Понятие и особенности обучения в негосударственном колледже, техникуме: мифы и реальность

Современная система профессионального образования включает в себя колледжи и вузы, которые в свою очередь классифицируют по типу собственности на частные (негосударственные) и государственные. Сегодня мы расскажем о негосударственных сузах и развеем самые популярные мифы о них.

Понятие и особенности обучения в негосударственном колледже, техникуме: мифы и реальность
Современная система профессионального образования включает в себя колледжи и вузы, которые в свою очередь классифицируют по типу собственности на частные (негосударственные) и государственные. Сегодня мы расскажем о негосударственных сузах и развеем самые популярные мифы о них.

Понятие и признаки негосударственных колледжей

Негосударственным признается суз, который действует автономно, то есть обеспечивает свою жизнедеятельность самостоятельно, без средств и явного участия государства. Учредителями или основателями таких образовательных центров выступают частные лица или организации, но не государство и государственные структуры.

В целом, частный техникум или колледж – это типичное образовательное заведение в системе профессионального образования РФ, где намечена реализация классических или новейших (авторских, оригинальных) образовательных программ. То есть в его стенах можно освоить программы профессионалитета или бакалавриата, получить определенную рабочую профессию. Притом чаще всего в негосударственных сузах действуют профили прикладного плана.

Признак для сравнения

Государственный колледж

Негосударственный колледж

Формат обучения

Очный, заочный, дистанционный

Основа обучения Бюджет, платно Преимущественно платно
Группы Многочисленные Малочисленные с учетом материально-технической базы, возможностей учреждения, самофинансирования
Программы Все посильные, чаще всего много профилей Преимущественно модные и востребованные профессии (их комбинация), специальности одной отрасли (родственные или смежные)
Партнерские связи

Присутствуют

Учебный процесс

Классический, а основе комбинации разных видов деятельности

Негосударственные сузы обучают студентов сугубо на платной основе. Бюджетных мест в них не бывает, а если есть – то это единичные моменты, когда выдвинутая специальность имеет особое значение для региона, государства или конкретного предприятия. Притом абитуриент может рассчитывать на поступление по целевым программам, ведь законом не запрещено иметь непосредственные отношения с работодателем подобного плана.

Среди явных специфических черт негосударственных сузов можно отметить следующие моменты. Во-первых, учредителем выступает конкретное лицо, организация, но только не государство.

Во-вторых, образовательный центр не будет получать финансирования со стороны государства и вынужден полностью обеспечивать себя средствами самостоятельно. То есть расходы на обновление оборудования, ремонт помещений, зарплату педагогов, пополнение библиотечного фонда и пр. суз несет самостоятельно. В этом непростом деле государство ему не помогает.

В-третьих, частный суз осуществляет свою деятельность легально и должен иметь за плечами лицензию и аккредитацию. Без указанных документов образовательное заведение не имеет официальной силы и не может производить набор абитуриентов. То есть фактически, частные и государственные колледжи оказывают образовательные услуги на одних и тех же началах, следуя классической бюрократической парадигме.

В-четвертых, негосударственный колледж может не проводить аккредитацию специальностей, образовательных программ и реализовывать их в индивидуальном порядке, предоставляя выпускникам диплом частного образца. На сегодняшний день этот тип документа об образовании адекватно воспринимается работодателями, но не всегда приветствуется при поступлении в вуз.

Специфические черты негосударственных сузов
Специфические черты негосударственных сузов

В-пятых, частный суз – это частная собственность и соответствующие правила и требования, но все они так или иначе будут вписываться в действующие нормы и регламенты системы профессионального образования, дополняя ее новыми параметрами.

В-шестых, так как коммерческий колледж не получает финансирования от государства (лишь в редких случаях), то обучение студентов происходит сугубо на платной основе, никаких стипендий и иных выплат им не полагается. Но при определенных достижений и наград, учащиеся все же могут претендовать на именные стипендии и прочие поощрения, но их перечисление будет производиться сугубо за научные достижения, а не текущую успеваемость.

Таким образом, негосударственный колледж представляет собой образовательный центр по подготовке специалистов рабочих специализаций. Он ведет свою деятельность полностью самостоятельно, без финансирования со стороны государства, но действуя строго в рамках действующих законов и правил.

Учебный процесс в частном сузе

Независимо от формы собственности и внутренних правил, схема подготовки дипломированных специалистов остается единой для всех, в том числе для коммерческих техникумов и колледжей.

Образовательные программы делят на соответствующие блоки:

  • Аудиторная работа, предполагающая проведение лекций и семинаров, практикумов с целью содействия студентам в освоении утвержденных предметов и материалов, тем;
  • Проектная деятельность, призванная углубить познания учащихся преимущественно в профильных дисциплинах, развить в них общие профессиональные навыки (критическое мышление, аналитические способности, умения прогнозировать, обосновывать и пр.), а также специфические компетенции (например, в рамках проведения лабораторных работ студенты тщательнее осознают действие правил и обретают навыки по использованию конкретного оборудования и пр.). Еще ни одному учащемуся не удалось избежать написания и защиты курсовой работы, ВКР;
  • Научно-исследовательская деятельность в данном случае проводится в меньшем объеме. Чаще всего она свойственна гуманитарным направлениям, так как в отношении остальных специализаций преобладает практика;
  • Практическая часть, ориентированная на развитие и закрепление минимальных, но достаточных для работы знаний и компетенций, методик и пр. Она реализуется на территории предприятия-партнера под кураторством опытных специалистов и надзором суза. Продолжительность практики стандартная до 3-4 недель в течение учебного года;
  • Аттестационный блок призван периодически проверять качество подготовки студентов с целью внесения корректив в образовательную программу и оценку достижений студентов. его реализация происходит посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, тестирований в течение семестра, а также с помощью зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов (сессии), защиты курсовых работ, а по результатам обучения – прохождение государственных экзаменов и защита дипломной работы (ВКР).

В целом, схема реализации образовательных программ не отличается от направлений и планов подготовки в государственном колледже.

 

Особенности построения учебного процесса в негосударственном колледже
Особенности построения учебного процесса в негосударственном колледже

Образовательные программы и учебные планы в негосударственных сузах будут по прежнему соответствовать требованиям ФГОС, но при этом могут отличаться следующими параметрами. Во-первых, все программы разрабатываются с учетом возможностей учебного заведения: действующего педагогического состава, материально-технической базы и пр. Поэтому соотношении теоретической и практической подготовки может отличаться, набор предметов в составе специальности – аналогично.

Во-вторых, чаще всего негосударственные сузы ориентируются на требования рынка труда или партнеров, поэтому их программы обучения более современные, соответствующие реалиям, актуальные и обновленные.

В-третьих, частные колледжи и техникумы не лишены права развития совместных программ с вузами. Такой ход в значительной степени повышает уровень доверия к ним, а в освоении предметов и соответству3ющих компетенций задействуют не только собственный педсостав, но и возможности партнёра. Подобные сузы более авторитетные и престижные.

В-четвертых, коммерческие вузы могут успешно развиваться частное партнерство с местными работодателями и реализовывать новую для России нишу – профессионалитет. Программы обучения в данном случае будут «авторскими», оригинальными и строго ориентированными на партнера (определённую организацию, которой требуется подготовить специалиста), но при этом учитывающими классические правила и критерии ФГОС.

Таким образом, учебный процесс в негосударственном колледже или техникуме будет протекать с акцентом на возможности заведения и его оснащение, снаряжение, но при этом должен укладываться в традиционные рамки. Чаще всего он является дополненным или обновленным, ориентированным на требования и потребности рынка труда. Притом многие направления подготовки развиваются совместно с работодателями, партнерами или вузами.

Мифы об обучении в негосударственном сузе

Подготовка специалистов в любом образовательном заведении увенчана массой сплетней, гипотез, порождающих сомнения у абитуриентов и вызывающих массу дополнительных вопросов. Сегодня мы развеем самые популярные утверждения и подчеркнет особенности обучения в частном сузе.

Миф 1. В негосударственные колледжи идут не поступившие или слабые претенденты. На фоне обновленных правил приема в колледжи и вузы данное утверждение выпадает автоматически из действующих, так как сроки подачи документов единые, а возможность «переметнуться» с одного отделения на другое или быстро перенаправить документы в посильно учреждение ликвидирована.

Изначально ходили слухи, что проходные баллы в коммерческих колледжах в разы ниже, чем в государственных. Подобная тенденция была замечена, но она не противоречила законам. Но в то же время группы в частных сузах был малочисленными, количество мест для поступления очень ограничено, поэтому «жесткость» конкурсного отбора никто не отменял. Низкий проходной балл еще не означает, что учреждение зачисляет в студенческие ряды всех подряд. Этот показатель призван привлечь внимание абитуриентов и допустить их к конкурсу, но не более того. Поступит сильнейший кандидат.

Также данный миф успешно действовал на фоне слабой освещенности населения и боязни работодателей принимать на работу выпускников подобных организаций. Но с течением времени было доказано, что качество подготовки дипломанта частного и государственного колледжа фактически не имеет отличий, а порой «частник» и вовсе превосходит государство. Сегодня абитуриенты и работодатели одинаково относятся к выпускникам государственного и негосударственного вуза, ведь программа подготовки в любом случае учитывает параметры ФГОС, а заведения осуществляют свою деятельность на основе специальных документов (выданных государством, органами власти).

Миф 2. Педагогический состав частных колледжей менее профессионален, слабый. Данный миф априори недействителен. Во-первых, работать со студентами могут только лица с педагогическим образованием, практическим опытом по специальности. Во-вторых, многие педагоги частных университетов совмещают работу с преподаванием в других организациях (в том числе государственных техникумах). Поэтому одно и то же лицо можно увидеть в разных учреждениях с разным статусом, престижем, отзывами.

Мифы о негосударственных сузах
Мифы о негосударственных сузах

Притом частные вузы для привлечения внимания поступающих чаще всего стараются формировать педсостав из опытных и авторитетных в округе педагогов.

Миф 3. В коммерческих колледжах акцент делается на профессиональном развитии и нет дополнительных секций для студентов. Инфраструктура частного суза полностью зависит от его материальных (финансовых) возможностей, специализации (основной профиль или набор программ), располагаемыми площадями и пр. Но это не означает, что при частных сузах вовсе нет дополнительных направлений и возможностей для личностного, спортивного развития. Просто в данном случае количество секций, их направлений будет меньше, чем в государственных или более престижных колледжах.

Миф 4. Диплом негосударственного суза не имеет юридической силы. В данном случае происходит некорректное восприятие статуса учебного заведения, что продолжает сеять дальнейшие заблуждения. Во-первых, коммерческий колледж оказывает образовательные услуги на основе лицензии и аккредитации, то есть легально и с разрешения государства. Во-вторых, если специальность аккредитована, то выпускник получает диплом государственного образца. Если программа не прошла аккредитацию, то после защиты дипломной работы студенты получаю диплом частного образца, но при этом права и возможности дипломантов в будущем идентичны полномочиям выпускников государственных вузов. Они также могут поступать в вузы, устраиваться на работу и пр.

Миф 5. В частном колледже достаточно присутствия, учиться не обязательно. Многие полагают, что платное обучение в частном сузе не требует от студента никакой подготовки, лишь бы посещал занятия и периодически отвечал на поставленные перед ним вопросы. Но по факту, все студенты в коммерческом колледже равны (положение у них одно), требования к ним предъявляются единые, а это значит, что учить и учиться все-таки придется всем, как в государственном, та и частном колледже. Учебный процесс протекает схоже с учетом требований ФГОС.

Миф 6. У частных колледжей нет финансирования и партнеров, что усложняет прохождение практики и постоянно требует повышения цен на образовательные услуги. Платный суз осуществляет образовательную деятельность сугубо за свой счет, собственных финансов, не имея финансирования мест со стороны государства. Поэтому вопрос о пересмотре стоимости образовательных услуг напрямую зависит от экономических условий в стране и регионе, а также доходности суза. Притом частные техникумы, хоть и стремятся повысить доходы, не грезят ежегодным повышением цен.

Партнерские отношения негосударственных сузов
Партнерские отношения негосударственных сузов

Как бы это странно ни было, но частно-государственное партнерство в системе образования никто не отменял. Поэтому в редких случаях в некоторых негосударственных колледжах можно встретить бюджетные места. Как правило, подобных предложений крайне мало (единичные варианты), и они основаны на программах госзаказа, целевых программах и пр.

Более того, проблем с прохождением практики у студентов практически не возникает. Они могут самостоятельно выбрать базу практики (о том, как ее найти, мы писали ранее) или попросить помощи в деканате и соответствующие условия подберут в рамках партнерских взаимоотношений с местными организациями.

Миф 7. В негосударственных колледжах слишком мало направлений подготовки. Согласитесь, что любому учебному заведению невыгодно развивать всего 1-2 специальности. За счет этого вряд ли удастся сильно разбогатеть или развиться. Поэтому частные сузы предпочитают развивать однородные программы, соответствующие определенной отрасли, а также в рамках сотрудничества с конкретным предприятием. То есть выбор профессий все же есть.

Более того, частные сузы успешно развивают популярные и востребованные сред абитуриентов специализации, что позволяет обретать статус много профильного центра. Поэтому говорить о нехватке или малочисленности программ довольно трудно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Миф 8. Нет отсрочки от армии. Согласно действующим правилам, молодые люди имеют право на отсрочку от армии на период обучения при определенных условиях: учебное заведение лицензировано и аккредитовано, специальность аккредитована, формат подготовки – очный. Так что же мешает студентам частных вузов выполнить все условия? Главное – изначально оценивать все документы и ситуацию, выбирать соответствующий профиль, в рамках которого будет действовать право на отсрочку от службы в армии.

Учтите, если образовательная программа не аккредитована, то получить отсрочку не удастся. Поэтому тщательно анализируйте все предложения частных колледжей, оценивайте все варианты и учитывайте соответствующие факторы.

Миф 9. Обучение в коммерческих колледжах дешевле, чем на платном отделении государственного суза. Данный момент спорный, так как политик ценообразования на услуги учебного заведения определяется в индивидуальном порядке с учетом возможностей учреждения по предоставлению соответствующих услуг. Как показывает практика, разница в цене негосударственного и государственного колледжа незначительна. Притом обратите внимание, что платная подготовка возможна в обоих вариантах.

Притом обратите внимание, что в государственных сузах количество платных мест меньше, так как часть финансовых обязательств на себя берет государство. В целом, по логике, платное отделение должно быть по гуманной цене, ниже чем в негосударственном сузе. В частном колледже мест меньше, чем в государственном, но все они коммерческие.

Чаще всего стоимость обучения выше в тех колледжах, которые обладают более высоким рейтингом и престижем, предлагают современные и модные профессии. Форма собственности в данном случае не играет существенной роли.

Миф 10. Из негосударственных колледжей не отчисляют. Данное утверждение – самое яркое и глубокое заблуждение. Требования к студентам действуют на 90% классические. Ни один суз не будет насильно удерживать подопечных или тратит свои силы, средства, возможности на безответственных индивидов, которые не намерены получать знания и лишь «просиживают» пары. При наличии оснований для отчисления этой участи не избежать нигде, в том числе и в негосударственном сузе.

Таким образом, поступление и обучение в частном сузе практически не отличается от возможностей и пребывания в государственном учреждении: все правила учитывают классически каноны, законодательные акты, требования ФГОС и пр. Существующие мифы лишь искажают первое представление и мнение, вводя людей в заблуждение и подводя к утрате шансов на освоение профессии посильным способом. Поэтому тщательно изучайте сведения о каждом колледже, его предложении и выбирайте то, что вам по душе и под силу!

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

4 комментариев к “Понятие и особенности обучения в негосударственном колледже, техникуме: мифы и реальность”

  • существенной разницы нет, но степень доверия к негосударственным вузам и колледжам все равно ниже. Если судить по этой статье, то разницы нет, но важно обращать внимание на аккредитацию специальности и условия обучения, особенности программы обучения, так как это сказывается на качестве подготовки выпускника и полагающихся студенту льготах, отсрочках и пр. Притом очень хорошо отметили и раскрыли устоявшиеся мифы и доводы о негосударственных учреждениях, подчеркнули, на что обратить внимание и чего на самом деле не стоит бояться. Спасибо!

    • Добрый день, Светлана! Мы очень рады, что вам понравилась статья. Существующие мифы о негосударственных колледжах лишь искажают первое представление и мнение, вводя людей в заблуждение и подводя к утрате шансов на освоение профессии посильным способом. Необходимо тщательно изучать сведения о каждом колледже, его предложении и выбирайть то, что вам подходит. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/chem-otlichaetsya-obuchenie-v-vuze-ot-obucheniya-v-shkole/

  • сейчас все сузы и вузы надежные и в любом случае получают государственную лицензию на образовательную деятельность. Притом могу поспорить относительно того, что поступить в негосударственный колледж намного легче. Конкурс аттестатов никто не отменял, а проходные баллы ненамного ниже, чем в государственных. Здесь другая сторона есть: с дипломом негосударственного колледжа не всегда принимают в вузы или на работу. Вот этот момент следует уточнять и учитывать. Но в целом, получить качественное образование можно и в негосударственном сузе.

    • Добрый день, Pavel! Рады, что данная статья вас заинтересовала. Поступление и обучение в частном сузе практически не отличается от возможностей и пребывания в государственном учреждении: все правила учитывают классически каноны, законодательные акты, требования ФГОС и пр. Существующие мифы лишь искажают первое представление и мнение, вводя людей в заблуждение и подводя к утрате шансов на освоение профессии посильным способом. Поэтому тщательно изучайте сведения о каждом колледже, его предложении и выбирайте то, что вам по душе и под силу!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *