Разоблачаем мифы: правда и ложь о защите высшей квалификационной работы

Все мы знаем, что обучение в университете – процесс ограниченный. По мере завершения образовательной программы выпускнику необходимо не просто преодолеть целый ряд испытаний (так называемые ГОСы), но и подготовить к защите специальный проект – высшую квалификационную работу.

Разоблачаем мифы: правда и ложь о защите высшей квалификационной работы

Все мы знаем, что обучение в университете – процесс ограниченный. По мере завершения образовательной программы выпускнику необходимо не просто преодолеть целый ряд испытаний (так называемые ГОСы), но и подготовить к защите специальный проект – высшую квалификационную работу.

Что это такое?

Согласитесь, что в наше время привычно слышать дипломная или аттестационная работа. Но существует ряд случаев, когда выпускникам приходится выполнять особый формат под названием «высшая квалификационная работа».

Под этим видом понимают аттестационный проект, предназначенный для оценки уровня компетентности индивида и присвоения ему соответствующей квалификации, категории. Притом термин «высшая» будет подчеркивать не только вид образования, но и глубину подготовки выпускника.

Виды высшей квалификационной работы
Виды высшей квалификационной работы

Высшая квалификационная работа выполняется индивидом по мере завершения обучения с целью проверки качества знаний и умений, усвоения пройденной программы. Само наименование документа подчеркивает, что защита будет проходить на базе специализированных центров: чаще всего университетов. Притом в большинстве случаев ее выполняют выпускники магистратуры или аспирантуры, а также выпускники так называемых курсов повышения квалификации. То есть сама по себе проектная деятельность такого плана свойственна индивидам, которые получают не просто высшее образование, но и более высокую квалификацию.

Высшая квалификационная работа стоит на одной ступени с привычными научно-исследовательскими проектами. В ней обязательно будет присутствовать исследовательская часть или писание собственного научного исследования. Ее миссия – показать умение организовывать и проводить самостоятельные исследования, предлагать и обосновывать инновации, отстаивать свою точку зрения по заявленной теме.

В числе специфических признаков высшей квалификационной работы можно выделить:

  • Свойственна выпускникам, претендующим на присвоение научно-исследовательской, педагогической и иной квалификации;
  • Может выполняться индивидами, завершающими специализированные курсы при университетах по повышению квалификации. Чаще всего подобного рода проекты затрагивают судьбу педагогических и медицинских работников. Ранее для этих целей они выполняли аттестационную работу на присвоение высшей категории или квалификации;
  • Для подготовки требует знания и владения узкими научными и профессиональными категориями, инструментами и пр.;
  • Ее защита возможна только перед специализированной аттестационной комиссией, у каждого члена из которой также будет высшая квалификация или ученая степень;
  • Носит сугубо индивидуальный характер, то есть выполняется автором строго единолично. Привлечение соавторов недопустимо, ведь квалификация одна и присуждается конкретному индивиду, целенаправленно;
  • Подчеркивает глубину профессионального воспитания и развития, не исключает построения научной карьеры.

Таким образом, высшая квалификационная работа является одной из разновидностей аттестационных проектов, призванная подчеркнуть глубину и ширину профессиональной подготовки специалиста и присвоить ему соответствующую квалификацию с исследовательским акцентом.

Правила и особенности подготовки высшей квалификационной работы

Написать высшую квалификационную работу не так просто, ведь это не типичный диплом, а весьма требовательный исследовательский материал. В данном случае, чтобы выполнить ее следует придерживаться определенных правил.

Базовые принципы по подготовке высшей квалификационной работы
Базовые принципы по подготовке высшей квалификационной работы

Во-первых, автор должен постигать соответствующий уровень образования или уже иметь за плечами базовую профессиональную подготовку. Рассматриваемый формат свойственен высшему образованию и дополнительному профессиональному образованию. Поэтому и требования к такому материалу будут серьезными.

Во-вторых, в рамках этого проекта автор будет проводить собственное научное исследование и делиться личным опытом. Притом обосновывать предложения и идеи он будет на базе известных научных фактов, экспериментов и пр.

В-третьих, в рамках высшей квалификационной работы дипломант будет стремиться к совершенствованию профессиональной зоны: то есть развитию инноваций, решению проблем современными подходами и методами, оптимизации текущих способов с акцентом на личный опыт и достижения НТП.

В-четвертых, проект должен быть оригинальным. Как правило, уникальность отмечается не только по результатам проверки рукописи на плагиат, где данный показатель обычно находится не ниже 70%, но и в логике исследования, авторской идее и позиции.

В-пятых, высшая квалификационная работа строго регламентирована и должна иметь четкую структуру. Притом формально ГОСТы и правила систематизации остаются прежними, типичными: ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5-2008. Основные правила подготовки этого проекта отмечаются в методических рекомендациях. В основном в них отмечаются нормы по форматированию текста и систематизации данных. Логика, концепция и план исследования разрабатывается автором лично с учетом его восприятия темы, опыта и пр. Но все базовые требования обязательны к соблюдению.

В-шестых, автор должен основывать свои выводы на результатах критического анализа, обсуждения. Важно выделить анализ предметной области и подчеркнуть особенности выдвигаемой гипотезы или рекомендаций, их эффективность, ценность и новизну. Без соблюдения этих принципов подготовить качественный документ для присвоения высшей квалификации не удастся.

В-седьмых, рассматриваемый формат выполняется строго в научном стиле и требует всесторонней и тщательной обоснованности каждого результата и вывода.

Как правило, данный научно-исследовательский проект получается объемным, с серьезной глубиной исследования. Автору предстоит тотально изучить проблему, узкоспециализированный аппарат и механизмы решения, установить причинно-следственные связи, чтобы выдвинуть и обосновать новый способ воздействия.

В-восьмых, в основу исследования кладут только те материалы, которые прошли тотальный фактчекинг. Информационная и доказательная база должна быть достоверной, проверенной, актуальной. В противном случае показать состоятельность гипотезы, ее эффективность и ценность не удастся.

Девятым принципом написания высшей квалификационной работы выступает всецелостность картины. Она предполагает, что в тексте исследования автор будет последовательно, логично преподносить все мероприятия и результаты, подводить выводы и отмечать результативность его идеи, возможности и перспективы ее применения.

Последним правилом для рассматриваемого аттестационного формата является необходимость его публичной защиты. Данная мера призвана убедить комиссию в том, что автор соответствует требованиям программы и владеет необходимыми параметрами (знаниями и умениями).

В целом, можно отметить, что подготовка высшей квалификационной работы схожа с формированием и иных аттестационных работ. Требования к ее наполнению будут более жесткими, а оформление – строго регламентированным (типичным).

Главное – показать глубину и актуальность темы и выдвинуть оригинальную идею по решению профессиональной или научной проблемы. Только так можно показать профессиональную состоятельность и исследовательские качества автора, верх профпилотажа и соответствие требованиям пройденной программы обучения.

Мифы о выполнении и защите высшей квалификационной работы

Написание и защита высшей квалификационной работы сопровождается массой заблуждений, которые подталкивают выпускников к некорректным действиям и ошибкам. Сегодня мы расскажем, какие «предания» существуют и насколько они правдивы.

Миф 1. Высшая квалификационная работа и Выпускная квалификационная работа это одно и то же.

Казалось бы, если посмотреть на аббревиатуры этих терминов, то так оно и есть. Ведь в обоих случаях вы увидите три пресловутые буквы – ВКР, которые инерционно расшифровывают соответствующим образом. Но на самом деле ВКР ВКРу рознь!

Высшая квалификационная работа свойственна чаще магистрантам и аспирантам (если они не претендуют на присуждение кандидатской степени). Она заменяет диссертацию или научно-квалификационную работу, но в целом выполняет ту же миссию – демонстрирует и подтверждает уровень подготовки автора и степень его соответствия требованиям образовательной программы.

Также данный проект способен заменить аттестационную работу на присвоение категории или квалификации. Подобные мероприятия практикуют в сфере образования и медицины, где действует система непрерывного обучения и повышения профессионального мастерства, перепроверки кадров. В данном случае рассматриваемый формат призван показать степень соответствия реалиям, умение пользоваться инновациями и самостоятельно совершенствовать методологию, инструментарий, саморазвиваться и пр.

Более того, выпускная квалификационная работа свойственна чаще всего выпускникам бакалавриата (как в колледже, так и в вузе). Поэтому приравнивать рассматриваемые виды проектной деятельности недопустимо.

Миф №2. Высшая квалификационная работа посильна только гениям, так как должна содержать открытия и инновации.

Эта «легенда» не менее распространена среди студентов и аспирантов. Но даже в научных работах и диссертациях важна не столько инновациозность, сколько результативность и новизна. То есть авторам не требуется создавать новшество, делать неимоверные открытия. Инновация может заключаться в преобразовании, комбинировании подходов, совершенствовании инструментария или теории и пр.

Мифы о высшей квалификационной работе
Мифы о высшей квалификационной работе

Поэтому утверждать, что данный тип проектной деятельности посилен только гениям – грубая ошибка и серьезное заблуждение, которое снижает мотивацию к успеху и уверенность в собственных силах.

Высшая квалификационная работа должна содержать описание собственного научного или прикладного исследования с акцентом на современные методы, подходы, новшества и теории. Для ее подготовки не требуется сверхъестественных способностей: достаточно умело подбирать первоисточники и тщательно их перерабатывать, проявлять энтузиазм в профессиональной сфере и вырабатывать идеи, отстаивать собственную точку зрения. Поэтому можно смело сказать, что выполнение этого проекта посильно для каждого выпускника магистратуры, аспирантуры и пр.

Для написания такого труда достаточно освоить соответствующую программу и не пренебрегать самообразованием, творчеством и подходить к решению профессиональных проблем и полагаться на личный опыт.

Миф №3. На защите высшей квалификационной работы присутствуют только ученые, представители ВАК.

Итоговая аттестация проекта предполагает, что выпускник будет освещать ход проведенного исследования с акцентом на полученные результаты и их обоснование, эффективность предлагаемой идеи. Несмотря на то, что высшая квалификационная работа фактически замещает диссертацию, это не значит, что ее будут оценивать сугубо ученые лица.

В составе аттестационной комиссии будут присутствовать компетентные специалисты с квалификацией – не ниже присваиваемой, а также с опытом работы и научной деятельности в соответствующей плоскости.

Защищать проект перед Диссоветом или ВАК-комиссией точно не придется. Сама по себе итоговая процедура представляет собой публичное выступление перед квалифицированными специалистами. Она будет проходить в форме дискуссии, а не как ожидает выпускник – в виде судебного заседания с нападками в его сторону. Поэтому важно грамотно и аргументированно поддержать соответствующий «тематический диалог».

Сам по себе процесс защиты будет проходить в традиционных рамках – в стенах учебного заведения. Ничего сверхъестественного и необычного в этом процессе не намечается.

Миф №4. Защита труда может проходить в любом удобном для автора формате и является формальностью.

Многие дипломанты воспринимают финальный рубеж как некую «дань» или формальность, полагая что готовиться к нему вовсе необязательно. На самом же деле это не так.

Самые популярные заблуждения о высшей квалификационной работе
Самые популярные заблуждения о высшей квалификационной работе

Во-первых, способ и формат защиты высшей квалификационной работы обычно заранее утверждается или прописывается в условиях образовательной программы, правилах учебного заведения. Поэтому выбирать исследователю не приходится (лишь в исключительных случаях при наличии весомых оснований с их документальным подтверждением).

Более того, многие выпускники полагают, что дистанционная или онлайн-защита не требует публичного выступления. Достаточно предоставить письменную работу комиссии, которая вынесет вердикт на ее основе. Но на самом деле дискуссию, обсуждение – никто не отменял. Поэтому придется подготовиться к диалогу с помощью интернет-технологий.

Также стоит отметить, сам по себе процесс защиты проекта будет проходить в привычном или традиционном режиме: выступление автора, дискуссия и пр. Но сама по себе процедура – это не формальность. Именно она позволяет явно продемонстрировать владение всеми необходимыми научными и практическими азами, разборчивость и компетентность, умение пользоваться новейшими приемами и совершенствовать их в рабочей обстановке, генерировать идеи и апробировать их и пр.

Защита – это официальный и важный этап для каждого автора высшей квалификационной работы. Именно на ней он может не просто описать ход исследования, но и отстоять свою гипотезу, мнение и выводы, убедить комиссию в своей правоте и пр.

Миф №5. Успех на защите гарантирует успех в профессиональной и научной карьере.

Данное заблуждение нередко в ходе трудовой и научной деятельности разочаровывает индивидов. Согласитесь, что наличие диплома или ученой степени ее не гарантирует моментальное трудоустройство и резкое повышение по карьерной лестнице. За всем этим успехом стоит долгая кропотливая работа, инициатива и активность, успешность индивида. Поэтому не стоит возносить высшую квалификационную работу выше реальных компетенции и качеств. Ведь на самом деле это всего лишь письменный труд.

Успешная защита такого материала позволяет индивиду самоутвердиться, обрести уверенность в собственных силах и открывает перед ним ряд возможностей: заниматься научной деятельностью, использовать в практической работе описанные приемы и подходы, не бояться изобретать и внедрять инновации и пр. Но успех в карьере (любой)т зависит больше от умений и стремлений индивида, его возможностей.

Трудоустройство также потребует подготовки к собеседованию, а продвижение по научной лестнице – выполнению исследования, написания диссертации и защите. Но выполнение высшей квалификационной работы в данном случае подготовит специалиста к более серьезной работе, даст хороший старт для дальнейшего развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по подготовке высшей квалификационной работы

Высшая квалификационная работа – это специфический научно-исследовательский или научно-прикладной материал в рамках конкретного направления подготовки, который будет опираться на всестороннее глубокое исследование темы и опыт автора в выбранном направлении.

Внимательно изучите все требования по подготовке проекта и следуйте им. Все нюансы уточняйте у научного руководителя, ведь без него в выполнении этого проекта не обойдется.

Не верьте слухам и мифам. Перепроверяйте любую информацию относительно ход написания и зашиты документа, чтобы не входить в заблуждения и не допускать опрометчивых ошибок.

Ответственно и заблаговременно подходите к выполнению исследования и его описанию в составе высшей квалификационной работы. Здесь нет места погрешностям, размытостям, голословию. Важно грамотно и четко описать научное или прикладное исследование, обосновать результаты и выводы.

Готовьтесь к защите независимо от уровня вашей подготовки, профессионализма и успехов. Не стоит пренебрегать данным правилом. Оно поможет освежить знания, четко сформулировать защитную речь и эффектно отстоять результаты, авторскую позицию, показав верх пилотажа и компетентность.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!