Сходства и отличия научного стиля и академического письма

Студенты и начинающие исследователи при выполнении учебных, научно-исследовательских и научных работ сталкиваются с необходимостью изучения и применения научного стиля и/или академического письма. Чаще всего указанные категории воспринимают, как синонимы. Но сегодня мы покажем, что рассматриваемые форматы речи обладают рядом специфических черт.

Сходства и отличия научного стиля и академического письма
Студенты и начинающие исследователи при выполнении учебных, научно-исследовательских и научных работ сталкиваются с необходимостью изучения и применения научного стиля и/или академического письма. Чаще всего указанные категории воспринимают, как синонимы. Но сегодня мы покажем, что рассматриваемые форматы речи обладают рядом специфических черт.

Особенности научного стиля

Одним из обязательных параметров при подготовке студенческих и научных работ выступает написание основной части исследования в рамках научного стиля. Данное требование является обязательным к исполнению, так как оно прописывается в действующих параметрах ГОСТ, методических рекомендациях.

Научный стиль представляет собой разновидность изложения текста, свойственную преимущественно исследовательским работам и проектам. Характерными чертами данного жанра выступают следующие моменты.

Во-первых, научный стиль нацелен на лаконичное описание научного исследования с использованием специфической терминологии, литературы и фактов.

Характерные черты научного стиля
Характерные черты научного стиля

Во-вторых, этот вид письма нацелен на логичное и последовательное изложение фактов, мыслей в рамках заявленной темы или проблемы. В данном случае автору предстоит разбить материал на определенные смысловые блоки, этапы и кратко, емко их изложить.

В-третьих, характерной чертой научного стиля при написании соответствующих проектов выступает построение монолога. То есть автор с помощью этого языка будет выстраивать собственную позицию и траекторию исследования, риторически преподнося каждый факт, тенденцию, обосновывая результаты и пр. Вопрос в тексте (направленный целевой аудитории) будет неуместным и противоречить нормам. Поэтому суть исследования излагается строго в повествовательной и эмоционально сдержанной форме.

В-четвертых, научный стиль предполагает использование сугубо научной литературы и терминологии, но главное – употреблять ее уместно эффективно и понятно. Важно, чтобы все использованные категории, определения и термины не усложняли восприятие результатов научной мысли, подчеркивая компетентность автора и ясность его логики, предположений и полученных результатов.

В-пятых, важнейшим компонентом научного стиля выступает принцип точности, который предполагает корректное описание всех заявленных этапов и мероприятий, точность расчетов и обоснований, аргументации, надёжность информационной базы и пр. В рамках рассматриваемого формата автору предстоит преподносить каждое предложение и мысль только в однозначном порядке. Данный принц п позволяет достойно преподносить действительность: объективно, аргументированно, в определенном смысле и ракурсе.

В-шестых, научный стиль – довольно жесткий, свойственный больше научным работам: диссертациям, монографиям, авторефератам, научным статьям и пр.

Специфика академического письма

Академическое письмо представляет собой особый стиль изложения информации, который во многом совпадает с научными канонами.

Данный жанр, несмотря на максимальное сходство с вышеупомянутым жанром, имеет массу специфических черт.

Во-первых, академическое письмо затрагивает по большей части студенческие работы: курсовые проекты, дипломные работы, рефераты, доклады, отчеты по практике, отчеты о НИР, рецензии, отзывы, аннотации и пр. Рассматриваемый жанр более мягкий и не свойственный сугубо научным проектам.

Во-вторых, в рамках академического письма приветствуется грамотное употребление профессиональных и научных терминов, но в данном русле важно преподнести все моменты, правила, тенденции в доступном для целевой аудитории виде – на простом языке, в грамотной обработке.

В-третьих, академическое письмо употребимо преимущественно при выполнении «письменных миссий» студента, то есть задействуется при выполнении НИР. На занятиях и в профессиональной жизни дипломанты пользуются преимущественно простым или деловым стилем.

Особенности академического письма
Особенности академического письма

В-четвертых, академическая манера изложения – приверженец четкой структуры и конкретики. Рассматриваемая парадигма позволяет авторам описывать ход проделанной работы, грамотно проанализировать полученные результаты и объективно преподнести важные тенденции и моменты, подчеркнув состоятельность или несостоятельность гипотезы, наличие или отсутствие авторской позиции и конкретных решений в рамках обозначенной темы.

В-пятых, академическое письмо основывается на формальном и обезличенном языке. В данном случае неуместно употребление личным или указательных местоимений. Констатация фактов и тенденций происходит в общем виде, без выделения конкретных лиц и из действий. Самый простой способ использования данной манеры изложения – излагать от третьего лица.

В-шестых, «стиль академика» в ходе применения требует избирательности. В данном случае важно соблюдение простоты и ясности, а также сдержанности в описаниях, подборе наиболее подходящих по смыслу и контексту выражений, терминов и приемов.

Таким образом, академическое письмо можно расценивать с двух позиций. С первой – оно является «аналогом» или синонимом научного стиля и действует преимущественно в учебной и научной среде при выполнении исследований, позволяя авторам в удобной форме в научных рамках описать полученные результаты с другой стороны, академический стиль намного проще чисто научного стиля и позволяет упростить констатацию фактов, тенденцию и прочих нюансов, перейти на формальный способ выражения мыслей с четким обоснованием итогов.

Сравнительная характеристика научного стиля и академического письма

Чтобы понять и выделить явные сходства и отличия научного стиля и академического письма, предлагаем проанализировать небольшую таблицу.

Основание для сравнения

Научный стиль

Академическое письмо

Сфера действия Научно-исследовательская, научная Учебная, научно-исследовательская
Объект Диссертации, монографии, научные статьи, авторефераты, научные доклады, учебники, рецензии, аннотации

Студенческие работы: курсовые проекты, ВКР, НИР

Преобладает в учебной среде: рефераты, доклады, контрольные работы, КСР, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты, НИР, отчеты по практике, отзывы
Пользователи Исследователи и ученые, научное сообщество, студенты Школьники, студенты, начинающие исследователи
Формат применения Устная и письменная речь: выступления на конференции, защита проектов, непосредственно письменные работы, монолог Преимущественно письменная речь и письменные работы, монолог
Требования к структуре Наличие четкой структуры исследования, логичного повествования, обезличенность описаний, избирательность терминов, научная обоснованность результатов
Требования к качеству текста Жесткие: высокая оригинальность, качество информационной и доказательной базы Средние, лояльные: уникальность текста варьируется в определенном диапазоне, допустимо использование базовой и учебной, научной литературы с акцентом на факты
Оформление Согласно заданным параметрам

Научный стиль на практике считается довольно сложным и «интеллигентным», требующим от автора проектов грамотного и уместного использования научных терминов, канонов и правил. В рамках второго жанра у исследователей появляется возможность упростить написание текста посредством тотальной переработки с целью упрощения визуализации текста. В этом случае задействование узкоспециализированных терминов сводится к минимуму, автор полагается на базовые и понятные для всех категории, обороты и пр.

Научный жанр характеризуется преобладанием специфической, узкоспециализированной терминологии, а также применением сугубо достоверных материалов. В данном случае важен формальный подход к делу. В рамках академического письма допустимо использование общей лексики, а сложные обороты и категории лучше всего заменить на более доступный вариант описания на основе предметного словарного запаса. То есть научный стиль свойственен преимущественно экспертам, квалифицированным специалистам, а академический – учащимся, начинающим исследователям. Притом формат использования также разнится: авторы научных работ используют соответствующий жанр в устном и письменном формате, а академический вариант чаще применяется в письменном виде.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Требования к качеству научного текста довольно суровые: оригинальность должна быть высокой (в среднем достигает 85%) с преобладанием «авторского исследования». «Стиль академика» же допускает боле низкий порог оригинальности (в среднем от 60% до 75%) с наибольшим диапазоном заимствований, цитирований и пр. Но несмотря на столь существенную разницу в требованиях к качеству, все исследования проводятся авторами самостоятельно, на основе качественной информации.

Информационная база научных работ придерживается задействования сугубо научной литературы или результатов эксперимента. В студенческих проектах на базе академического изложения сути допустимо использование всех посильных и доступных первоисточников, начиная от учебников, обзоров, аналитики и заканчивая научными фактами и экспериментами.

Несмотря невыявленные недочёты, научный и академические жанры поражают колоссальными сходствами, которые проявляются в наличии четкой структуры и унифицированных требований по оформлению проектов, необходимость проведения научного исследования и тематическую приверженность проектов, логику и обезличенность повествования. Оба вида затрагивают научно-исследовательскую деятельность, позволяя авторам грамотно и обоснованно преподнести собранные факты и помочь в совершенствовании действующих подходов к решению обозначенных проблем.

При выполнении любого проекта необходимо внимательно изучить требования по его подготовке, акцентировав внимание на особенностях описания и использования при этом научного стиля или возможности перехода на академическое письмо.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

4 комментариев к “Сходства и отличия научного стиля и академического письма”

  • интересная статья. Казалось бы, научный стиль и академическое письмо по своей сути – одно и то же. Но на практике оказывается можно найти массу различий и особенности применения каждого варианта. Удивили)

    • Здравствуйте, Pedagog! Мы рады, что данная статья вас заинтересовала. Несмотря невыявленные недочёты, научный и академические жанры оба затрагивают научно-исследовательскую деятельность, позволяя авторам грамотно и обоснованно преподнести собранные факты и помочь в совершенствовании действующих подходов к решению обозначенных проблем. Рекомендуем вам также данную статью: https://disshelp.ru/blog/nauchnyj-stil-yazykovye-osobennosti-i-sfery-primeneniya/

  • по сути и основным характеристикам все четко сказано, но прочитав статью, нашел над чем задуматься и понял разницу данных стилей. Ранее считал, что это одно и то же, но все же заблуждался. Спасибо за разъяснение.

    • Добрый день, Антон! Благодарим за ваш отзыв. Научный стиль на практике считается довольно сложным и «интеллигентным», требующим от автора проектов грамотного и уместного использования научных терминов, канонов и правил. В рамках второго жанра у исследователей появляется возможность упростить написание текста посредством тотальной переработки с целью упрощения визуализации текста. В этом случае задействование узкоспециализированных терминов сводится к минимуму, автор полагается на базовые и понятные для всех категории, обороты и пр. Рекомендуем также для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/nauchnyj-stil-yazykovye-osobennosti-i-sfery-primeneniya/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *