Сегодня любая учебная программа предполагает изучение массы литературы, написание различных проектов, участие во всевозможных конференциях и соревнованиях. Без подготовки в образовательном заведении, на Олимпиаде, при поступлении в ВУЗ или СУЗ – делать нечего.
Далеко не каждому человеку удается быстро изучить ресурс и запомнить самое важное. Поэтому специалисты Дисхелп решили рассказать о самых популярных техниках чтения, которые в разы повысят эффективность подготовки с учетом минимальных затрат времени.
Роль чтения в жизни человека
Чтение – это не просто навык, который человек развивает в начале своей жизни и пользуется им до конца своих дней. Чтение – это возможность развиваться, соответствовать времени, быть эрудированным и готовым к любым переменам.
Зачастую изучение литературы становится обузой для учащихся. Им трудно усвоить прочитанное, разобраться в нем (где правда, а где ложь), запомнить важные моменты. В 70% случаев дети не любят читать книги, но без этого навыка невозможно прожить.
Чтение приносит определенную пользу:
- Расширяет кругозор индивида;
- Способствует росту в профессии;
- Помогает в решении многих проблем;
- Прививает определенные культурные, этические и иные качества;
- И пр.
Недаром говорят: кто много читает, тот много знает.
Пожалуй, единственным недостатком чтения книг является потеря времени (при изучении литературы оно пролетает моментально), ухудшение зрения (при некомфортных условиях).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Искусство эффективного чтения
Если относиться к чтению, как к нелюбимому делу, то изучение литературы превратится в мазохизм: человек будет читать только по принуждению, не получая от этого удовольствия. Такой подход низко эффективен.
Если же воспринимать чтение, как своего рода искусство, то можно достичь небывалых высот. Данная теория позволяет не только подбирать интересную литературу, но и легко саморазвиваться, открывать для себя новые горизонты.
Эксперты выделяют две позиции относительно эффективного чтения:
- Одни полагают, что достаточно бегло пробежаться по тексту, чтобы выделить суть;
- Другие же убеждены, что читать нужно внимательно, глубоко. Это позволит понять смысл написанного, определить позицию автора и пр.
На самом деле эффективность чтения у каждого появляется по-своему. Одним достаточно один раз прочесть материал, чтобы запомнить наиболее важные моменты, понять его. Другим же придется биться об стену, несколько раз перечитывая материал, чтобы разобраться в нем. Каждый человек индивидуален и воспринимает информацию по-своему. То, что дается одним легко, для других может оказаться непостижимым. Главное, не корить себя в «тупости/глупости» и бездействии. Терпение и труд все перетрут!
Стратегии эффективного чтения
Специалисты DissHelp подобрали 5 наиболее распространенных и полезных методов изучения литературы, которыми пользуется большинство студентов и ученых при выполнении научно-исследовательских проектов. Согласно результатам социологического исследования, именно эти способы позволяют быстро изучить материал, разобраться и запомнить его.
Стратегия №1. Псевдочтение.
Замечали ли Вы, что чем больше материал для изучения, тем меньше в нем важных моментов. Порой значимые мысли можно умесить в пару абзацев. В длинных текстах зачастую содержатся суждения автора, предыстория, примеры, детали, подчеркивающие важность определенной концепции или мысли и пр. В таких случаях глубокое чтение отнимает массу времени и сил, поэтому достаточно бегло пробежаться по тексту.
Псевдочтение предполагает чтение по принципу «от абзаца к абзацу». Здесь важно понять общий смысл написанного, определить структуру (что и где указано) для ориентации. При таком чтении необходимо выписывать ключевые слова, даты, основные определения, имена, выделять наиболее важные моменты.
Стратегия №2. Читаем с конца.
В конце каждой работы автор подводит итоги всему вышенаписанному. Так почему бы не сэкономить время и не начать изучение материала с конца? Ведь именно здесь собраны ключевые моменты и аспекты.
Единственным недостатком данной стратегии является то, что без специальной подготовки и наличия базовых знаний по предмету разобраться в выводах будет трудно.
Поэтому перед тем как использовать данный прием, нужно ознакомиться с темой, иметь минимальные представления по ней, бегло посмотреть содержание текста (понять структуру и ход мыслей исследователя). Также целесообразно изучить аннотацию предисловие и мнение других экспертов.
Стратегия №3. Сканирование.
Сканирование представляет собой беглый просмотр всего материала. По сути, это тоже самое псевдочтение, но здесь важно изначально выделить: встречающиеся фамилии и названия теорий, даты, имена, определения и термины, формулы и пр. Если выписывать их в той же последовательности, что они указаны в материале, то можно получить краткий план проекта.
При использовании данной стратегии важно изначально обозначить следующие моменты:
- Что Вы хотите узнать: ради чего изучаете материал?
- Что Вам пригодится: какие термины, формулы и прочие моменты Вам необходимы для дальнейшего развития, использования?
Сканирование текста позволяет обработать его в кратчайшие сроки, но не всегда исследователю удается достойно разобраться во всех нюансах.
Стратегия №4. Ставим цель – получаем результат.
Данный прием предполагает, что еще от начала изучения материала исследователь разрабатывает определенный план:
- Что ему нужно изучить?
- Сколько времени он готов потратить на то?
- Какой результат он получит?
- После первого прочтения материал необходимо выписать сложные и непонятные термины, а затем изучить их более детально с помощью дополнительной литературы;
- После прочтения абзацев/подпунктов/глав или всего текста нужно выписать основные моменты: о чем говорит автор, доказательная база, противоречия;
- Далее определяем, как изученная информация может пригодиться читателю?
- Определяем, что нового вы узнали и как можете этим пользоваться.
Такой вариант обработки информации позволяет понять, что было изучено, как этим пользоваться в перспективе.
Стратегия №5. Читаем и оформляем.
Следует отметить, что данный вариант применим лишь к «черновикам». Он предполагает, что автор по мере прочтения работы (ее частей) попутно выделяет основные термины и определения, ключевые моменты и мысли автора. Делается это непосредственно в тексте с помощью разноцветных текстовыделителей и пр. Согласитесь, что портить книгу таким методом – варварство.
Данный вариант часто используется студентами при подготовке к семинарам и экзаменам, когда они находят ответы на поставленные вопросы, распечатывают их, а потом изучают и выделяют самое важное.
Чтение – увлекательный и познавательный процесс способствующий развитию личности и профессионализма, культуры и искусства, духовности. Проводите свободное время с пользой.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
с детства не любил читать. Для меня это как-то скучно и нудно, но в процессе обучения необходимо. Всегда изучал все необходимые материалы через силу. Сейчас с такой же проблемой столкнулось родное чадо) Решили попробовать описанные методики. Посмотрим на результат)