В организации образовательного пространства немаловажную роль играют не только соответствующие программы и их состав, степень их соответствия ФГОСам, но и наличие таких инструментов контроля как КИМ и КОС. Далеко не каждый начинающий педагог видит разницу между ними. Сегодня мы расскажем об особенностях указанных аспектов в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции и особенности КИМ и КОС
Организация учебного процесса предполагает построение четкой траектории по погружению в конкретное направление, каждую науку и дисциплину. Притом изучение предметов и тем предполагает не только прослушивание лекций, разбор заданий на занятиях, выполнение домашнего задания, но и прохождение дополнительных контролей для определения качества подготовки и степени усвоения пройденного объема информации. В этом случае речь пойдет о так называемых КОСах и КИМах.
КИМ расшифровывается как контрольно-измерительные материалы. Они представляют собой набор заданий по каждой дисциплине. Притом все задания будут иметь разный уровень сложности. Это поможет определить глубину погружения в предмет и степень его понимания. Также КИМ могут носить общеаттестационный характер и проверять подготовку выпускника в целом. В этом случае они представлены в виде государственных экзаменов, ЕГЭ, ГОСов и пр. То есть основная цель контрольно-измерительных материалов состоит в определении степени и объема усвоения пройденного курса (как по отдельной дисциплине, так и по образовательной программе в целом в рамках соответствующей ступени обучения)
КОС в полном виде представляет собой контрольно-оценочную систему. Фактически, это инструмент, посредством которого происходит констатация соответствующего уровня подготовки учащихся, то есть это более обширна категория и именно в нее входит вышеупомянутый пакет заданий (КИМ).
Обратите внимание, что цель применения КОС и КИМ – одна: оценка уровня подготовки учащихся, качества преподавания и образования в целом. Но сами по себе указанные категории разнятся, как по функционалу, так и по составу, сфере применения и пр.
Рассматриваемые парадигмы присутствуют в любой образовательной программе, рабочей программе!
Особенности применения КИМ и КОС
Контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочная система применяются совместно. Но в разное время. Первый в «бой» вступает КИМ. То есть учащиеся получают набор конкретных тематических или предметных заданий с целью проверки качества их знаний, компетентности и пр. То есть это та самая информационно-методическая база, на основе которой затем будет внедряться КОС.
То есть КИМ – это набор заданий, который предварительно прорабатывается педагогом, исходя из учебной и рабочей программы, календарно-тематического плана, графика учебного процесса и пр. Притом важно продумать именно разнообразие заданий, вопросов, форматов проверки. Они могут быть представлены в виде типичных задач, кейсов, ситуационных моделей, вопросов (открытых и закрытых), тестов и пр. То есть основная задача этого варианта – собрать данные относительно знаний и умений студентов.
КОС реализуется только после того, как были использованы КИМ. Иеной последовательности не дано.
То есть контрольно-оценочные средства призваны проанализировать решение и ответы по пакетам КИМ. В данном случае КОС будет представлена в виде критериев и методов оценки собранных решений согласно общим стандартам, правилам вуза, требованиям педагога и особенностям рабочей и учебной программы.
Фактически, КОС предопределяет состав КИМ. Данная связь проявляется в следующих моментах:
- Во-первых, контрольно-оценочные средства учитывают период проведения проверок и объем пройденной информации. То есть они предопределяют формат такой промежуточной или итоговой аттестации: КСР, тест, опрос, зачет или экзамен и пр.;
- Во-вторых, критерии оценивания результатов проверки могут отличаться. Например, контрольные и лабораторные работы, экзамены могут оцениваться по пятибалльной шкале, а зачеты – зачтены или нет, тесты – пройдены или нет. То есть КОС будет устанавливать определенное количество заданий для каждого учащегося, которое позволит объективно оценить уровень его подготовки и будет укладываться в выделенное время для его выполнения.
- В-третьих, контроль-оценочные средства устанавливают конкретные критерии и параметры по выведению оценки за выполнение каждого задания или по определению общего уровня подготовки, предметных знаний. То есть это своего рода инструкция, помогающая установить текущее положение учащегося в рамках конкретной дисциплина, его сильные и слабые стороны. То есть данная система может затрагивать как отдельно порученное задание, так и комплекс заданий в целом. Это значит, что при разработке соответствующих вариантов, параметры и тонкости оценочного процесса будут учтены.
Фактически, обе рассматриваемые нами парадигмы разрабатываются преподавателем-предметником с учетом особенностей рабочей программы и учебного плана, но выполняются целевой группой – учащимися. КОС же разрабатывается согласно общим нормам и реализуется только педагогом или компетентным специалистом.
То есть КИМ – это способ сбора информации об учащихся. КОС – методы определения качества их подготовки. Поэтому методология их реализации будет иметь как сходства, так и отличия.
В частности, контрольно-измерительная система требует проработки, а затем внедрения и анализа. КОС же помогает соотнеси полученные результаты с определенной шкалой и вынести окончательный вердикт? Выставить оценку, аттестовать или нет и пр. Фактически, КИМ выполняет информационную миссию, а КОС – аналитическую и констатационную (оценочную).
Плюсы и минусы КИМ и КОС
Применение рассматриваемых инструментов и материалов – неизбежная участь в рамках обучения. С их помощью учащиеся демонстрируют свои знания и умения, а преподаватели оценивают их и вносят соответствующие коррективы в рабочую программу, отмечая также педагогическое мастерство, проблемы в профессиональной деятельности и пр.
У контрольно-измерительных материалов и контрольно-оценочных средств есть свои плюсы и минусы.
КИМ обладает следующими преимуществами и недостатками.
Достоинства КИМ |
Недостатки КИМ |
Разнообразие заданий | Ограниченность по количеству и времени выполнения |
Стандартизация и регламентация | Узость тем и небольшой сегмент для разворота заданий, однообразие и монотонность |
Предметная ориентация | Запоминаемость заданий |
Разнообразие каждого пакета заданий позволяет разбить группу на варианты и минимизировать долю списывания и снижения объективности в оценке успеваемости и подготовки целевой аудитории. Спектр упражнений и вопросов могут носить индивидуальны характер или же комплексный.
Стандартизация и регламентация подчеркивает наличие определенных ограничений и требований к составу, качеству, сложности и прочим особенностям проверки. То есть в целом процедура будет едина для всех, протекать по одним и тем же правилам, условиям. Такой ход позволяет создать однородные шансы для всех студентов и пр.
Среди недостатков контрольно-измерительной базы данных можно выделить то, что она разрабатывается под конкретные условия ее реализации: для пары или экзамена. Притом здесь учитывают время проведения соответствующей аттестации: одно занятие или несколько часов и пр. То есть на фоне таких формальных границ набор заданий будет небольшим, вследствие чего объективность результатов может снижаться.
Помимо этого, среди негативных характеристик КИМ отмечают узость пройденных тем. То есть так или иначе задания будут однотипными, а это значит, что учащиеся попросту могут «высмотреть у соседа» механизм решения и подставить в него свои данные. Такой хо также искажает достоверность результатов оценивания.
Однообразие и однотипность заданий повышает шансы на их запоминаемость, позволяя учащимся хитрить. На фоне подобных моментов они не усваивают весь материал, а лишь запоминают отдельные части в рамках краткосрочной памяти. После прохождения поверки их знания рассеиваются как дым.
Контроль-оценочная система также имеет свои достоинства и недостатки.
Плюсы КОС |
Минусы КОС |
Индивидуализация и стандартизация в одном флаконе | Неоднозначность распределения параметров оценки |
Разнообразие способов и методов оценивания | Предвзятость педагога на фоне напряженных отношений, субъективность |
Точный результат | Неоднозначность толкования результатов |
Контрольно-оценочная инструментальная база будет учитывать действующие образовательные и внутриучебные стандарты, но в то же время позволит преподавателю учитывать индивидуальные особенности учащихся. Согласитесь, что у каждого свои сильные и слабые стороны, предрасположенности и пр. Умелое сочетание нормативов и персональных данных повышает объективность оценки.
Более того, педагог или эксперт может использовать самые разные способы оценивания: соотнесение с базовой шкалой, сравнение с текущей и прошлой успеваемостью, определение уровня подготовки группы в целом или каждого учащегося отдельно и пр. То есть КОС позволяет взглянуть на ситуацию в целом и в частном порядке, вынести более справедливый вердикт.
После применения КОС педагог принимает окончательно и точное решение относительно выставление оценки или аттестации подопечного.
В то же время, контрольно-оценочная база имеет несколько существенных отрицательных черт. Во-первых, критерии оценки могут быть смежными, схожими, что усложнит ход выведения окончательной отметки. Нередко требования по знаниям для получения 5 и 4 разнятся несущественно. Более того, в связи с такой «теснотой параметров» моет возникнуть неоднозначное толкование оценки.
Таким образом, рассматриваемые меры оценивания успеваемости учащихся имеют свои особенности, плюсы и минусы в рамках учебного процесса, которые важно учитывать для выведения справедливого и объективного вердикта.
Сравнительная характеристика КИМ и КОС
Итак, давайте же подробнее разберемся в особенностях контрольно-измерительных и контрольно-оценочных механизмов в рамках учебного процесса.
Основание для сравнения |
КИМ |
КОС |
Что измеряет? | Знания и умения | Общие или основные компетенции согласно программе обучения |
Формат аттестации | По балльной системе | Зачтено или нет, аттестован или нет |
Разновидность контроля | КСР, тест, лабораторная работа по пройденной части программы, теме | Контроль по модулю, промежуточная аттестация, итоговая аттестация по программе |
Функции | Информационная, корректирующая, измерительная, оценочная | Оценочная, констатационная |
Реализуется | Разработчики – преподаватель, решает задания – учащийся | Разработчик и применитель – педагог |
Применение |
В составе рабочей программы по предмету или основной программы обучения |
|
Процедура |
Целенаправленная и обязательная |
Итак, первым и очевидным сходством рассматриваемых параметров выступает то, что они являются обязательными элементами учебной программы и учебного процесса в целом. То есть они позволяют не просто оценить степень усвоения материала, качество подготовки студентов и качество преподавания, но и оперативно среагировать на «проблемные моменты и участки». То есть ни одна программа и ни один предмет немыслим без данного набора. То есть обе парадигмы призваны проводить оперативный о финальный мониторинг в рамках учебной программы.
Вторым моментом, объединяющим указанные форматы, является их взаимодополняемость. Без специальных заданий и кейсов собрать данные о подготовке, понимании темы или предмета невозможно. То есть оценивать будет попросту нечего. Более того, поручать решение задач просто так без оценивания не имеет смысла. Поэтому КИМ и КОС всегда идут в одной упряжке.
Помимо этого, оба формата стандартизированы и учитывают ряд общих правил: состав, тематическая или научная приверженность, условия и правила оценивания. То есть они применяются в определенных условиях, в конкретное время с соответствующей целью. Притом в любом случае в качестве объекта изучения или оценки при таком раскладе выступают — учащиеся.
КИМ и КОС также имеют выраженные отличия, подчеркивающие специфику и роль каждого из пактов. Первым и существенным отличительным признаком между рассматриваемыми категориями выступает способ их построения. КИМ – это набор заданий, а КОС – способ оценки результатов. То есть в первом случае преобладает разнообразие в формулировках, решениях, а во втором – строгий регламент и однозначность результатов.
Также к числу существенных отличий можно отнести функциональные особенности. Контрольные материалы — это информационная составляющая, которая проявляется в описании конкретных заданий и сборе информации о том, как ученик будет его выполнять и пр. Контрольно-оценочный атрибут же призван констатировать корректность и точность результатов, степень их соответствия нормам и требованиям программы.
Помимо этого, КИМ обычно проверяется преподавателями вручную посредством анализа, разбора и пр. КОС же позволяет ускорить ход обработки результатов с помощью современных технологий, программ и приложений. Программа готова соотнести полученные результаты с действующей градацией в считанные минуты и вывести конечный результат. Но при оценивании работ преподавателем могут быть учтены индивидуальные параметры учащегося, которые онлайн-технологии не берут во внимание. То есть разница кроется в методах обработки данных и качестве результатов.
Таким образом, КИМ и КОС имеют как схожие, так и отличительные черты, но в любом случае они позволяют объективно взглянуть на учебный процесс, программу и работу учащихся.
Что эффективнее: КИМ или КОС?
Казалось бы, применение одного из указанных вариантов невозможно, ведь они очень тесно переплетены между собой. Но на самом деле это не так. В зависимости от целей и особенностей ситуации, в рамках которой требуется провести контроль знаний и умений учащихся, можно выбрать как КИМ, так и КОС отдельно.
Как правило, КИМ – это простейший набор заданий в рамках конкретной тематики по предмету. То есть он может быть представлен в виде простой контрольной работы, лабораторной работы и пр., промежуточной проверки по дисциплине в рамках пройденной части программы. Для его обработки не требуется много знаний и времени. То есть такой формат эффективен как способ плановой и внеплановой внутриучебной проверки знаний, контроль эффективности преподавания и качества программы, самоанализа педагогической деятельности. То есть этот вариант носит попредметный характер и напрямую зависит от рабочей программы, требований педагога и пр.
КОС – более глобальный формат аттестации учащихся. Он будет учитывать более весомый объем пройденного курса (по результатам семестра или учебного года, всей программы). Притом данный вариант чаще всего соприкасается с ГОСами, зачетами и экзаменами. То есть в данном случае действует четкая система оценивания. Она эффективна на таких серьезных испытаниях. Считается, что такая метода более объективная, точная и надежная, так как она регламентирована и прописана в рамках соответствующего предмета или направления.
Но лучше всего пользоваться указанными парадигмами совместно. То есть набор заданий может отличаться, но параметры оценивания будут действовать постоянно, идентично.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по применению КИМ и КОС в учебе
КИМ и КОС – два основных элемента в составе любой образовательной программы. Они могут действовать как попредметно, так и в рамках общей траектории обучения (по специальности в целом или по определенному курсу). Но в любом случае они подлежат тщательному построению, разработке с учетом общих норм ФГОС, внутриучебных правил и частных параметров.
КИМ лучше всего прорабатывать на основе рабочей программы по каждому предмету и учитывать календарный план обучения. То есть у каждого среза, теста должно быть свое место и время. Притом его состав важно четко очерчивать с учетом средней скорости работы учащихся с аналогичными заданиями.
КОС важно тщательно продумывать как попредметно, так и в рамках направления или образовательной программы в целом. В данном случае необходимо учитывать нормы ФГОС, специфику соответствующей траектории, формат аттестации и пр.
При разработке указанных пакетов важно продумать все от А до Я: проанализировать тему, отобрать опорные и ключевые моменты, сформулировать общие вопросы, подобрать или самостоятельно разработать практические задания для определения умений и пр. То есть в данном случае акцент делается именно на пройденной части материала. Также стоит учитывать индивидуальные особенности учащихся и разнообразить формат заданий на этой основе: подготовить тесты, игры, каверзные вопросы, кейсы и пр.
Не стоит включать в состав КИМ и КОС задания, которые не были рассмотрены в рамках основной программы или не были рекомендованы учащимся в качестве литературы для самоизучения. Такой ход не только усложнит ход аттестации, но и сделает данный процесс необъективным и несправедливым. Невозможно проверять то, чего учащиеся не могут знать без соответствующей подготовки.
Выбирая между КИМ и КОС, важно учитывать цели проведения того или иного среза, требовательность к нему и дисциплине в целом. Более того, обратите внимание на материально-технические условия применения соответствующей парадигмы, условия и возможности ее использования в нужный момент.
Разработка КИМ и КОС процесс требовательный и непростой. Далеко не всегда преподаватели успевают самостоятельно и тщательно продумать соответствующие задания, критерии оценивания и правила выведения итоговой отметки. Решить любые сложности, помочь разобраться во всех тонкостях и нюансах готова команда ОЦ ДиссХелп. С нами понять, продумать и подготовки соответствующие пакеты документов легко!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!