Понятие и особенности исследовательского потенциала

Выполнение курсовой работы, научной статьи или иного проекта основывается на проведении научного исследования. Но не каждый универсант осознает, что в рамках такой деятельности он не просто расширяет собственный кругозор, пополняет профессиональные компетенции, но и развивает так называемый исследовательский потенциал.

Понятие и особенности исследовательского потенциала

Выполнение курсовой работы, научной статьи или иного проекта основывается на проведении научного исследования. Но не каждый универсант осознает, что в рамках такой деятельности он не просто расширяет собственный кругозор, пополняет профессиональные компетенции, но и развивает так называемый исследовательский потенциал.

Понятие и функции исследовательского потенциала

Написание курсовой работы, научного доклада или статьи, диплома требует грамотного проведения НИР. Для этого автору нужно обладать определёнными качествами и навыками, которые формируют его исследовательский потенциал.

Суть исследовательского потенциала
Суть исследовательского потенциала

Под ним понимают некий набор внутренних ресурсов, при помощи которых индивид будет решать поставленные перед ним задачи, изучать тему, проводить исследование, получать новые знания и прорабатывать новые подходы к решению проблем. То это те самые явные и «скрытые» возможности, на основе которых вузовец сможет разобраться в любом вопросе или теме, выработать «собственный путь» по решению проблемы и выстроить соответствующий сценарий.

Можно выделить 2 вида исследовательского потенциала:

  1. Актуальный или текущий (он же – явный). Это та комбинация способностей и возможностей индивида, которые у него есть на текущий момент. То есть сюда относят уже освоенные приемы, подходы, знания и умения.
  2. Потенциальный или скрытый. Он предполагает наличие определённых пробелов или возможности по совершенствованию, освоению современных подходов и инструментов в решении конкретных вопросов и проблем. Это те приемы, механизмы, которые индивид еще не успел освоить, но при этом они будут полезны ему в профессиональном или научном поле.

Исследовательский потенциал – качество как врожденное, так и обретаемое. Но в любом случае важно его поддерживать и развивать, для этого нужно регулярно проводить научные исследования по интересным, актуальным темам, направлениям.

Рассматриваемая парадигма выполнят ряд полезных для вузовца функций. Во-первых, мотивационная. Она состоит в том, чтобы побудить индивида к изучению темы или проблемы, повысить заинтересованность в вопросах, развить инициативность и активность, вовлеченность в тематику.

Во-вторых, когнитивная функция. Она проявляется в обеспечении всестороннего изучения направления, проблемной и предметной области, детализации проблемного участка и критическому осмыслению ситуации. При таком подходе НИР будет выстроена на принципах логичности, последовательности, оригинальность и индивидуальном подходе.

В-третьих, регулятивная миссия. Ее суть заключается в том, чтобы обеспечить ход исследования качественными материалами и достоверными результатами, фактами. Для этого автору предстоит тщательно планировать НИР, координировать свои действия контролировать ход проведения исследования и нести ответственность за полученный итог, его описание и пр.

В-четвертых, креативная функция. Эта парадигма проявляется в выработке нестандартных или усовершенствованных подходов к решению исследовательского вопроса, поиску альтернатив и развитию инноваций (как в науке, так и на практике).

В-пятых, функция маневренности. Она предполагает, что собранный материал автор сможет грамотно адаптировать под собственные нужды, возможности, «видения» и решения. Также она нацелена на применение междисциплинарного подхода при решении проблемы.

Также следует отметить прогностическую функцию. Она предполагает, что автор исследования будет предвидеть возможные способы влияния на проблемы и предлагать конкретный подход, подчёркивая его состоятельность, эффективность, перспективность, проведет предварительную оценку и обоснует соответствующие выводы.

Признаки исследовательского потенциала

Исследовательский потенциал, как комплекс определённых способностей и возможностей, проявляется у каждого индивида по-своему. Чаще всего к признакам данной способности относят следующие черты:

  • Целенаправленность действий. Каждый шаг будет тщательно спланирован и продуман, что позволит получить более точный итог и сделать развернутый, аргументированный вывод, продумать дальнейшие мероприятия для получения окончательного и гарантированного результата.
  • Повышение интереса к тем или иным вопросам, предметам, проблемам. В данном случае индивид проявляет самостоятельную инициативу, интерес к определённым материалам, стремится больше узнать по тем или иным моментам, наблюдается потребность в развитии;
  • Развитие критического и дивергентного мышления. В первом случае наблюдается совершенствование навыков по работе с информацией: отбор, сортировка, переработка, вычленение основных положений и фактов, выделение противоречий и пр. Во втором случае отмечается генерирование новых идеи, усовершенствованных подходов к решению проблемы на основе располагаемых материалов, представлений и умений, с учетом различных позиций и мнений.
  • Коммуникационные навыки. При исследовании сложной темы или новых научных горизонтов универсантам нередко требуется помощь наставника, консультантов. То есть здесь наблюдается качественный тандем и сопровождение, ведение научной дискуссии, готовность к сотрудничеству, расположенность к обратной связи и обмену информацией.
  • Междисциплинарность. Данный принцип предполагает, что автору проекта для описания, обоснования выводов. Выработки достойного решения предстоит полагаться на различные научные области, факты, сведения, грамотно из комбинируя и преподнося.
  • Повышение компетентности и профессионализма. Данный признак предполагает, что в ходе развития исследовательского потенциала индивид будет обретать новые знания и навыки, перенимать опыт предшественников и коллег, который пригодится ему в перспективе (науке, практике, повседневной жизни).

Таким образом, развитие исследовательского потенциала основано на планомерности и целенаправленности, гибкости и междисциплинарности, активности и творческом подходе.

Структура исследовательского потенциала

Исследовательский потенциал складывается из трех основных составляющих элементов.

Элемент

Общая характеристика

Состав

Мотивационный Повышает интерес к изучению отдельных моментов, вопросов, тем Внутренние мотивы, внешние факторы, личностные качества
Когнитивный Грамотная организация исследовательского процесса Планомерность, логичность, оригинальность, аналитика
Поведенческий Ориентация исследователя в пространстве, времени и исследовании Самоорганизация, самоконтроль, планирование, самостоятельность и активность

Первый компонент – мотивационный. Он предполагает, что студент заинтересуется определённой темой или направлением, научной областью и сам примет решение о ее углубленном изучении. То есть здесь наблюдается наличие собственного желания развиваться в конкретной плоскости учитывать собственные возможности, текущий уровень подготовки и внешние факторы и пр.

Когнитивный параметр предполагает умение организовать ход исследования с учетом располагаемых возможностей, ресурсов и способностей. То есть индивид должен составить программу НИР, подумать о посильных приемах и подходах, доступной для него литературе и инструментарии, ресурсах, на которых он будет выстраивать ход изыскания, формировать четкий научный аппарат, сотрудничать со сторонними экспертами и пр.

Поведенческий аспект проявляется в действиях студента и учитываемых им факторах: умении сочетать НИР с учебой и иными делами, грамотно выстраивать ход и график исследования, контролировать исследовательский процесс и получаемые результаты, адаптировать дальнейшие действия и пр.

Фактически, исследовательский потенциал требует понимать, что предстоит делать, решать – ка это делать и понимать, что для этого потребуется.

Как развить исследовательский потенциал?

Развит исследовательский потенциал за 1 день вряд ли удастся. Для этого нужна как минимум база знаний и базовых качеств. Притом важно понять, в какой именно области можно получить соответствующий успех.

Техники развития исследовательского потенциала
Техники развития исследовательского потенциала

Поэтому первым делом и шагом на пути к развитию исследовательского потенциала является постановка чекой цели и границ для саморазвития, проведения исследований. Здесь важна грамотная и эффективная мотивация, которая подогреет интерес к проблемам, подтолкнет к их изучению и решению, будет стимулировать и повышать уровень достижений, способствовать профилактике выгорания и вдохновению.

Вторым шагом является параллельное развитие критического и логического, творческого мышления. Без этих качеств добиться успеха невозможно ни в одном деле. Критическое мышление содействует качественному анализу ситуации, тщательной обработке источников информации и погружению в избранное направление. Логическое – нацелено на выстраивание четкой информационной последовательности, построении конкретных этапов НИР и получению результатов с четким обоснованием. Творческое – содействует внедрению новых подходов, идеи, выработке современных подходов к изучению и решению проблем.

Третий этап – генерация новых идей на основе текущих знаний, представлений и умений. То есть важно выдвинуть конкретное мнение, гипотезу для проверки, учитывая опыт предшественников, известные факты, освоенные методики и инструменты и пр. В данном случае очень важно уметь работать с различными первоисточниками, научными базами данных, статистической информацией, проводить эксперименты и наблюдения, собирать материалы всеми посильными способами (не только вычиткой, но и самостоятельным опросами, анкетированием и пр.).

Притом именно на данном этапе пригодятся навыки тайм-менеджмента, планирования и координации, самоконтроля, адаптации и пр.

Четвертый шаг – коммуникации и расширение кругозора. Он нацелен на умение не только самостоятельно проводить исследование, но и делиться достижениями, перенимать опыт предшественников, консультироваться и взаимодействовать с опытными экспертами для поиска ответа на возникающие вопросы и разработки более совершенного подхода к решению и т.д. Поэтому важно постоянно развиваться, пополнят копилку знаний, выходить за рамка предметной области и изучить межпредметные связи и особенности, возможности. Более того, обсуждение собственных идей, взглядов поможет оценить их эффективность и достоверность, реалистичность, оперативно откорректировать и оптимизировать.

Пятый шаг – «работа над ошибками». Она предполагает умение не опускать руки при первых же проблемах, замечаниях, критики, а переступать через них, преодолевать их. Для этого важно проверять текущие результаты и выводы, следить за современными тенденциями и успехами других ученых, уметь работать с любым объемом источников информации и восполнять информационный дефицит.

Фактически, развитие исследовательского потенциала – процесс непрерывный, последовательный, нацеленный на освоение новых знаний и умений, компетенций, развитие науки и отрасли, внедрение инноваций. Для этого важно постоянно совершенствоваться, расширять кругозор, проявлять инициативу и творческий подход к решению проблем, регулярно посещать дополнительные мероприятия (конференции семинары, практикумы, интенсивы, онлайн-курсы, научные форумы и пр.).

Освоение и развитие исследовательского потенциала возможно с самых ранних лет. Но наиболее активный рост наблюдается в период студенчества. Притом для этого важно располагать соответствующими условиями: доступная литература, наличие оборудования для проведения НИР, умение планировать и следовать программе мероприятий, оперативно реагировать на любые изменения.

Роль исследовательского потенциала в жизни студента

Рассматриваемая парадигма оказывает серьезное влияние на качество и жизнь студента.

На что влияет исследовательский потенциал?
На что влияет исследовательский потенциал?

Во-первых, он способствует личностному развитию. Это проявляется в стремлении индивида к более глубокому изучению и осмыслению отдельных вопросов, предметов, моментов, самореализации и самоудовлетворению, переосмыслению текущих процессов и пр.

Во-вторых, данное качество в разы расширяет кругозор и повышает уровень эрудиции. Благодаря ему, проведение исследований на старших курсах становится привычной и посильной задачей. Выполнение сложных проектов (диплом, диссертация) превращается в классику, самостоятельное «плавание» и смелое выдвижение идей с четким обоснованием. То есть наблюдается повышение качества текущей подготовки и освоение современного инструментария.

В-третьих, исследовательский потенциал помогает расширять сеть деловых, научных и простых контактов: находить единомышленников, менторов, консультантов, экспертов и взаимодействовать с ними в непринуждённой обстановке.

Помимо этого, данное качество содействует укреплению этических принципов научной деятельности, академической честности, прозрачности.

Таким образом, повышение исследовательского потенциала помогает студенту с легкостью поддерживать академическую успеваемость на высоком уровне, выделяться в общей массе и демонстрировать глубокую подготовку в конкретной предметной области, повышать шансы на участие в конкурсах и грантах, развивать лидерские качества и профессионализм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по развитию и применению исследовательского потенциала

Исследовательский потенциал помогает студент преодолевать пассивность и становится активным участником НИР, создавать фундамент для карьерного и научного роста, осваивать и развивать новейшие приемы инструменты и подходы к решению актуальных проблем, всесторонне развиваться (как личность, профессионал, ученый).

Чтобы поддерживать его на должном уровне и повышать, важно следовать некоторых рекомендациям:

  • Старайтесь регулярно заниматься и постигать новшества: будь то теоретические, исследовательские, практические;
  • Будьте целенаправлены: развивайтесь в конкретном направлении, теме. Старайтесь использовать междисциплинарные связи.
  • Мотивируйте себя. Ищите вдохновение во избежание выгорания. Составьте план или программу, график, отрегулировав нагрузку;
  • Задействуйте различные мыслительные техники: мозговой штурм, ментальные карты, альтернативный подход и пр.;
  • Не бойтесь экспериментировать с форматами НИР: будьте в меру активны.
  • Оценивайте каждый результат, стараясь подходить к нему предельно объективно и адекватно;
  • Не бойтесь применять современные инструменты по поиску и переработке информации: нейросети, искусственный интеллект. Но тщательно контролируйте предоставленные результаты и данные;
  • Используйте полученные знания и компетенции не только в науке, учебе. Но и повседневной жизни. Так вы сможете быстрее закрепить их.

Таким образом, развитие исследовательского потенциала – не разовая акция, а непрерывный процесс. С его помощью индивид самосовершенствуется, становится экспертом в определённой области, развивается всесторонне. Благодаря такому комплексу он формирует базу для будущих достижений.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!