Каждая специальность – это не просто направление для обучения, которое включает в себя различные дисциплины. На самом деле она представляет собой тщательно продуманную и спланированную траекторию, комбинацию предметов, заданий, системы оценки знаний. Данный комплекс формируется в виде образовательной программы. Только по мере ее освоения можно выполнить дипломную работу и получить документ об образовании!
Притом всем известно, что учебные заведения стараться оперативно обновлять их, чтобы студенты получали качественные и современные знания. Но все образовательные программы не просто разрабатывают, обновляют, перед внедрением их важно утвердить.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и роль утверждения образовательной программы
Утверждение образовательной программы – это финальный и самый важный этап, который определяет дальнейшую судьбу предложенной траектории обучения в рамках определенного направления: будет она реализовываться в стенах учебного заведения или нет.
Данная процедура призвана произвести тотальную оценку подготовленному комплексу для обучения целевой аудитории и определить возможности ее реализации на базе конкретного образовательного заведения.
Миссия утверждения образовательной программы состоит в создании стабильных и надежных условий подготовки кадров, а также обеспечение качественного обучения с учетом действующих норм, регламентов и пр. То есть рассматриваемая процедура выполняет ряд важнейших функций:
- Аналитическая, призванная изучить и определить степень соответствия предложенной комбинации и траектории современным условиям, нормам, требованиям и ожиданиям и пр.;
- Информационная, призванная выделить основные компоненты обучения, базовые предметы и их роль в становлении специалистов, соотношение теории и практики и пр.;
- Оценочная, определяющая судьбу описанного комплекса: внедрение или доработка.
Утверждение образовательной программы – не просто формальный и регламентированный процесс. Его проведение основывается на следующих принципах. Во-первых, оно образует однородную основу в системе образования. То есть проверяет состав программы на соответствие требованиям ФГОС и условиям рынка труда, а также отмечает единую структуру обучения на основе комбинации обязательных и факультативных занятий, грамотном соотношении теории и практики и пр.
Во-вторых, рассматриваемый этап обеспечивает прозрачность и ясность обучения в рамках конкретного направления. То есть оно помогает понять, чему будут учить, какие навыки развивать, где они могут быть применены, на что могут рассчитывать учащиеся и что ожидать и пр.
В-третьих, утверждение программы обучения помогает оперативно определить сильные и слабые стороны предлагаемой траектории или комбинации предметов, заданий, а также быстро усовершенствовать учебные курсы. То есть это процесс – своего рода мотивация или стимул для профессионального роста, успешной адаптации формальных условий к реальным.
В-четвертых, утверждение образовательной программы служит своего рода гарантией качества. Проведение этой процедуры позволяет соотнести предложенный механизм и комплекс обучения с нормами, стандартами, трендами, потребностями работодателей и отраслей, ожиданиями и желаниями целевой аудитории. Соответствие ФГОС – обязательное условие для успешного утверждения учебного плана и курса подготовки.
Таким образом, утверждение образовательной программы – это обязательная процедура по внедрению обновленных или новых курсов, направлений подготовки. Она носит комплексный характер. Рассматриваемая процедура обязательна для всех программ обучения на всех уровнях образования.
Кто участвует в процессе утверждения образовательной программы?
Кто же утверждает учебную программу? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден – либо администрация образовательного заведения, либо вышестоящие инстанции – МинОбразования и науки или Рособрнадзор. Но на самом деле в этом «действии» принимает участие несколько разных сторон.
Участник |
Полномочия |
Роль |
Образовательное заведение, администрация, разработчики | Организация обсуждения программы, оценка подготовленной траектории, презентация программы | Описание и обоснование учебной программы, выдвижение на рассмотрение коллективом и направление в вышестоящие органы |
Педагоги, методисты, научные работники | Обсуждение образовательной программы, выделение сильных и слабых сторон | Одобрение или критика, выдвижение различных мнений и позиций с четким обоснованием |
Студенты и их официальные представители | Выражение личного мнения относительно качества образования, соответствия ожиданий и реальности, определение потребностей в развитии | Субъективное мнение относительно необходимости внедрения новой программы обучения |
Работодатель, партнер учебного заведения | Оценка практической значимости программы, степень ее соответствия требованиям рынка труда | Частное мнение, выделение уровня практической подготовки выпускников, уровня их конкурентоспособности |
Представители Минобрнауки |
Оценка предложенной программы и принятие окончательного решения относительно ее внедрения, применения |
Первым ключевым участником процедуры утверждения выступает образовательное заведение, на базе которого планируется реализация соответствующей траектории. К этой категории относят администрацию и руководящие лица, которые занимались непосредственной проработкой учебного курса или профиля, а также которые будут вовлечены в учебный процесс в ходе реализации. Эксперты высказывают собственное мнение относительно состава, качества, ожиданий и прочих параметров. Важно мнение всех лиц.
Второй стороной выступает педсостав и научные работники, методисты. Их мнение и оценка не менее важна. Каждый из них отмечает достоинства и недостатки предлагаемой траектории, опираясь на личный опыт. Им важно подчеркнуть посильность и эффективность программы, чего они ожидают от ее реализации, что нового содержит и в чем проявляется ее уникальность и пр.
Третьим участником «утвердительной процедуры» является учащийся и его официальные представители (опекуны, родители). Несмотря на то, что у них нет соответствующей квалификации, они имеют право выразить свое мнение. Как минимум, они подчеркнут свои цели и ожидания, сравнивать предложенную траекторию с похожими в иных заведениях, оценивать эффективность (субъективно, на основе собственного опыта и пр.).
Четвертым потенциальным участников экспертизы образовательной программы является представитель отрасли, работодатель, партнер учебного заведения (который предоставляет базу для практики и пр.). Он оценит предлагаемую траекторию и состав обучения с практической точки зрения: какие навыки разовьют студенты, степень соответствия уровня подготовки реалиям и требованиям организации, необходимость введения новых предметов или пересмотра соотношения теории и практики и пр.
Пятым участников процедуры утверждения образовательной программы выступает Минобразования (или его представители), организации по аккредитации и пр. Они оценивают степень соответствия комбинации нормам ФГОС и критериям качественной подготовки.
Обратите внимание, что администрация и преподаватели учебного заведения являются обязательными участниками утвердительной процедуры. Также важно решение Минобразования о внедрении предложенной комбинации и траектории. Остальные (студенты, родители и иные третьи лица) выражают сугубо субъективное мнение, но не являются обязательными участниками рассматриваемого процесса. Можно отметить, что утвердительная процедура носит публичный характер.
Подготовка образовательной программы к утверждению
Утверждение образовательной программы – это завершающая стадия. Далеко не каждый учебный курс допускается к ней. Важно тщательно подготовить все материалы, инструкции и прочие документы.
Чтобы разработанный комплекс был допущен до итоговой оценки и принятия/отклонения, важно следовать следующим этапам:
- Проектирование учебной программы на основе анализа целевой аудитории и выявления ее потребностей в развитии: какие профили приоритетны, чему намерены обучаться индивиды, цели и задачи программы, возрастные особенности целевой аудитории и пр.
- Планирование и формирование содержания образовательной программы. Здесь разработчикам предстоит выбрать и отметить методическое обеспечение учебного процесса, методы обучения и критерии оценки академической успеваемости учащихся. На этой стадии происходит подробное описание состава курса и учебного процесса в целом с выделением всех основных условий и параметров реализации;
- Апробация. На этой стадии происходит первичное неформальное внедрение намеченной траектории и системы обучения с целью проверки ее работоспособности, эффективности, проблематичности. Данный шаг ограничен по времени и призван определить достоинства и недостатки в описанной программе. По его результатам принимается важное решение: направление курса на доработку или на утверждение.
Обратите внимание, что на первой стадии проводится преимущественно аналитическая работа и предварительное формирование учебной концепции: определение направления, примерный предметный состав, определение основных ориентиров, цели и задачи и пр.
На второй стадии происходит детализация параметров и формирование основных документов: содержание программы, рабочие программы по предметам, описание материально-технической базы заведения, выделение базовых и вариативных частей, конкретизация критериев оценки успеваемости, учебный план и пр. То есть здесь создается документальная база для проверки и утверждения.
Апробационная часть предполагает проверку и реалистичность применения описанных подходов и условий. Это своего рода «педагогический эксперимент», без которого невозможно объективно оценить качество разработанной программы.
Обратите внимание, что каждый этап по подготовке учебного курса играет важную роль. От качества каждого мероприятия, шага может зависеть уровень подготовки слушателей. Только после указанных трех стадий по подготовке образовательной программы она может быть направлена на экспертную оценку и утверждение.
Процедура утверждения образовательной программы (этапы)
Последней стадией, предопределяющей судьбу учебной программы, является утверждение.
Она включает в себя ряд мероприятий:
- Рассмотрение разработанной траектории обучения, ее состава в рамках педсовета. В данном случае сначала разработчики отмечают особенности, цели и ожидаемые результаты от ее реализации, освещают итоги апробации с акцентом на достоинства, недостатки, тонкости, проблемные места и способы их устранения и пр. Далее происходит обсуждение предложенной образовательной программы всеми присутствующими на заседании участниками: преподавателями, научными работниками, студентами и партнерами учреждения (если они были приглашены и явились). В ходе обсуждения каждый участник вправе отметить свою точку зрения и дать оценку продвигаемой траектории.
- Доработка или внесение корректив. Данная стадия реализуется только по мере необходимости, если в ходе обсуждения было принято решение об изменении или улучшении состава, содержания или оформления учебного курса. Здесь важно устранить все замечания, учесть выдвинутые участниками предложения и пр.
- Если программа была утверждена по итогам заседания, то далее она направляется на утверждение в вышестоящие надзорные органы – Минобразования и науки. Здесь проводится вторичная тотальная оценка качества программы обучения и принимается окончательное решение о ее внедрении на базе учебного центра. Сроки рассмотрения заявки и документов зависит от региона, а также уровня образовательного заведения. В среднем он длится от нескольких недель до нескольких месяцев.
Только после всех стадий и одобрения на каждой из них образовательная программа может быть внедрена на базе образовательного заведения. Притом после утверждения по мере необходимости (на фоне инноваций, изменений в законодательной или иной базе) она может обновляться и корректироваться.
Сроки утверждения образовательной программы зависят от внутренних регламентов учебного заведения, на базе которого проводилась разработка и утверждение. В среднем она занимает от 1 до нескольких месяцев. То есть можно смело отметить, что данная процедура – длительная.
Важно отметить, что утверждение образовательной программы при вузах должно проходить не позднее, чем за месяц до начала новой приемной кампании, а в школах и ДОУ – до начала нового учебного года.
Пакет документов для утверждения образовательной программы
Утверждение – это не просто обсуждение. Чтобы пройти эту процедуру, нужно подготовить пакет документов. Он включает в себя:
- Заявление на утверждение образовательной программы. Это официальный акт, на основании которого начинается процедура экспертной оценки и дальнейшего внедрения намеченного курса. В нем отмечают основные характеристики программы, ее базовые параметры (цель, задачи), приблизительный объем учебной нагрузки (количество академических часов), общая структура обучения (соотношение теории и практики, обязательных и вариативных предметов и пр.);
- Описание образовательной программы или непосредственно образовательная программа. Здесь важно предоставить подробное описание учебного курса с акцентом на предметы и их роль в становлении специалистов, учебные планы, рабочие программы, характеристика методов преподавания, программа практики, проектная деятельность, технология и условия обучения. Здесь важно понять, как будет реализовываться намеченная траектория и что будут изучать учащиеся, как будет проходить обучение.
- Финансовое обоснование программы. В этом части разработчикам предстоит показать материально-технические условия реализации, методическое обеспечение по предметам или программе в целом. Также формируется расходная смета, где учитываются все траты на применение описанного комплекса: зарплата педагогов, приобретение учебной литературы, проведение практикумов и лабораторных работ, расходы на техническое оснащение классов и пр.;
- Квалификационное описание педработников. В данном случае важно описать задействованных в учебном процессе педагогов, уровень их квалификации, опыт работы, достижения и пр. Анализ этого документа позволит определить соответствие педработников требованиям программы, достаточность их знаний и и умений для передачи целевой аудитории, посильность траектории для них и пр.
- Материально-техническая характеристика. Здесь описывается текущая база учебного заведения и необходимое оборудование, инструментарий, помещения для реализации описанной траектории. То есть важно отметить наличие и достаточность технических параметров в учреждении для внедрения и применения программы.
Указанный пакет документов является обязательным для утверждения любой образовательной программы. Он позволяет всесторонне оценить качество намеченной траектории, ее посильность и инновациозность.
Учтите, что все документы должны быть грамотно и правильно отформатированы, согласно требованиям законодательства.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации для успешного утверждения образовательной программы
Не стоит думать, что утверждение образовательной программы – простая формальность. На самом деле данный этап весьма сложный и требовательный. Чтобы добиться признания и положительного исхода, важно тщательно подготовиться к нему.
Во-первых, образовательная программа должна быть уникальной. Недопустимо копирование аналогичных учебных проектов и курсов, реализуемых на базе других учреждений. Поэтому, чтобы описанная траектория и учебный комплекс был одобрен всеми инстанциями, важно сделать его с учетом всех особенностей, современных тенденций.
Во-вторых, описание сформированного комплекса должно быть грамотным. Важно исключить ошибки в тексте, неточности в выражениях, обновить список учебной литературы и сделать его более актуальным и пр.
В-третьих, разработчикам предстоит правильно оформить документ с учетом действующих регламентов и требований. Образовательная программа – это многокомпонентный файл, включающий в себя пояснительную записку, рабочих программ по предметам, учебный план и пр. Важно учесть общепринятые нормы ГОСТ и требования Минобразования по отношению к данному файлу. Любые отклонения от установленных параметров чреваты дисквалификацией, отклонением.
В-четвертых, в ходе обсуждения важно не просто показывать сильные стороны намеченной траектории и комбинации, но и адекватно реагировать на критику и замечания. Не стоит отказываться от доработки. Важно подготовить качественный файл, ориентированный на всестороннее и тотальное становление специалистов для определенной отрасли и достижения НТП.
В-пятых, если возникают проблемы в ходе проектирования, планирования или оформления образовательной программы. То не стоит откладывать их решение в долгий ящик. Старайтесь оперативно на них реагировать и не мелить. Если самостоятельно справиться с препятствиями и сложностями не удается, то стоит обратиться за помощью к более опытным коллегам, консультантам или сторонним центрам.
В-шестых, по мере подготовки полного пакета документов обязательно перепроверьте его. Обратите внимание на наличие вех основных актов и файлов, а также внимательно прочитайте программу, чтобы по необходимости оперативно устранить ошибки и недостатки.
В-седьмых, следите за новшествами. Подготовленная программу обучения должна учитывать все действующие регламенты, параметры, требования и инновации в научной или отраслевой плоскости.
Таким образом, успех в рамках утверждения образовательной программы зависит от тотального подхода к ее проработке и оформлению, соответствию реалиям и достижениям НТП, возможностям учебного заведения и потребностям в развитии индивидов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!