Одной из самых распространенных ступеней образования считается бакалавриат, которая действует практически повсеместно в системе профессионального образования: и в ссузах, и в вузах. Сегодня мы расскажем об особенностях ее освоения и предоставляемых ею возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Бакалавриат – это…
Программы бакалавриата – это начальное профессиональное образование, в рамках которого студенты обретают базовые, ключевые навыки, достаточные для выполнения рядовых обязанностей, начала трудовой деятельности.
Освоение данной ступени образования позволяет учащимся:
- Расширить кругозор и детальнее изучить общеразвивающие дисциплины;
- Обрести начальные представления в рамках выбранной ими профессии: основные понятия, методики, правила, требования;
- Развить практические профессиональные навыки: работать с информацией, пользоваться определенной техникой, решать задачи в конкретной области/сфере, принимать решения с учетом ситуации и возможностей объекта и пр.;
- Продолжить научную карьеру: поступить в магистратуру, далее – аспирантуру;
- По окончании обучения начать заниматься трудовой деятельностью в рамках освоенной профессии, но без существенного продвижения по карьерной лестнице.
Если в ваших планах нет цели – пробиться к вершине управления, занять должность руководителя, Вас устраивает положение «рядового сотрудника», подчиненного, то для трудовой активности достаточно иметь за плечами диплом бакалавра. Но в случае дальнейшего роста личности, профессионализма придется осваивать дополнительные курсы или поступать в магистратуру.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Где освоить программу бакалавриата?
На сегодняшний день существует определенная «образовательно-профессиональная градация» по подготовке дипломированных специалистов. С внедрением Болонской декларации в России начали действовать три ступени обучения:
- Бакалавриат, которая считается базовой подготовкой дипломированных специалистов, уже готовых к решению рядовых профессиональных задач;
- Магистратура, предполагающая более углублённый курс подготовки экспертов, способны решать сложные задачи с учетом актуальных знаний, навыков, современных достижений науки и техники;
- Аспирантура, это «научная ступень», миссия которой заключается в совершении очередных достижений, способствующих облегчению трудовой деятельности, совершенствованию текущих методик работы, обучения и пр.
Важно отметить, что освоение каждой последующей ступени образования возможно только по мере окончания предшествующей. Притом освоение пройдённого курса важно подтверждать документально.
Профессиональная подготовка бакалавров длится около 4 лет, на протяжении которых студенты осваивают общие и профильные предметы, погружаясь в них незначительно. Они осваивают лишь те качества, приемы, с которыми они будут сталкиваться в повседневной трудовой жизни, то есть здесь происходит изучение «минимума» для трудовой активности.
Обучение в магистратуре затрагивает исключительно профильную часть с акцентом на практику. Здесь выпускаются более подготовленные к трудовым будням эксперты. Продолжительность освоения образовательной программы достигает 2 года.
Аспирантура – это высшая ступень современного образования, по результатам, которой учащийся обретает всеобщее признание и ученую степень! Выпускник этой ступени может работать в ВУЗах, научным работником, заниматься исследованиями и пр.
Программа бакалавриата действует в каждом ссузе и вузе. Ассортимент направлений подготовки зависит от возможностей и оснащённости образовательного центра, его профиля.
Программа бакалавриата может носить сугубо теоретический характер, то есть эти специалисты занимаются преимущественно интеллектуальной работой: анализ ситуации, расчет всевозможных коэффициентов, планирование деятельности компании и пр. Также можно выделить прикладные направления подготовки бакалавров, где они обретают конкретные навыки по созданию благ, работе с конкретным оборудованием. Результаты их трудовой активности можно увидеть, потрогать и оценить: строители конструкторы, инженеры, разработчики и пр.
Особенности подготовки бакалавров при колледжах и техникумах
Программа бакалавриата при ссузах считается базовой и носит в большинстве случаев теоретический характер. Учебный план по одной и той же специальности в разных ссузах может отличаться. В большинстве случаев отличия заметны в общеразвивающей части, количестве часов в рамках отдельных предметов, формах попредметной аттестации, глубиной погружения в профильные предметы на старших курсах, частота выполнения письменных проектов и пр.
Бакалавры, обучающиеся в колледжах, осваивают следующие блоки:
- Теоретический экскурс по общеразвивающим дисциплинам. Данная часть занимает примерно 50% подготовки молодых кадров. Миссия данного раздела подготовки – привить навыки по работе с информацией (отличать достоверное то фейков, анализировать сведения, формулировать аргументированные выводы, выявлять тенденции и пр.). Здесь происходит расширение кругозора, пополнение знаний новыми фактами и данными, которые соприкасаются с повседневной и частично профессиональной жизнью специалиста;
- Теоретическая профильная подготовка. Данный блок занимает около трети от учебного процесса. Он нацелен на погружение учащихся в профессию: освоение основных понятий, терминов, принципов и правил, методик работы, программ и пр. На данном этапе учащийся обретает определенные представления в рамках покоряемой профессии: что он будет делать, как, для чего и пр.
- Практическая подготовка. Этот раздел представлен в виде прохождения практики, написания письменных работ. К сожалению, практическое становление бакалавров в техникумах слабая. На этот блок отводится около 20% времени от общей программы. В рамках курсовых и контрольных работ происходит углубление и совершенствование определенных знаний и качеств. Написание подобных проектов начинается со второго курса и в среднем происходит 1 раз в год! Прохождение практики предусмотрено по мере освоения базовой или начальных ступеней профильного модуля. Практика бакалавров проходит на базе предприятий с учетом выбранного профиля: соответствующий отдел или подразделение. В среднем продолжительность данного мероприятия достигает 2-3 недели.
- Аттестация. Данный этап предусмотрен во всех заведениях на всех этапах подготовки. Он представлен в виде сессий, ГОСов и защиты ВКР. Эта участь – неизбежна.
Особенности становления бакалавров на базе ВУЗов
Подготовка дипломированных бакалавров на базе высших учебных заведений носит более тотальный характер. Здесь учебная программа ориентирована на обретение практических навыков по профессии, с минимизацией доли «теоретического экскурса». Считается, что получение в вузах более качественное, соответствует реалиям.
Учебный процесс «вузовских бакалавров» предполагает:
- 1-2 курс (по новым правилам) теоретическая подготовка в рамках общего развития, но возможен упор на те дисциплины, которые раскроют особенности выбранного профиля или факультета. На данном этапе студенты будут осваивать общеразвивающие предметы, а также приступят к обретению базовых знаний в рамках специализации: общие понятия, правила, методы, приемы, обретение первых представлений о работе на базе учебной практики (в конце второго курса).
- 3 курс. Здесь студент должен определиться с профессией и написать соответствующее заявление в деканате. Далее начинается углубленная подготовка: погружение в узкоспециализированные предметы, выполнение исследований прикладного плана (курсовые работы, отчеты по практике).
- 4 курс предполагает прохождение преддипломной практики, обретение реальных профессиональных качеств и выполнение ВКР, прохождение ГОСов.
Фактически, освоение бакалавриата в Вузе носит более узкоспециализированный и глубокий характер, нежели в техникумах и колледжах. Притом «глубокое погружение» в специальность происходит на третьем курсе.
Считается, что выпускники вузов – более подготовленные к суровым реалиям, обладают достаточными знаниями и навыками для работы, ведь в процессе обучения упор делается именно на практику.
Где учиться бакалаврам?
Данный вопрос весьма непростой. Каждый человек самостоятельно определяет свои возможности, желания, цели. По сути, бакалавриат един во всех проявлениях: в ссузе, вузе. Выпускники данной ступени образования получают диплом бакалавра, могут успешно трудиться во благо родины и/или продолжить обучение в магистратуре. Возможности дипломированных бакалавров в целом равны, но все же работодатели отдают предпочтение выпускникам вузов.
Поступить в колледж гораздо легче, чем в высшее образовательно заведение. В первом случае достаточно иметь аттестат о среднем неполном/полном образовании со средним баллом от 4, и выше. Для поступления в ВУЗ придётся преодолеть ЕГЭ.
Обучение на бакалавриате предусмотрено на бюджетной и коммерческой основе, очно или заочно (иногда дистанционно). Притом в колледжах второй вариант значительно дешевле, чем в вузах.
Если Вы все еще сомневаетесь и не можете выбрать подходящее заведение, то можно воспользоваться следующей траекторией:
- Сопоставьте образовательную программу по выбранной профессии в разных учебных центрах;
- Проанализируйте требования к абитуриентам, сделав основной упор на такие критерии, как вступительные испытания, средний проходной балл, стоимость обучения количество бюджетных мест, конкурс на одно место, отзывы студентов и выпускников и пр.;
- Оцените собственные возможности максимально объективно: средний балл аттестата, результаты ЕГЭ, ДВИ, льготы, квоты, портфолио, рекомендации преподавателей/репетиторов/родителей и друзей;
- Выбирайте ту программу, где основной упор делается на практику и профильные предметы, чтобы быть более конкурентоспособным, готовым к трудовым будням;
- Лучше отдать предпочтение тому заведению, где действует центр содействия выпускникам, возможно распределение на практику от него (есть предприятия партнеры), длительность практики не менее 3-4 недель, частота научных исследований и выполнения письменных работ не менее 1 раза в семестр;
- Учитывайте престиж, рейтинг учебного заведения, текущий уровень подготовки, оценку экспертов, востребованность выпускников и специалистов выбранной сферы деятельности.
Качество обучения напрямую зависит от стремлений, желаний и мотивации студента. Поэтому, где и как осваивать программу бакалавриата, по какому профилю и на каких условиях – решать только Вам.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в становлении дипломированных специалистов-бакалавров по всем направлениям подготовки. В нашем арсенале следующие виды услуг:
- Подбор информационной базы для исследования;
- Подготовка ответов к семинарам, зачетам, экзаменам;
- Выполнение контрольных, курсовых и иных работ;
- Написание ВКР;
- Повышение уникальности текста;
- Перевод материалов на иностранный язык;
- Выполнение презентаций, чертежей, стендовых докладов;
- Корректировка и литературная правка рукописей;
- Написание научных статей;
- Подготовка данных для защиты ВКР и иных проектов.
Мы гарантируем высокое качество услуг, соблюдение заявленных требований, индивидуальный подход и конфиденциальность данных. У нас трудятся проверенные временем квалифицированные эксперты: педагоги ссузов и вузов, кандидаты и доктора наук, практикующие специалисты. Оформить заявку можно на сайте или лично в офисе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
скажу по личному опыту: отличий между программами бакалавриата в сузе и вузе в целом нет, если только ты не учишься в вузе по сокращенной программе (в этом случае изучаешь только профильную часть). Все остальное – одно и то же: курсовые, контрольные, сессии и пр. Единственное, об этом автор как раз сказал, в вузе подготовка более ориентирована на практику.