Сравнительный анализ в курсовых и дипломных, научных работах: описание, основные методики, базирующиеся на сравнении, алгоритм проведения, как оформить?

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Сравнительный анализ в курсовых и дипломных, научных работах: описание, основные методики, базирующиеся на сравнении, алгоритм проведения, как оформить?
Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Что это такое?

Сравнительный анализ представляет собой эмпирический метод исследования, который позволяет познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики. Этот способ базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций.

Что такое сравнительный анализ?
На чем основывается сравнительный анализ?

С помощью сравнительного анализа исследователь может по достоинству оценить все стороны объекта исследования. Делается это путем проведения аналогии между изучаемым «ядром» и аналогичным предметом/явлением, а в дальнейшем автор сравнивает каждый отдельный элемент или объект в целом, выявляя тем самым сходства и отличия, тенденции и отклонения.

Именно с помощью сравнительного анализа исследователь может установить:

  • Причину появления проблемы;
  • Симптомы ее проявления;
  • Достоинства и недостатки объекта исследования, его сильные и слабые стороны;
  • Оценить степень воздействия проблемы на объект в целом или отдельный его элемент и пр.

Важно отметить, что сравнительный анализ целесообразно использовать при соблюдении конкретных условий:

  • Изучаемый объект должен иметь «родственные» или схожие связи, параметры со сравниваемым «аналогом»;
  • В отношении изучаемых явлений действуют одни и те же признаки, правила;
  • Критерии оценки разработаны с учетом особенностей каждого объекта;
  • Выявленные сходства могут быть приняты в качестве закономерности, а различия – как специфика объекта или отклонение от нормы;
  • Автор исследования должен быть максимально точен и объективен.

Сравнительный анализ применяется практически повсеместно: как в повседневной жизни (например, при сравнении товаров между собой и выборе с учетом соотношения цена-качество, желания-возможности), так и в самых разных отраслях: научные исследования, студенческие работы, практика (определение перспектив развития, учет доходов и расходов и т.д.).

Сравнительный анализ позволяет определить актуальную проблему исследования любого плана: гуманитарный, экономический, технический юридический, медицинский, исторический и пр. Фактически данный прием является основным в проведении любого научного изыскания, эксперимента.

Методика проведения сравнительного анализа при выполнении курсовых, дипломных и научных работ

В сравнительном анализе можно выделить пять основных этапов:

  1. Контекст.

Данный параметр предопределяет дальнейший план действий. Автору научного изыскания предстоит грамотно определить объект исследования и то, с чем он его будет сравнивать (назовем его «аналог»), цель сравнения (должна совпадать с целью проекта), разработать правила сравнения (признаки и характеристики).

На этой стадии необходимо тщательно подумать: что сравнивать, как это делать, для чего, притом лучше всего использовать конкретные примеры или рекомендации авторитетных ученых, специальные и проверенные методики и приемы.

Сравнительный анализ
Этапы проведения сравнительного анализа
  1. Основания для сравнения.

Здесь исследователю предстоит доказать необходимость использования сравнительного анализа: зачем ему это нужно, обосновать последовательность действий и логику исследования, ответив на простые вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему. Такой подход сделает исследование не только планомерным, но и логичным, осознанным,

  1. Аргументы.

Здесь важно конкретизировать выявленные отличия и сходства закономерности. Сделать это можно путем сравнения конкретных параметров и описания полученного результата. Это и будет определенным фактом, который подчеркнет тенденцию или проблему исследования. Именно на данном этапе производится непосредственно сравнение отдельных элементов или объекта и «аналога» в целом, которое является пополнением доказательной базы курсовой, дипломной или иной работы.

  1. Выбор подходящего метода для сравнения.

Здесь автор должен понять, как и что он будет сравнивать, какой информацией располагает, какие приемы будут уместны, что послужит базой и «аналогом» для проведения анализа, какие нормы и критерии оценки будут уместны и пр.

  1. Вывод.

На этой стадии исследователю предстоит грамотно оказать причину и следствие, включив в данную цепь аргументы (пункт 3). Здесь автор сумеет либо выдвинуть достойную гипотезу для решения проблемы, либо доказать/опровергнуть свое предположение. Главное – показать четкую связь между объектом исследования и выявленными аргументами, текущим положением дел.

Таким образом, сравнительный анализ при выполнении научно-исследовательских работ позволяет определить проблему, предопределить гипотезу и собрать неопровержимую доказательную базу.

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?

Как мы уже отметили, сравнительный анализ уместен повсеместно: в обучении, трудовой деятельности, повседневной жизни и пр. С его помощью человек может наметить достойные альтернативы, выбрать оптимальный или наиболее подходящий вариант решения конкретной проблемы и пр.

Сравнительный анализ применим для оценки, как качественных характеристик (свойств, теоретических аспектов), так и количественных (которые можно измерить любым удобным способом).

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?
Сфера применения сравнительного анализа

В каждой научной области или дисциплине применение сравнительного анализа специфично. В зависимости от предмета могут разниться приемы, базы, критерии и сравнительные признаки, схемы действий.

Так, в гуманитарных, теоретических исследованиях допустимо использование следующих разновидностей анализа, основанных на сравнении:

  • Качественный метод, который предполагает сравнение определённых качественных характеристик;
  • Ретроспективный (исторический) анализ, предполагающий сравнение текущей ситуации с прошлыми сведениями, данными минувших лет;
  • Аналитический, призванный выявить сходства и отличия, достоинства и недостатки явлений, процессов;
  • И пр.

В гуманитарных или «устных» направлениях принято сравнивать «текст», а не числа. Поэтому здесь важно проводить аналогию в рамках одной конкретной мысли (теории), в отношении определенного объекта/предмета/признака и пр. Притом выявленные недочеты или противоречия плавно перетекают в проблему исследования.

В точных науках (экономических, технических, математических и пр.) сравнительный анализ приобретает детальный характер. Он может быть:

  • Горизонтальным и вертикальным, который будет определять динамику или долю конкретного признака/показателя в натуральном или процентном соотношении соответственно;
  • Динамический и статический, который будет учитывать дополнительные факторы (период анализа). Например, в динамике (за несколько лет) или в течение конкретного срока (месяц/квартал/год и пр.);
  • Одномерный и многомерный, который предполагает анализ в рамках одного или множества признаков (характеристик);
  • Нормативный, который предполагает сравнение определенных показателей с действующими стандартами, нормами, определении изменений и отклонений;
  • Факторный анализ, позволяющий определить воздействие конкретного фактора на результат, объект.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнительный анализ может проводиться на основе простых расчетов (определение разницы, динамики) или по конкретным формулам, методикам. В этом деле главное правильно подставить необходимые данные и рассчитать показатель, а затем проанализировать результат.

Сравнительный анализ базируется на следующих способах:

  • Определение динамики показателя (в натуральном выражении);
  • Определение изменений в процентном соотношении (темп роста, темп прироста);
  • Сравнение показателей или явлений «до» и «после» перемен;
  • Сравнение текущего состояния объекта исследования с данными предшествующих или более ранних периодов;
  • Сравнение текущего результата с действующими нормативами.

Результаты сравнительного анализа призваны конкретизировать наличие отклонений или изменений в жизни объекта исследования, выявить причины и следствие, сделать исследовательскую деятельность более аргументированной, объективной и логичной.

В основу сравнительного анализа должны лечь лишь достоверные и проверенные материалы. Только в этом случае результаты аналитической мысли принесут пользу исследователю, позволят грамотно и эффективно решить актуальную проблему.

Опытные исследователи рекомендуют грамотно представлять данные для анализа и полученные итоги. Самый лучший вариант интерпретации аналитических сведений – таблицы, графики и диаграммы. Под каждым из них важно делать выводы, подчеркивающие ключевые изменения и симптоматику.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!