Прохождение практики является обязательной часть при подготовке специалистов любого уровня и профессии. Но одним из явных и особенных видов прикладного воспитания студентов выступает научно-исследовательская практика.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и специфика научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика – это часть учебного процесса в рамках магистерских программ. Данный вид деятельности нацелен ан закрепление пройденного материала, развитие определенных компетенций узкого плана, а также автоматизацию базовых навыков, расширение научной базы учащегося.
Научно-исследовательская практика также свойственна будущим аспирантам на этапе поступления в аспирантуру. В данном случае она сводится к утверждению темы кандидатской диссертации и поиску информационной и доказательной базы исследования. Рассматривая категорию с текущего ракурса можно отметить, что автору научной работы предстоит реализовать научное исследование и затем описать полученные результаты, защитив их и получив награду – ученую степень «кандидат наук».
Помимо этого, научно-исследовательская практика также свойственна студентам, постигающим педагогическую специальность. В данном случае этот прием позволяет освоить азы педагогики и развить научное познание профессии, усовершенствовать существующие подходы и приемы, определить сильные и слабые стороны и выработать «индивидуальную педагогическую траекторию» с учетом имеющихся талантов, способностей и пр.
В целом, научно-исследовательская практика призвана развить и усовершенствовать навыки по организации и проведению научных исследований с акцентом на профессиональную деятельность. Эта часть образовательной программы призвана подготовить научные кадры, будущих исследователей, развив в них достаточный набор знаний и качеств по выполнению НИР.
В основе данного вида практического обучения лежит не учеба, изучение готовых материалов, а самостоятельная работа студента по проведению исследований в рамках определенной темы. При этом важно, чтобы направление научного изыскания укладывалось в рамки постигаемой специальности, образовательной программы.
Проведение научно-исследовательской практики основано на следующих принципах:
- Профессиональная компетентность, предполагающая наличие минимальных или базовых представлений по профилю, навыков по решению профессиональных задач и проблем;
- Самостоятельность. Это правило предполагает, что научно-исследовательская практика хоть и укладывается в общие границы и траекторию по профессии, но выполняется практикантом лично, без посторонней помощи. Притом самостоятельность и индивидуальность наблюдается изначально, начиная с выбора темы НИР и заканчивая описанием полученных результатов.
- Ограниченность. Рассматриваемый канон проявляется в нескольких видах. Первый – научно-исследовательская практика ограничена по срокам. Второй – данный вид деятельности также имеет границы в виде научного аппарата, информационной базы и тематической приверженности;
- Научная парадигма. В рамках научно-исследовательской практики обязательным моментом является проведение именно научного исследования и описания полученных результатов. Без данного вида деятельности реализация рассматриваемой части учебного процесса магистрантов и аспирантов немыслима. Поэтому важно не просто изучить тему всеми возможными способами, но и обеспечить научное обоснование каждого шага и результата, развит навыки по организации, проведению и сбору соответствующих ресурсов.
Таким образом, научно-исследовательская практика является частью подготовки исследователей и научных работников на уровне не ниже магистратуры. Данный вид деятельности нацелен на закрепление ранее пройденных материалов и расширение профессиональных компетенций, погружение в научную среду и работу со специфическими инструментами, методами, первоисточниками и пр., свойственными конкретной нише, профессии.
В основе научно-исследовательской практики лежит реальное изучение научной проблемы с целью поиска ее решения и развития соответствующих знаний и навыков.
Цель научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика – процесс тщательно спланированный и включенный в учебную программу магистрантов и аспирантов. В качестве общего ориентира и желаемого результата этого вида деятельности можно отметить расширение профессиональных границ и возможностей специалиста в целевой нише с акцентом на проведение научного исследования.
То есть рассматриваемая парадигма позволяет отточить имеющиеся умения и усовершенствовать их.
Цель научно-исследовательской практики (общая миссия данного этапа подготовки) формулируется учебной программой и вузом формально в таком документе, как программа практики. В этом формате она имеет лишь общие очертания, подчеркивающие обязательный для всех учащихся ориентир: чему они должны научиться или какой результат получить.
В качестве основополагающих целей научно-исследовательской практики можно выделить следующие варианты:
- Закрепление и систематизация пройденной программы с целью расширения теоретических и научных представлений студента;
- Развитие основных и специализированных навыков по проведению научного исследования;
- Совершенствование навыков по сбору и обработке информации, научной литературы, а также полномочий и умений по организации, проведению и описанию научного эксперимента;
- Формирование навыков делопроизводства с акцентом на соблюдение действующих регламентов, рекомендаций и правил.
То есть основная ориентация научно-исследовательской практики заключается в развитии, совершенствовании навыков студента по проведению серьезных, глубоких тематических изысканий и грамотном описании, обосновании полученных результатов в едином документе.
Цель научно-исследовательской практики подлежит конкретизации в отчете. В данном случае она приобретает индивидуальный характер путем конкретизации отдельных моментов научной стажировки: место прохождения практики, действующая научная проблема на объекте и в рамках темы научной работы, требования образовательной программы и ФГОС. То есть процесс постановки цели научно-исследовательской практики комбинированный и учитывающий массу критериев и ограничений.
Чтобы грамотно обозначить цель рассматриваемого этапа подготовки магистранта ли аспиранта, важно проанализировать следующие аспекты обучения:
- Общая цель – чему должен научиться практикант;
- Цель по специальности – какие результаты, знания и умения должен развить учащийся на данной стадии обучения согласно программе практики;
- Где будет проходить практика и каковы особенности объекта исследования?
- Какая научная проблема будет рассматриваться и какие перспективы ее решения видит стажер?
По мере получения ответа на поставленные вопросы студенту предстоит воссоединить их в единую картину и постараться переформулировать цель данного этапа становления в индивидуальном контексте.
Формулировка рассматриваемой категории должна быть краткой, емкой, в научном стиле. Притом не стоит забывать, что постановка цели – это призыв к действиям, которые должны быт конкретизированы: исследовать, проанализировать, решить, установить и пр.
Окончательная постановка цели и ее документальное закрепление отмечается во вводной части отчета о научно-исследовательской практике. В нем она отражается в виде отдельного предложения или абзаца, подчёркивающая специфику научной деятельности практиканта и ее приверженность к конкретной научной, профессиональной плоскости, образовательной программе.
Цель научно-исследовательской практики – одна. Она может быть предельно точной или комбинированной, но она в любом случае единственная!
Задачи научно-исследовательской практики
Не менее важным моментом в рамках прохождения научно-исследовательской практики выступает постановка задач. Данная категория призвана уточнить этапы реализации программы и определить конкретные мероприятия, действия стажера.
Постановка задач научно-исследовательской практики облегчает жизнь стажера позволяя ему быстро сориентироваться в намеченных требованиях и предстоящих планах.
Задачи научно-исследовательской практики дополняют и раскрывают цель рассматриваемого этапа практической и научной подготовки магистранта или аспиранта. С их помощью стажер выстраивает определенную последовательность и логику проведения научного исследования, отмечая ключевые мероприятия.
Цель научно-исследовательской практики |
Задачи научно-исследовательской практики |
Одна конкретная миссия прохождения практики с конкретизацией конечных (желаемых) результатов | Множество конкретных действий, уточняющих ход выполнения и достижений цели. Несколько последовательных мероприятий |
Учитывает специфику образовательной программы | Учитывают специфику профессии и образовательной программы, роль практики |
Ориентировано на требования ФГОС | Ориентировано на подготовку исследователя с учетом требований ФГОС и достижений НТП |
Захватывает новейшие подходы и правила, достижения в решения научных проблем | Воссоздают логику практики и научного исследования в целом |
Важно отметить, что цель и задачи научно-исследовательской практики должны быть идентичны, то есть следовать одной теме, направлению, уровню подготовки и содействовать изучению конкретной (одной и той же!) научной проблемы. Более того, один вместе призывают исследователя к действиям и конкретизируют достаточные и необходимые движения для раскрытия и обоснования научной проблемы, поиска ее наиэффективнейшего решения.
Для постановки задач научно-исследовательской практики достаточно изучить требования и правила прохождения соответствующего этапа в воспитании магистранта или аспиранта. То есть сначала нужно внимательно изучить программу практики, где будут обозначены общие задачи. Как правило, они связаны с углублением теоретической подготовки, развитие профессиональных навыков и их углублению, развитие научно-исследовательских качеств.
Далее практиканту останется учесть индивидуальные параметры научно-исследовательского этапа подготовки:
- Особенности объекта и базы практики;
- Наличие конкретной научной проблемы на практике и в рамках темы научной работы;
- Уточнение индивидуального задания по практике и выделение действий по его выполнению;
- Конкретизация вида научного исследования: теоретическое, эмпирическое, прикладное и пр.
Самый простой способ обозначить задачи научно-исследовательской практики – «подогнать» общие формулировки под индивидуальное задание и вид стажировки, а также тему научной работы.
Формулировка задач научно-исследовательской практики начинается с призыва к действию и дальнейшим уточнением условий и параметров. Каждая задача выносится в отдельное предложение. Оформление этого момента в отчете по научно-исследовательской практики целесообразно делать с помощью маркированного или пронумерованного списка.
Учтите, что отражение задач должно быть логичным и последовательным, а не хаотичным. Каждая последующая задача вытекает из предыдущей или является следствием полученных результатов, содействуют достижению цели и получению связных промежуточных результатов, приближающих практиканта к обозначенным ориентирам.
Каждая задача – краткое и емкое предложение с описанием ключевого действия и объекта.
В числе незаменимых и стандартных задач научно-исследовательской (и любой другой) практики студента можно выделить:
- Сбор, обработка и систематизация информации;
- Развитие навыков по проведению научного исследования с изучением … (тема или индивидуальное задание);
- Проведение и описание результатов научного исследования;
- Развитие творческого и профессионального потенциала специалиста в решении прикладных и научных проблем;
- Защита отчета по научно-исследовательский практики.
То есть постановка задач научно-исследовательской практики уточняет и разъясняет ход проведения данного этапа подготовки магистранта или аспиранта.
Отражение рассматриваемой категории происходит во введении отчета по практике. При их констатации важно пользоваться принципами краткости и емкости, соответствия образовательной программе и актуальности.
Обратите внимание, что задач будет несколько, которые соединяются в единую и последовательную комбинацию, позволяющую успешно и эффективно достичь обозначенной цели. Получить желаемый результат в один шаг не удастся.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по постановке цели и задач научно-исследовательской практики
Чтобы обозначить цель и задачи рассматриваемого этапа подготовки будущих научных работников и преподавателей, ученых, важно понимать роль соответствующего этапа обучения, то есть правильно определить место и значимость практики: зачем она нужна, что дает, что развивает и пр. Помните, что именно результаты данного этапа обучения магистрантов и аспирантов позволяет им собрать более 60% информационной базы для подготовки аттестационной работы, отчета по практике, научных статей или диссертаций.
Сначала необходимо обозначить цель научно-исследовательской практики и тщательно ее проанализировать. В рамках данного шага исследователь должен понять: что ему предстоит делать, какие меры предпринимать, какие факторы учитывать, к чему стремиться и как добиваться обозначенной миссии. Главное – правильно выделить действие и связать его с программой практики.
Описание цели и задач научно-исследовательской практики должно укладывать в требования ФГОС, образовательной программы и программы практики. Все каноны и требования излагаются строго в научном стиле, кратко и обоснованно, последовательно. То есть вместе рассматриваемые категории воссоздают логику научного исследования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!