В настоящее время освоить понравившуюся профессию можно на весьма доступных условиях с учетом собственных возможностей, желаний, способностей и действующих предложений. Покорить профессиональную ступень можно по программам трех ступеней (от базы до профи, что эквивалентно от бакалавриата до ученой степени). Воспитанием дипломированных специалистов занимаются самые разные учреждения: училища, колледжи, вузы. Предлагаем рассмотреть особенности каждого из них, а также определить достоинства и недостатки каждого варианта.
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая характеристика училища
Училище – это заведение в системе среднего профессионального образования, где занимаются лишь начальной подготовки квалифицированных специалистов. Здесь действуют программы бакалавриата «пониженной сложности», предполагающие изучение лишь основ. Несмотря на «минимализм» в рамках образовательной программы, выпускники училищ получают качественные и самые необходимые для работы навыки, но трудиться могут лишь в числе рядовых сотрудников, занятых непосредственной работой. Продвижение по карьерной лестнице с таким образованием в целом невозможно.
Специфика обучения в училище проявляется в следующих аспектах:
- Абитуриентам и студентам доступны лишь «рабочие профессии», которые действуют по принципу «получил задание – самостоятельно выполнил»;
- Поступить в училище можно на базе аттестата за 9 или 11 класс;
- Действует программа бакалавриата;
- Продолжительность профессионального воспитания и становления небольшая – от 1,10 до 2,10 лет;
- Формат обучения – преимущественно очный;
- Подготовка ведется платно и бюджетно;
- Зачастую присутствуют дополнительные платные курсы для саморазвития, которые позволяют получить удостоверение в рамках определённой специальности, направления (корочка машиниста, удостоверение монтажника, водительское удостоверение в рамках конкретной категории вождения и пр.).
В целом предложения училищ аналогичны действующим предложениям колледжей и вузов, но ограничен лишь характером профессий и возможностями трудоустройства выпускников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Зарплаты ПТУшников небольшие, ведь они выполняют простейшие работы и обязанности в рамках освоенной специальности.
Образовательный процесс предполагает аудиторную работу, а также прохождение практики на действующих предприятиях (притом нередко училища сами организовывают практику благодаря тесному сотрудничеству с компаниями, а действующие направления подготовки полностью удовлетворяют потребности предприятий-партнеров). Выпускникам предстоит подготовить аттестационный проект (чаще всего требуется теоретическое сопровождение в виде оформленной ВКР и практического задания: повар – приготовленное блюдо, парикмахер – портфолио с работами, характеристика от руководства и пр.).
Самыми популярными направлениями подготовки при училищах выступают повар, кондитер, парикмахер, автомеханик, мастер-отделочник, сварщик, электрик, слесарь и пр.
Краткая характеристика учебного процесса в колледже
Колледж – это заведение, стоящее чуть выше училища. Нередко его приравнивают к техникуму, что не совсем верно, но в целом не противоречит реалиям.
В стенах колледжей занимаются подготовкой квалифицированных работников в рамках бакалавриата, но уже с углубленным погружением в профиль. Здесь студенты получают всестороннее развитие, а также детальнее изучают профессиональные горизонты: профильных дисциплин больше, знания – глубже, практическая подготовка – выше, чем в училище.
Основными условиями пребывания в колледже будут:
- Поступление возможно только после преодоления конкурсного отбора на базе текущих документов об образовании: аттестат за 9 или 11 класс, диплом училища. Здесь основная роль приходится на средний балл документа об образовании: чем он выше, тем больше вероятность поступления;
- Продолжительность обучения – не менее 4 лет;
- Уровень подготовки: академический или прикладной бакалавриат;
- Учебная программа включает в себя общеразвивающий модуль, профильные дисциплины, практическую подготовку на базе колледжа и за его пределами, аттестации (промежуточные и итоговую).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Подготовка возможна на коммерческой и бюджетной основе на очном, заочном отделении. Образовательный процесс включает в себя традиционные лекции и семинары, лабораторные работы, контрольные срезы, зачеты и сессии, а также выполнена письменных работ для общего и углубленного развития специалиста: рефераты, доклады, курсовые работы, отчеты по практике, ВКР.
На долю практической подготовки приходится около 20% от всего учебного процесса. За это время студенты осваивают основные навыки, которыми пользуются после выпуска.
Предложения колледжей значительно шире по сравнению с училищами. Здесь можно освоить любой желаемый профиль в зависимости от действующих условий: наличие подходящей программы, условия приема, стоимость обучения и пр.
Общая характеристика обучения студентов вузов
Высшее учебное заведение (или сокращённо ВУЗ) представляет собой систему профессиональной подготовки дипломированных специалистов, обладающих тотальной подготовкой и готовых к трудовым будням. Здесь действуют программы всех уровней подготовки: от бакалавриата до докторантуры, но освоить их можно только последовательно, преодолев каждую ступень и предъявив соответствующий документ.
Качество подготовки больше зависит от студента, но в целом принято считать, что выпускники ВУЗов обладают глубокими знаниями и более отточенными практическими навыками.
Особенности профессионального развития студентов вузов кроются в следующих моментах:
- Для поступления недостаточно просто предъявить документ об уже имеющемся образовании. Здесь важно пройти государственные экзамены по профильным предметам с учетом выбранной специальности – попросту говоря ЕГЭ;
- Обучение возможно на любых выгодных условиях, но при этом по бюджетное место поступить сильнейший конкурсант, условия обучения на коммерческой основе более лояльны;
- По отдельным направлениям подготовки могут проводить дополнительные вступительные экзамены для более тщательной проверки абитуриентов и выбора наиболее подходящих профессии кандидатур, сильнейших претендентов их общей массы;
- Образовательная программа в вузе ориентирована на научно-исследовательскую и практическую подготовку учащихся. С 1-2 курсов студенты выполняют НИР, курсовые работы, отчеты по лабораторным работам, отчеты по практике, задействованы в научно-исследовательской деятельности (конференции, дискуссии, олимпиады и пр.);
- На долю практики приходится более 30-40% от учебного процесса, притом практика проходит поэтапно по мере освоения образовательной программы: ознакомительная, учебная производственная преддипломная и пр.;
- Студенты получают возможность проходить стажировку за рубежом, осваивать часть программы при иностранном вузе в рамках программ по международному обмену, получать дипломы государственного образца с европейским вкладышем и пр.;
- Востребованность дипломированных специалистов (именно после вуза) гораздо выше, чем во все вышеописанных случаях.
Только в стенах высших образовательных заведений наблюдается тотальная и мощная подготовка дипломантов. Даже программы бакалавриата здесь ориентированы на практику и науку, профильные предметы доминируют со 2 курса, а их изучение основано на поэтапном погружении в рамках дуального обучения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительная характеристика образовательного процесса в училище, колледже и вузе
Итак, давайте подведем итог всему вышесказанному. Независимо от того, где и почему Вы осваиваете выбранную профессию, в любом случае Вы пройдете определенный курс обучения и получите документ о профессиональном образовании – диплом. Именно он распахнет двери перед трудовыми буднями и рабочими обязанностями, позволит перейти на следующий этап развития и пр. Но при этом возможности абитуриентов и в перспективе выпускников будут разниться.
#1. Предложения учебных заведений в рамках профессионального образования.
Училища предлагают лишь простейшие рабочие специализации, не требующие колоссальной подготовки и погружения в профиль, которые можно изучить и освоить в кратчайшие сроки, где достаточно минимальных знаний, а профессиональная компетенция сужена до минимума. Например, парикмахеры кратко изучат анатомию, особенности ухода за волосами, а основная часть программы буде сконцентрирована на изучении и оттачивании техник подстригания, создания причесок и пр.
В колледжах и вузах перечень направлений огромен и в 90% совпадает, а подготовка более глубокая, захватывает основные моменты, притом выпускник получит более широкие компетенции и возможности.
#2. Условия приема.
Поступить в училища и колледжи нетрудно. Здесь конкурсный отбор учитывает лишь текущие успехи в учебе – средний балл аттестата. Поступление в вузы предполагает более тщательный отбор претендентов и необходимость сдачи экзаменов в строго утверждённом формате ЕГЭ, также возможно проведение ДВИ. Поэтому без серьезной подготовки покорит вуз не дастся.
В любом случае абитуриентам доступны все форматы подготовки: в училищах и ссузах – преимущественно очно и заочно, в вузах – все современные варианты обучения (в том числе онлайн).
Самым ярким отличием также будет стоимость обучения: ниже всего – в училище, дороже – в вузе. Также стоит отметить, что серьезнее заведение, тем жестче конкурсный отбор.
#3. Учебный процесс.
Именно в этом разрезе отмечается самая грандиозная отличительная черта. Образовательная программа студентов училищ – самая простейшая и короткая. В колледжах и вузах подход серьезнее: дисциплины изучают тщательнее, предусмотрены зачеты и экзамены, как минимум раз в семестр (от результата которых зависит дальнейшая судьба учащегося: продолжение обучения или отчисление). Притом требования к аттестации студентов вузов самые жесткие.
Учебная программа в училище захватывает азы профессии, в колледже – базовый уровень подготовки, в вузе – унифицированный профессионал. Притом выпускник каждой ступени имеет несколько сценариев развития событий: после училища можно устроиться на работу по профилю или продолжить становление в ссузе, выпускники колледжей – трудоустраиваются и/или продолжают обучение в вузе. Притом карьерный и доходный рост также прямо пропорционален освоенному уровню.
В любом случае программа будет захватывать теоретические аспекты и практику (в той или иной мере), проверку знаний и защиту ВКР.
#4. Аттестация.
Данный этап в целом идентичен в любом заведении: зачеты и экзамены проводятся в определенный период или согласно действующему расписанию и призваны проверить степень усвоения пройденного материала уровень готовности студентов. Различия лишь в уровне подготовки специалистов и требованиях педагогов: чем выше статус заведения, тем жестче подход, а значит выше качество образования.
#5. Востребованность выпускников.
В настоящее время работодатели все чаще отдают предпочтение лицам с высшим образованием, отмечая их разностороннее развитие и углублённую подготовку, но выпускники колледжей и училищ не остаются без работы, на поиски которой у них уходит чуть больше времени и сил.
Выбор профессии и учебного заведения – сугубо индивидуален, но должен учитывать не только желания, но и потребности и возможности индивида. Важно, чтобы программа была посильной, специальность – востребованной и хорошо оплачиваемой, присутствовала возможность карьерного и доходного роста (при соблюдении определённых условий).
Обучение на любой стадии и ступени, заведении предполагает теоретическое и практическое погружение, которое не обходится без выполнения письменных работ и исследований. Команда Дисхелп готова помочь в выполнении этой миссии, гарантируя высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!