Подготовка монографии, диссертации, доклада или иной научной работы требует тщательной и качественной переработки подобранных материалов. Порой авторам приходится работать с большим объемом информации. В некоторых случаях результаты исследования становятся неточными или некорректными, на фоне ошибок, связанных с обработкой материалов.
Почему возникают ошибки в обработке данных при выполнении научной работы?
Выполнение научной работы – процесс сложный, требовательный и многогранный. Исследователю предстоит глубоко погрузиться в тему, разобраться в ней, показать и обосновать проблему и предложить инновационный способ ее решения. Данная процедура сопровождается изучением и переработкой огромного числа первоисточников.
При написании диссертации, монографии, научного доклада важно грамотно обработать собранные материалы. Что это значит? Это означает, что пользователю нужно извлечь пользу и выгоду из собранной информационной базы, отсеять ненужную или сомнительную информацию и грамотно ее систематизировать в единый проект. То есть обработка информации представляет собой процесс упорядочивания фактов, мнений, результатов эксперимента и прочих данных в целостную картину с акцентом на проблему, выдвигаемое решение и его обоснование.

Нередко аспиранты допускают ошибки при обработке информационной базы. Чаще всего изъяны возникают на фоне следующих факторов:
- Слишком большое число первоисточников, огромный объем информации, который трудно запомнить и уместить в рамки проекта;
- Слабый уровень подготовки и слабое владение темой, отсутствие представлений по ней и собственных вариантов решения проблемы, отсутствие навыков по обоснованию результатов и выводов;
- Отсутствие возможности удостовериться в качестве первоисточников и использование в проекте недостоверных материалов, сомнительной информации;
- Невнимательность при переработке данных способна привести к некорректным результатам и в корне изменить дальнейший ход исследования;
- Неправильный сбор первоисточников. В этом случае автор на фоне дефицита данных или некорректного восприятия темы задействует материалы, не имеющие прямого отношения к исследовательскому вопросу. Также могут быть неточности при измерении или расчете показателей, описки и пр.;
- Неэффективная методика также может снизить качество исследования и полученных результатов.
Ошибки в научной работе – не редкость. Даже опытные ученые порой допускают огрехи на фоне высокой нагрузки и переутомления, невнимательности. Но, согласитесь, наличие изъянов в проекте точно его не красит, а лишь снижает качество результатов и авторитет исследователя. Поэтому очень важно стремиться к недопуску ошибок.
Самые распространенные ошибки в обработке данных в научной работе
Обработка данных – процесс кропотливый, серьёзный и ответственный. Порой даже самый дотошный исследователь допускает промах при написании научной работы. Какие недочеты можно встретить в составе диссертации или монографии?
Вид ошибок |
Подвиды |
Влияние на проект |
Логические | Некорректная интерпретация, нарушение логики в описании | Отсутствие ясности четкости в обосновании результатов и их описании |
Лингвистические | Орфографические, грамматические, пунктуационные и пр. | Снижение качества текста |
Структурные | Отсутствие связи между этапами исследования и разделами работы, несоразмерность частей проекта | Разный объем глав и параграфов, отклонение от формальной структуры проекта и требований ГОСТ |
Качественные | Сомнительная информационная база, неточные результаты | Снижение качества исследования, достоверности результатов, бесперспективность применения на практике |
Первой и самой популярной огрехой в переработке и преобразовании первоисточников является банальная описка или орфографическая, грамматическая ошибка. Казалось бы, что такого, если слово написано неправильно? Ведь суть ясна. На самом деле, наличие лингвистических огрех подчеркивает невнимательность, рассеянность автор, а значит, что в расчетах или более серьезных операциях также может быть нарушение.
Более того, порой одна буква способна изменить значение слова и направит исследователя ошибочным курсом. Поэтому даже банальная описка может стоить проекту жизни, а автору – репутации.
Вторым видом ошибок в обработке данных выступает использование недостоверных материалов. Порой проверить качество источников информации становится невозможным. Но пользователь не намерен отступать и решается задействовать соответствующий ресурс в своем проекте. Такой ход чреват серьезными нарушениями. Во-первых, качество таких результатов будет сомнительным и неточным. Во-вторых, ход исследования может стать некорректным, а полученные выводы окажутся нереалистичными и невозможными к реализации на практике.
Третья огреха состоит в неверной интерпретации данных. В этом случае автор может неправильно сгруппировать факты и материалы. Такой ход вносит размытость, сложности в изучении материалов. Также изъяны в интерпретации могут затрагивать корректность описаний, расшифровок полученных данных и выводов.
Четвертая ошибка в обработке – отсутствие логики в описании или повествовании. Самостоятельно добыче автором результаты важно не просто описать и показать. Но и аргументировать. Для этого придется грамотно вписать известные факты, положения, доказательства в контекст. Если автор не умеет связать текущие факты с научными, делать плавные переходы между результатами и этапами исследования, то это тоже серьёзное нарушение. В этом случае в основной части получается путаница и неразбериха, вместо связного повествования освещение отдельных моментов без какой-либо логики.
Пятая ошибка связана со структурными особенностями проекта. Порой исследователь настолько увлекается собственным проектом, развитием темы, детально расписывая каждый шаг и параграф, что забывает о принципе соразмерности. Если наблюдается явный диссонанс в объеме глав, параграфов, то это также не красит проект. Важно равномерно освещать все стороны темы и исследовательский вопрос. Если одни вопросы раскрыты широко, а другие моменты поверхностно, то это подчеркивает изъяны: дефицит информации и стремление автора компенсировать его с помощью других разделов и пр. Важно быть умеренными при работе с первоисточниками и их переработке.

Шестой «промах» при обработке данных в научной работе кроется в отсутствии или слабом обосновании результатов. В научной работе не должно быть голословных утверждений и умозаключений. Важно подкреплять каждое слово, действие и результат конкретными фактами, с помощью которых будут выделены тенденции, причины и следствия и пр. Если полученные результаты только констатированы, но не обоснованы – это грубейшее нарушение.
Седьмой тип нарушений в обработке данных при подготовке диссертации связан со стилистическими особенностями текста. Порой исследователи не могут просто и понятно сформулировать мысли и выводы в научном стиле. Они используют простые слова или переходят на более повседневный язык, что считается нарушением формальных требований к качеству научной работы. Важно сохранять научный стиль и следовать его правилам.
Восьмая ошибка может быть связана с использованием длинной траектории исследования на фоне малоэффективной методики. Порой авторы располагают недостаточным объемом информации или не могут разобраться в тонкостях того или иного приема. Тогда они выбирают инструменты, которые им ясны и которыми они уже владеют. Но такая манипуляция способна удлинить ход научного развития. Если существует более емкая техника, которая приведет к тому же результату быстрее, то нужно полагаться на нее. Остальные модифицированные и упрощенные длинные меры могут быть засчитаны как нарушение правил.
Девятая огреха – недостаточная проверка полученных результатов. Исследователи порой так спешат завершить свой проект, что отмахиваются от перепроверки полученных данных. Именно это приводит к ошибочным выводам и неточностям. Отказ от повторного эксперимента или фактчекинга может моментально ухудшить НИР.
Десятая ошибка в работе с данными при написании диссертаций и иных проектов состоит в утрате данных. Такой вариант возможен, когда исследователь вовремя не зафиксировал полученные результаты или забыл об их наличии и не отметил в документе. В этом случае может быть нарушена логика повествования, возникнуть пробел между этапами исследования и неточности в интерпретации материалов и выводов. Также стоит отметить, что утрата материалов может возникнуть по техническим причинам, что также приведет к неполному раскрытию темы, ослаблению доказательной и информационной базы и пр.
Указанные ошибки считаются самыми распространенными в исследовательской среде. Но они способы дисквалифицировать научную работу и автора, не допустить их к защите до тез пор, пока все изъяны не будут устранены.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Советы по профилактике ошибок в обработке данных при написании научной работы
Чтобы научная работа была допущена к защите и одобрена научным сообществом, важно исключить нарушения при ее выполнении. В этом деле следует придерживаться следующих советов.
Во-первых, старайтесь продумать не только общий ход научной мысли, но и детализировать каждый шаг и пункт: что делать, что получить, ключевые и опорные слова и пр.
Составьте план диссертации, выделите тезисы в рамках каждого пункта и старайтесь не отклоняться от него. Учитывайте заданные границы исследования. Тематические особенности, проблематику и пр.
Во-вторых, будьте более внимательны не только к общим тенденциям, но и деталям. Любое изменение требует разбора и обоснования. Только так можно установить причинно-следственные связи, тонкости в протекании тех или иных процессах, установить истинную причину ухудшений и выработать оптимальный способ урегулирования возникающих вопросов. Именно детали позволяют внести ясность в ход исследования, точнее обосновать соответствующие итоги и выводы.
В-третьих, не стоит пренебрегать фактчекингом. Все материалы, задействованные в научной работе, должны быть надежными, точными. Важно сформировать безапеляционную и безукоризненную доказательную базу. Без нее невозможно ни показать точность, ни проверить эффективность предлагаемых мероприятий, ни оценить надежность и перспективность результатов. Доказательства должны быть однозначными, проверенными.
В-четвертых, важно тщательно следовать нормам ГОСТ при написании научных работ. В этом случае удастся избежать ошибок структурного, стилистического характера, а также правильно оформить документ в целом. Поэтому важно внимательно изучить все требования и параметры, которым должен соответствовать труд исследователя.
В-пятых, не стремитесь разом переработать большой объем данных. Лучше всего для минимизации ошибок разбивать материал на части, блоки и обрабатывать небольшими частями. В этом случае усвоение материалов происходит лучше, качество обработки материалов выше, результативность – точнее.
В-шестых, по мере написания научной работы обязательно проведите вычитку или самоанализ рукописи. Но перед тем, как перечитывать материал, сделайте небольшой перерыв, чтобы отдохнуть и снять «розовые очки». В этом случае также можно заметить и оперативно устранить недочеты, повысить информативность и читабельность текста.
В-седьмых, для упрощения процесса обработки материалов можно привлечь современные сервисы и блага. Например, можно «перепоручить» переработку первоисточников нейросетям или ИИ. Но не стоит доверять им на 100%. Сгенерированный ими текст все же стоит перечитать, чтобы убедиться в его соответствии теме, корректности и достоверности.
Будьте внимательны, ответственны, оперативно восполняйте пробелы в знаниях, полагайтесь на себя и фактчекинг, тогда успех не заставит себя долго ждать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!