Согласитесь, что навыки грамотного конспектирования информации пригодятся каждому: не только учащимся, но и уже практикующим специалистам, даже в повседневной жизни этот навык весьма полезен. Но не все умеют делать емкие записи. Сегодня мы расскажем о такой технике, как тезисное конспектирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции тезисного конспекта
Студентам, как никому другому, приходится быстро записывать темы на занятиях: во время лекций, семинаров, а также в рамках внеурочной деятельности и иных учебно-исследовательский мероприятий. Но не всегда такие формы фиксации данных оказываются качественными и эффективными. Бывают ситуации, когда учащиеся стараются записать каждое слово или попросту отмечают, что успели, а потом не могут разобраться в собственным записях, сути и пр. Одним из уникальных способов оперативного записывания является тезисное конспектирование.
Под ним понимают краткие заметки по изучаемой теме, на основе которых в последующем автор сможет сориентироваться в материале и пройденной части программы, вспомнить ключевые моменты и пр.
Из наименования метода фиксации информации можно понять, что в его основе лежит выделение тезисов – конкретных, емких утверждений с важнейшими аспектами и освещаемой теме. Тезис может выражаться, как в одном слове – например, ключевое слово. Так и в 1-2 предложениях. Все зависит от ширины и глубины тематики, лексических особенностей и умения конспектирующего лица упрощать и преобразовывать поступающую информацию.
Основная задача тезисного конспекта – облегчить ход фиксации и запоминания информации, повторения пройденного материала.
Среди базовых функций рассматриваемой методики можно выделить:
- Перерабатывающая и осмысляющая. Она состоит в том, что для формирования таких записей нужно понять суть преподносимого материала. Преобразовать его в емкий и информативный вид.
- Оптимизационная. Эта парадигма заключается в сжатии материала до минимума или оптимума с акцентом на основные идеи, термины, сведения и пр. То есть в таком конспекте нет места «воде».
- Организационная. Эта задача сводится к тому, что с помощью таких кратких записей можно легко подготовиться к защите или выступлению на публике, взять его с собой для быстрой ориентации по тексту и теме, снижения доли волнения и риска утраты мысли и пр.
- Упорядочивающая. Эта функция проявляется в том, что автор «раскладывает все по полочкам» воссоздавая четкое и лаконичное описание темы, ситуации, частей, с конкретной логикой.
Таким образом, тезисное конспектирование требует от составителя внимания и понимания темы, умения быстро ориентироваться в информации и перерабатывать ее, грамотно излагая ключевые и важнейшие моменты.
Правила формирования тезисного конспекта
Подготовка тезисного конспекта – это довольно творческий процесс. Но здесь в то же время присутствует определенный порядок и ограничения, устанавливаемые соответствующими правилами и рекомендациями.
В числе классических канонов по формированию тезисного конспекта можно выделить:
- Содержательность. Данное правило предполагает, что студент или слушатель будет отмечать в своих записях самое важное и нужное, что поможет ему в дальнейшем вспомнить пройденный материал и тему в целом, сориентироваться в ней и воссоздать нужную логику и хронологию и пр.
- Ясность. Этот принцип сводится к тому, что все записи должны быть четкими, однозначными, понятными. То есть важно не просто записать ключевое слово, или конкретное сокращение или обозначение, но и понимать эту зарисовку с первого взгляда, не мешкаясь и не напрягаясь.
- Краткость. Это самый основной момент при разработке тезисного конспекта
- Тематичность. Каждый конспект будет интегрирован в рамках конкретной тематики и дисциплины, то есть уже из заглавия будет очевидна суть материала, а непосредственно в тезисах выражены детали.
- Логичность и последовательность. Согласитесь, чтобы конспект был понятным и полезным, важно придерживаться определенной последовательности в записях. То есть нужно помечать поступающий материал в той же хронологии или логике, что он преподносится. Недопустимо произвольное отражение тезисов из разных частей темы вперемешку: вместо введения отметить утверждение в конце или наоборот и пр. То есть важно оперативно отмечать данные.
- Структурированность. Казалось бы, о какой структуре в тезисном повествовании идет речь, если материал предельно сжимается. На самом же деле упрости ход восприятия текста поможет разбивка как минимум на смысловые блоки и связи между терминами, описываемыми фрагментами темы.
То есть в целом, тезисный конспект – это не просто отдельно взятые слова и выдержки из общего тематического конспекта, а в целом доступный для понимания и запоминания, восприятия материал, записанный в определенной последовательности, с лексической и логической точностью.
Придерживаясь вышеуказанных принципов, пользователь сможет быстро записать основные моменты и лучше усвоить материал, а в будущем – полагаться на эти записи для повторения и подготовки к предстоящим занятиям, контрольным и лабораторным работам, зачетам или экзаменам.
Этапы тезисного конспектирования
Чтобы подготовить качественный тезисный конспект, важно понимать сам процесс формирования таких материалов.
Для начала следует сосредоточиться на изучаемой информации. Если это происходит на лекции – внимательно слушайте преподавателя, вникайте в то, что он говорит: о чем идет речь? Какие моменты отмечает? Что выделяет? Какие делает выводы? То есть сперва необходимо записать тему, а далее вникать в нее аудиально, визуально и пр. Не спешите фиксировать с первых слов или непонятных терминов.
Обратите внимание, когда преподаватель делает небольшие паузы. Обычно они символизируют переход к следующему этапу или вопросу по исследуемой тематике. Как только образовалась пауза или идет обобщение, постарайтесь записать ключевые слова и основные идеи из услышанного или изученного контекста. Достаточно сделать базовые пометки в виде опорных и ключевых слов, данные об авторах или название теории и пр.
Второй этап – укрупнение. Он предполагает пояснение сложных моментов в отношении помеченных тезисов или этапов раскрытия темы. Здесь важно отметить дополнительные категории или предоставить емкие описания (факты, данные об ученых того времени, пояснение формулы или теории и пр.). Такие метки делаются по мере необходимости с целью упрощения повторного изучения конспекта, помогая бегло сориентироваться по теме и вспомнить соответствующие детали.
Третий шаг в рамках тезисного конспектирования – систематизация и структурирование. Как правило, здесь происходит выделение основных моментов: термины, идеи, теории, авторы, выводы. Притом сами записи уже сделаны. Казалось бы, как же их структурировать? Достаточно выделить текстовыделителем, подчеркиванием или иным способом важнейшие моменты, а дополнения – оставить на втором плане.
Если логика и последовательность изложения неясна, запутанна в текущих записях, то можно расставить нумерацию или стрелки, воссоздав соответствующую схему «передвижения» по тексту.
Следующий этап – проверка, корректура и редактура. Эта стадия предполагает приведение конспекта в презентабельный и доступный для изучения вид. То есть важно взглянуть на него, прочитать, по необходимости внести правки или дополнения, убедить в корректности записей и их достаточности для ориентации в теме. В этом деле главное – не раздуть конспект до классического формата.
Способы тезисного конспектирования для студентов
Писать тезисные конспекты можно разными способами. Притом каждый из них будет учитывать специфику изучения темы, внешние и внутренние факторы и пр.
Тактика |
Суть |
Особенности |
Поступательная | Последовательная запись информации: узнал – записал | Трудно определить основные моменты и акценты, записи обширные |
Ключевые слова | Выделение основных положений, терминов, ярких акцентов по теме или изученным материалам | Сначала нужно прослушать материал, переосмыслить и переработать его, понять и только потом конспектировать с акцентом на базовые и опорные моменты. Выделять лучше тезисно: в 2-3 словах или паре предложений |
Схематическая | В основе конспекта лежит схема, на которой будут отображены основные моменты и связи | Графическая или схематическая зарисовка основных моментов по теме |
Табличная | Отражение основных моментов по изучаемой теме с помощью таблицы | Важно, чтобы материалы были правильно сгруппированы и связаны, можно было произвести разбивку на соответствующие блоки |
Комбинированная | Отражение основной информации удобным способом, используя различные подходы | Структурирование и систематизация материалов логичным и удобным способом |
Тактика 1. Поступательная. Она свойственна студентам во время лекции и предполагает, сначала прослушивание материала и фиксирование данных после их переработки: пояснения, уточнения, при непонятных моментах и пр. То есть индивид записывает термин, правило, формулу, по возможности дает ее расшифровку. То есть здесь текст фиксируется по мере поступления, ознакомления, оперативно.
Тактика 2. Ключевые слова. При таком подходе составитель после вычитки или аудирования темы выделяет для себя основные слова, которые помогут ему сориентироваться в последовательности мероприятий, логике, сути. Это могут быть термины и правила, данные об авторах, общая характеристика подхода, отражение конкретных периодов и событий (хронология и пр.). Здесь будут лишь ориентиры для повторения или дополнительного изучения, пояснения – сведены к минимуму.
Тактика 3. Схема. Она предполагает творческий набросок по изучаемой теме. В рамках такого формата студент делит лист бумаги на несколько частей, в каждой из которых делает соответствующие пометки и записи. Структура может быть самой разной: каждая часть – определенный этап занятия или новое понятие и пр. Притом важно также показывать связь соответствующих элементов между собой, хронологию и пр. То есть получится некий квадрат с тезисами и схемами их сочетания и пр.
Чаще всего данный вариант предстает следующим образом: в центре страницы указывается тема, далее по бокам – важнейшие термины. От каждого из них могут быть ответвления-дополнения, уточнения, связь термина с соответствующими теориями, авторами и пр.
Тактика 4. Табличная. Она предполагает фиксацию данных в виде таблицы. Как правило, достаточно наметить три столбца. Первый – наименование описываемого термина, правила или явления и пр. Второй столбец -характеристика или пояснение, уточнение. Заполняется по мере необходимости. Третий столбец – запасной. В нем можно делать дополнительные метки, расшифровки, уточнения (даты, авторство, сфера применения, расшифровка формул, связи с другими аспектами по теме и пр.).
Тактика 5. Смешанная. Она предполагает комбинирование нескольких способов или инструментов для эффективных емких записей. Например, студент может сначала выписывать термины по теме (базовые, новые, сложные и пр.), отдельно писать данные о теориях и авторах и связывая их схематично с терминами, включать таблицы с различными данными (нормативы, расчеты и пр.), графики и пр.
Обратите внимание, что в каждом из вариантов нет места для подробного описания темы. Все это производится кратко, в паре слов или предложений (но н более того), схематично. То есть тезисный конспект позволяет выделить базу для повторения, углубления и изучения в целом, ориентируя на пройденные параметры и их связи.
Плюсы и минусы тезисного конспекта
Тезисное конспектирование имеет свои достоинства и недостатки, которые важно учесть при разработке своих записей при исследовании предмета или темы.
В числе преимуществ рассматриваемого подхода к фиксированию информации можно отметить:
- Тема сначала перерабатывается, а потом фиксируется. То есть происходит наилучшее усвоение информации и тщательно выборка данных по критериям их значимости, роли, логики и пр.
- Выделение самых важных и основных параметров по теме, которые важно и нужно знать. На их основе можно в дальнейшем понять, какие материалы следует исследовать дополнительно, чтобы разить тематику и пр.;
- Позволяет быстро вспомнить пройденный материал с акцентом на существенные параметры и моменты, ускоряя ход подготовки перед парами, важными мероприятиями;
- Сокращают информацию до минимума или оптимума, отсеивая «воду», вторичные моменты и парадигмы;
- Проще и быстрее запомнить материал, получить общие представления по теме, которые далее можно разить логически на основе текущей подготовки;
- Широкий спектр применения подхода: студентам на любых занятиях, практикующим специалистам – на работе, дополнительном обучении или стажировке, исследователям – в рамках проведения НИР или изучения научной литературы по теме проекта и пр.
Среди минусов тезисных конспектов можно отметить следующие черты:
- Необходимость быстрой переработки информации по мере поступления. На лекциях студенты не могут моментально вникнуть в то, что им озвучивают, определить первичное от вторичного и пр. То есть записать тезис без переработки данных невозможно;
- Членораздельность. Тема излагается избирательно. То есть каждый пользователь сам решает. Что он будет фиксировать и как. Но не всегда отмеченная им информация оказывается в дальнейшем полезной.
- Чрезмерное сжатие материалов способно исказить некоторые моменты в понимании темы в целом или сделать ее менее доступной, понятной;
- Уместно не во всех сферах исследовательской деятельности
Таким образом, тезисные конспекты – это особая форма записи, позволяющая в общих моментах и лексемах описать конкретное направление, тему, вопрос или проблему. Такой формат имеет свои плюсы и минусы, которые нужно учесть при использовании.
Сложности тезисного конспектирования
Писать конспекты на базе тезисов посильно далеко не каждому автору. Данный процесс сопровождается массой нюансов.
Во-первых, слушатель должен как минимум иметь базовые представления по теме или быстро схватывать новую информацию (принцип «на лету»). То есть записывать с ходу тезисы не удастся. Важно понимать, о чем идет речь, какую роль играют те или иные моменты, насколько они важны в раскрытии и понимании темы и пр.
Во-вторых, тезисное конспектирование требует умения быстро и тщательно обрабатывать, и перерабатывать информацию. Услышал – понял – сжал – записал. Согласитесь, что оперативно сжать данные могут не все писатели, что уж говорить о студентах. Притом минимизировать объем нужно грамотно, с акцентом на суть. Выразить идею в 1-2 словах или предложениях непросто, если изначально она преподнесена на нескольких страницах.
В-третьих, важно сохранить логику и контекст при раскрытии темы на базе тезисов. То есть автору важно не просо выделять отдельные параметры и моменты, но и сохранять идейность, логику. Это очень сложно делать: уловить связь между тезисами может не каждый, а четко ее сформулировать в последующем (по мере повторения) – подавно.
В-четвертых, самая очевидная и явная сложность при написании тезисного конспекта состоит в дефиците времени и низкой скорости фиксации данных. Как правило, на лекции студентам приходится моментально записывать хо мыслей или слова педагога (притом без разбору: что услышал – то и записал, что не понял – пометил). То есть на фоне ограниченности во времени приходится торопиться при конспектировании и выделять тезисы при таком темпе крайне сложно.
Несмотря на массу нюансов, все они преодолимы при грамотном подходе и хорошо отточенных навыках работы с информацией.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по подготовке качественных тезисных конспектов и их применению
Учтите формат занятия и подготовьтесь к конспектированию материалов: подготовьте необходимые инструменты и материалы, сосредоточьтесь на теме и исходя из ее формулировки выделите проблему. Внимательно слушайте оратора в начале: как правило, перед основной частью освещаются цели и задачи выступления (занятия). Из этих установок можно понять основные моменты, требуемые записи.
Нередко у студентов возникают сложности при структурировании материалов. Сначала они стараются записывать основные термины, даты, фамилии и теории, а затем пытаются дополнить их для наилучшего понимания рядом. Из-за подобных «награждений» конспект становится запутанным и непонятным. Важно изначально задать конкретную структуру, которая поможет упорядочить ход фиксации поступающих данных.
Старайтесь конспектировать просто. Если не удается быстро перефразировать материал на более простой или нейтральный лад (например, научная терминология или специфичные выражения). Если не удается быстро их прореферировать, то лучше отметить сам термин, название концепции и в дальнейшем подробнее в ней разобраться вне занятия.
Не успеваете фиксировать мысли и ход раскрытия темы. Делайте любые пометки и затем дома прорабатывайте тему самостоятельно, ориентируясь на них. Что вам мешает дополнить конспект и сделать его информативным, читабельным уже после соответствующей пары или мероприятия? Выделите немного времени для дополнительного погружения и повторного конспектирования тезисами.
Используйте привычные или понятные для вас способы сокращений, выделения тезисов, записей (схемы, графики и пр.).
Не пренебрегайте саморазвитием и изучением дополнительной литературы, доработкой первичного конспекта. Такой ход позволит лучше разобраться во всех тонкостях и подготовить качественную тезисную зарисовку.
Если не можете самостоятельно разобраться во всех тонкостях тезисного конспектирования, то можно получить профессиональную консультацию у специалистов ДиссХелп. Более того, наша команда готова помочь в подготовке тезисных конспектов по любому предмету и теме.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
почему-то думала что тезис и ключевые слова – это одно и то же. спасибо за хорошее пояснение и описание методик. он в любом случае, лучше сначала прослушать весь материал, чтобы понять где важно, где второстепенно и потом уже тезисно записать основные моменты. но и тут есть риск: что-то перепутать или вовсе забыть отметить. но сам по себе подход интересный и довольно распространенный не только у студентов. на совещании сама так записываю, а потом пытаюсь разобраться, что отметила и о чем.