При поступлении в колледж или университет, а также при трудоустройстве в отношении некоторых направлений деятельности предусмотрено дополнительное испытание – психологическое тестирование. На первый взгляд – это оценочное мероприятие вспомогательного типа, не требующее какой-либо специфической подготовки. Но порой именно результаты такого экзамена предопределяют судьбу претендента. Давайте разбираться, что это за «зверь» и как с ним подружиться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции психологических тестов
Психологический тест представляет собой один из дополнительных способов оценки индивида, который помогает установить специфику его характера, наличие определенных талантов и способностей, адекватность и рациональность действий, реакций на те или иные события. То есть такие способы диагностики – это уникальный инструмент по определению личностных характеристик и психики, талантов и возможностей конкретного человека.
Рассматриваемый формат психодиагностики индивида выполняет несколько существенных функций:
- Исследовательская или диагностическая. Она предполагает сбор информации о конкретном человеке с целью определения тех или иных качеств, черт, отклонений и пр. С их помощью можно установить наличие тех или иных отклонений в психике, объективность и адекватность реакции на события и факторы и пр.
- Экспериментальная. При помощи заданий разработчик создает некую ситуацию, пытается понять причины тех или иных поступков, как индивид поведет себя в рамках определенных обстоятельств, что от него ожидать, какой путь он выберет и пр. То есть это своего рода наблюдение за «теоретическим рассуждением или теоретическим действием», логикой испытуемого;
- Ориентирующая и оценивающая. Результаты психологического тестирования помогают выделить сильные и слабые стороны человека, понять степень соответствия требованиям и его потенциал, сориентировать в выборе решения и пр.;
- Прогнозирующая. На основе полученных результатов можно понять, на что способен индивид, какие сферы и задания ему посильны, какие результаты можно ожидать и пр.
Фактически, психологические тесты – это специфический инструмент по психодиагностике личности, который помогает сориентировать в его общем внутреннем мире, способностях, мотивах и пояснить причины получения каждого результата.
Сфера применения этого подхода весьма обширна. Психологическое тестирование широко применяется в образовательной среде, помогая педагогам найти подход и установить контакт с учениками, понять особенности воздействия на целевую аудиторию, а также облегчит адаптацию учащихся и пр.
Помимо этого, рассматриваемый инструмент успешно используется при трудоустройстве. В этом случае он помогает работодателям оценить характер и возможности соискателя, его личностные качества и особенности пребывания в трудовом коллективе, коммуникации, раскрыть его достоинства и недостатки, способности. То есть именно психологический тест поможет раскрыть потенциал и подчеркнуть перспективность индивида в той или иной сфере, определить степень его соответствия требованиям или корректность выбора профессии, рабочего места и пр.
В медицине такой подход помогает определить причины и следствия различных заболеваний, их наличие (по определенной симптоматике). Более того, в психологической практике именно данный инструмент содействует диагностике различных психологических расстройств, определению скрытых недугов и пр.
Таким образом, психологические тесты – это уникальный метод оценки индивида с точки зрения темперамента, личности, профессионализма, творчества и медицины, который способен подчеркнуть достоинства и пояснить недостатки, помочь в выборе профессии или рабочего места, грамотно сориентировать в решении тех или иных вопросов.
Данный формат применим в любой сфере деятельности, но требует тотального подхода к разработке и расшифровке.
Виды психологических тестов и их особенности
Психологическое тестирование – это целая группа инструментов и способов по определению конкретных качеств и характеристик индивида, психологического состояния и его причинно-следственных связей. На практике выделяют массу разновидностей этого подхода.
Личностные способы психодиагностики позволяют определить особенности интеллектуального развития, индивидуальные характеристики, творческие и иные способности и предрасположенности. Благодаря таким приемам можно понять характер и особенности поведения человека, скорость его мышления и кругозор, лидерские качества и способности и пр.
Также можно выделить объективные (прямые) и субъективные (непрямые) тесты. Первая группа предполагает, что испытуемый знает о цели проведения испытания. Как правило, такой прием призван установить связь между достижениями и уровнем подготовки, личностными характеристиками. Субъективное тестирование предполагает проведение оценки без информирования испытуемого или без знания им цели проведения тех или иных мероприятий. В этом случае ответы считаются более реалистичными и подчеркивающими особенности развития, мышления и пр.
В зависимости от характера вопросов можно выделить вербальные психотесты, которые предполагают оценку словарного запаса индивида, понимание им тех или иных теорий и правил. Второй вид – невербальный тест. Он призван исследовать логичность и обоснованность действий в конкретной ситуации, логику выработки решения на поставленный вопрос и пр.
По структуре психологические тестирования классифицируют на простые и сложные. Простые предполагают выбор одного правильного ответа или предоставление четкого однозначного ответа (например, фамилия основоположника теории, название правила или закона и пр.). Сложные тесты предполагают комбинацию вопросов или заданий, где требуется предоставить подробный ответ, оценку и обоснование и пр.
По ориентации психологическое тестирование может быть личностным – для определения набора соответствующих качеств и характеристик, а также профессиональным – подчеркивающим наличие и достаточность знаний и умений в определенной отрасли, профессии или сфере деятельности, науке.
Таким образом, каждый вид психологического тестирования нацелен на диагностику и определение конкретного набора черт и характеристик человека. Притом проведение такого испытания – процесс целенаправленный. Для его реализации важна тотальная подготовка.
Правила разработки психологических тестов
Разработка психологического теста требует знания соответствующих правил и специфики. Здесь недостаточно просто включить задания на разные ориентиры. Каждая комбинация вопросов и кейсов ориентирована на выделение соответствующих черт, особенностей, привычек, логики и знаний, навыков. Чтобы результаты психодиагностики были наиболее надежными, важно учитывать следующие правила.
Во-первых, подготовка заданий должна быть ориентирована на конкретную цель, то есть диагностику, выявление определенных специфических черт, знаний, навыков и пр. То есть важно обозначить конкретные тематические рамки тестового исследования.
Во-вторых, важно задавать вопросы, относящиеся к цели, но делать это не открыто, а аккуратно, уточняя отдельные моменты и нюансы. То есть все задания должны быть адаптированы под намеченный ориентир. Притом не менее важна грамотная и однозначная формулировка. Задавать вопросы нужно не «в лоб». Здесь достаточно делать акцент на определенных признаках наличия тех или иных характеристик.
В-третьих, важно продумать способы оценки тех или иных параметров, критерии оценивания. То есть, чтобы расшифровать тест, должны быть выполнены определенные условия. Как правило, базируются на научной литературе, теории, действующих законах психологии и пр.
В-четвертых, психологический тест важно не просто составить и сразу же внедрять, но и проверить на ясность и достоверность. Оценка ясности предполагает, что все вопросы будут понятными для целевой аудитории с учетом ее возраста, развитости, образования и пр. Определение достоверности предполагает, что полученные результаты можно будет не просто расшифровать, но и обосновать с научной или практической точки зрения. То есть критерии оценивания должны соприкасаться с научной парадигмой, практическими методами и техниками. В данном случае не менее важно уметь преобразовывать качественную информацию в количественный формат, полагаться на методы статистического анализа, моделирования, сопоставления и пр.
Таким образом, при подготовке тестовых заданий в области психодиагностики индивида важно учитывать цели проведения такого испытания, уровень подготовки целевой аудитории, использовать простой и понятный язык, продумать особенности оценивания результатов.
Этапы разработки психологических тестов
Все мы привыкли проходить тестирования, но не каждый знает, что разработка таких заданий требует немало времени и сил, а также компетентности в соответствующей области. Формирование психологического текста – особое искусство.
Первый этап – определение целей психологического тестирования. Важно понять, кого и зачем планируют проверять, какие параметры интересуют (что именно проверять), условия проведения психодиагностики (по времени, количеству заданий, где и пр.). То есть в рамках проектировочной стадии определяют базовые элементы: цель тестирования, объем теста, сложность заданий, условия проведения, особенности целевой аудитории (возраст, пол и пр.).
Второй этап – подготовка теоретической модели. В данном случае предстоит понять какие методы и приемы позволяют оценить наличие тех или иных черт, качеств, а также выделить способы сбора информации об объекте тестирования. То есть на этой стадии разработчик выделят формат психодиагностики (устный ил письменный тест), характер и формат заданий или вопросов, объем тестирования, научные параметры проведения теста (методики и критерии оценки).
Третий этап – разработка вопросов и заданий. В данном случае важно определить оптимальное количество заданий для диагностики интересуемых аспектов и характеристик. Автору теста важно распределить задания с акцентом на интересуемые качества и цель проверки (сколько вопросов или задач будет посвящено определению одной черты, другой и пр.). Далее предстоит четко сформулировать задания и вопросы. Именно с их помощью будет собрана информация для обработки и вынесения вердикта. Поэтому важно продумать их от А до Я. Здесь же важно установить в отношении каждого вопроса или задачи критерии оценки, но освещаться целевой аудитории они не будут.
То есть при разработке теста важно не просто придумать вопрос, но и сразу же наметить правила его зачтения, что он принесет. Критерии оценивания психологического теста могут быть разными: каждое задание может приносить определенное количество баллов и в конце они суммируются и оцениваются по принадлежности к конкретному диапазону. Также допустима оценка результатов психодиагностики на основе сравнения с научными методиками и параметрами и пр.
Четвертый этап – пилотное тестирование. В данном случае разработчик выбирает экспериментальную группу и выдает ей тест. Таким образом он оценивает доступность и ясность заданий, сложности их выполнения, особенности или недочеты при выведении результатов (возможно не хватает каких-либо сведений и пр.). После пилотного тестирования по мере необходимости вносятся соответствующие коррективы и правки в состав теста или кейса для устранения выявленных недочетов.
Пятый этап – обработка результатов. Чаще всего применяют статистические методы обработки. Для этого придется сначала «перевести» качественные данные в количественный формат, а затем применить соответствующие методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, сравнение и сопоставление, анализ и обобщение, научное обоснование и описание и пр. То есть здесь детально излагается правила и критерии оценивания, этапы выведения конечного результата.
Шестой этап – оформление и адаптация. Далее разработчику предстоит грамотно преподнести все задания, отделив их от методической (оценочной) части. Вопросы важно разбить на пункты или пронумеровать, варианты ответов (если они предусмотрены) также обозначить буквенным или численным способом и пр. То есть на данной стадии создается «анкета» для опроса, визуальный тест, который предстанет перед глазами целевой аудитории.
Указанная градация мероприятий поможет подготовить качественный и эффективный психологический тест, который поможет раскрыть личностные, профессиональные и иные особенности индивида.
Как расшифровать психологический тест?
Итак, психологический тест продуман, составлен. Далее важно грамотно его расшифровать, а это значит, что нужно разработать и понять, как это сделать.
Согласитесь, психология – наука неточная, больше гуманитарная или философская, основанная на наблюдениях и субъективизме. Но психологические тесты – это унифицированный, стандартный инструмент по определению соответствующих моментов, аспектов, параметров. Для его расшифровки важна конкретная шкала измерения, преобразования и научное обоснование полученных результатов.
Расшифровка результатов психологического тестирования должна быть четкой и однозначной, тщательно аргументированной и по мере необходимости – поясненной исследователем и пр. Чтобы грамотно и верно интерпретировать результаты, можно придерживаться следующих методик:
- Следование инструкции от разработчика;
- Использование научных подходов при пояснении результатов, ответов;
- Преобразование информации в новый вид и использование соответствующих подходов: методы статистической обработки, аналитические приемы, сравнительный подход и пр.;
- Обоснование выводов и результатов.
Первый прием предполагает внимательное изучение той шкалы измерения и оценки результатов, которую предложил разработчик. Здесь важно понять, что измерять, как это делать, с чем сравнивать для выдвижения общего вывода относительно психологического портрета, соответствия и пр. Обычно этого достаточно, чтобы получить достоверные сведения. Главное – разобраться во всех тонкостях тестирования и критериях оценки результатов: что с чем соотносить, что и как преобразовывать, какой научный подход использовать по совету разработчика и пр.
Второй метод основан на задействовании научной литературы и существующих теорий, законов, нормативов и методик, позволяющих оценить те или иные параметры, результаты и показатели, ситуации и пр. То есть в этом случае происходит тотальная обработка результатов с акцентом на научный подход и научную аргументацию выводов.
Третий способ основан на преобразовании информации и использовании математических и статистических моделей. То есть здесь исследователю предстоит грамотно преобразовать все качественные материалы в количественный вид и затем использовать соответствующие параметры при анализе данных на основе выбранного подхода. Здесь не исключены математические операции различных показателей и коэффициентов, их соотнесение с нормативами и пр.
Четвертый способ – обоснование. Как правило, он основывается на аналогии с научной литературой и более ранними психологическими исследованиями, аналогичными трудами и тестами. То есть полученные результаты будут расшифрованы посильным способом и изучены, описаны с акцентом на науку и практику, современные тенденции и инновации.
Пятый способ – задействование современных технологий и онлайн-сервисов. Но в этом случае лучше всего прибегать к психологическому тестированию в режиме онлайн, где ответы программа автоматически отсортирует, сопоставим с установленными нормами и параметрами и вынесет четкий вердикт.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по разработке, проведению и применению результатов психологического тестирования
Психологические тесты, по сравнению с математическими задачами или тестами по естественным наукам, техническим дисциплинам не такие точные. Стоит ли доверять такому подходу? В данном случае результаты исследования порой зависят не только от качества ответов, но и качества их обработки и интерпретации. Поэтому можно смело сказать, что 100% доверять результатам психодиагностики не стоит. Но при это и пренебрегать ими также не следует. Как же быть?
Чтобы понять, насколько можно доверять результатам психологического теста, нужно убедиться в его качестве. Для начала нужно рассмотреть структуру и содержание теста, затем понять объективность критериев оценки и способов обработки результатов, достаточность вопросов и заданий для констатации вывода. Если вопросы, шкала измерения и методы обобщения результатов не вызывают сомнений, то можно полагаться на такой формат при проведении различных исследований, научных работ или в рамках определенной ниши (трудоустройство, профориентирование и пр.). Но не спешите полностью базировать доказательную базу на таком формате.
Также стоит убедиться в компетентности разработчика и расшифровщика результатов тестирования. Столь важная миссия поручается только квалифицированным экспертам, психологам-педагогам, аналитикам. Лицо, не имеющее отношение к психологии или соответствующей сфере деятельности оценивать и подводить итоги грамотно, четко, правильно не сможет.
Обязательно учитывайте условия проведения психотеста и возможности использования полученных результатов. Бывают ситуации, когда тесты могут быть ограничены рядом параметров: целевая аудитория, объект исследования, язык и ясность и пр.
В любом случае, полагаясь на результаты психологического тестирования при принятии того или иного решения в отношении человека, старайтесь всесторонне изучить его результаты, проанализировать их не только субъективно, но и с научной и практической точек зрения. Принимайте во внимание все ответы, ориентируйтесь на ситуацию и текущие обстоятельства.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!