5 причин конспектировать лекции и семинары

Обучение в любом заведении по любому предмету или направлению в обязательном порядке сопровождается конспектированием материалов. Притом это не просто пожелание или рекомендация, а самая настоящая обязанность слушателя. Фиксировать определенные моменты и факты следует как на лекциях, так и на семинарах. Сегодня мы расскажем о необходимости конспектов, их роли в жизни студентов.

5 причин конспектировать лекции и семинары
Обучение в любом заведении по любому предмету или направлению в обязательном порядке сопровождается конспектированием материалов. Притом это не просто пожелание или рекомендация, а самая настоящая обязанность слушателя. Фиксировать определенные моменты и факты следует как на лекциях, так и на семинарах. Сегодня мы расскажем о необходимости конспектов, их роли в жизни студентов.

Что такое конспект?

В самом простом смысле под конспектом понимают краткие и емкие записи в рамках исследуемой темы с выделением основополагающих терминов, правил формул и прочих нюансов. Процесс формирования этих «мемуаров» называется конспектированием. Притом он уместен не только в студенческой среде, но и в повседневной, профессиональной жизни. Роль подобных записей неоценима.

Именно в студенческой жизни конспекты играют немаловажную, а порой решающую роль. Притом формировать эти тексты важно не только на лекциях, но и на семинарах. Но структура, состав, содержание и даже сам порядок ведения записей будет различаться.

Что содержат конспекты лекций и семинаров?
Что содержат конспекты лекций и семинаров?

Несмотря на то, что обучение в ссузах и вузах сконцентрировано вокруг самообучения, самообразования, а на занятиях практикуют больше слушание, нежели диктовку, студентам следует вникать и запоминать, фиксировать наиболее важные моменты.

На лекциях допускается несколько сценариев конспектирования:

  • Тотальный диктант, когда педагог сначала рассказывает, а затем (или параллельно) диктует наиболее важные моменты темы для записи;
  • Самостоятельная фиксация поданного материала по принципу «что успел, то и записал» или по мере «фильтрации услышанного», после тщательного переосмысления отражение коротких, емких, но значимых записей: основные термины (порой даже без определений), формулы, примеры, законы и правила и пр.

На семинарах ведение конспектов кардинальным образом отличается. Как правило, подготовка к данному виду занятий носит «информационно-печатный характер»: студенты ищут ответы на заранее выданные вопросы, «фильтр уют» информацию (чтобы ее было немного, но достаточно для полного раскрытия темы и пр.), распечатывают. На этом выполнение «домашнего задания» подходит к концу. Но в ходе заслушивания выступления сокурсников и одногруппников все же целесообразно вести конспекты и ли делать пометки:

  • Фиксировать новую информацию, которую не наблюдает у себя;
  • Выделять наиболее существенные моменты, на которых педагог акцентировал внимание;
  • Исправлять ошибки, допущенные в ходе подготовки и пр.

В отдельных случаях некоторые категоричные преподаватели требуют вести конспекты и лекций, и семинаров. Притом без их наличия получить допуск к зачету или экзамену не удастся.

По факту, конспект – это небольшая, но важная, емкая и точная заметка по теме или конкретному вопросу/разделу, где очерчиваются самые важные моменты (обязательные к рассмотрению, изучению и запоминанию). Притом он может формироваться от руки или с помощью современных цифровых и иных технологий, но преподаватели чаще требуют «ручной вариант».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды конспектов

Формирование конспектов чаще всего происходит в спешке и требует выработки собственного, индивидуального стиля. Каждый студент сам выбирает наиболее подходящий для него способ фиксации осваиваемой информации. На практике чаще всего учащиеся колледжей или вузов пользуются следующими приемами:

  • Полномасштабный текст с подробными описаниями, детальными записями, разъяснениями и пометками, расшифровками. Данный вариант посилен шустрым учащимся, обладающим высокой скоростью письма, или кропотливым студентам, готовым посвящать свободное время самообразованию и дополнению текущих записей.
Классификация конспектов
Классификация конспектов
  • «Лекции-короткометражки». Этот сценарий предполагает написание только тех моментов, за которыми студент поспел (что он усвоил, запомнил или успел записать под диктовку). Притом здесь могут присутствовать как важные, так и второстепенные моменты.
  • Конспект-схема, когда учащийся записывает тему в рамках определенной методики (например, делит лист на несколько частей, каждая из которых имеет свое предназначение: определение, формулы, даты и пр.). Также здесь допускается фиксация записей с отражением последовательности мысли: что и когда, за чем следовало, констатация хронологии событий/явлений/правил и пр.
  • «Символьный конспект». База данного теста – это сокращения, различные обозначения и символы, которые порой понятны только «автору конспекта». Здесь допустимо задействование специальных обозначений из разных наук (главное, чтобы они были односмысленными и точными): математические, логические, естественнонаучные обозначения, заимствование из иностранных языков, аббревиатуры и пр.
  • План-конспект, когда студент выделяет лишь саму тему, а далее фиксирует ее «разделы» с пометками: подпункт + термины, формулы, наименования законов и пр. Такие записи позволяю кратко зафиксировать, о чем говорил преподаватель, а далее при необходимости вспомнить или дополнительно изучить материал с учетом «указанной траектории».

Каждый студент самостоятельно выбирает или «разрабатывает «технику» ведения конспектов, учитывая целы ряд факторов: требования педагога, скорость письма, требования по оформлению, качество текста и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

5 причин конспектировать лекции и семинары

Конспектирование для студента – это не просто обязанность или соблюдение требований педагога, но и отражение заинтересованности и внимательности на занятии, погруженности в тему. Поверьте, дополнительные вопросы, ведение записей плодотворно сказывается не только ка качестве подготовки, но и репутации учащегося, которая играет немаловажную роль на зачетах, экзаменах и прочих мероприятиях. Сегодня мы выделим 5 очевидных и наиболее важных причин, подтверждающих необходимость и целесообразность конспектирования лекций и семинаров.

Причина №1. Лучшее и более точное запоминание информации. В ходе конспектирования студент лучше усваивает «поданный» ему материал, притом происходит не просто запоминание, а именно «переработка и усвоение» основной информации. Притом данный сценарий идеально подойдет лицам, у кого развита больше визуализационная (письменная или зрительная) память.

Зачем нужны конспекты?
Зачем нужны конспекты?

Причина №2. Достойная альтернатива учебникам и наличие точной «минимальной базы» для ответа на зачете или экзамене, но без гарантии получения отметки «отлично». Конспекты лекций и семинаров способны заменить полномасштабные учебники, в которых помимо основной информации встречаются отступления, углубления в отдельные моменты. По сути, на лекциях преподаватель дает базу, а на семинарах ее углубляет. Ведение конспектов позволяет получить полноценную основу для подготовки к предстоящей аттестации: притом она позволит точно ее преодолеть, но результат (отметка) будет зависеть от качества подготовки и репутации студента.

В этом случае конспекты позволят быстро вспомнить пройденную тему или курс, дисциплину, оперативно или в кратчайшие сроки (без дополнительной волокиты) подготовиться к намеченной контрольной/лабораторной работе, КСР и пр.

Причина №3. Гарантия получения допуска к сессии. В последнее время преподаватели требуют предоставить им полный конспект лекций, а некоторые – конспект семинаров для получения допуска к зачёту/экзамену. Здесь ведение конспектов будет «суровой реальностью и обязанностью», необходимостью для учащегося. Учтите, что преподаватель в этом случае может не просто пролистывать тетрадь, но и вчитываться в текст. Потому формирование записей потребует разборчивого почерка, следованию теме, по возможности – внятному оформлению (выделение терминов, абзацев и отступов, переходы и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Причина №4. Конспект вместо шпаргалки. Конечно, сейчас можно скачать готовые шпаргалки или ответы на билеты и превратить их в миниатюрный вид, пригодный для незаметного списывания и пр. Но согласитесь, перед их формированием важно ознакомиться с материалом, структурировать его, привести в понятный вид и пр. В лекциях и конспектах будет содержаться основная информация, которую педагог желает и намерен услышать на аттестации. Так почему бы не упростить подготовку шпаргалок и не перевести лекции в соответствующий вид. Притом некоторые студенты умудряются списывать на зачете/экзамене прямо с тетрадей и остаются непойманными «победителями»!

Причина №5. Сочетание теории и практики. В конспектах лекций будут присутствовать как теоретические моменты, так и образцы (аналоги) решения задач (примеры, кейсы и пр.), а семинары дополнят банальную теорию конкретными примерами и практикой. Поэтому сочетая лекции и семинары (именно конспекты), можно научиться применять полученный теоретический багаж на практике, понять сферу действия и применения терминов, формул, теорий и пр.

Советы экспертов Disshelp по эффективному и быстрому ведению конспектов: как сэкономить время на конспектировании и достичь успеха?

Чтобы получить емкий, красиво оформленный и полезный конспект, вовсе не обязательно ночи напролет сидеть и дополнять пробелы, точно и понятно выводить буквы, раскрашивать схемы и страницы. В конспектировании уместен минимализм и структурированность. Поэтому при формировании этих записей достаточно придерживаться следующих постулатов:

  • Вместо множества цветных выделений достаточно писать текст одной ручкой, а термины и формулы выделять одним и тем же текстовыделителем (яркого цвета);
  • Разделы или каждый смысловой блок можно начинать с красной строки. В этом случае будет легче увидеть переходы, связи, уместность применения правил и пр.;
Как грамотно и эффективно конспектировать текст?
Как грамотно и эффективно конспектировать текст?
  • По возможности старайтесь внятно сокращать слова, полагаясь на привычные символы, обозначения. Допустимо в конце тетради сформировать «список сокращений» с их расшифровкой. Притом пользоваться этими аббревиатурами и схемами можно на любом предмете, так задействование и чтение лекций будет упрощено и привычно;
  • Если предвидится фиксирование последовательности действий (этапы, даты, нормативы и пр.), то не бойтесь использовать схемы и таблицы: они займут меньше места и позволят записать суть, самые основные моменты, коротко и ясно;
  • Для каждого предмета целесообразно завести как минимум одну отдельную тетрадь для лекций и семинаров (с одного конца – лекции, с другого – семинары);
  • Если скорость письма хромает, то можно воспользоваться на парах диктофоном, а дома записать «недостающие фрагменты» или поделить «письменную работу» с одногруппником. Пропуская некоторые моменты и оставляя место под них (восполнение пробелов будет проходить также в домашних условиях после обмена тетрадями). Уже здесь проявляется «студенческое делегирование» полномочий.

При формировании конспекта важно придерживаться принципа «объективного минимализма», который будет затрагивать простейшее оформление с акцентом на содержание конспекта (фиксировать только самое важное).

Необходимость конспектирования проявляется индивидуально. Кому-то и вовсе не нужны записи (ни для допуска к сессии, ни для подготовки), а кто-то не может без них обойтись. Поэтому роль конспектов определяется для каждого студента отдельно, но наличие записей делает его более ответственным, презентабельным и внимательным. Встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому наличие конспектов позволит повысить репутацию, улучшить позиции на зачете или экзамене и добавить уверенности в собственных силах.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!