Понятие выборки в психологии. Репрезентати́вность и нерепрезентативность выборки. Примеры

Любое психологическое исследование строится на том, что автор проекта осуществляет некий эксперимент или наблюдение за конкретной группой лиц, предварительно определив цель мероприятия, объект, методологию и пр.

Понятие выборки в психологии. Репрезентати́вность и нерепрезентативность выборки. Примеры
Любое психологическое исследование строится на том, что автор проекта осуществляет некий эксперимент или наблюдение за конкретной группой лиц, предварительно определив цель мероприятия, объект, методологию и пр.

Прежде чем реализовать свои планы: будь то опрос, анкетирование, беседа или наблюдение, важно правильно определить объект исследования. В большинстве психологических изысканий авторы научной работы изучают поведение, общение, особенности развития и иные действия конкретных индивидов или группы лиц. Притом испытуемых делят на несколько групп по схожим признакам (пол, возраст, привычки и пр.). Именно такие группы объектов называют в психологии выборками.

Какие выборки бывают?

Выборка в психологии означает выбор конкретных элементов или группы для проведения исследования из конкретного множества. Выборочный метод исследования позволяет конкретизировать причины определенных процессов, явлений, поведения и следствий. Притом при оценке результатов исследования в отношении конкретной группы в дальнейшем исследователь может распространить действие собственной гипотезы на большую область с учетом определенных условий и критериев.

Этапы проведения исследования
Проведение исследования

Исследовать полностью все человечество для определения некоего направления, тенденции просто нереально. Поэтому выборка – актуальный способ для проведения качественного исследования, позволяющая выявить нужные закономерности или получить данные об их опровержении.

Эксперты выделяют следующие разновидности выборок в психологических исследованиях:

  • Узкие и широкие. Здесь вид зависит от числа испытуемых или количества выборок в одних экспериментах достаточно проанализировать 2 группы лиц, а в других и 5 будет мало.
  • Зависимые и независимые. В данном случае исследователь отмечает, как действия одной группы влияют на ход событий в другой выборке, т.е. существуют ли определенные связующие элементы, сказывающиеся на жизни испытуемых каждой группы.
  • Репрезентативная и нерепрезентативная. О данном термине мы говорим чуть позже (в этой же статье).

По сути, выборка – это целевая аудитория эксперимента, призванная помочь исследователю в достижении намеченной цели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как происходит формирование выборки?

Процесс формирования выборки напрямую зависит от темы и цели исследования, а также определения объекта исследования. Для начала автору научной работы нужно определить:

  • Что он намерен изучать?
  • Какие материалы потребуются ему для исследования?
  • Какие требования будут предъявляться к объекту исследования?
  • Какие методы и методики пригодятся?

Как только автор сумеет ответить на эти вопросы, он приступит к конкретным действиям: планирование эксперимента, разработка плана мероприятий и критериев оценки и пр.

Особенности формирования выборки для исследования
Формируем выборку для исследования

Самым важным этапом является определение выборки. Ученый должен понять, какие группы подлежат анализу и оценке, по каким критериям подбирать испытуемых (возраст, пол, работа образование, привычки, состояние здоровья и пр.), что брать во внимание (какие факторы оказывают воздействие) и пр.

В большинстве случаев при формировании выборки в психологическом исследовании учитывают:

  • Объем выборки: количество испытуемых объектов в каждой группе, количество групп. Данный параметр определяется исходя из цели и задач исследований, предполагаемых мероприятий, возможно сравнение со схожими экспериментами;
  • Индивидуальные качества объекта: наличие определенных навыков, умений, личностных характеристик;
  • Дополнительные критерии: пол, возраст, опыт работы, привычки и пр.;
  • Критерии выборки: однородность (соответствие конкретному признаку), разнородность (обычно анализируется одна группа лиц, не имеющих между собой явных сходств или различий, для проверки конкретно правила/теории).

Все условия и параметры, предъявляемые по отношению к испытуемым лицам и выборке в целом, способствуют тому, что исследователь в дальнейшем сможет собрать максимум полезных и достоверных данных для анализа.

Что значит репрезентативность выборки?

Репрезентативность представляет собой такое свойство выборки, которое позволяет распространить полученные результаты исследования, проведенного в отношении частных подгрупп, на всю генеральную совокупность. Данное правило успешно распространяется на качественные и количественные исследования при условии их грамотной реализации.

Репрезентативность выборки
Что такое репрезентативность выборки?

Если распространить полученные результаты исследования невозможно на более широкий круг, то такая выборка будет нерепрезентативной.

Фактически репрезентативность выборки демонстрирует связь выборки с генеральной совокупностью.

Приведем пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки.

Допустим, Вы провели социологический опрос населения. Ключевой вопрос исследования – устраивает ли Вас текущий уровень зарплаты? Допустим, в опросе приняло участие 100 человек. В результате Вы получили следующие данные: 18% респондентов негативно относятся к жаре, более 70% — положительно, 12% — затруднились ответить. В данном виде невозможно распространить результаты опроса на всех людей, так как в нем могли принять участие и неработаюшие люди, и иждивенцы и пр. Значит, данная выборка нерепрезентативна.

Как проходит исследование?
Проведение исследования

Но если изначально принять определенные критерии по отношению к выборке: объектом исследования могут быть только трудоустроенные лица в возрасте 18-65 лет, то полученные результаты уже будет можно распространить на все население в целом. В данном случае выборка будет считаться репрезентативной.

Таким образом, чтобы результаты исследования были не просто узкими и частными, но и ими можно было пользоваться в дальнейшем. Важно, чтобы выборка была репрезентативной. Для этого необходимо устанавливать грамотные и правильные параметры по отношению к испытуемым, исходя из целей и задач научной работы.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!