Понятие репрезентативности в социологическом исследовании, типы выборок

Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

Понятие репрезентативности в социологическом исследовании, типы выборок
Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

В зависимости от области науки среди объектов исследования могут оказаться целые группы людей. Подобное встречается в психологических и социологических проектах, где автор изучает поведение или мнение конкретных лиц (в зависимости от выбранного признака классификации и пр.).

Варианты социологического исследования
Проведение социологического исследования

Как мы видим, объект исследования – един, а вот число испытуемых может разниться от 1 до нескольких тысяч. Сегодня мы расскажем об особенностях формирования выборки в социологической научной работе и раскроем понятие репрезентативности выборки.

Выборка в социологическом исследовании

Выборка в социологическом исследовании представляет собой конкретизацию респондентов согласно определенным признакам: пол, возраст, место работы или должность, образование, место проживания и пр.

Выборка предполагает, что из общей массы (генеральной совокупности) будут «выбраны» респонденты или участники социологического мероприятия. Результаты исследования могут быть частными (нерепрезентативными) и обобщенными (репрезентативными).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Репрезентативность в социологическом исследовании представляет собой способность полученных результатов отражать общие тенденции, возможность переносить полученный результат на более широкий круг лиц.

Репрезентативность в социологическом научном исследовании можно интерпретировать, как своеобразное качество выборки, которое позволяет получить результаты по отдельной группе лиц, но при этом итоги могут быть перенесены на все человечество (или более широкий круг лиц), подчеркивать тенденции в обществе.

В чем проявляется репрезентативность выборки в социологическом исследовании?

Эксперты полагают, что в социологии действует принцип: больше – лучше. Выборка в социологии считается репрезентативной, если количество испытуемых велико.

Понятие репрезентативности в социологии
Качественная и количественная репрезентативность

В социологическом научном изыскании невозможно повторить опрос или эксперимент и получить при этом один и тот же результат. Поэтому здесь целесообразно моментально фиксировать результат. Даже если задать один и тот же вопрос одному и тому же респонденту в разное время, то можно получить совершено разные ответы.

Поэтому в таких экспериментах точность и качество результатов берут числом испытуемых: чем объемнее выборка, тем лучше. Чем больше совпадений по одним и тем же заданиям, тем больше человек придерживаются данной позиции.

Замечали ли Вы, что в опросах ВЦИОМ принимает участие не 10,20 или 50 человек, а тысячи. Такой подход позволяет точно определить тенденции в обществе, настроение отдельных групп и пр.

Какие типы выборок выделяют в социологических исследованиях?

Исследователь должен определить цель социологического мероприятия, а также определить:

  • Кто выступает в качестве объекта исследования, какими характеристиками он должен обладать;
  • На какой территории будет проходить социологический опрос (определение территориальных границ)?
  • Объем выборки (оптимальное количество испытуемых);
  • Способ обработки полученных результатов, шкала оценки и пр.

Самыми распространенными типами выборок в социологических исследованиях выделяют:

Понятие и виды выборки
Что такое выборка и ее виды?
  • Случайные.

Случайная предполагает, что в опросе принимает участие любой человек (независимо от возраста, социального статуса, образования и пр.). Важно отметить, что случайные выборки всегда является репрезентативными и отражают мнение общества в целом.

  • Гнездовая выборка.

Данная выборка предполагает распределение респондентов по группам согласно заявленному единому признаку (например, по месту проживания, региону, конкретной организации и ее филиалам и пр.). Здесь важно изначально определить количество групп и количество участников в каждой из них. Лучше всего придерживаться принципа равномерности, чтобы в каждой группе было одно и то же число испытуемых.

  • Механическая выборка.

Данный способ подбора испытуемых предполагает, что из одного общего списка (генеральной совокупности) с определенным интервалом будут избраны отдельные лица (например, каждый пятый человек).

  • Стихийная выборка.

Здесь подбор респондентов осуществляется «методом тыка». Достаточно выбрать первого встречного и включить его в группу испытуемых.

  • Метод снежного кома.

Данный способ заключается в том, что каждый респондент делится контактами своего окружения, которые автоматически попадут в число испытуемых.

  • Квотная выборка.

Такой способ предполагает целенаправленный подбор респондентов согласно конкретным параметрам (квотам). В числе наиболее распространенных квот выделяют пол, возраст, образование и пр.

Каждый исследователь самостоятельно определяет оптимальный объем выборки и требования к испытуемым, исходя из задач социологического исследования, при этом важно, чтобы выборка была репрезентативной.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Понятие репрезентативности в социологическом исследовании, типы выборок”

  • прочел название статьи и ужаснулся: столько сложных терминов. Но после изучения материала понял, что это только на первый взгляд все страшно и непонятно. Спасибо за простоту языка, понятные формулировки и объяснения.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *