Влияние многозадачности на процесс решения задач и качество их выполнения в образовательном процессе

Современный темп жизни и всеобщая технологизация обучения требует от общества постоянной адаптации к новым методам и технологиям обучения. Не удивительно, ведь гаджеты в виде ноутбука, планшета или смартфона уже являются для нас обыденными средствами для работы и учебы. Чуть более 50-ти лет назад слово «многозадачность» было применительно только к интеллектуально-вычислительной машине и означало возможность компьютера выполнять несколько задач сразу. Но с развитием информационно-комуникационных технологий, всеобщего технологического прогресса наши «карманные друзья» и техника для работы становится все более совершенной и многофункциональной, что неумолимо ускоряет жизненный темп.

Влияние многозадачности на процесс решения задач и качество их выполнения в образовательном процессе

Современный темп жизни
Влияние современных технологий на жизнь

Современный темп жизни и всеобщая технологизация обучения требует от общества постоянной адаптации к новым методам и технологиям обучения. Не удивительно, ведь гаджеты в виде ноутбука, планшета или смартфона уже являются для нас обыденными средствами для работы и учебы. Чуть более 50-ти лет назад слово «многозадачность» было применительно только к интеллектуально-вычислительной машине и означало возможность компьютера выполнять несколько задач сразу. Но с развитием информационно-комуникационных технологий, всеобщего технологического прогресса наши «карманные друзья» и техника для работы становится все более совершенной и многофункциональной, что неумолимо ускоряет жизненный темп.

В нынешнее время все острее стоит необходимость всегда быть на связи для того, чтобы решать необходимые задачи, будь–то касательно обучения или бытовых вопросов. Благодаря тому, что компьютеры и технологии прочно захватили все сферы нашей деятельности, впервые слово «многозадачность» стало применяться как человеческое качество. Данный феномен постоянно обращает на себя внимание педагогов, психологов, философов и исследователей работы нашего мозга.

По своей сути «многозадачность» как качественная характеристика человека означает одновременное выполнение нескольких дел. Но, если брать во внимание тот факт, что серьезные вопросы требуют всецелой вовлеченности в процесс их решения, то можно сделать вывод, что синхронно работать над ними не получиться. Это значит, что наш мозг будет переключаться между несколькими задачами.

Стоит ли ровняться на Цезаря?

Многозадачный Цезарь
Интерпретация Цезаря в современном мире

История о том, что Гай Юлий Цезарь умел делать несколько дел одновременно, ежедневно вдохновляет молодые умы, стремящиеся оптимизировать свой процесс обучения и ищущие пути, как сделать все и сразу. Но что движет нами в этот момент? Исследование на этот счет говорит о том, что мы, попросту, таким образом, тешим свое самолюбие. При выполнении нескольких действий одновременно человек однозначно повышает уровень своей самооценки, поскольку ситуация успеха заставляет нас ощущать себя всемогущими, незаменимыми на работе или эффективными в учебе. Стоит также упомянуть, что Гай Юлий Цезарь всего лишь умел быстро переключаться с одного дела на другое и фокусировать свое внимание на выполняемой задаче. Это довольно полезное умение, позволяющее эффективнее выполнять поставленные цели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Нельзя сказать однозначно, что многозадачность для человека имеет положительное или отрицательное влияние. Все зависит от того, какие дела в этот момент решаются. Чтобы понимать, как работает данный механизм, следует изучить умственные процессы, которые задействованы. Канадскими психологами было произведено исследование, в котором испытуемым предлагалось решать 1 и 2 задачи. В ходе эксперимента ученым удалось сделать такое умозаключение, что наш мозг не может выполнять 2 дела сразу, а только быстро между ними переключаться. За решение нескольких задач отвечает префронтальная кора головного мозга, размещенная в лобных долях.

Префронтальная кора головного мозга
Что помогает нам быстро переключать свое внимание?

Парижские ученые проводили исследования, в котором изучали поведение префронтальной коры во время работы над одной, двумя и тремя задачами из чего сделали следующие выводы:

  • При решении одного задания с условием полной концентрации внимания на нем оба полушария работают над этим.
  • Во время работы над двумя задачами магнитно-резонансная томография показала, что каждое полушарие берет себе по одной и отвечают за их решение.
  • При попытках решить сразу 3 задачи одна из них постоянно «выпадала» из виду, качество выполнение существенно снизилось, было допущено гораздо больше ошибок.

Также проводились исследования относительно возможности вождения и попутного решения еще нескольких задач (прослушивание аудиокниги или музыки, разговор по телефону или громкой связи), которое показало, что у водителей снижается концентрация внимания и скорость реакции на внешние факторы до 37%.

Успех многозадачности, в первую очередь, зависит от особенностей строения мозга и считается генетической способностью, которая присуща всего лишь 2% населения планеты.

Многозадачность человека
Всем ли под силу выполнять несколько дел одновременно?

Но не стоит путать многозадачность с просто эффективным проведением времени. Человек вполне успешно может заниматься изучением иностранных языков по приложениям во время езды общественным транспортом, почитать желаемую книгу в очереди в поликлинику или послушать аудиокнигу во время приготовления пищи или уборки. Благодаря тому, что префронтальная кора в этих случаях не сильно загружена, можно успешно выполнять такие задачи одновременно.

Обратная сторона медали

Минусы мультизадачности
Стоит ли брать на себя много функций одновременно?

Несмотря на очевидные плюсы мультизадачности, есть и обратная сторона. Можно сказать, что процесс выполнения нескольких дел сразу может повлиять на здоровье человека, его продуктивность и эффективность. Рассмотрим такие факторы:

  • Ухудшение продуктивности наступает из-за того, что для переключения внимания на другую задачу мозгу необходимо время, обычно это доли секунды, но в этот период мозгу нужно «включиться» в работу, вспомнив суть задания и последовательность его выполнения. При частых переключениях можно потерять до 40% продуктивности из-за потери фокуса.
  • При постоянной работе в таком режиме мозг устает, теряет остроту, время переключения между заданиями увеличивается. Также исследования ученых Сассекского Университета дает четко понять, что в таком случае плотность префронтальной коры мозга значительно уменьшается, нарушая когнитивный и эмоциональный контроль. Плюс при постоянном переключении организм испытывает колоссальный стресс и быстрее устает.
  • Умственные способности являются исчерпываемым ресурсом, поэтому при обучении в режиме многозадачности уровень интеллекта снижается. В стремлении «убить двух зайцев» человек истощает свои ресурсы. Такое состояние имеет сходство с состоянием человека после бессонной ночи или под влиянием наркотических веществ, что доказано исследованиями Стенфордского Университета.
  • Снижается качество выполнения работ. Шестирукий Шива выглядит эффектно только на картинках, в реальной жизни достичь такого состояния, когда делаешь все одновременно без каких-либо потерь, невозможно. Во время скачек от одного задания к другому допускается большое количество ошибок из-за недостаточного погружения в процесс. В таком случае определенно страдает качественный показатель.
Недостатки выполнения одновременно нескольких дел
Минусы многозадачности

Кто молодец? Я молодец!

Нельзя сказать, что при многозадачности человек получает только негативный результат. Польза от такого умения, несомненно, есть, стоит только грамотно планировать свой день и распределять задачи, таким образом, чтоб мультифункциональность доставляла удовольствие и не вводила в состояние стресса. Для этого нужно понять, когда и какие дела можно совмещать.

  • Использовать период ожидания по максимуму. Чтобы быть максимально эффективным необходимо с пользой проводить свободное от учебы время. Проверять мессенджеры и электронные письма, общаться с друзьями в соцсетях можно в период переездов общественным транспортом, подбирать плейлист, прослушивая песни во время спортивных тренировок или прогулок с собакой.
  • Смена труда и есть отдых! При выполнении разнообразных задач наш мозг пребывает в тонусе и позволяет нам не только выполнять монотонные задания, но и получать удовольствие от своего труда.
  • Чувство удовлетворенности и повышение самооценки, безусловно, становятся спутниками успешного многозадачника.
Какие дела можно совмещать, а какие нет?
Многозадачность человека

Мораль сей басни такова

Исследования в области мультитаскинга не имеют однозначного ответа на вопрос, приносит ли это пользу или только вред. Но ясно, что во время обучения стоит фокусировать свое внимание на этой задаче. Доказано, что данное качество можно развить с одновременным развитием самоорганизации. Чтобы успешно справляться с большим количеством задач, нужно научиться планировать свое время, выделять первоочередные дела, уметь разбивать большие проекты на части и постепенно их выполнять, стараться организовывать себя таким образом, чтобы меньше отвлекаться на сторонние раздражители.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!