10 признаков эмоциональной незрелости студента

Попадая в новую среду (образовательное заведение, коллектив), студент проходит адаптацию. Притом данный этап зачастую сопровождается «эмоциональной перегрузкой». Подобные ситуации могут неоднократно повторяться на протяжении всего периода обучения. Самым сложным моментом в преодолении возникающих в рамках адаптации и обучения преград является эмоциональная незрелость.

10 признаков эмоциональной незрелости студента
Попадая в новую среду (образовательное заведение, коллектив), студент проходит адаптацию. Притом данный этап зачастую сопровождается «эмоциональной перегрузкой». Подобные ситуации могут неоднократно повторяться на протяжении всего периода обучения. Самым сложным моментом в преодолении возникающих в рамках адаптации и обучения преград является эмоциональная незрелость.

Сущность эмоциональной незрелости студента: понятие, причины возникновения

Под эмоциональной незрелостью студента следует понимать отклонения в поведении, развитии индивидов. Чаще всего данная категория проявляется в отсутствии возможностей выражать и справляться с собственными эмоциями в любой ситуации. Подобное состояние в значительной степени усложняет взаимоотношения с окружающими.

Причины развития эмоциональной незрелости всегда сугубо индивидуальны. Чаще всего они уходят корнями в раннее детство и детские обиды, конфликты с окружающими (родителями, одноклассниками, друзьями и пр.). То есть фактически первопричиной развития эмоциональной незрелости становится страх, отсутствие уверенности в собственных силах и возможностях на фоне оказанного на лицо давления.

Причины зарождения эмоциональной незрелости студента
Причины зарождения эмоциональной незрелости студента

Второй причиной развития эмоциональной незрелости студента становится личный негативный опыт со сверстниками из прошлого этапа обучения (школьной жизни, обучения в колледже и пр.). Подсознательно индивид запрограммирован на конкретный сценарий, имеет за плечами определенный опыт и полагается только на него. С подобным расстройством психологического плана встречаются чаще всего жертвы буллинга, лица, имеющие явные отличия от основной массы (талантливые, одаренные личности, индивиды с особенностями в развитии и пр.).

Третьим основанием развития эмоциональной незрелости является наличие нарушений в состоянии здоровья. Речь идет о проблемах по неврологии, психологическом здоровье и равновесии.

Эмоциональная незрелость студента ухудшает качество обучения. Во-первых, такие индивиды нередко бросают начатое дело на половине пути из-за возникшей вспышки гнева, несостоятельности (когда выполнить задание не получается). Во-вторых, учащемуся трудно установить контакты с окружающими, что вызывает сложности с выполнением групповых заданий, исследовательской деятельности, взаимоотношений с преподавателями и пр.

Таким образом, эмоциональная незрелость студента проявляется в его жизни повсеместно, начиная от домашних будней и заканчивая обучением, отношениями с окружающими. Данная участь постигает каждого в определенные периоды развития. Своими корнями рассматриваемое состояние уходит в психологические проблемы детства, собственные страхи и мнительность. Учиться студентам с таким синдромом сложно.

Признаки эмоциональной незрелости студента

Заметить эмоционально незрелого студента просто. Ниже мы приведем 10 явных симптомов данного недуга.

Вариант №1. Чрезмерная реакция. Эмоционально незрелые студенты не умеют тотально контролировать свои эмоции, впечатления и реакции. Поэтому им свойственно либо яркое выражение чувств на фоне перегрузки (срыв), либо сокрытие реального состояния.

Чрезмерное выражение эмоций чревато повышение конфликтных ситуации, хаосу вокруг. Сокрытие (умолчание) о текущем больше наносит урон внутреннему миру, когда индивид вынужден смириться с текущей ситуацией, подавляя собственное Я.

Вариант №2. Отказ от ответственности. Эмоционально незрелый студент боится самостоятельно принимать решение, так как опасается критики в свой адрес. Также индивид опасается совершить ошибку.

Отказ от ответственности негативно сказывается на успеваемости от студента: он пренебрегает выполнением заданий и подготовкой домашнего задания, расслабляется и начинает прогуливать занятия. Эмоционально незрелый студент не желает оценивать последствия и отказывается выполнять сложные задания, с которыми он может не справиться.

Признаки эмоциональной незрелости студента
Признаки эмоциональной незрелости студента

Вариант №3. Отсутствие собственной точки зрения и обоснования. Эмоционально незрелые студенты стараются избегать любых сложностей и предпочитают придерживаться «мнения большинства», опасаясь критики в свой адрес. Рассматриваемая категория лиц просто не умеет выражать свои мысли полноценно, спокойно, уравновешенно и аргументированно.

Вариант №4. Оборонительная позиция по любым вопросам. Эмоционально незрелые студенты постоянно находятся в напряжении и не умеют различать похвалу от критики. На любой вопрос, задание, совет они реагируют негативно, воспринимая все замечания, рекомендации и даже помощь в штыки. Чаще всего они не принимают содействие друзей, опасаясь прослыть «слабым звеном». Притом подобное заведение для него считается нормой и воспроизводится постоянно. Не всегда оборона приносит пользу.

Вариант №5. Замкнутость. Эмоционально незрелые студенты сторонятся шумных компаний, боятся и не умеют дружить. Они трудно идут на контакт, испытывают сложности при публичной защите и пр.

В данном случае эмоционально незрелый студент будет ограждаться от группы. Не исключены недопонимания, конфликты и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №6. Отсутствие склонностей к самоанализу и рефлексии. Эмоционально незрелый студент не способен провести качественный самоанализ и выявить собственные ошибки. Ему проще раскритиковать и обвинить окружение, чем обвинить себя. Такие учащиеся обладают либо чрезмерно высокой самооценкой, либо предельно низкой. Эмоционально незрелый студент не готов работать «над собой».

Вариант №7. Отказ от планирования и тайм-менеджмента. Эмоционально незрелый человек руководствуется лишь своим психологическим состоянием и равновесием, эмоциями, увлечениями и интересами. В их деятельности отсутствуют какие-либо этапы, контроль, логика, что напрямую сказывается на качестве обучения.

Вариант №8. Ложь. Эмоционально незрелые люди слишком стыдливы, поэтому стараются любые уязвимые места, неприятные моменты, незнакомые элементы и фрагменты скрыть с помощью вранья. Для них ложь кажется спасением, возможностью утвердиться, влиться в коллектив и пр. притом именно ложь порой выступает в качестве уникального инструмента по манипулированию людьми. На основе недостоверной информации эмоционально незрелые студенты создают комфортную или наиболее уютную для них картину, атмосферу.

Вариант №9. Пассивность, лень. Эмоционально незрелые студенты предпочитают «плыть по течению» с минимальными усилиями. В этом случае они могут пренебрегать выполнением заданий или обращаться за помощью к сторонним лицам. Им проще купить готовый проект, чем приложить усилия и самостоятельно разобраться в теме, материале.

Вариант №10. Эгоизм и эгоцентризм. Эмоционально незрелые личности привыкли к похвале, вниманию со стороны, но во время обучения им становится некомфортно, так как их никто не выделяет среди «серой массы», не восхваляет и пр. Собственный эгоизм искажает реальное положение дел и провоцирует напряжённые отношения с окружающими.

Важно отметить, что эмоционально незрелый студент может иметь в запасе как одно из проявлений, так и целую комбинацию. Но даже при минимальных специфических чертах его легко выделить среди серой массы.

Как победить эмоционально незрелого студента?

Эмоциональная незрелость базируется на подсознательном уровне, но победить этот недуг можно.

Признак эмоциональной незрелости студента

Способ «оздоровления»

Чрезмерная реакция Контроль эмоций, психотерапия
Отказ от ответственности Привлечение студента к НИР, внеурочная деятельность, секции по интересам
Отсутствие собственной точки зрения и обоснования Выполнение студенческих работ, научных работ, участие в научных конференциях, выступление на семинарах
Оборонительная позиция по любым вопросам Смирение, принятие помощи, психотерапия
Замкнутость Посещение занятий по интересам и обретение друзей по интересам, посещение творческих секций
Отсутствие склонностей к самоанализу и рефлексии Повышение бдительности, наблюдательности, умеренная самокритика, анализ каждого дня
Отказ от планирования и тайм-менеджмента Установление распорядка дня, использование простейших методик тайм-менеджмента
Ложь Борьба со страхом, отказ от лжи
Пассивность, лень Проявление интереса к отдельным направлениям, делам или хобби
Эгоизм и эгоцентризм Командная или групповая работа

Для этого достаточно развивать следующие навыки и качества:

  • Развивайте организованность, но делайте это постепенно. Резко изменить стиль жизни и привычный уклад слишком травматично. Поэтому необходимо постепенно устанавливать определённый режим, намечать по 1-2 дела на каждый день, полагаться на простейшие методики тайм-менеджмента (которые легко можно адаптировать под себя);
  • Учитесь контролировать эмоции. В этом деле важно в конце дня проводить самоанализ, отмечая для себя неприятные моменты, ошибки, проблемы и пр. Важно прислушиваться к себе и мнению окружающих, делать обоснованные выводы и «извлекать уроки»;
  • Выстраивайте личные границы. Данная мера позволит наладить контакты с окружением с минимальным ущербом для себя;
  • Посещайте тренинги по личностному росту, развитию лидерских качеств;
  • Учитесь общаться с окружением, преодолевайте застенчивость. Данный шаг поможет побороть страхи, научит находить единомышленников, а также развивать сочувствие, сострадание, взаимоподдержку и пр.;
  • Обращаться за помощью к квалифицированным экспертам с целью разработки индивидуальной и эффективной траектории по борьбе с данным психологическим отклонением: консультация психолога, работа с психотерапевтом или психоаналитиком и пр.

Важно отметить, что преодоление синдрома эмоциональной незрелости – процесс сугубо индивидуальный. Исцеление поможет студенту повысить продуктивность в учебе, быстрее и эффективнее преодолеть адаптацию (особенно важно для первокурсников), а также легче переносить любые проблемы и неприятности, находить поддержку и оказывать помощь нуждающимся.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!