Современная система образования в России является вполне доступной для каждого желающего освоить профессию, стать дипломированным и квалифицированным специалистом. Но сама «доступность» у каждого человека определяется по-своему. Для одних – это тотальная подготовка ко вступительным испытаниям и успешное преодоление конкурсного отбора собственными силами, для других – использование льгот и привилегий, предписанных на законодательном уровне. Для третьих – хорошие финансовые возможности для обучения по контракту.
Одним из выгодных и проверенных способов бесплатно освоить желаемую специальность является поступление на основе целевого направления. Сегодня мы расскажем о «целевом обучении» в колледжах и техникумах России, развеяв самые распространенные мифы.
СОДЕРЖАНИЕ
Поступить в колледже проще, чем в ВУЗ?
Ответ на этот вопрос однозначен – да. Для поступления в высшее образовательное заведение необходимо иметь на руках результаты ЕГЭ. Притом, чем они выше, тем лучше для абитуриента. Для подачи документов в среднее профессиональное учебное заведение никакое ЕГЭ или ОГЭ не нужно. В этом случае итоговая аттестация ученика не котируется. Зачисление в колледж производится путем проведения «конкурса аттестатов»: чем выше средний балл документа, тем выше шансы получить бесплатное профессиональное образование.
Но это не значит, что в колледж берут всех подряд. Конкурс на одно место в престижном техникуме ничуть не ниже, чем в солидном ВУЗе. Количество бюджетных мест ограничено и может зависеть от направления подготовки, возможностей СУЗа, финансирования государства, потребностей региона/города, оснащённости аудиторий и пр.
Важно отметить, что профессиональное становление в колледже может быть бюджетным и платным, притом изначально студенты осваивают программу бакалавриата (в любом случае: будь то СУЗ или ВУЗ). Здесь есть одно существенное отличие: стоимость образовательных услуг колледжа гораздо ниже, чем ВУЗа.
Как поступить в колледж на бюджетное место?
Поступить в СУЗ и освоить профессию бесплатно можно при соблюдении определенных правил и условий.
Во-первых, абитуриент должен иметь на руках полный пакет документов, а при необходимости успешно преодолеть дополнительное вступительное испытание. Данный рубеж проводится преимущественно по «творческой» линии.
Во-вторых, шансы на зачисление выше у тех выпускников школ, у которых в аттестате отсутствуют тройки или средний балл аттестата высокий (от 4,5 до 5,0).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В-третьих, поступить в СУЗ можно с помощью льгот, если доказать их действие и наличие документально. Приемная кампания в техникумах практически ничем не отличается от аналогичных мероприятий при наборе абитуриентов в ВУЗ. В СУЗах также выделяют дополнительные места для льготников и целевиков. Так почему бы не воспользоваться легальной привилегией?
Поступить в СУЗ по целевому направлению невозможно?
Это самая грубая ошибка и заблуждение абитуриентов. По статистике более трети поступающих вовсе не знают о данной возможности, а около 40% полагает, что целевое направление предназначено только для поступления в ВУЗ.
На самом деле колледжи и техникумы также успешно практикуют «целевую подготовку» специалистов. Просто в России данная практика пока действует выборочно и встречается чаще при поступлении в ВУЗ.
Действие целевой программы необходимо уточнять непосредственно в выбранном СУЗе, у члена приемной комиссии или в деканате. В России поступить по целевому направлению в колледж можно в 35% случаев. Притом воспользоваться данным вариантом могут как выпускники 9, так и 11 классов. Доля мест для целевого обучения в техникумах едва достигает 5-10% от общего числа вакантных мест.
Существенной разницы между программами бакалавриата в СУЗе и ВУЗе нет. Отличаться могут лишь направления подготовки (перечень специальностей), проходной балл аттестата, дополнительные испытания. Также считается, что в колледже занимаются подготовкой «прикладных профессий».
Как и где брать целевое направление в СУЗ?
Процедура оформления и получение целевого направления для обучения в СУЗе аналогична схеме при поступлении в ВУЗ. Здесь абитуриенту необходимо выполнить ряд действий:
- Уточнить в СУЗе наличие мест для целевиков (действует ли данная программа);
- Конкретизировать перечень компаний, с которыми учебное заведение сотрудничает в рамках целевой программы подготовки квалифицированных специалистов;
- Обратиться на предприятие или в соответствующее профильное ведомство для прохождения собеседования и получения целевого направления;
- Заключить договор с потенциальным работодателем, готовым оплатить обучение в СУЗе;
- Подать документы в колледж/техникум, приложив к ним целевое направление (основание для проведения конкурсного отбора на особых условиях);
- Пройти конкурсный отбор и заключить договор на оказание образовательных услуг с колледжем.
Обратите внимание, что наличие целевого направления не снимает с абитуриента ответственности и обязанности по успешному преодолению вступительных испытаний. Данный рубеж неминуем в любом случае: на общих основаниях, по льготе/квоте или целевой программе.
Целевое направление выдает потенциальный работодатель, который нуждается в пополнении кадрового состава и готов поручиться за Вас перед учебным заведением. Им может быть руководство предприятия или определенное ведомство (например, для медиков – Минздрав, для педагогов – Минобрнауки, для работников транспортных путей и жд-дорог – Минтранс и пр.). Он выписывает целевое направление в конкретный СУЗ, на определённую специальность. Поэтому еще до оформления данного документа абитуриенту необходимо определиться: кем он желает стать, где планирует работать, оценить все условия и пр.
Условия целевого обучения в СУЗе
Освоение профессии по целевому направлению предполагает соблюдение каждой из сторон определённых условий:
- Студент.
Учащийся обязан учиться только на положительные отметки, соблюдать все правила СУЗа, своевременно закрывать сессии. Также он может получать стипендию. Никаких финансовых обязательств перед учебным заведением студент не несет. он будет посещать все занятия, предусмотренные учебным планом, выполнять письменные проекты и иные задания, проходить промежуточную и итоговую аттестацию.
По окончании обучения выпускник обязан отработать определенный период времени у «направителя», в противном случае он должен возместить ему все расходы, связанные с получением образования. В среднем «отработка» при обучении в СУЗе составляет 3 года, а при обучении в Вузе – 5 лет. В случае отчисления студента из колледжа, он будет обязан возместить направителю все расходы, связанные с его профессиональной подготовкой на момент отчисления.
- СУЗ.
Образовательное заведение должно организовать учебный процесс, предоставив студенту все необходимые инструменты, материалы и условия. Освоение профессии проходит согласно учебному плану и образовательной программе. Раз в семестр организуется аттестация студента, по результатам которой определяется дальнейшая судьба.
- Предприятие или ведомство.
Компания, которая выдала целевое направление, заинтересована в обучении специалиста и по окончании образовательного процесса по мере получения диплома об образовании гарантирует зачисление в свой штат, обеспечение трудовым местом.
Компания-целевик полностью несет расходы, связанные с профессиональной подготовкой дипломированного специалиста в СУЗе: образовательные услуги, стипендия, оплата ученического отпуска (если студент уже трудоустроен) и пр.
Достоинства и недостатки целевого обучения в СУЗе
Учебный процесс студента-целевика ничем не отличается от обучения по общим правилам, по мере прохождения конкурсного отбора на общих основаниях или по другой льготе. Правила СУЗа будут одинаковы для всех учащихся.
К плюсам целевого обучения в колледже можно отнести:
- Более мягкий конкурсный отбор, круг претендентов будет более узкий – только среди таких же целевиков;
- Обучение для студента – бесплатно;
- Гарантия трудоустройства по мере получения диплома о среднем профессиональном образовании;
- Прохождение практики на территории потенциального работодателя в качестве стажера, практиканта и пр. Притом практика может быть оплачиваемой!
- Предприятие удовлетворяет собственные потребности в квалифицированных кадрах, сокращая уровень безработицы в городе/регионе/стране.
К минусам обучения в СУЗе по целевому направлению можно отнести:
- Дополнительные обязательства перед будущим работодателем в виде положительной успеваемости, соблюдение правил СУЗа и условий договора между тремя сторонами (студент, суз, работодатель);
- Обязательная отработка. Это своего ода «карма» выпускника, когда он должен возместить работодателю затраты на его обучение путем собственной отдачи и вклада в работу компании;
- Трудно найти предприятие, нуждающееся в специалисте со средним профессиональным образованием. В последнее время компании заинтересованы в профессионалах с высшим образованием. Поэтому, чтобы найти «организатора-инвестора» придется побегать, поискать.
В целом, процедура получения целевого направления и обучения по нему стандартна как для СУЗа, так и для ВУЗа. Главное – соблюдать предписанные в договоре правила.
Самыми популярными направлениями обучения по целевому направлению в СУЗах по итогам приемной кампании 2020 стали: информационная безопасность и IT-технологии, инженерия, машиностроение, приборостроение, радиотехника, сестринское дело, лазерные технологии, нанотехнологии и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
о целевом обучении в Вузе всегда громко говорят, расписывают. Про СУЗ слышу впервые. В колледж и без целевого направления сейчас можно легко поступить. ЕГЭ не требуется. Собрал документы в охапку и вперед на любую специальность. Притом рабочие руки сейчас на вес золота. После СУЗа порой проще устроиться на работу, чем после ВУЗа.