В помощь студенту: различные способы запоминания информации

Обучение студентов предполагает глубокое изучение общеразвивающих и профильных предметов в рамках выбранной специализации. Объем новой информации настолько велик, что порой запомнить все удается с трудом. Более того, ситуация усложняется тем, что все новшества преподают в короткие сроки, а это в значительной степени усложняет процесс вникания и запоминания, усвоения материала.

В помощь студенту: различные способы запоминания информации
Обучение студентов предполагает глубокое изучение общеразвивающих и профильных предметов в рамках выбранной специализации. Объем новой информации настолько велик, что порой запомнить все удается с трудом. Более того, ситуация усложняется тем, что все новшества преподают в короткие сроки, а это в значительной степени усложняет процесс вникания и запоминания, усвоения материала.

Учащийся должен не просто выучить «на зубок» каждый предмет для преодоления зачета или экзамена. Все полученные им знания должны быть пригодными в жизни, на практике, а значит запомнить информацию нужно максимально эффективно: раз и навсегда. Сегодня мы расскажем, какие методики облегчат обучение и запоминание материала.

Методика №1. Метод аналогии или ассоциаций.

Любое новшество, которое трудно поддается усвоению, можно выучить благодаря ассоциациям. Для этого достаточно провести параллель с каким-либо привычным явлением, событием. Притом установленная аналогия может не иметь ничего общего с изучаемым явлением. Она должна быть проста, близка и понятна непосредственно студенту: событие из его жизни, любимое слово и пр.

Метод аналогии
Применение метода аналогий на практике

Опытные эксперты рекомендуют проводить аналогию со схожими словами, созвучные с изучаемым термином или темой. Подобный прием способен ускорить «учебный процесс» на 40-50%, при этом запоминание информации гарантировано.

Данной методики чаще всего придерживаются люди с хорошей фантазией, яркой и насыщенной жизнью, которым есть что «сопоставить» с термином, предметом и пр.

Методика №2. Аббревиатура.

Аббревиатура представляет собой сокращение слов. Сегодня каждый из нас ежедневно сталкивается с различными сокращениями: МВФ, ЦБ РФ, СНГ и пр. Даже школьники, записывая домашнее задание, по сути, пользуются аббревиатурами и принципом «словесного минимализма» (например, русс.яз. упр. 360).

Аббревиатура может быть представлена в разных формах: сокращение по первым буквам слова, поговорка, где каждая первая или последняя буква свидетельствует о конкретном признаке (например, цвета радуги) и пр.

Аббревиатура
Использование аббревиатур для лучшего запоминания информации

Аналогично студент может изучать предметы. Чаще всего аббревиатурами он пользуется при конспектировании лекций (именно здесь зарождаются новые сокращения), но почему бы с помощью них не начать учить предмет?

Прочитайте тему, а затем создайте ее «аббревиатурную версию». Важно отметить, что такой прием позволит не только лучше запомнить самое важное, но и подготовить шпаргалки, которые выручат в трудную минуту или будут греть душу, успокаивая на экзамене.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методика №3. Запоминаем зрительно.

Если у Вас хорошо развита зрительная память, то постарайтесь не просто заучивать материал, а запоминать его расположение в учебнике, лекции или ином первоисточнике. Это не просто позволит при необходимости быстро отыскать фрагмент для полноценного ответа, списать его на зачете или экзамене. Достаточно вспомнить, на какой странице он был изложен, как выглядит эта страница (примят уголок, старая потрепанная бумага), в каком абзаце располагается пригодная для ответа информации, как текст полностью предстанет перед глазами.

Методика №4. Метод расположения предметов или метод «Цицерона».

Если после прочтения Вам не удалось ничего запомнить, не стоит психовать или отчаиваться. Попробуйте подключить память и ассоциации одновременно. Вспомните привычную для вас обстановку или комнату, представьте, что Вы находитесь в ней. А теперь каждый прочитанный момент «разложите на свои места» в этой комнате, но делать это надо в том порядке, как Вы проходите по помещению обычно (по привычке).

Метод расположения предметов
Принцип метода «Цицерона»

Допустим, вы стоите перед дверью собственной спальни. Сама дверь – тема, вошли и положили вещи на стул или в шкаф (здесь должна быть очередная привязка к теме, вводная допустим, с чего все начиналось и пр.), далее вы проходите на кровать и садитесь/ложитесь (здесь очередная привязка) и пр. И так Вам необходимо учить и «репетировать» до тех пор, пока не запомните все необходимое.

Далее, если вдруг на экзамене Вы позабудете что-либо, достаточно вспомнить привычную комнату и порядок действий, а память выдаст Вам весь текст.

Методика №5. Рифмирование.

Запоминать стихи гораздо легче, чем нудный и длинный текст. Почему бы не превратить изучение предмета в одно большое стихотворение с главами-темами? Для этого достаточно каждый термин или определение зарифмовать с привычными и обыденными словами или вовсе переписать их под стихи (любого сочинения).

Если Вы далеки от написания творческих произведений, стихов, то можно просто привязать отдельные понятия к уже знакомым Вам стихам. Для этого необходимо подключить ассоциации или аналогию, немного фантазии.

Методика №6. Шифруем запись.

Если сложные термины трудно поддаются заучиванию, расшифровке, то стоит попытаться перевести процесс подготовки к зачету или аттестации в детскую игру – шифрование. Вспомните, как раньше с друзьями вы переписывались на непонятном для окружающих языке: присваивали каждой букве цифру или определенный символ и пр. Почему бы не применить этот метод и здесь? Ученые доказали, что игровая форма активирует клетки мозга, а чувство азарта позволяет быстрее вникнуть в суть дела.

Способы шифрования
Особенности использования метода шифрования

Студенты чаще всего «шифруют» информацию «по-своему». Они ищут аналогию между цифрами и буквами, символами и отдельными элементами. Например, в математике существуют определенные сокращения (например, бесконечность, сумма и пр.). Почему бы не использовать привычные символы и в других предметах?

Методика №7. Интервальное повторение.

Всем известно, что выученный материал может со временем «стереться из памяти», если им не пользоваться. Так организм очищает себя от ненужной и бесполезной информации, высвобождая место для новых открытий и сведений. Поэтому, если Вы хотите, чтобы усвоенный материал хранился как можно дольше, а подготовка к аттестации была легкой и быстрой: вникайте в каждую тему с самого начала, а затем периодически повторяйте пройденное: перечитывайте лекции, семинары и пр.

В этом случае подготовка к экзамену будет легкой и непринужденной: автор будет знать все необходимое, ему останется лишь повторить это, сделав акцент на наиболее сложных для него моментах.

Притом эксперты отмечают, что повторять необходимо, не просто перечитывая имеющиеся под рукой данные. Важно стараться извлечь их из памяти, а перечитывание призвано восполнить выявленные пробелы. Поэтому сначала попытайтесь вспомнить и рассказать вопрос, затем перечитать его и снова пересказать.

Если тема слишком объемная, то лучше всего придерживаться следующих правил интервального повторения:

  • Повторите материал непосредственно в день заучивания темы;
  • На второй или третий день перескажите, что учили, перечитайте еще раз вопрос и выделите ключевые моменты;
  • Через 5-6 дней вновь повторите изученное, при необходимости прочтите еще раз.

Чтобы материал лучше усвоить, достаточно уделять ему 10-15 минут ежедневно: кратко пересказывая и быстро перечитывая лекции или иные пособия.

Методика №8. Краевой принцип.

Какую информацию человек запоминает быстрее всего? Как правило, при изучении темы в память врезаются начальные и финальные сцены, а середина остается в «беспамятстве».

Если Вы прочли материал, но не смогли полностью его запомнить – не расстраивайтесь. Мы более чем уверены, что в памяти остались первые и последние пары абзацев. Чтобы запомнить остальное, нужно начинать учить с тех моментов, которые не поддались запоминанию. Просто приступите к изучению именно с тех фрагментов, которые не сумели выучить или в которых не разобрались.

Методика №9. Вникаем в суть.

Поверьте, если Вы расскажите вопрос или тему своими словами, без замысловатых и витиеватых книжных фраз, клише, то эти знания будут намного ценнее, как для Вас, так и для педагога, который убедится в том, что учащийся разобрался во всех нюансах, понял материал, выучил его.

Запоминаем только суть
Выделение наиболее значимого в общем объеме информации

Поэтому при изучении любого предмета или вопроса, выделите суть (ключевые аспекты термины, теории, формулы) и выучите ее. Как гласит народная мудрость, остальное – приложится.

Методика №10. Метод Фейнмана.

Данный принцип получил название в честь своего создателя – физика-теоретика по имени Ричард Фейнман, который сумел разработать уникальную методику запоминания информации. В основе его «закона» лежи упрощение сложных моментов путем использования простых и понятных слов, фраз и оборотов.

Данное правило реализуется в рамках трех этапов:

  • Выписываем тезисы или формируем план материала, который позволит кратко и емко описать суть, выделить основные понятия и пр.;
  • По мере формирования плана перечитываем материал и выявляем пробелы, не освещенные тезисно в предыдущем пункте. При этом важно использовать лишь простые и понятные для Вас слова;
  • Далее формируем простой и понятный полноценный текст, в котором буду описаны все основные аспекты по изучаемой теме. Останется лишь прочитать и пересказать его, периодически повторять для закрепления.

Рекомендации экспертов Дисхелп по максимально эффективному усвоению материала

При изучении и запоминании большого объема информации важно создать достойные условия: тишина, покой, минимум отвлечений по пустякам, выделить отдельное время для изучения предмета и пр. Поэтому отключите все гаджеты, предупредите родных или «соседей по квартире», чтобы Вас не беспокоили, сконцентрируйтесь на подготовке.

Как лучше запоминать информацию?
Советы по лучшему усвоению и запоминанию новой информации

Подключайте все приемлемые для Вас способы запоминания информации. Активно пользуйтесь теми приемами, которые соответствуют «виду вашей памяти»: зрительная, слуховая (аудио), письменная. Если Вам легче запомнить на слух – слушайте аудиокниги, письменно – конспектируйте все вопросы, визуально – используйте метод ассоциаций, запоминайте расположение текста в первоисточнике и пр.

Не отказывайтесь от повторения. Именно оно способно не только освежить, но и углубить знания учащегося. Достаточно уделять 10-15 минут каждому предмету для повторения. При этом не забывайте делать небольшой перерыв при изучении новых тем, давайте организму время на восстановление сил.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “В помощь студенту: различные способы запоминания информации”

  • Неплохая подборка способов тренировки памяти. Но, как педагог с многолетним стажем, отмечу. Самый простой и лучший способ развить память – запоминать номера телефонов и учить стихи, песни. Даже своим подопечным рекомендую сложные моменты изучать с помощью песен, просто перекладывая теорию в песенный лад. Просто и эффективно! Проверьте на себе, если не верите)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *