7 основных ступеней процесса повышения квалификации

7 основных ступеней процесса повышения квалификации

Повышение квалификации учителей должно начинаться с диагностики» | Вести образования
Образовательный процесс

Перед тем, как начать процесс повышения квалификации, нужно задаться вопросом: для чего вообще это нужно? Одной из основных причин повышения квалификации является обновления навыков и знаний сотрудников. Такое решение позволяет свежо смотреть на поставленные задачи, к тому же учиться никогда не поздно.

Так же большую роль играет мотивационная часть. В том случае, если курсы повышения квалификации проходят за счет компании, то сотрудник может почувствовать заботу и некую заинтересованность в лице руководства. Это всегда приятно. Повышение квалификации также влияет на снижения текучести персонала в компании.

Обычно, новые знания для сотрудников помогают компании задействовать новейшие технологии. Очень часто мы слышим по новостям, что придумали новое оборудование для какого-то производства или что-то такое, но компания не может приобрести эту технику, потому что ей никто не умеет пользоваться. Для такого тоже полезна повышение квалификации. Некоторые организации специально оправляют свой персонал на такие курсы, так как без них технологический процесс производства невозможен.

Почему курсы повышения квалификации не эффективны? - ИНО МГПУ
Эффективны ли курсы повышения квалификации?

Как проводить обучение?

Одновременно всех сотрудников отправить на обучение будет нереальной задачей, потому что тогда некому будет работать. Поэтому, следует распределить персонал таким образом, чтобы самыми первыми пошли на обучения те, кто больше всего этого требует.

Работодателю сложно рассчитать, что конкретно нужно отдельному сотруднику, особенно когда в компании таких сотни. Очень обидно, когда работника отправляют на курсы повышения квалификации, компания тратит на это денежные ресурсы и связи, а в итоге человек решает уйти с данной работы.

Поэтому, чаще всего первыми идут на обучения те, кто занимает более высокую должность и могут потенциально принести большую прибыль для организации. Штатных сотрудников реже обучают и это происходит лишь при двух причинах:

  • Если обучения необходимо для того, чтобы работать в заведении, например больница, рестораны быстрого питания и т.д.;
  • Если департамент переводят на другой вид работы или идет смена производства на предприятии.

Формы повышения квалификации

Процесс повышения квалификации происходит при участии разных форм этого процесса. Всё зависит от самого предприятия, корреляции обучения с основной деятельностью работника и целевых групп.

Из информации, приведённой выше, можем выделить такие формы, как:

  • Кем проводится программа повышения квалификации:
  • Внешнее обучение – вне компании;
  • Внутреннее обучение – внутри компании. Даний вид обучения имеет ряд плюсов, например: меньше расходов на процесс обучения, формирования духа работника, развитие корпоративных ценностей.
  • На рабочем месте или вне рабочего места;
  • Уровень организованности: самостоятельное обучение , организованное обучение;
  • Целевые группы: повышение квалификации ТОП-менеджеров и персонала управленческого уровня, общее обучение и открытое (обычно таким обучение могут пользоваться даже члены семьи сотрудника).

От формы повышения квалификации будут зависеть и методы, с помощью которых будет проходить такое обучение.

Методы повышение квалификации

Из методов повышения квалификации, можно выделить такие пункты:

  • Короткий инструктаж – нужен в том случае, если работник более-менее осведомлен в своей работе, но ему нужно помочь освоится на рабочем месте и ввести в курс дела;
  • Совместный проект. Часто для усовершенствования навыков, собирается группа из людей с разными уровнем знаний и иерархией в должностях. Благодаря этому, в процессе работы над проектами все участники группы делятся знаниями между собой, тем самым повышая личный уровень квалификации и узнавая больше информации про компанию;
  • Коучинг – проводится в том случае, когда за отдельным сотрудником закреплен другой сотрудник с большим опытом. Тем самым коуч курирует работу неопытного работника и настраивает его на положительный результат;
  • Ротация – перетасовка сотрудников из одного отдела в другой, для того чтобы узнать информацию из абсолютно иной сферы занятости. К примеру, вы работаете в креативном отделе, который занимается рекламой, но на две недели вас перевели под руководство начальника из отдела финансов, таким образом вы сможете больше узнать, чем занимается компания и как проходит процесс финансирования. Возможно, таким образом появятся новые идеи;
  • Тьюторство – метод обучения, схожий з коучингом, только в этом методе проводится некая дискуссия, в которой и показываются настоящие знания участников процесса;
  • Стротеллинг – по сути, благодаря истории компании, происходит обучения молодого поколения работников;
  • Шэдуинг – данный метод содержит в себе наблюдательную функцию для анализа сотрудника. На протяжении конкретного периода за работником следят, чтобы выявить слабые стороны и понять, как можно эти стороны дополнить, чтобы повысить эффективность работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Можно сказать, что методы, представленные выше, подходят для форм повышения квалификации на рабочем месте, но есть такие методы, которые используют и во внешней форме обучение. К таким относятся:

  • Встречи и конференции, которые активно заставляют сотрудника улучшать свой коммуникативный потенциал, так как на таких мероприятиях приходится часто разговаривать с другими людьми;
    Лекции – стандартная форма обучения, которая начинает себя изживать. Как правило, просто лекцию не проводят, к ней добавляют ещё какое-то мероприятие, чтобы материал не усваивался очень «сухо»;
  • Тренинг – работа с тренером, который дает различные задания, чтобы проверить насколько сотрудник способен верно и быстро выполнять такие задания;
  • Интерактивные курсы – обучение, которое проводится при помощи специальной программы. То есть там есть и лекционный материал, и практический;
  • Обучение на самостоятельной основе – возможен при дистанционном обучении или наличии каких-то программ обучения. Для компании это плюс, так как уменьшает затраты, но эффективность зависит сугубо от личных качеств работника, что является не очень-то и хорошо;
  • Кейсы – обучение в виде каких-то заданий, проблем, которые нужно решить или предложить один из вариантов решения;
  • Деловая игра – задание, которое нужно выполнить коллективно;
  • Баскет-метод – это метод, в котором есть некая имитация проблем или задач, которые могут встретиться в процесс работы.

Метод обучения может зависеть от разных факторов, например: возможности компании, сотрудничество организации с другими проектами, цели компании многое другое.

Как правило, курсы повышения квалификации проводят в специально отведённом для этого месте. Это делается для того, чтобы людям, проходящим обучения никто не мешал. Считайте, что этот как закрытый класс в школе. Кроме того, под конец такого обучения, сотрудник не только получит необходимые знания, но и сможет доказывать их не только практически, но и юридически, так как прохождение курса повышения квалификации будет подтверждаться документально.

Чтобы выбрать правильное место, где предлагают свои услуги повышения квалификации, нужно брать во внимания такие факторы, как:

  • Комментарии и мнения тех людей, которые уже проходили курсы;
  • Преподавательский состав;
  • Цена обучения;
  • История подготовительного центра.

Цена обучения не напрасно не стоит на первом месте, потому что очень часто случается так, что большая цена не гарантирует качественное обучение. Часто за большую стоимость потребитель конечной услуги может получить информацию, которая есть в свободном доступе в Интернет и даже не нуждается в объяснении.

Как правило, то курсы всегда делятся на небольшие группы, от 5 до 30 человек в одной. Есть возможность заказать индивидуальное занятие, если сотрудник для вас очень важен, и вы хотите, чтобы он в максимальном объеме получил нужные знания. Программа обучения строится таким образом, чтобы сотрудник мог найти для себя что-то новое, а не просто повторить старую информацию и освежить память.

Как правильно пожимать руку: этикет рукопожатия | Яблык
Правила этикета

В процессе прохождения курсов повышения квалификации в плюсе остаются все. Работодатель может быть уверен, что его сотрудник получил действительно те навыки, которые помогут быть ему конкурентоспособным и выполнять те функции, что от него требуют. Сотрудник, после прохождения таких курсов может задуматься о повышении должности через время, а может быть просто зарплаты. К тому же, после таких курсов на сотрудника могут возлагать новые надежды, что может поднять моральный дух человека, так как он почувствует, что действительно нужен компании.

Ступени процесса повышения квалификации

Весь процесс повышения квалификации делится на семь важных ступеней. Чтобы более детально разобраться в каждой из них, предлагаем взять отдельно каждый этап и описать его.

Ступень 1 – Расчет нужды в повышении квалификации

Перед тем, как начинать курсы и вообще думать о них, нужно дать ответ на один вопрос: а нужны ли эти курсы нашим сотрудникам? Потребность в повышении квалификации рассчитывается на разных уровнях.

Уровень всей компании. От чего будет зависеть нужда таких курсов:

  • Возможное обновление основного оборудования;
  • Внедрение новых технологий производства;
  • Планирование продажи и выпуска новых товаров, услуг;
  • Рост вакансий в компании.

Уровень отдела компании. От чего будет зависеть потребность на уровне департамента:

  • Увеличение объема брака;
  • Наличие частых производственных травм;
  • Нарушения технологии производства.

Уровень отдельного субъекта основной деятельности. От чего будет зависеть нужда курсов на уровне сотрудника:

  • Готовность работника к повышению квалификации;
  • Результаты аттестации;
  • Желание сотрудника карьерного роста.

Ступень 2. Метод повышения квалификации

Если решено, что нужда в курсах повышения квалификации есть, то решается вопрос, каким методом это обучение будет проходить. Напомним, что метод выбирается после формы. Руководству стоит обратить внимание на свои возможности и уже после этого выбирать конкретный метод повышения квалификации. Одними из самых распространенных являются: наставничество, лекции, тренинги и короткий инструктаж.

Ступень 3. Планирование бюджета

После того, как руководства прошло первые два этапа, нужно перейти к бюджету. Бюджет формируется заранее и утверждается юридически в нужных документах. Если бюджет не позволяет раскошелиться, то одним из самых низко затратных вариантов будет дистанционное обучение.

Бюджет нужно планировать не только одному руководству, но и в паре с бухгалтером и отделом финансов, если такой есть.

В рамках программы цифровой трансформации Университета, профессорско-преподавательский состав проходит тестирование цифровых компетенций на платформе «Цифровой гражданин»
Организация курсов повышения квалификации

Ступень 4. Преподавательский состав

Перед тем, как начать организацию курса, нужно понять, кто будет основным преподавателем. Будет ли он один или это должен быть целый состав разных людей. В любом случае, у преподавателя нужно проверять все документы, которые могут подтверждать его уровень квалификации.

Ещё лучше, будет поинтересоваться у других клиентов, данного преподавателя, насколько они довольны его работой. Это будет конструктивно и понятно. Весь этот процесс, нужно делать до самого анонса курсов повышения квалификации.

Ступень 5. Программа обучения

В том случае, если сам процесс повышения квалификации запланирован внутри организации, то нужно придумать и составить программу обучения, по которой этот курс будет исполнен. Для этого стоит нанять специалистов, которые могли бы помочь в таком вопросе. Нанимать таких людей на постоянную ставку не целесообразно, а вот разовый найм очень подходит для такой услуги.

В том случае, если процесс обучения будет вне компании, например, в каком-то центре повышения квалификации, то в таких организациях уже должна быть составлена программа обучения. Перед началом курсов, руководство должно ознакомиться с программой обучения.

Ступень 6. Воплощение методики в реальность

На этом этапе мы возвращаемся к ступени 2, и вспоминаем какой метод обучения был выбран. В зависимости от метода, будет выбираться план реализации.

Реализовать такой проект можно такими способами:

  • Организация курсов своими личными силами и возможностями внутри компании, с помощью опытных сотрудников;
  • Организовать курсы в специальном центре обучения;
  • Организовать курсы внутри компании, но пригласить спикера из вне компании.

Первый вариант из выше предложенных не самый практичный. Много сэкономить на этом не получится, но время пройдет не максимально эффективно, так как получить какие-то новые знания от других сотрудников компании не всегда получается. То есть ожидаемый результат от такого плана реализации несколько меньший, чем от других способов воплощения методики в реальность.

Ступень 7. Анализ процесса обучения

После прохождения курсов обучения, нужно сделать проверку знаний сотрудников. Это делается для того, чтобы посмотреть на эффективность этого курса и оценить возможную будущую рентабельность, которую может принести сотрудник с новыми знаниями.

Mock exam (пробный экзамен) | Trinity
Стоит ли отправлять своего сотрудника на курсы повышения квалификации?

Для проверки знаний, нужно пригласить комиссию или просто её создать из сотрудников, которая будет проверять уровень полученных знаний. Назначается дата экзамена и об этом оповещаются все лица, нуждающиеся в проверке. Комиссия должна независимо проверять уровень знаний персонала.

В том случае если сотрудник уверенно отвечает на все вопросы, то комиссия может засчитать результаты обучения, как успешные.

Данные 7 ступеней полностью объясняют процесс и суть курсов повышения квалификации. Начиная от расчета потребности в этом действии со стороны руководства и заканчивая тем, как проверить, что данный курс действительно дал какой-то плюс сотрудникам, а значит и компании.

Заключение

Повышение квалификации – это один из видов подготовки сотрудника к чему-то новому. Такой вид обучения не означает, что персонал будет повторять старые знания. Такое обучение должно быть приятным, как и для работника, так и для работодателя. Оба субъекта рабочего процесса имеют с этого плюс, по крайне мере, если правильно организовать процесс повышения квалификации.

Итог работы (Роман Канн) / Стихи.ру
На сколько эффективны курсы повышения квалификации?

За такой процесс отвечают 7 основных ступеней, которые были рассмотрены в данной статье. Работодателю нужно понять, что повышение квалификации, это не обязательная прихоть и её можно пропустить, но если в этом реально есть нужда, то всё-таки стоит выделить на это какое-то время. Определение места, где будет проводиться обучение, также очень важно, так как от этого напрямую зависит результат курсов.

Хочется добавить, что саморазвитие никто не отменял, а курсы повышения квалификации очень этому способствуют. Инвестируя деньги в интеллектуальный и практический капитал своих сотрудников, можно получить дивиденды с этой инвестиции, в виде эффективной работы персонала.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “7 основных ступеней процесса повышения квалификации”

  • Здравствуйте. Не нашла в статье ответа на вопрос: а есть ли минимальные требования к педагогу, который желает повысить свою квалификацию? Например, учитывают ли стаж? У меня есть педагогическое образование, но ни дня педагогом не работала (к слову, окончила вуз 3 года назад). Мне сейчас нужны курсы по повышению квалификации или ее сначала нужно «заработать-отработать»? Статья сама по себе хорошая, я даже прошлась по всем описанным ступеням и составила «личный план обучения», ответила на все вопросы. Но вот на этот вопрос – ответ не знаю.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *