеале задействовать целую команду: исследователи – усовершенствуют ход исследования и помогут раздобыть соответствующую информацию, факты, результаты, а лингвисты, филологи- грамотно изложить соответствующие итоги и выводы.
Лучше всего использовать комбинированный подход для совершенствования студенческого проекта. Он будет сочетать в себе различные виды корректуры и редактуры текста, дополнения информационной базы, переформулирование описаний и выводов с учетом всех действующих правил. При возникновении сложностей в ходе оптимизации документа можно заручиться поддержкой научного руководителя или иных квалифицированных консультантов и специалистов. Притом данный вариант считается самым объективным и надежным, гарантирующим высокое качество материалов и успех на их защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по работе над курсовым проектом для успешного прохождения всех видов проверок
Чтобы курсовая работа была принята научным руководителем и допущена к защите, важно подготовить ее в строго очерченные сроки и с учетом всех основных требований. Тщательно планируйте ход исследования и его описания с учетом ГОСТ и методички от вуза. Любые изменения в траектории исследования должны быть обоснованными, необходимыми.
Чтобы не допускать лингвистических ошибок, нужно как минимум хорошо владеть соответствующими правилами и быть предельно внимательным, начитанным. Если какой-либо термин или оборот вызывает сомнения относительно понимания, употребления, написания, то нужно либо ознакомиться с ним серьезнее, понять возможности его использования в документе, либо вовсе оказаться от него.
Перед использованием информационной базы в курсовой работе, убедитесь, что она соответствует всем необходимым параметрам: актуальность, достоверность, точность, ясность. Каждый источник информации должен быть употреблен целенаправленно, с учетом его уместности и необходимости. Притом важно сделать отсылку на автора оригинала, чтобы из избежать проблем с логическим и техническим плагиатом.
Не спешите копировать готовые работы или писать свою по аналогии с ними. Курсовая работа – сугубо индивидуальная проектная деятельность, где должна прослеживаться частная авторская позиция, идея, достижения, конкретные предложения. Заимствовать отдельные детали, факты – возможно. Но доминирующая часть исследования должна быть авторской.
По мере написания текста важно удостовериться в его корректности, правильности. То есть следует проводить неоднократную вычитку материала. Если самостоятельно данный прием качественно провести невозможно, то лучше всего обратиться за помощью к специалистам или научному руководителю.
Обязательно тщательно перепроверяйте оформление проекта. Особое внимание следует уделить форматированию текста, расположению и оформлению таблиц, иллюстраций, графиков. В основной части также должен присутствовать их емкий и информативный анализ, подчеркивающий результаты и их интерпретацию, связь с дальнейшими действиями.
Грамотно упорядочивайте текст. Старайтесь разнообразно преподнести факты, действия. Преобразуйте простой текст в структурированную ил хронологическую таблицу, диаграмму или график с зависимыми переменными, чертеж и пр. Именно подобного рода трансформации материалов помогают автору избежать проблем с плагиатом.
Не бойтесь пользоваться новейшими инструментами по совершенствованию данных: задействуйте нейросети и искусственный интеллект для поиска новой информации, переработки текста, повышения его уникальности и пр. Но обязательно перепроверяйте полученный результат.
Старайтесь предоставлять научном руководителю материал на проверку заранее. Многие студенты отмечают, что чем раньше сдашь материал на сверку, тем больше замечаний получишь для исправлений. Если же рукопись сдавать на контроль ближе к защите, то доработки не столь масштабные, но есть риск проявления недочетов на итоговой аттестации. Лучше всего сдавать курсовую работу на проверку по главам или по мере написания основной части, а затем по мере полной готовности (оформления).
Не воспринимайте замечания и советы от научного руководителя в штыки. Исправьте самые жесткие и существенные недостатки в проекте, остальное – по возможности и собственному усмотрению. Учтите, что на защиту могут попросит принести все версии проекта (начиная от первичной рукописи и заканчивая каждой исправленной версией).
Чтобы курсовая прошла любую проверку, нужно чтобы она была качественна, не содержала ошибок или отклонения были неявными, несущественными. Для этого придется приложить немало усилий.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!