При написании курсовых, дипломных и научных работ ни один автор не обходится без проведения исследования. Оно посвящается избранной теме и всестороннее ее описывает, отмечая тонкости, особенности, стремление к решению проблемы. Но мало кто понимает, что исследование в данном случае носит комплексный характер и будет иметь несколько видов. Как минимум студент или аспирант проводит основное и дополнительные исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки дополнительных исследований (функции)
Итак, написание курсовой работы, дипломного проекта или диссертации, да даже отчета по практике или НИР – все это представляет собой исследование выбранной темы. В данном случае будет иметь место как минимум два базовых типа, на которых будет строиться труд.
Первый тип – основное исследование. Оно обычно характеризуется большими масштабами и общей направленностью. То есть оно формирует общую информационную базу и полагается на план работы, построенную автором концепцию.
Второй тип – дополнительные исследования. Это своего рода вспомогательный инструмент автора, который помогает ему углубиться в отдельные моменты, показать оригинальность идеи и авторской позиции, отметить нюансы или детальнее изучить проблему со всех доступных ракурсов.
Без связки указанных вариантов «тематического погружения» невозможно полноценно изучить и раскрыть тему! Они всегда находятся в едином тандеме и взаимодополняют друг друга.
Для проведения дополнительного исследования важно понимать его роль в проекте. Можно выделить следующие базовые функции этого инструмента:
- Уточняющая. Это первая и очевидная миссия рассматриваемого типа. Он помогает выделить особенности и уточнить детали, обосновать или опровергнуть предположение автора или добыть факты, которые будут свидетельствовать о необходимости изучения определенного тематического сегмента.
- Доказательная. С помощью таких действий автор может точнее и качественнее обосновать актуальность темы, показать значение проблемы и необходимость ее решения, выделить причинно-следственные связи и пр.
- Ориентационная. Когда исследователь получает новую информацию, и она оказывается важной для исследования, то на ее основе он может сузить «тематические рамки» или разработать и внедрить в проект дополнительный исследовательский вопрос, который поможет ему оригинально и обоснованно откорректировать план, изменить траекторию или подобрать наиболее короткий и эффективный путь.
Согласитесь, что роль всестороннего и неоднократного изучения выбранной темы проекта однозначно важна. При этом дополнительные исследования обладают рядом специфических черт.
Во-первых, такие действия автора будут укладываться в общие тематические рамки, но отличаться от основных мероприятий. То есть они призваны дополнять информационную базу новыми моментами, фактами, мнениями, тенденциями, расширять текущие границы, но в пределах разумного и допустимого.
Во-вторых, такие действия призваны конкретизировать авторскую позицию и гипотезу, отметив их особенности, нюансы, добыв соответствующие научные или иные факты. То есть происходит более углубленное изучение отдельных тематических моментов, а не всей темы в целом. Но основной акцент делается на первоначально поставленной проблеме.
В-третьих, масштабы и объемы таких мероприятий довольно скромные. Они умело соприкасаются с общим планом и основным исследовательским вопросом, но имеют небольшие ответвления. То есть эти действия носят промежуточный характер и проявляются лишь в отдельных моментах. Описание подобного рода результатов не занимают много места в проекте, но именно они подчеркивают новизну и оригинальность, ценность.
В-четвертых, рассматриваемая парадигма обосновывает или опровергает основные положения автора, помогая ему грамотно выстроить траекторию и концепцию «тематического расследования». Благодаря вновь добытым материалам автор оценивает не только отдельный момент, но и общий ход изыскания и может оперативно отреагировать на любые изменения, скорректировать план и пр. То есть такие действия помогают координировать и контролировать ход основного изучения темы, проверять и обосновывать изначальный план мероприятий.
В-пятых, добавочные мероприятия реализуются только после основных. То есть автор задумывается и проводит соответствующие действия только после анализа текущих итогов и выводов. Также идея о проведении внеочередных тактик может зародиться на этапе сбора и переработки информационной базы.
Таким образом, ни одна студенческая или научная работа не обходится без проведения дополнительного исследования. С его помощью автор старается сформировать оригинальную траекторию и проверить выдвинутую им гипотезу, показать новые возможности решения и пр.
В каких случаях проводят дополнительные исследования?
Каждый студент или исследователь самостоятельно решает, когда и где, для чего он будет проводить дополнительные исследования. Чаще всего их реализуют в следующих случаях.
Когда проводят добавочные действия? |
Зачем нужны вспомогательные мероприятия? |
Действия |
Детализация конкретного этапа, результата | Наращивание объема, поиск доказательной базы, детализация причинно-следственных связей, обоснование результата | Поиск источников информации |
Пополнение доказательной базы | Проверка гипотезы, проверка качества результатов, обоснование выводов, проверка идеи | Поиск первоисточников или проведение собственного исследования |
Наращивание объема текста | Поиск дополнительных источников информации ля включения в текст, развертывания информации и увеличения объема письменной работы | |
Проверка качества текущих результатов | Проверка корректности и точности результатов, оценка перспектив их применения, оценка качества проекта | Сравнение, сопоставление, научное обоснование, анализ и пр. |
Оптимизация траектории исследования | Пересмотр плана работы на фоне новых фактов, мнений, правил и пр. | Изменение последовательности действий, пересмотр плана проекта |
Вариант 1. Детализация конкретного этапа исследования. В данном случае автор углубляется в новый или интересный для него тематический сегмент, напрямую связанный с проблемой. Такой ход помогает установить причинно-следственные связи, отметить особенности отдельного явления, уточнить значение тех или иных терминов и правил и пр.
Вариант 2. Пополнение доказательной базы. В данной ситуации исследователь стремится всяческим образом обосновать или опровергнуть выдвинутую им позицию и гипотезу или полученные (хоть и промежуточные) результаты. Здесь автор старается подкрепить суждения и итоги мнением авторитетного ученого, научными фактами, новыми экспериментальными данными и пр.
Вариант 3. Наращивание объема текста. В некоторых случаях на фоне дефицита информации авторам приходится искать новые первоисточники или собирать самостоятельно по крупицам материалы, чтобы получить НИР в допустимом для защиты объеме. В этом случае добавочные мероприятия призваны расширить тематические познания, информационную базу. Главное – чтобы они были ценными и полезными, а не голословными утверждениями и рассуждениями.
Вариант 4. Проверка качества текущих результатов. В этом случае исследователь перепроверяет имеющиеся у него под рукой материалы, результаты, формируя качественную информационную и доказательную основу, которая гарантирует получением достоверных результатов.
Вариант 5. Оптимизация траектории исследования. В этом случае исследователь пересматривает план изучения темы и решения проблемы на фоне «вновь открывшихся обстоятельств». Он может понять, в каких сегментах еще не действовали предшественники, выявить новый способ или вариант решения исследовательского вопроса и пр.
При реализации вспомогательных мероприятий автору потребуется соблюдение определенных принципов:
- Избирательности. Для погружения важно выбирать значимый сегмент, момент;
- Посильности. Погружаться в соответствующий вопрос нужно с учетом располагаемой базы, опыта, полагаясь на понятные и доступные парадигмы, подходы, методы.
- Результативности. Такие маневры призваны приводить автора к конкретным результатам, которые помогут ему в перспективе сориентироваться в основном «тематическом расследовании», оптимизировать текущую траекторию и пр. То есть важен именно результат, а не просто описание отдельного явления.
Каждый студент, аспирант или исследователь самостоятельно решает, в каком месте ему необходимо провести добавочное погружение в тему, для чего, каким образом это сделать. В этом деле он ориентируется на собственное восприятие направления и проблемы, имеющиеся у него возможности и инструментарий.
В целом, случаи, когда могут потребоваться дополнительные исследования – множество. Все они зависят от различных факторов, но помогают автору полноценно и оригинально раскрыть суть, собрать качественную доказательную базу и проверить разработанную им идею, показать перспективы развития темы.
Как и когда проводить внеочередные изыскания, исследователь решает сугубо в индивидуальном порядке, полагаясь на собственную логику, восприятие и опыт.
Виды дополнительных исследований
Каждый студент, аспирант самостоятельно решает, какие дополнительные исследования ему необходимы для наиболее полного и аргументированного раскрытия заявленной темы. Здесь важно понимать, что рассматриваемая парадигма – это не просто одно конкретное мероприятие, а целый комплекс соответствующих мер. Чаще всего исследователи прибегают к применению следующих видов.
В зависимости от необходимости проведения можно выделить добавочные и повторные действия. Добавочные призваны дополнить проект новыми материалами, фактами, мнениями, то есть добавляют весомости конкретным предложениям и действиям, результатам. Повторные – перепроверяют достоверность и качество текущих достижений и информационной базы.
В зависимости от получаемых итогов можно выделить подтверждающие и опровергающие мероприятия. Здесь основной акцент делается на проверке выдвинутой гипотезы или авторской позиции, промежуточных или конечных результатов. По мере реализации вспомогательных приемов автор либо убеждается в эффективности и правоте выдвинутой идеи, либо опровергает ее. Здесь не стоит пугаться опровержения: отрицательный результат – то же результат. На его основе можно грамотно выстроить новую траекторию, разработать исследовательский вопрос и пр.
По характеру результатов также можно выделить обобщающие и уточняющие тактики. Чаще всего среди студентов и аспирантов преобладают уточняющие, так как дополнительные исследования для них служат своего рода очередной возможность отстоять свое мнение и предположение, конкретизировать отдельные явления и аспекты изыскания. Уточняющие — нацелены на погружение в более узкий сегмент для детализации соответствующих аспектов. Обобщающие призваны помочь сформировать промежуточный или конечный вывод в рамках темы, объединить или связать между собой конкретные результаты, причины и следствия, показать ценность и новизну проекта.
В зависимости от характера можно выделить теоретические и прикладные манипуляции. Первые призваны пояснить отдельные положения, терминологию, правила, а вторые базируются на проведении экспериментов, практических действий для сбора доказательной базы и пр.
Какие дополнительные исследования необходимы автору? Ответ на этот вопрос сугубо индивидуальный и зависящий от массы факторов: в каком сегменте есть пробелы, требуется более тщательное пояснение или обоснование и пр. Но главное в этом деле – ответственно подойти к планированию и подбору подходящих методов. Добавочные тактики будут отличаться от основного, но при этом содействовать изначально намеченной цели.
Методология дополнительных исследований
Согласитесь, что каждое мероприятие требует особого подхода и тщательного подбора инструментария. Дополнительные исследования – не исключение из этого правила. Для их реализации требуется подобрать соответствующий методологический аппарат. Притом он будет точно отличаться от основного, но при этом строго укладываться в обозначенные изначально тематические рамки.
Дополнительные методы исследования для их эффективного применения требуют соблюдения ряда принципов. Во-первых, важна тщательная избирательность с учетом специфики изучаемого сегмента и тематических рамок. Во-вторых, вспомогательный инструмент явно будет отличаться от основных приемов и подходов, которые автор применяет для раскрытия темы. Они призваны детализировать отдельные моменты, поэтому чаще всего являются более узкими, специализированными.
Вид |
Описание |
Миссия |
Общие методы | Ориентированы на тему в целом и общую логику, всесторонне освещают исследовательский вопрос | Воссоздание общей тематической картины и логики ее изучения |
Узкие приемы | Призваны решать конкретные задачи, нюансы с использованием специальных инструментов | Уточнение отдельных нюансов, вопросов, акцент на проблеме и ее решении |
Теоретические | Основаны на использовании информационной базы и дополнительных первоисточников | Пояснение сложных фрагментов |
Прикладные | Ориентированы на проведение экспериментов, опросов, наблюдений, применение приемов на практике | Проверка теории, гипотезы на практики |
Описательные (аналитические) | Базируются на переработке данных и описании хода изучения вопроса, анализа полученных результатов | Отражение последовательности действий и связности результатов, их обоснованности и необходимости |
Констатационные | Выделение результатов и их обоснование, применение в общем контексте с определенной целью | Подведение выводов |
В зависимости от сложности применения можно выделить общие и узкоспециализированные приемы. Общие – призваны обобщить полученные результаты, увязать новые факты, выводы с основным контекстом проекта. К этой категории относят такие приемы сравнение, обобщение, аналогия и пр. Узкоспециализированные призваны углубиться в конкретный этап, момент. Чаще всего из выбор зависит от научной плоскости и текущей концепции проекта. Согласитесь, что приемы, свойственные медицине, вряд ли смогут быть применены в технической отрасли.
В зависимости от типа НИР принято классифицировать на теоретические и прикладные методы. Первые основываются на сборе дополнительной информации и ее переработке. В этом случае чаще всего на помощь приходит научная литература, мнения авторитетных экспертов и ученых. Во втором случае автору предстоит спланировать и провести эксперимент или опрос для получения дополнительной «пищи для ума».
По характеру изложения полученных результатов можно отметить описательные и констатационные подходы. В первом случае автор описывает конкретную ситуацию, механизм, полученные факты, благодаря чему обосновывает результат или авторскую позицию. Во втором случае – он выделяет конкретный итог и отмечает его роль, тенденции, то есть подчеркивает известный ему итог, тщательно аргументируя выводы. То есть здесь разница кроется лишь в приеме описания: как он излагает результаты добавочных мероприятий.
Чтобы грамотно подобрать необходимые дополнительные исследования и соответствующие им приемы, важно четко поставить цель, продумать научный аппарат и определить места, требующие соответствующего (детального) погружения.
Как проводить дополнительные исследования? (этапы)
Чтобы понять, какие дополнительные исследования следует провести, важен не просто творческий подход или импровизация автора. Здесь действует конкретная схема, которая может быть адаптирована под тематические особенности и возможности каждого автора.
Первым шагом является анализ текущей информационной базы, плана работы и результатов для выяснения сегментов, требующих уточнения, детального изучения. В данном случае важно понять, что следует уточнить, какие моменты детализировать, обосновать и пр. То есть автор определяет более узкие ответвления от основного плана, но с ориентиром на тему, цель и гипотезу, проблему. Ключевой вопрос здесь: «Что исследовать и когда это делать?».
Второй шаг – подбор инструментов и способов вспомогательного погружения. В данном случае нужно учесть тематические и научные особенности исследовательского вопроса, нюансов, которые он намерен изучить и отметить. Чтобы получить конкретный результат, важно понимать: какие действия нужно предпринять, какие аспекты исследовать, на что обратить внимание, какие приемы помогут в этом. Притом зачастую дополнительные методы исследования отличаются от основных или требуют использовать специфической информации. Ключевой вопрос на этой стадии: «Как проводить вспомогательные мероприятия, какие мероприятия пригодны?».
Третий шаг – проектирование и планирование. Без этого никуда! Здесь важно грамотно сочетать творческий подход с намеченными ориентирами (что изучать и как отмечать). Необходимые дополнительные исследования требуют тщательного «мозгования», вписывания в общий научный аппарат и определение конкретной последовательности действий. Важно понять, в каком месте требуется уточнение или обоснование, что нужно для его получения, какие действия приведут к желаемому результату и пр. Ключевой вопрос данной стадии: «Что и когда делать?». По результатам проектирования и планирования, автор получит программу мероприятий.
Четвертый шаг – проведение дополнительного исследования. В данном случае происходит реализация описанной траектории, последовательности действий с фиксацией получаемых итогов. Ключевой вопрос: «Какие результаты получены?».
Пятый шаг – обработка итогов и определение возможностей их применения в составе проекта. В данном случае автору предстоит понять тонкости, особенности выделенного момента, проанализировать результаты (о чем они свидетельствуют, как изменились и пр.), а затем определить место для их описания в составе проекта. В этом деле поможет контекстуальный анализ. Ключевой вопрос: «Как и где описать полученные результаты, чем они ценны?».
Шестой шаг – описание хода вспомогательных мероприятий и полученных итогов. Здесь автор выделяет в тексте работы соответствующие моменты с учетом общих правил и требований форматирования, повествования.
Обратите внимание, что дополнительные исследования, несмотря на свое тематическое совпадение, требует проектирования и планирования, учета результатов основного изыскания. Сплошная импровизация не приведет к должным итогам и выводам.
Тонкости проведения дополнительных исследований (тематичность, срочность, границы и пр.)
Чтобы получить качественные и полезные результаты, важно правильно определить необходимые дополнительные исследования. Здесь важно учесть тематические границы и текущий план мероприятий, научный аппарат. Если очень нужно, имеется достаточная аргументационная база и возможность обосновать изменения в изначально намеченной траектории, то можно пересмотреть логику и траекторию изучения основного исследовательского вопроса. То есть здесь важно подчеркнуть именно роль и необходимость уточняющих или иных вспомогательных действий и их приверженность теме.
Дополнительные методы исследования должны учитывать общие границы и специфику изучаемого вопроса, момента, аспекта. То есть здесь будут двойные грани: соблюдение общих рамок и погружение в отдельный момент на определенной «глубине», подобного рода тактики не должны перекрывать суть проекта, идею, а лишь подчеркивать корректность избранной траектории, особенности важных моментов. Притом в ходе их применения нужно избегать дублирования информации: не нужно доказывать аксиомы, обосновывать очевидное и логичное, повторять текст и пр. Миссия данного инструмента – дополнить.
Выполнение подобного рода действий будет учитывать общие сроки выполнения и сдачи проекта. Важно тщательно продумать, что, как и когда будет делать автор, чтобы не затянуть ход подготовки академической или иной работы. Следует наметить временные рамки для реализации и обработки соответствующих данных.
Также следует обратить внимание на рациональность объема рассматриваемых мероприятий. Добавочные действия не должны перекрывать основные стратегии, логику и суть проекта. То есть они будут производиться с определенной шириной и глубиной (чаще глубже и уже), но в контекстуальном плане они не отнимут много места и лишь емко, аргументированно подчеркнут особенности, выводы.
Таким образом, дополнительные методы исследования – это не просто внеочередные действия по изучению темы, а тщательно продуманная тактика с акцентом на узкий сегмент, требующая выполнения ряда формальных и неформальных правил, тонкостей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по проведению дополнительных исследований
Чтобы ваши очередные действия не были напрасными и бесполезными, специалисты ДиссХелп подготовили несколько дельных советов. Как же грамотно провести необходимые дополнительные исследования?
Во-первых, нужно понять, что именно нужно уточнить, конкретизировать. Для этого придется сначала продумать основной исследовательский вопрос, базовую траекторию и реализовать ее. Только по мере получения основной информации можно судить, что делать дальше.
Тщательно оценить все моменты, этапы и отметьте:
- Дополнительные вопросы, возникающие по ходу прочтения и анализа данных с целью пояснения необходимости или ценности отдельных шагов, результатов и пр.;
- Какие термины и понятия требуют пояснения (непонятны или сложны для восприятия), проверки?;
- Какие результаты стоит перепроверить, какие из них вызывают сомнения?
- Какие части можно дополнительно отметить, какие из них важны и нужны для освещения идеи, авторской позиции?
- Как связать между собой этапы или отдельные моменты в рамках заявленной темы?
После выделения полей для очередного изучения важно понять, какие из них наиболее важные в рамках намеченной базовой траектории. То есть нужно оценить каждый из сегментов и обосновать необходимость его более углубленного отражения в проекте.
По мере реализации нового пути важно быть предельно внимательным, чтобы оперативно фиксировать результаты, оценивать их достоверность.
После проведения дополнительного исследования выделите полученные результаты и оцените уместность их применения в работе с учетом значения, характера, цели и контекста. Важно не просто отметить, что сделал автор, но и как он умеет пользоваться полученными данными, связывать их в единую картину и пр.
Описывайте ход и итоги вспомогательных действий кратко и емко, а все выводы подтверждайте аргументами. Результаты лучше всего преподносить в комбинированной форме: таблицы, рисунки, схемы с текстовым описанием-анализом. Такой ход выделит достижения и их роль в общем контексте, а также поможет ликвидировать пробелы.
Выделяйте только необходимые дополнительные исследования по теме проекта. Контролируйте частоту и глубину их проведения. Не стоит тотально изучать каждый второстепенный вопрос или нюанс, чтобы на «раздуть» материал до неузнаваемости. Помните: меньше воды и спама, больше деталей – залог успеха.
Таким образом, дополнительные исследования – это один из обязательных компонентов любого студенческого или научного труда. Они призваны повысить качество проекта и выдвигаемой гипотезы, степень аргументации выдвигаемых положений и авторской позиции. Важно не переборщить с подобного рода действиями, грамотно их вписывать в общий контекст и отмечать их роль в достижении намеченной цели.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
дополнительные – должны дополнять. Вот и весь секрет. Главное, чтобы они помогали автору разобраться в теме, собрать доказательную базу и отстоять свои вывод, позицию. Притом прибегать к ним нужно только по необходимости, а не просто из личной инициативы.