Выполнение любого научно-исследовательского проекта предполагает тотальное погружение в тему, исследование конкретной проблемы и поиск инновационного решения. Под инновационным решением следует понимать новый способ воздействия на выявленное противоречие, который впоследствии приведет к ослаблению его влияния на объект/результат или полностью решит его (ликвидирует). Не стоит пугаться слова «инновация». Исследователю не нужно изобретать кардинально новый механизм, совершать научный прорыв. Достаточно грамотно скомбинировать простые, стандартные или последние варианты. При этом важно чтобы в подобном сочетании они ранее не упоминались.
Выполнение научно-исследовательской работы в большинстве случаев сопровождается проведением экспериментов. В зависимости от ряда факторов данные мероприятия могут иметь свои специфические черты и условия реализации, о которых мы расскажем в данной статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Эксперимент в научной работе
Под экспериментом следует понимать специфический способ познания темы или ее отдельных моментов, который сопровождается конкретными действиями исследователя. В одном случае автор научного изыскания может наблюдать за объектом со стороны, в другом – создавать специальные условия, проводить конкретные мероприятия для оценки проблемы и ситуации. Притом реализация «опыта» носит именно практический характер.
Роль эксперимента в научно-исследовательской работе велика. Во-первых, наличие экспериментальной части в научной работе демонстрирует наличие у автора конкретных навыков: оценка ситуации, грамотный подбор инструментов и методов, всестороннее изучение объекта, планирование и организация мероприятий, учет требований, внимательность исследователя и пр.
Во-вторых, эксперимент призван оценить действие проблемы в реальности: как она проявляется, в каких масштабах, при каких условиях, на чем отражается и пр.
В-третьих, организация и проведение опытов позволяет подчеркнуть новизну исследуемой темы: изменения, произошедшие в ее рамках на протяжении определенного времени, значимость исследования, возможности автора (его подход, способности, творчество и пр.).
Реализация экспериментальной части позволяет расширить границы исследования, превратить теорию в практику, оценить уровень действия правил, закономерностей в жизни, а также демонстрирует умения организатора пользоваться полученными знаниями.
Условия для проведения эксперимента при выполнении научно-исследовательской работы
Эксперимент может проводиться в любой научной работе, но в разных (наиболее подходящих) формах. Для его организации и реализации автору необходимо соблюдать ряд правил и этапов:
- Планирование.
Любая научная работа должна быть грамотно структурирована и тщательно спланирована, притом особый подход необходимо к реализации «опытной» части. Здесь автору необходимо конкретизировать: что он намерен делать, как и когда, в какой последовательности, что ему для этого необходимо (условия: помещение, оборудование, наличие объекта или нескольких объектов), что и с чем он будет сравнивать и пр.
Чем тщательнее будет проработан план экспериментальной части НИР, тем точнее будут полученные результаты, а НИР – качественнее. Притом цель эксперимента должна тесным образом пересекаться с темой исследования.
- Организация.
Данный этап предполагает непосредственно подготовку всех необходимых параметров, ресурсов, условий для проведения эксперимента с учетом намеченных планов. При необходимости автор может вносить коррективы, но все они должны быть учтены и оценены (как они могут отразиться на точности итогов, качестве исследования и пр.). Здесь важно оценить всевозможные факторы воздействия на объект исследования, возможности, достоинства и недостатки и пр.
- Реализация.
На этом этапе исследователь приступает к проведению всех намеченных мероприятий. Здесь важно оперативно фиксировать получаемые результаты, своевременно создавать все необходимые условия или осуществлять конкретные действия, не отклоняясь (или с минимальными отклонениями) от планов.
- Анализ.
Все полученные результаты исследователь должен проанализировать, оценить. Для этого ему необходимо пользоваться полученными знаниями и теоретическим багажом: нормативы, методики, тенденции (динамика и ее интерпретация), определение воздействующих факторов и силу их влияния на конечный результат или объект\. По итогам аналитической мысли автор сможет определить путь «дальнейшего следования»: что еще необходимо оценить или предпринять, как решить проблему и необходимые для этого инструменты, приемы и пр.
- Обобщение.
По сути, это вывод, формируемый по окончании экспериментальной части с акцентом на полученный результат – то есть диагностика проблемы и ее краткая характеристика: симптоматика, спектр и формы воздействия, сила влияния. На основе данных умозаключений автор в дальнейшем будет разрабатывать план мероприятий по разрешению ситуации. В этом разделе целесообразно сделать акцент на таких критериях, как причина и следствие.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды экспериментов при выполнении научно-исследовательской работы
В зависимости от области наук, характера действий и намерений автора НИР эксперименты могут быть:
- Естественный и искусственный.
Естественный опыт предполагает, что исследователь не оказывает никакого воздействия на объект, а занимается преимущественно наблюдением за ним, определяя основные тенденции, поведение, способности и пр. В этом случае не требуется создание каких-либо специфических условий. Все идет своим чередом, как это происходит в обычной жизни. Чаще всего экспериментатор вводит лишь «временные ограничения»: сколько продлится наблюдение, сколько объектов будет оцениваться и пр.
Искусственный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство автора исследования в ход опыта. Здесь требуется учет всех факторов, создание специфических условий (например, использование оборудования или специального помещения, определение объектов в конкретные условия (температура, климат, освещение, задания и пр.)), разработка четкой шкалы и методики оценивания результатов.
- Материальный, вычислительный, мыслительный.
Эти три категории подчеркивают инструменты и методы, с помощью которых будет проводиться опытная часть НИР. Материальная часть предполагает использование конкретных ресурсов, их комбинаций с целью оценки и решения проблемы. Например, создание одной и той же детали из разных (но схожих по характеристикам) материалов, задействование разного объема рабочей силы или ресурсов и пр. Подобные мероприятия целесообразны при выполнении НИР в технической среде.
Вычислительный эксперимент предполагает проведение всевозможных расчетных и прогнозных операций. Чаще всего они необходимы при выполнении научно-исследовательских работ в экономической, информационной, технической среде.
Мыслительный предполагает анализ ситуации. Если рассматривать данный аспект как часть анализа, то она необходима в любом научном изыскании для подведения итогов. Но если изучать это, как эксперимент, то он допустим в гуманитарных направлениях, где нет необходимости проводить расчеты, реальные действия, а достаточно пользоваться приемами сравнения (например, сравнение теорий, законов, правил и пр.). Чаще всего к мероприятию такого характера прибегают при выполнении НИР по юриспруденции, филологии, лингвистике, истории и пр.
- Качественный и количественный.
Эксперимент будет качественным, если его результаты продемонстрируют изменения, которые невозможно просчитать или оценить с помощью чисел, но будут очевидны в структуре, порядке действия, эффективности и пр. Чаще всего они допустимы в гуманитарных, технических и иных областях наук. Притом здесь изначально берутся во внимание отдельные нечисловые характеристики.
Количественный эксперимент предполагает использование «числового подхода»: учет нескольких объектов или ресурсов, изменение объемов и числа ресурсов для оптимизации ситуации, ленка ситуации (объем производства, эффективность и окупаемость мероприятий, себестоимость, ресурсозатратность пр.).
То есть в первом случае особая роль отводится качеству, а во втором – количеству.
- Однофакторный и многофакторный.
Здесь вид эксперимента говорит сам за себя и зависит от количества учтенных факторов, воздействующих на объект, ход эксперимента или конечный результат НИР.
- Экономический, технический гуманитарный, социологический и пр.
В этом случае разновидность полностью зависит от области наук, в рамках которой или к которой относится тема.
Оформление эксперимента в НИР
После планирования, организации, реализации эксперимента важно грамотно его оформить в научной работе. В этом случае автору пригодится профессиональные навыки по обработке полученных результатов и их интерпретации в краткой и емкой, простой и понятной форме.
Важно, чтобы ход эксперимента был кратко описан в теории, а затем приведены полученные результаты и их анализ. Для этого достаточно придерживаться следующего плана действий:
- Теоретическое описание эксперимента должно содержать ключевые аспекты: ход мероприятий, ограничения, продолжительность и т.д.;
- Оформление результатов всех реализованных действий: здесь достаточно создать специальные «смысловые» таблицы, в которых будет отражен полученный результат в динамике или с учетом действующих нормативов;
- Анализ данных и выводы по итогам эксперимента.
При акцентировании внимания на динамике или изменениях объекта исследования можно использовать графические материалы, которые смогут это подчеркнуть: графики, схемы, диаграммы, таблицы. Важно, чтобы каждый из элементов имел четкое и емкое наименование, а также анализ (что на нем изображено и о чем это говорит).
Оформление экспериментальной части должно соответствовать общим требованиям по оформлению НИР, а также учитывать специфические. Чаще всего «особенные» правила используют пи оформлении раздаточного материала, чертежей, технических схем и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!