В процессе подготовки и оформления любого исследования, автору предстоит полагаться на обязательные и дополнительные требования. Притом ключевым условием подготовки качественного изыскания является применение принципа последовательного, логичного и равномерного изложения темы. Сегодня мы расскажем, как им грамотно и эффективно пользоваться в процессе проведения исследования и его оформления.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие правила соразмерности текста курсовой, дипломной или научной работы
В процессе выполнения студенческого или научно-исследовательского проекта автор полагается на различные первоисточники: первичная основа, вторичные ресурсы, результаты экспериментов и опытов и пр. Притом в ходе реализации изыскательных работ автор в целом не контролирует объем задействованных материалов. На данном этапе основная миссия студента состоит в сборе максимального объема достоверной и надежной информации, которая в последующем подлежит тотальной переработке, распределению и систематизации в НИР согласно намеченному плану.
Одним из важнейших требований при выполнении и оформлении курсовой дипломной или научной работы является соблюдение правила соразмерности разделов. Данный постулат предполагает, что автор будет излагать информацию в рамках исследуемой темы постепенного и равномерно погружаться в ключевые аспекты. Притом равномерность будет проявляться не только в качественном выражении, но и количественном – объеме каждого раздела (глав и подпунктов).
Миссия «принципа соразмерности» структурных элементов курсовой, дипломной или научной работы предполагает:
- Корректное и равномерное распределение первоисточников по всей работе и ее составным частям;
- Постепенное и равносильное погружение в каждый подпункт (глубина погружения должна быть идентичной);
- Раскрытие наиболее важных моментов с минимумом отступов от темы в смежные направления: разработка четкой доказательной базы, диагностика конкретной проблемы и поиск четкого решения;
- Распределение информации так, чтобы уложиться в ключевые (обязательные) требования по оформлению, затрагивающие объем проекта.
Принцип соразмерности при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ позволяет исследователю рассмотреть каждый постулат по теме с одного ракурса, в одинаковых масштабах, не выделяя отдельные моменты и тенденции.
Обратите внимание, что соотношение текста в рамках рассматриваемого правила не предполагает сравнение отдельно теоретической и практической глав. Соразмерность материалов будет оцениваться одновременно с нескольких позиций:
- Глубина погружения в тему и отдельный аспект;
- Качество информации и порядок ее изложения: логика, последовательность, стилистика;
- Количественная характеристика: сколько терминов и теорий рассмотрено, сколько страниц заняло изложение материала и его сути, необходимость сокращения или дополнения методики исследования (коэффициенты, расчеты аналитика, выводы и пр.) и пр.
Роль принципа соразмерности при выполнении курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы – сконцентрироваться на теме и емко, лаконично представить существенные моменты, исследовать проблему и предложить ее эффективное решение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как пользоваться принципом соразмерности студенту или исследователю?
Применять правило соразмерности текста при написании курсовых, дипломных и научных работах не просто, как кажется на первый взгляд. Притом сложности возникают как у новичков, так и опытных исследователей.
Полагаться на рассматриваемый канон целесообразно уже по мере сбора первоисточников и их первичной обработке. Контролировать объем исследования в начальной стадии бессмысленно и даже будет мешать. Автору изначально следует сконцентрироваться на теме и научном аппарате, собрать всевозможные источники по ней, а далее корректно обработать: отсеять лишнее (непроверенное, недостоверное и пр.), ограничиться конкретными масштабами (предмет, объект, проблема, гипотеза, цель), умело изложить суть «собранных материалов» и небольшими элементами цитирования/заимствования и пр.
Принцип соразмерности необходимо активировать на этапе создания чернового варианта рукописи или проекта, когда автор сделал первые наработки и пытается провести самоанализ исследования: выявить и устранить недостатки, учесть требования по оформлению и пр.
Схема его применения будет состоять из следующих этапов:
- Написание проекта на основе задействованных первоисточников с концентрацией на теме и проблеме;
- Самоанализ материалов с целью определения ошибок, а также банальное сравнение объема глав и подпунктов. Важно: сравниваем главы между собой, подпункты – с подпунктами.
Соразмерность – не означает, что количество страниц или объем материалов должен совпадать точь-в-точь. Допускается отклонение в несколько листов. То есть студенту не нужно стремиться адаптировать каждый подпункт в трехстраничный объём. Важно постараться только емко и кратко изложить суть момента, этапа исследования.
Оптимальной и допустимой погрешностью в принципе соразмерности считается разница в 3-5 страниц между сравниваемыми фрагментами НИР, в кандидатских и докторских исследованиях допускается разница структурных элементов – до 10-15 страниц.
- Если разница в объеме разделов существенная, то необходимо провести их вычитку и корректуру повторно переработав материал и постараться еще короче, но столь же емко, точно и достоверно изложить задумку, идею, подчеркнув проблему и актуальность темы.
Не забывайте после каждой доработки проводить проверку на качество: проверяем ошибки, оформление плагиат.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что делать, если принцип соразмерности не активирован?
Важно обратить внимание, что отклонения от правила соразмерности при выполнении курсовых, дипломных и научных работ чревато серьезными проблемами: от снижения оценки до недопуска к защите. Требование по равномерному распределению и изложению фактов и материалов в НИР – основное и отмеченное как в ГОСТах, так и методических рекомендациях вуза.
Эксперты полагают, что принцип соразмерности способен свидетельствовать о качестве изыскания и труда автора, его навыках по корректной работе с первоисточниками. Более того, его соблюдение позволяет исследователю сконцентрироваться на конкретной проблеме и емко ее осветить при минимуме информации (с учетом важности, качества и прочих характеристик).
Что же делать, если соразмерность в тексте НИР не достигнута: здесь действует несколько сценариев:
- Важно определить, какой из разделов требует корректировки или допускает изменения в большую/меньшую сторону. Конечно, добавить материалов (разбавить информацию) проще чем ее сократить, но автору следует учитывать, что доля «лирических отступлений» в проекте должна быть минимальной. Автору необходимо формировать доказательную базу, анализировать ее.
Для активации принципа соразмерности в студенческих и научно-исследовательских работах важно найти «золотую середину», определить оптимальное количество первоисточников, их уместность и объем (долю), роль каждого из них в НИР.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Важно утвердить «эталон» — примерный (достаточный и оптимальный) объем подпункта. Для этого достаточно проанализировать состав каждого раздела и понять, какое количество страниц будет оптимальным (чаще встречается в изыскании, позволяет раскрыть замысел, обосновать авторскую позицию и раскрыть тему и пр.).
Чаще всего студенты считают оптимальным то количество страниц подпунктов, которое не бросается в глаза. Если в первой главе все составные части колеблются от 5 до 7 страниц, то в и последующем данная тенденция будет сохраняться.
- Если приняли решение сокращать объем подпункта или главы, то первым делом минимизируем долю вводных конструкций, отступлений, вторичных материалов.
- Если автор намерен наращивать объем подпунктов и глав, то следует обратить внимание на недостающие моменты (что не раскрыто или можно дополнить, какие факты привнесут весомости и обоснованности, а не просто пополнят объем НИР).
- Обязательно обращаем внимание на оформление проекта и оформление отдельных разделов: количество текста и графических материалов, их масштабы, расположение, роль и оформление, возможность замены (текст на графики и наоборот) с целью оптимизации объема и пр.
На чем сказывается соблюдение принципа соразмерности текста при выполнении курсовых, дипломных и научных работ?
Принцип соразмерности призван оптимизировать количество и качество текста. Количество – в оптимизации объема исследования и разделов (глав, подпунктов), качество – необходимость тщательной переработки информации с акцентом на идею, проблему, доказательную базу и аналитику, выработку эффективного решения.
Активация и реализация принципа соразмерности глав и подпунктов курсовой и дипломной работы напрямую сказывается на следующих параметрах:
- Объем – изменяется количество страниц проекта в целом и отдельных структурных компонентов. Притом перемены идут к лучшему и учитывают обязательные требования ГОСТ (минимум и максимум и пр.);
- Распределение и интерпретация материалов с учетом типа интерпретации данных: порой проще заменить простой текст на графические материалы с краткой аналитикой, добавить аргументов в выводы, дополнить методику анализа или сократить ее с учетом располагаемых данных и пр. На фоне активации правила соразмерности изменяется соотношение текста и графических материалов;
- Доказательная база. Независимо от случая (сокращение или дополнение) доказательная база остается предельно точной и обоснованной, основательной, подчеркивающей необходимость перемен и проблематику, ее воздействие на объект, делая работу весомой, актуальной и значимой.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
С какими сложностями сталкиваются авторы студенческих и научных работ при соблюдении правила соразмерности?
Активация и внедрение данного постулата сопровождается с определенными преградами и сложностями, зависящими от подготовки автора, степени разработанности темы и пр.
Чаще всего нарушение канона равномерного распределения текста по НИР происходит по следующим причинам:
- Неумение отличать качественные данные от сомнительных источников;
- Отсутствие навыков по работе с большим объемом информации: переработка, выделение основной информационной базы, переработка материалов и пр.;
- Отсутствие навыков по вычитке и корректуре текста: трудно принять решение о сокращении отдельных моментов или их дополнении, поиск альтернативного изложения информации и пр.
- Избыток или дефицит информации по теме и возникающие, в связи с этим трудности: что лучше использовать и описать, какие моменты следует опустить и пр.;
- В случае некачественной вторичной переработки НИР могут возникнуть проблемы с плагиатом, нормоконтролем и оформлением.
Специалисты Disshelp готовы помочь в соблюдении и реализации принцип па соразмерности текста в курсовых, дипломных и научных работах, гарантируя высокое качество услуг и соблюдение всех заявленных требований, дедлайнов и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Никогда бы не подумала, что такая мелочь может стать причиной для недопуска к защите курсовой работы. Лично с этим столкнулась. Ранее не замечала, что все главы и подпункты получаются примерно одного и того же объема, не следила за этим, все прекрасно получалось. А в последний раз проект отправили на доработку (сдала его, правда, в последний момент), отметив недостаток «грубое нарушение пропорциональности текста и подпунктов». Разобралась в этом только благодаря вашей статье. Спасибо за простое объяснение и советы)