
Выполнение курсовой работы, научной статьи или иного проекта основывается на проведении научного исследования. Но не каждый универсант осознает, что в рамках такой деятельности он не просто расширяет собственный кругозор, пополняет профессиональные компетенции, но и развивает так называемый исследовательский потенциал.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции исследовательского потенциала
Написание курсовой работы, научного доклада или статьи, диплома требует грамотного проведения НИР. Для этого автору нужно обладать определёнными качествами и навыками, которые формируют его исследовательский потенциал.

Под ним понимают некий набор внутренних ресурсов, при помощи которых индивид будет решать поставленные перед ним задачи, изучать тему, проводить исследование, получать новые знания и прорабатывать новые подходы к решению проблем. То это те самые явные и «скрытые» возможности, на основе которых вузовец сможет разобраться в любом вопросе или теме, выработать «собственный путь» по решению проблемы и выстроить соответствующий сценарий.
Можно выделить 2 вида исследовательского потенциала:
- Актуальный или текущий (он же – явный). Это та комбинация способностей и возможностей индивида, которые у него есть на текущий момент. То есть сюда относят уже освоенные приемы, подходы, знания и умения.
- Потенциальный или скрытый. Он предполагает наличие определённых пробелов или возможности по совершенствованию, освоению современных подходов и инструментов в решении конкретных вопросов и проблем. Это те приемы, механизмы, которые индивид еще не успел освоить, но при этом они будут полезны ему в профессиональном или научном поле.
Исследовательский потенциал – качество как врожденное, так и обретаемое. Но в любом случае важно его поддерживать и развивать, для этого нужно регулярно проводить научные исследования по интересным, актуальным темам, направлениям.
Рассматриваемая парадигма выполнят ряд полезных для вузовца функций. Во-первых, мотивационная. Она состоит в том, чтобы побудить индивида к изучению темы или проблемы, повысить заинтересованность в вопросах, развить инициативность и активность, вовлеченность в тематику.
Во-вторых, когнитивная функция. Она проявляется в обеспечении всестороннего изучения направления, проблемной и предметной области, детализации проблемного участка и критическому осмыслению ситуации. При таком подходе НИР будет выстроена на принципах логичности, последовательности, оригинальность и индивидуальном подходе.
В-третьих, регулятивная миссия. Ее суть заключается в том, чтобы обеспечить ход исследования качественными материалами и достоверными результатами, фактами. Для этого автору предстоит тщательно планировать НИР, координировать свои действия контролировать ход проведения исследования и нести ответственность за полученный итог, его описание и пр.
В-четвертых, креативная функция. Эта парадигма проявляется в выработке нестандартных или усовершенствованных подходов к решению исследовательского вопроса, поиску альтернатив и развитию инноваций (как в науке, так и на практике).
В-пятых, функция маневренности. Она предполагает, что собранный материал автор сможет грамотно адаптировать под собственные нужды, возможности, «видения» и решения. Также она нацелена на применение междисциплинарного подхода при решении проблемы.
Также следует отметить прогностическую функцию. Она предполагает, что автор исследования будет предвидеть возможные способы влияния на проблемы и предлагать конкретный подход, подчёркивая его состоятельность, эффективность, перспективность, проведет предварительную оценку и обоснует соответствующие выводы.
Признаки исследовательского потенциала
Исследовательский потенциал, как комплекс определённых способностей и возможностей, проявляется у каждого индивида по-своему. Чаще всего к признакам данной способности относят следующие черты:
- Целенаправленность действий. Каждый шаг будет тщательно спланирован и продуман, что позволит получить более точный итог и сделать развернутый, аргументированный вывод, продумать дальнейшие мероприятия для получения окончательного и гарантированного результата.
- Повышение интереса к тем или иным вопросам, предметам, проблемам. В данном случае индивид проявляет самостоятельную инициативу, интерес к определённым материалам, стремится больше узнать по тем или иным моментам, наблюдается потребность в развитии;
- Развитие критического и дивергентного мышления. В первом случае наблюдается совершенствование навыков по работе с информацией: отбор, сортировка, переработка, вычленение основных положений и фактов, выделение противоречий и пр. Во втором случае отмечается генерирование новых идеи, усовершенствованных подходов к решению проблемы на основе располагаемых материалов, представлений и умений, с учетом различных позиций и мнений.
- Коммуникационные навыки. При исследовании сложной темы или новых научных горизонтов универсантам нередко требуется помощь наставника, консультантов. То есть здесь наблюдается качественный тандем и сопровождение, ведение научной дискуссии, готовность к сотрудничеству, расположенность к обратной связи и обмену информацией.
- Междисциплинарность. Данный принцип предполагает, что автору проекта для описания, обоснования выводов. Выработки достойного решения предстоит полагаться на различные научные области, факты, сведения, грамотно из комбинируя и преподнося.
- Повышение компетентности и профессионализма. Данный признак предполагает, что в ходе развития исследовательского потенциала индивид будет обретать новые знания и навыки, перенимать опыт предшественников и коллег, который пригодится ему в перспективе (науке, практике, повседневной жизни).
Таким образом, развитие исследовательского потенциала основано на планомерности и целенаправленности, гибкости и междисциплинарности, активности и творческом подходе.
Структура исследовательского потенциала
Исследовательский потенциал складывается из трех основных составляющих элементов.
|
Элемент |
Общая характеристика |
Состав |
| Мотивационный | Повышает интерес к изучению отдельных моментов, вопросов, тем | Внутренние мотивы, внешние факторы, личностные качества |
| Когнитивный | Грамотная организация исследовательского процесса | Планомерность, логичность, оригинальность, аналитика |
| Поведенческий | Ориентация исследователя в пространстве, времени и исследовании | Самоорганизация, самоконтроль, планирование, самостоятельность и активность |
Первый компонент – мотивационный. Он предполагает, что студент заинтересуется определённой темой или направлением, научной областью и сам примет решение о ее углубленном изучении. То есть здесь наблюдается наличие собственного желания развиваться в конкретной плоскости учитывать собственные возможности, текущий уровень подготовки и внешние факторы и пр.
Когнитивный параметр предполагает умение организовать ход исследования с учетом располагаемых возможностей, ресурсов и способностей. То есть индивид должен составить программу НИР, подумать о посильных приемах и подходах, доступной для него литературе и инструментарии, ресурсах, на которых он будет выстраивать ход изыскания, формировать четкий научный аппарат, сотрудничать со сторонними экспертами и пр.
Поведенческий аспект проявляется в действиях студента и учитываемых им факторах: умении сочетать НИР с учебой и иными делами, грамотно выстраивать ход и график исследования, контролировать исследовательский процесс и получаемые результаты, адаптировать дальнейшие действия и пр.
Фактически, исследовательский потенциал требует понимать, что предстоит делать, решать – ка это делать и понимать, что для этого потребуется.
Как развить исследовательский потенциал?
Развит исследовательский потенциал за 1 день вряд ли удастся. Для этого нужна как минимум база знаний и базовых качеств. Притом важно понять, в какой именно области можно получить соответствующий успех.

Поэтому первым делом и шагом на пути к развитию исследовательского потенциала является постановка чекой цели и границ для саморазвития, проведения исследований. Здесь важна грамотная и эффективная мотивация, которая подогреет интерес к проблемам, подтолкнет к их изучению и решению, будет стимулировать и повышать уровень достижений, способствовать профилактике выгорания и вдохновению.
Вторым шагом является параллельное развитие критического и логического, творческого мышления. Без этих качеств добиться успеха невозможно ни в одном деле. Критическое мышление содействует качественному анализу ситуации, тщательной обработке источников информации и погружению в избранное направление. Логическое – нацелено на выстраивание четкой информационной последовательности, построении конкретных этапов НИР и получению результатов с четким обоснованием. Творческое – содействует внедрению новых подходов, идеи, выработке современных подходов к изучению и решению проблем.
Третий этап – генерация новых идей на основе текущих знаний, представлений и умений. То есть важно выдвинуть конкретное мнение, гипотезу для проверки, учитывая опыт предшественников, известные факты, освоенные методики и инструменты и пр. В данном случае очень важно уметь работать с различными первоисточниками, научными базами данных, статистической информацией, проводить эксперименты и наблюдения, собирать материалы всеми посильными способами (не только вычиткой, но и самостоятельным опросами, анкетированием и пр.).
Притом именно на данном этапе пригодятся навыки тайм-менеджмента, планирования и координации, самоконтроля, адаптации и пр.
Четвертый шаг – коммуникации и расширение кругозора. Он нацелен на умение не только самостоятельно проводить исследование, но и делиться достижениями, перенимать опыт предшественников, консультироваться и взаимодействовать с опытными экспертами для поиска ответа на возникающие вопросы и разработки более совершенного подхода к решению и т.д. Поэтому важно постоянно развиваться, пополнят копилку знаний, выходить за рамка предметной области и изучить межпредметные связи и особенности, возможности. Более того, обсуждение собственных идей, взглядов поможет оценить их эффективность и достоверность, реалистичность, оперативно откорректировать и оптимизировать.
Пятый шаг – «работа над ошибками». Она предполагает умение не опускать руки при первых же проблемах, замечаниях, критики, а переступать через них, преодолевать их. Для этого важно проверять текущие результаты и выводы, следить за современными тенденциями и успехами других ученых, уметь работать с любым объемом источников информации и восполнять информационный дефицит.
Фактически, развитие исследовательского потенциала – процесс непрерывный, последовательный, нацеленный на освоение новых знаний и умений, компетенций, развитие науки и отрасли, внедрение инноваций. Для этого важно постоянно совершенствоваться, расширять кругозор, проявлять инициативу и творческий подход к решению проблем, регулярно посещать дополнительные мероприятия (конференции семинары, практикумы, интенсивы, онлайн-курсы, научные форумы и пр.).
Освоение и развитие исследовательского потенциала возможно с самых ранних лет. Но наиболее активный рост наблюдается в период студенчества. Притом для этого важно располагать соответствующими условиями: доступная литература, наличие оборудования для проведения НИР, умение планировать и следовать программе мероприятий, оперативно реагировать на любые изменения.
Роль исследовательского потенциала в жизни студента
Рассматриваемая парадигма оказывает серьезное влияние на качество и жизнь студента.

Во-первых, он способствует личностному развитию. Это проявляется в стремлении индивида к более глубокому изучению и осмыслению отдельных вопросов, предметов, моментов, самореализации и самоудовлетворению, переосмыслению текущих процессов и пр.
Во-вторых, данное качество в разы расширяет кругозор и повышает уровень эрудиции. Благодаря ему, проведение исследований на старших курсах становится привычной и посильной задачей. Выполнение сложных проектов (диплом, диссертация) превращается в классику, самостоятельное «плавание» и смелое выдвижение идей с четким обоснованием. То есть наблюдается повышение качества текущей подготовки и освоение современного инструментария.
В-третьих, исследовательский потенциал помогает расширять сеть деловых, научных и простых контактов: находить единомышленников, менторов, консультантов, экспертов и взаимодействовать с ними в непринуждённой обстановке.
Помимо этого, данное качество содействует укреплению этических принципов научной деятельности, академической честности, прозрачности.
Таким образом, повышение исследовательского потенциала помогает студенту с легкостью поддерживать академическую успеваемость на высоком уровне, выделяться в общей массе и демонстрировать глубокую подготовку в конкретной предметной области, повышать шансы на участие в конкурсах и грантах, развивать лидерские качества и профессионализм.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по развитию и применению исследовательского потенциала
Исследовательский потенциал помогает студент преодолевать пассивность и становится активным участником НИР, создавать фундамент для карьерного и научного роста, осваивать и развивать новейшие приемы инструменты и подходы к решению актуальных проблем, всесторонне развиваться (как личность, профессионал, ученый).
Чтобы поддерживать его на должном уровне и повышать, важно следовать некоторых рекомендациям:
- Старайтесь регулярно заниматься и постигать новшества: будь то теоретические, исследовательские, практические;
- Будьте целенаправлены: развивайтесь в конкретном направлении, теме. Старайтесь использовать междисциплинарные связи.
- Мотивируйте себя. Ищите вдохновение во избежание выгорания. Составьте план или программу, график, отрегулировав нагрузку;
- Задействуйте различные мыслительные техники: мозговой штурм, ментальные карты, альтернативный подход и пр.;
- Не бойтесь экспериментировать с форматами НИР: будьте в меру активны.
- Оценивайте каждый результат, стараясь подходить к нему предельно объективно и адекватно;
- Не бойтесь применять современные инструменты по поиску и переработке информации: нейросети, искусственный интеллект. Но тщательно контролируйте предоставленные результаты и данные;
- Используйте полученные знания и компетенции не только в науке, учебе. Но и повседневной жизни. Так вы сможете быстрее закрепить их.
Таким образом, развитие исследовательского потенциала – не разовая акция, а непрерывный процесс. С его помощью индивид самосовершенствуется, становится экспертом в определённой области, развивается всесторонне. Благодаря такому комплексу он формирует базу для будущих достижений.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





