Зачем и почему студенту нужно быть активным на занятиях?

Обучение в колледже или вузе предполагает не просто, банальное присутствие на занятиях, но и определенную работу на них, которая может проходить в самом разном виде: добровольно или принудительно, легко или с определенными проблемами и пр. Но в любом случае сделать учебный процесс более познавательным, живым и интересным поможет активность студента.

Зачем и почему студенту нужно быть активным на занятиях?
Обучение в колледже или вузе предполагает не просто, банальное присутствие на занятиях, но и определенную работу на них, которая может проходить в самом разном виде: добровольно или принудительно, легко или с определенными проблемами и пр. Но в любом случае сделать учебный процесс более познавательным, живым и интересным поможет активность студента.

Что это такое?

Под активностью следует понимать определенные действия студента, основанные на добровольных началах и нацеленные на углубление знаний, выполнение дополнительных или отдельных заданий и поручений педагога, всестороннее участие в образовательном процессе и дополнительных мероприятиях. Казалось бы, зачем учащемуся колледжа или вуза дополнительная нагрузка? На самом деле у активности две стороны.

Активность и инициативность – синонимичные слова, но у активности – категория и понятийный аппарат шире. Инициативность предполагает волеизъявление заниматься определенным делом, а активность уже берет все это в свои руки и фактически реализует.

Как проявляется активность студента?
Как проявляется активность студента?

Активность на занятиях может быть запланированной, то есть студент изначально нацелен серьезно заниматься, выполнять не только домашнее задание, но и саморазвиваться, самореализовываться с помощью дополнительных заданий, конкурсов и пр. Спонтанная активность на занятиях возникает, как правило, если учащийся может дополнить ответ своего одногруппника ранее неозвученными фактами, мнением или ему необходимо «доработать», чтобы получит допуск к сессии или определенный балл в свою копилку.

Проявление интереса к предмету или теме, активность на занятиях должна быть равномерной или постоянной. Разовая инициатива в целом не принесет существенной пользы, а порой и вовсе может удивить преподавателя или он усомнится в качествах студента (он ли это делал?).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Плюсы и минусы активного студента

Положительные моменты активного поведения на занятии проявляются в следующем:

  • С помощью оперативной работы на занятии и получения дополнительных заданий учащийся проявляет интерес к дисциплине, демонстрируя свою увлеченность ею или конкретной темой, расширяя собственный кругозор и повышая уровень эрудиции;
  • Также студент, таким образом, зарабатывает достойную репутацию и располагает к себе педагога, который точно оценит рвение «дополнительно заниматься делом». Зачастую шансы на получение «автоматом» зачета или экзамена возрастают именно у «активистов»;
  • Активность на занятии зачастую поощряется дополнительной отметкой или баллами (если успеваемость оценивается в рамках рейтинговой системы), или как минимум «плюсиком к карме» в глаза лектора или педагога;
  • Более глубокие знания и совершенная основа в рамках предмета, которая в перспективе облегчит повторение и подготовку студента к зачету или экзамену или поможет ему выбраться из непростой ситуации о время аттестации;
  • Участие в научных конференциях также считается активностью, хоть и внеурочной. Притом данный формат позволяет учащемуся завоевать доверие научного сообщества, сделать первые шаги в исследовательской жизни, развить ораторские способности, обрести навыки по работе научной литературой и в организации/проведение эксперимента и пр.;
  • Возможность найти себя и самореализоваться, обрести дополнительные связи и контакты, развитие организаторских способностей;
  • Если при вузе действует студенческий Профсоюз, то именно активистам в первую очередь выделяются льготные путевки в санатории, внутривузовские лагеря, иностранные стажировки, а также оказывается содействие в случае неблагоприятной ситуации в жизни и пр. Инициативных учащихся легче отстоять в деканате в спорных ситуациях, ведь они имеют определенные успехи и заслуги перед вузом.

Активность на занятиях в колледже или вузе — это уникальная возможность постичь новые горизонты, пополнить профессиональную копилку более актуальными, инновационными знаниями и навыками, повысить уровень конкурентоспособности и привлекательности на рынке труда.

Достоинства и недостатки активности студента на занятиях
Достоинства и недостатки активности студента на занятиях

В то же время плюсы сопровождаются рядом минусов:

  • Во-первых, активность потребует не просто волеизъявления, но и готовности к действиям – выделение дополнительного времени на изучение отдельных вопросов и моментов, тщательная оценка новой усиленной нагрузки». Помните, активность – это дополнение к основному учебному процессу. Притом он может быть, как засчитан в пользу студента, так и вовсе не принят во внимание со стороны преподавателя. Например, студент не успел или забыл выполнить домашнее задание, но активно занимается подготовкой научной статьи. Исход занятия зависит от настроя педагога: помилует (на фоне активности) или казнит (отметит, что «инициативное» задание – второстепенное, а домашнее задание – обязанность учащегося). Активность всегда добровольна, в чем и есть отчасти минус.
  • Во-вторых, педагоги привыкают к активным студентам и порой «активистам» приходится выполнять дополнительные поручения вне собственной воли, под натиском наставника, вплоть до упреков и угроз относительно исхода сессии и пр.;
  • В-третьих, на фоне активности легко потерять репутацию или авторитет. Зачастую преподаватели вызывают «активистов» к доске, если нет желающих ответить на поставленный вопрос или продемонстрировать домашнее задание, разъяснить нюанс. Даже активный студент не в силах знать «все и обо всем», главное — владеть основной программой, но педагоги это не учитывают и разочаровываются в подопечных. Притом «недалекие одногруппники» также разочаровываются в них, распуская всевозможные слухи о провале на занятии пр.;
  • В-четвертых, активность студента демонстрирует его превосходство над сокурсниками, показывая более тщательное владение предметом. В этом случае студенты с более слабой подготовкой зачастую обращаются за помощью в самый не подходящий момент»: во время контрольной работы или зачета/экзамена (просят подсказать овеет или решить пример), предоставит конспекты ля подготовки и пр. Данные моменты очень сильно отвлекают и порой мешают сосредоточиться на собственном задании или деле.

В целом, активность студента чаще всего расценивается с положительной стороны, но это достигается только при грамотной расстановке приоритетов и планировании дел, умелом использовании принципов тайм-менеджмента и желания учащегося его рвения к новым знаниям и профессиональным или дополнительным качествам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как студенту грамотно и корректно проявлять активность на занятиях без ущерба себе и окружающим?

Самый простой способ стать активным — это просто чаще отвечать на занятиях: вызываться к доске или кафедре дополнять ответ одногруппников новыми данными или неозвученными, но важными моментами.

Еще одним проверенным «активным вариантом» является выполнение письменных работ на добровольной, но согласованной с педагогом основе. В частности, если преподаватель задает выполнить реферат (на выбор студентам), то можно вызваться на это дело. Также проявление активности возможно, когда студент сам предлагает подготовить реферат на конкретную (чаще всего интересную для него тему). Если педагог это одобряет, то можно действовать. Выполнять реферат или иную письменную работу без согласования бессмысленно (она не будет озвучена и оценена).

Формы проявления активности студента на занятиях
Формы проявления активности студента на занятиях

Если преподаватель призывает студентов заняться научно-исследовательской деятельностью и принять участие в научной конференции, то это Ваш шанс! Соглашайтесь, но чтобы облегчить миссию – старайтесь выбрать интересную для тебя тему НИР, подобрать подходящее мероприятие или издание для участия/размещения с учетом всех условий (даты сдачи материалов, требования к исследованиям и материалам, размер организационного взноса и пр.).

Активность на занятиях и вне них может раздражать некоторых окружающих и вызвать, как ревность, так и зависть. Чтобы минимизировать «внешний негатив», можно следовать простейшим психологическим правилам:

  • Старайтесь не брать на себя абсолютно все дополнительные задания. Умейте делиться. Если педагог предлагает выполнить что-либо, сначала посмотрите за реакцией окружения (есть ли еще желающие). Если таковых не оказалось – действуйте смело и решительно. Если же замечается конкуренция, то проанализируйте свое положение: так ли нужна и важна активность в данный момент, интересна ли тема и пр. Возможно, стоит воздержаться и уступить сокурсникам, дать им шанс улучшить свое положение.
  • Действуйте « в паре». Можно заниматься дополнительно не только в индивидуальном порядке, но и коллективно. Например, писать научную статью в соавторстве, проводить эксперимент в группе и пр. Такой подход поможет не только обрести узкие знания, но и получить навыки командной работы.

Помните, умеренная активность в сочетании с тайм-менеджментом – залог успеха во всем (как в учебе, так и саморазвитии).

Эксперты Disshelp готовы помочь активным студентам преуспеть во всем и везде. Наши специалисты подготовят любой письменный проект: от реферата, доклада до курсовой или дипломной работы, отчета по НИР или практике, научной стати или диссертации. Нам посильна любая дисциплина, программа и тема, вид исследования и пр.

Мы гарантируем высокое качество услуг, грамотность и корректность при написании текста, точность расчетов и аргументированность выводов, конфиденциальность данных и индивидуальный подход каждому клиенту. Выполнение каждого проекта проходит на легальной основе в рамках безопасной сделки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Зачем и почему студенту нужно быть активным на занятиях?”

  • Активность никогда лишней не была и приносила только пользу, просто сейчас студенты ленивые) Статья хорошая, мотивирующая.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *