Обучение на любой ступени образования немыслимо без взаимодействия студентов и преподавателей. Но далеко не всегда учащимся удается установить доброжелательные отношения с наставником, который стремится дать своим подопечным новые знания, развить соответствующие умения и навыки и поделиться личным опытом. Нередко студенты выводят педагога из состояния равновесия. Сегодня мы расскажем, как, когда и зачем они это делают.
СОДЕРЖАНИЕ
Стоит ли злить преподавателя?
Выведение педагога из зоны комфорта и равновесия, адекватности и спокойствия может каждый. При этом «вредитель» может преследовать самые разные цели, а содействовать столь специфическому поведению и построению отношений будут соответствующие мотивы.
Причины «войны» с педагогом
Студент может «выбесить» наставника или лектора, экзаменатора, который делится с ним знаниями и опытом в рамках учебного процесса, случайно или целенаправленно. В рамках первого сценария индивид неосознанно вредит себе, совершая соответствующие поступки, которые на первый взгляд не несут ничего негативного и ущербного. В этом случае «конфликт» назревает постепенно на фоне получения систематических или частых замечаний по одному и тому же поводу или в отношении одного и того же лица.
Чаще всего педагоги начинают нервничать и повышать тон на подопечных в следующих ситуациях:
- Частое отвлечение студента на занятиях и нарушение дисциплины: разговоры не по теме осваиваемого предмета, игры, смех, неадекватное поведение и т.д.;
- Частая неготовность к занятиям: отказ от ответа, невыполнение домашнего задания, прогулы и незнание предмета, прикрытие иными делами и поиск иных причин для избежания наказания, ложь и пр.;
- Открытая грубость и оскорбление педагога, переход на личности, нарушение цензурной и культурной речи этики и пр.;
- Посещение занятий с явными опозданиями, вход в аудиторию без разрешения педагога или вопреки его запрету и пр.;
- Явное нарушение правил учебного заведения и пр.
Второй вариант – целенаправленный конфликт, когда студент намерен всеми силами довести педагога до истерики и конфликта, чтобы получить при этом определенную выгоду. В данном случае причинами столь напряженной ситуации может стать банальное самоутверждение и «выпендривание» перед сокурсниками, демонстрация своего «превосходящего статуса», гордыни, а также определенные корыстные цели – демонстрация слабости педагога и крах его авторитета(отсутствие навыков по урегулированию конфликтов, воздействию на бунтарей и пр.), получение определенной выгоды от срыва занятия и пр.
В рамках второго сценария причинами по созданию конфликта между студентом и педагогом становятся следующие мотивы:
- Самоутверждение в группе или среди сокурсников (показать, какой студент «крутой», гордый, упертый и пр.);
- Подвергнуть сомнениями авторитет педагога, крах его репутации. Данный мотив чаще всего порождает месть за низкую отметку или серьезное замечание, выговор или выставление из аудитории, низкую отметку на экзамене и пр.;
- Спровоцировать уход педагога из учебного заведения на фоне личной неприязни или проблем с успеваемостью по его предмету;
- Спровоцировать увольнение педагога на фоне наглого взяточничества и пр.;
- Организовать срыв занятия или экзамена, зачета на фоне неготовности к нему с целью переноса испытания. В данном случае важно понимать, что зачинщику «бунта» может грозить отчисление.
Независимо от основания напряженных отношений с преподавателей и причин нервозности педагога, важно понимать: что систематические нарушения и замечания не приведут ни к чему хорошему. Подобными действиями учащийся лишь заострит на себе внимание, сделает наставника более придирчивым и требовательным. Более того, конфликты с педагогами повышают риск возникновения сложностей в учебе и отчисления из заведения.
Топ проверенных способов: как разозлить преподавателя на занятии?
Помимо правил учебного заведения, каждый студент должен также учитывать индивидуальные требования преподавателя по каждому предмету. Уровень требовательности наставников может отличаться на фоне их придирчивости, характера, подхода к работе, ответственности и принципиальности. Лояльных преподавателей студенты не боятся и даже не пытаются разозлить, а вот требовательные нередко подвигаются «студенческому буллингу». Ниже мы отметим наиболее распространённые методы выведения педагогов из состояния равновесия и рабочего настроения.
Способ |
Основания для развития | Следствия |
Решение проблемы |
Несоблюдение требований педагога | Личная неприязнь, самоутверждение студента, нежелание учиться | Замечание, выговор, недопуск к зачету или экзамену, придирчивость преподавателя на аттестации, снижение успеваемости | Исправление поведения с учетом замечаний и принципов педагога |
Конфликтность, переговоры и ссоры | Желание отстоять собственную позицию и права, несогласие с замечанием или требованием педагога | Спор с переходом на личности, оскорбления, непослушание, замечания выставление студента из аудитории, недопуск к аттестации и пр. | Перемирие, переговоры, улаживание конфликта |
Посещение занятий без активной работы | Слабая мотивация к учебе, неприязнь к предмету или педагогу | Отсутствие конспектов и записей, нет подготовленного домашнего задания, отказ от ответа на паре, пререкания или споры с педагогом | Отработка неудов и подготовка к занятиям, конспектирование лекций и пр. |
Тянуть время на занятии, не предоставлять четкий ответ и пр. | Лень студента готовиться к занятиям | Неточные или размытые ответы, явное актерское мастерство студента и кривляния на занятии, незнание темы, совершение одних и тех же ошибок, получение одних и тех же замечаний, снижение репутации студента в глазах педагога и пр. | Тщательная подготовка к занятиям, активная работа, отработка прогулов и неудов |
Отстаивание собственной позиции | Не согласие с позицией преподавателя, его правилами и пр. | Споры и дискуссии, конфликт | Примирение сторон или отчисление из вуза за нарушение дисциплины, правил учебного заведения |
Вариант 1. Не соблюдай требования педагога и не придерживайся его принципов.
Данный способ – самый эффективный и действенный, который точно позволит студенту добиться конфликтной ситуации. Достаточно лишь «делать все наоборот или вопреки» мнению преподавателя.
Изучите требования наставника и совершайте все априори противоположно: опаздывайте на занятия, побольше болтайте на парах, не исправляйте замечания, намеренно подражайте (изображайте) педагогу и пр. Частые замечания надоедают преподавателям и они попросту срываются «с цепи».
Вариант 2. Не молчи.
Этот вариант также работает на все 200%. Сделали замечания – возмущайся, бурчи, переговаривайся. Дать обратный отпор для многих студентов дело чести. Для педагога подобное поведение подопечного считается непозволительным и возмутительным. Но учтите, что важно чувствовать и понимать определенные грани: не стоит переходить на личности, использовать нецензурную лексику, драться или размахивать руками и кулаками, швырять учебные принадлежности.
Вставить «свои три копейки» по любому поводу, надо и не надо – точно выведет преподавателя из себя или как минимум собьет с мысли насущной и важной.
Вариант 3. Просто посещай, но не занимайся.
Чаще всего педагоги в начале семестра или при знакомстве с подопечными озвучивает свои правила и требования. Одним из таких условий для допуска к зачетам или экзаменам является полная посещаемость занятий. Согласитесь, посещать пары и работать на них – две разные вещи. Поэтому, чтобы вывести из себя педагога, достаточно просто мило сидеть на лекциях и семинарах, ничего не делая: не отвечая, не записывая и не конспектируя материалы и пр. В данном случае студент явно вызовет подозрения и негодования со стороны наставника, а впоследствии получит замечания, выговор или назреет серьезный конфликт, связанный с допуском к испытаниям и аттестации.
Вариант 4. Отвечайте невпопад или тяните время.
Нередко не подготовившегося к занятию студента настигает участь – его спросил преподаватель, вызвал к доске, задает дополнительные вопросы или просит что-то пояснить по ходу решения задачи. В этом случае, если учащийся сознается и просто сядет – ситуация разрешится легко. Если же индивид намерен позлить или «побуллить» преподавателя, то можно выбрать одну из тактик:
- Попытайтесь порассуждать по теме или вопросу, но без серьезных намерений: лепите все подряд невпопад, отшучивайтесь. Поверьте, незнание темы и предмета может пошатнуть наставника, а явный провал на занятии или зачете точно выведет его из себя;
- Тяните время: начните диалог и немного помолчите, подбирайте слова, поищите помощь «в аудитории», слушайте подсказки или повторяйте и рассказывайте, что знаете или притворитесь «вспоминающим». Поверьте, наставники не любят, когда незнающий студент пытается выкарабкаться из ямы или намеренно тянет время, чтобы не успеть завершить ответ. Как минимум, замечания и повышенный тон будет обеспечен;
- Сделайте непонимающий вид и попросите педагога в очередной раз пояснить тему или отдельный момент, термин и пр. Если наставник уже раз 20 пытался донести суть вопроса од студента и это не вышло, нервы сдадут у любого. В этом случае повышенный тон явный признак раздраженности, а громкие стуки карандашом или ладошкой по столу, доске – симптом назревающего конфликта.
Вариант 5. Настаивайте на своем, «качайте права».
Если студент не согласен с позицией ли условиями преподавателя, полученной отметкой, то можно смело показать свое недовольство и потребовать пересмотра решения. Главное в данном деле – запастись аргументами и фактами, умело высказывать свою позицию и держать «оборону». Доказывайте свою правоту всеми силами, не скрывая эмоции (но не переходите на личности), обижайтесь и пр. Поверьте, подобное поведение точно не понравится преподавателю и заставит его действовать определенным образом: спорить, поднимать вопрос в деканате и пр.
Указанные подходы по выведению преподавателя из состояния равновесия и адекватности работают гарантированно, притом каждый из сценариев может быть приукрашен и дополнен определенными действиями и красками по усмотрению студента.
Следствия выведения педагога из себя: к чему приводят споры и напряженные отношения?
Ссора или напряженные отношения с преподавателем способны подвести студента к «монастырю». Частые замечания, конфликты, споры, несогласованные действия и нарушения принципов, требований наставника приводят к самым разным последствиям.
В отношении студента могут быть приняты следующие меры:
- Педагог может попросить индивида покинуть занятие и не приступать к обучению, посещению без разрешения деканата;
- Студенту будет сложнее получить допуск к зачетам и экзаменам;
- Преподаватель может стать боле придирчивым при проверке и аттестации курсовых работ или иных проектов, а также на зачетах и экзаменах – дополнительные задания и вопросы гарантированы;
- Конфликт с преподавателем отрицательно может сказаться на успеваемости студента: занижение отметок, повышенная требовательность со стороны наставника. В свою очередь, снижение успеваемости напрямую скажется на бюджетниках – есть риск снижения размера стипендии или вовсе приостановление выплат;
- Конфликт с педагогом чаще всего срывает занятия. В связи с этим студент рискует получить взыскание или наступление дисциплинарной ответственности – замечание, выговор, за систематические нарушения правопорядка – отчисление.
Преподаватель, вступивший в конфликт, рискует не меньше учащегося. Во-первых, наличие подобных спорных и напряженных ситуаций негативно сказывается на репутации педагога, уровне его компетентности. Во-вторых, со стороны администрации учебного заведения могут возникнуть явные подозрения к компетентности специалиста и его педагогическим качествам, законности выдвигаемых требований и условий и пр. В-третьих, каждое учебное заведение дорожит репутацией. Слишком конфликтных педагогов могут подвести под увольнение (как по собственному желанию, так и по принуждению н фоне жалоб студентов).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выведению педагога из себя: как это сделать безопасно?
Запомните, любое пререкание, замечание и конфликт с преподавателем – явное пятно на всех участниках. Притом у студента развивается явная неприязнь к куратору, а у педагога – взаимная неприязнь к подопечному, что приводит к негативным последствиям. Чтобы избежать серьезных проблем и лишь «подразнить» оппонента без риска отчисления и снижения успеваемости, необходимо быть предельно осторожным.
Во-первых, никогда не переходите на личности и оскорбления нецензурную брань. Сдерживайте эмоции и контролируйте ситуацию, старайтесь аккуратно подбирать слова и действия, по минимуму нарушая правила суза или вуза. Ни один конфликт не стоит отчисления.
Во-вторых, не вступайте в конфликт без оснований и первым, не стоит быть явным провокатором. Бунтари не приветствуются ни в одном заведении.
В-третьих, вступайте в диалог или пререкания только при наличии конкретной и четкой позиции, хорошей и правдивой (а лучше всего достоверной) доказательной базой, которая поможет отстоять «выбранную позу».
В-четвертых, никогда не врите и стремитесь оболгать преподавателя. Ложь во спасение не всегда оказывается оправданной. А в случае ее раскрытия, подняться на ноги, «отмыться от грязи» и получить прощение педагога будет крайне сложно. Более того, могут усложниться отношения с иными кураторами (педагогическую солидарность никто не отменял).
В-пятых, не стремитесь развивать конфликт и не стоит лишний раз подливать масло в огонь. Лучше всего признать свои ошибки и не допускать их в перспективе, добросовестно и ответственно подходя к освоению профессии и соблюдая все заявленные и предписанные правила и требования без лишней нервотрепки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
когда видишь, что студент намеренно выводит преподавателя из себя, играет у него на нервах, очень жалко именно педагога. Во-первых, он срывается потом на остальных ведь взвинченность быстро не уйдет и у него внутри все кипит от злости. Во-вторых, преподавателя еще и крайним пытаются сделать. Но в вашей статье интересная интерпретация ситуации и даже можно увидеть плюсы, научиться грамотно управлять ситуацией с помощью такого способа (подорвать экзамен, вынудить педагога отправить на пересдачу и пр. Но все же с подобными методами нужно быть крайне осторожным.
Добрый день, Gena! Вы совершенно правы, когда студент намеренно выводит преподавателя из себя, играет у него на нервах не является лучшим поступком со стороны студента. Запомните, любое пререкание, замечание и конфликт с преподавателем – явное пятно на всех участниках. Притом у студента развивается явная неприязнь к куратору, а у педагога – взаимная неприязнь к подопечному, что приводит к негативным последствиям. Чтобы избежать серьезных проблем и лишь «подразнить» оппонента без риска отчисления и снижения успеваемости, необходимо быть предельно осторожным. Советуем вам для прочтения также данную статью: https://disshelp.ru/blog/planirovanie-i-razrabotka-lektsij-dlya-pedagogov/