12 советов первокурсникам для быстрой адаптации

Попадая в новую среду или коллектив, каждый из нас переживает это событие по-своему, поэтому начало новой работы осложняется эмоциональным потрясением, стрессом, необходимостью установления новых контактов, познавания правил и пр. Первокурсники колледжей и вузов переживают по данному поводу не меньше, ведь они еще не знают, что их ждет, что и как им предстоит пройти, в каких условиях, с кем они столкнутся и пр. В этой статье мы расскажем, как быстро адаптироваться в новом коллективе с наименьшими потерями.

12 советов первокурсникам для быстрой адаптации
Попадая в новую среду или коллектив, каждый из нас переживает это событие по-своему, поэтому начало новой работы осложняется эмоциональным потрясением, стрессом, необходимостью установления новых контактов, познавания правил и пр. Первокурсники колледжей и вузов переживают по данному поводу не меньше, ведь они еще не знают, что их ждет, что и как им предстоит пройти, в каких условиях, с кем они столкнутся и пр. В этой статье мы расскажем, как быстро адаптироваться в новом коллективе с наименьшими потерями.

СОДЕРЖАНИЕ

Адаптация первокурсников – что это такое?

Термин «адаптация» в простом или дословном значении может представить как «привыкание», «освоение действующих правил». Скорость такого «варианта приспособления к новой окружающей среде» зависит от индивидуальных особенностей и характера человека: степень его открытости и общительности, умение находить контакт с людьми, восприятие внешнего мира и новых правил, навыки по следованию установленным требованиям и границам и пр. Одним пребывать в новых условиях интересно и просто, другим же – волнительно и сложно.

Что влияет на скорость адаптации первокурсников?
Что влияет на скорость адаптации первокурсников?

Адаптация первокурсников «активируется» после их зачисления в «студенческие ряды», с началом нового учебного года. Именно с этого момента начинается настоящее «погружение» в студенческую жизнь: новая форма и продолжительность занятий, требования к студентам (внешний вид, поведение и пр.), новые педагоги и их требования к учащимся и предмету, новые виды работ, новый коллектив (группа), с которым предстоит пройти (как минимум!) 4-летнюю подготовку по выбранной образовательной программе и т.д. Согласитесь, на первокурсника моментально сваливается такая груда новшеств, к которым за один день просто не то что не привыкнешь, но и так сразу не разберешься в них. Поэтому «новичкам вуза» приходится осваивать все каноны «на ходу», непосредственно сталкиваясь с ними.

В процессе адаптации студентов можно выделить несколько основных этапов:

  • Первый – ознакомительный, когда «новичок» впервые слышит о каком-либо правиле и изучает его, старается заполнить и в перспективе применить по ситуации;
  • Второй – основной, реализующий, когда учащемуся приходится соблюдать изученные требования и параметры, чтобы продолжать обучение в вузе, зарабатывать достойную репутацию среди друзей и педагогов, добиваться успехов и пр.
  • Третий – нарушающий, когда учащийся по каким-либо причинам не исполняет свои обязанности или не реализует свои права. Здесь могут наступить самые разные последствия (вплоть до отчисления из учебного заведения за нарушение правил пребывания в нем).

Первые два этапа адаптации действуют на протяжении всего периода обучения, так как требования и правила колледжа или вуза могут изменяться, дополняться и пр. Третий этап – следствие «непокорности» или невнимательности учащегося.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Секреты быстрой адаптации в колледже или вузе

Чтобы облегчить процесс привыкания первокурсников, специалисты Disshelp подготовили несколько советов. Они помогут Вам в короткие сроки освоиться в новой среде и спокойно учиться, учитывая все требования и правила.

Совет №1. Изучите вуз изнутри, как можно раньше и быстрее.

Конечно, сейчас на фоне участившихся террористических случаев, просто так в колледж или вуз Вы не попадете. Но это не значит, что до зачисления в студенческие ряды посмотреть и оценить заведение изнутри невозможно. Для этих целей ежегодно образовательные центры с целью привлечения внимания абитуриентов и их родителей проводят специальные «презентационные мероприятия» — Дни открытых дверей. В этот день каждый желающий может прийти в интересующее его учебное заведение, посетить специальную презентацию, получить ответы на возникающие вопросы, оценить «внутренние условия» (ремонт, оснащение и пр.). Согласитесь, первое впечатление порой играет немаловажную роль, привлекая или отталкивая человека и пр.

Дни открытых дверей при колледжах и вузах проводят по решению администрации в строго установленный день и время. Поэтому данное мероприятие носит индивидуальный характер. Дату его проведения следует уточнять на официальном сайте или позвонив в секретариат, обратившись на вахту и пр.

Что следует узнать о ссузе/вузе заранее?
Что следует узнать о ссузе/вузе заранее?

Проведение «ознакомительной экскурсии» при колледже или вузе позволяет абитуриентам посмотреть на ситуацию собственными глазами, лично увидеть: где им предстоит учиться, что предлагает вуз (направления подготовки, материально-техническая база, педагоги и пр.), поговорить с текущими студентами и узнать условия обучения (требования педагогов, сложность обучения и пр.). Притом все это происходит еще до 1 сентября и до подачи документов! Согласитесь, предварительное знакомство с образовательным центром – отличный шанс понять.: стоит туда поступать или нет, подходит оно Вам или нет и пр.

Прогулка по вузу поможет новичку сориентироваться: что и где искать во время учебного процесса, расположение аудиторий и корпусов, отделов и пр.

Совет №2. Тайм-менеджмент и расписание занятий.

В каждом учебном заведении действует свое расписание занятий, подвергаемое коррективам или пр. Если в школе оно носит стандартный и стабильный характер (утверждается на триместр/семестр или весь учебный год), то в колледжах и вузах оно носит «плавающий характер».

Студенты колледжей вынуждены еженедельно перестраиваться, так ка расписание занятий у них изменяется так часто (каждую неделю новый график). Поэтому будьте готовы к тотальному планированию времени и сил с учетом учебной нагрузки.

Студенты вузов более стабильны в этом плане так как у них действует 2 расписания – по четной и нечетной неделе.

Порядок прохождения практики, защита курсовых работ и отчетов по практике, проведение зачетов и сессия формируется в отдельном расписании. Защита курсовой работы может проходить до начала сессии в любое время. Для этих целей может назначаться отдельная пара или день, период. Но сессия проходит строго вне учебного процесса – по мере усвоения или прохождения всех тем, дисциплин. ее продолжительность составляет в среднем около 2 недель, притом являться в вуз каждый день не придется. Достаточно посетить консультацию перед зачетом/экзаменом и непосредственно аттестацию.

Учтите, что отклонение от расписания занятий чревато наказанием. Прогулы и даже мелкие опоздания не приветствуются педагогами и могут повлечь за собой такие последствия, как «отработка», выполнение дополнительных заданий, отчисление.

Поэтому тщательно планируйте свободное время с учетом действующего (актуального!) расписания занятий. Тайм-менеджмент Вам в помощь и жить станет гораздо легче!

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №3. Серьезно относимся ко всем дисциплинам, не обращая внимания на их роль (основная или вспомогательная).

Самая распространенная ошибка первокурсников – это невнимательность и непосещение общеразвивающих или неосновных дисциплин, которые на первый взгляд никак не связаны с выбранной профессией. На самом деле для вуза нет суровых разграничений – обязательный или вспомогательный предмет. Педагоги в любом случае будут оценивать степень усвоения материала, выработку конкретных навыков учащегося. Проходить аттестацию придется по всем изучаемым дисциплинам в одной из форм: зачет или экзамен. Поэтому не стоит пренебрегать одними занятиями и не посещать их, отдавая предпочтение более серьезным или интересным парадигмам.

Какие предметы изучают студенты?
Какие предметы изучают студенты?

Именно из-за непонимания роли дисциплины в профессиональном становлении, пренебрежительном отношении к ней более 20% первокурсников не проходят сессию и в перспективе могут оказаться в числе отчисленных. Поэтому посещаемость, вникание в предмет и активность занятиях – важны всегда, независимо от роли и характера осваиваемой науки, ее совместимости с профилем. В конце концов, задумайтесь не просто о банальном образовании, но и о собственной эрудиции.

Совет №4. Конспектируйте емко и кратко.

Самой распространенной ошибкой первокурсника является старание записать слова педагога на лекции дословно, гонка за его речью. Зачастую новички колледжа или вуза воспринимают лекцию, как диктант. На самом же деле, миссия лекции – прояснить существенные и сложные моменты в рамках конкретной дисциплины или темы. При этом студент должен фиксировать лишь отдельные моменты: термины и определения, формулы, алгоритмы, методики, чтобы в дальнейшем вспомнить детали и воспользоваться ими на практике.

На первых порах первокурсникам сложно конспектировать материал: определить важные мысли и второстепенные моменты, быстро их записать в понятном виде и пр. На первых порах допускается использование диктофона, чтобы затем в более удобных условиях «переработать» новый материал и грамотно его зафиксировать в спокойной обстановке.

Здесь же следует уесть, что некоторые педагоги могут требовать предоставление всех лекций в письменном виде для получения допуска к зачету/экзамену. Поэтому формировать лекции все же придется, если не из-за личной мотивации и подготовки, так на фоне «добровольно-принудительного» воздействия.

Совет №5. Используйте сокращения во благо.

Не спешите дословно и детально фиксировать лекционный материал. Используйте в ходе конспектирования всевозможные сокращения: стандартные, общепринятые, понятные только Вам или собственноручно изобретенные. Можно даже изобрести «словарь сокращений» и вести его в конце тетради, а все аббревиатуры использовать повсеместно (на других предметах, семинарах и пр.). Поверьте, скорость конспектирования возрастет в разы.

Совет №6. Развиваем дружеские отношения, новые знакомства и вливание в новый коллектив.

Данный этап неизбежен. Так или иначе Вам придется сидеть с кем-то за одной партой или на одном ряду, работать в команде, общаться и взаимодействовать. Как правило, на лекциях студенты сидят потоком – по 2-3 группы одной и смежных профилей. На семинарах присутствует конкретная группа учащихся – только Ваша.

Установление связей в новом окружении
Установление связей в новом окружении

Конечно, во время занятий особо не поразговариваешь и не познакомишься со всеми. Но что Вам мешает совмещать приятное с полезным: во время «переклички», которую педагог, как правило, проводит в начале занятия, запоминать лица и имена, а на переменах просто подходить и знакомиться, общаться, обмениться опытом и интересами?

Чем раньше Вы изучите свое окружение, тем быстрее найдете единомышленников и друзей, поймете с кем и как можно выгодно взаимодействовать. Обязательно обменяйтесь с одногруппниками контактами (номер телефона, социальные сети), так будет легче осваивать программу сообща: обмениваться семинарами и лекциями, готовиться к экзаменам и зачетам, советоваться и пр.

Запомните, дружить со всеми никто не обязан, но знать, к кому можно обратиться за помощью при необходимости или кому оказать помощь, с кем Вам приятнее общаться все же следует. Как гласит народная мудрость, один в поле не воин. Поэтому старайтесь влиться в коллектив (но это не значит, что нужно подхалимничать, затеивать заговоры и козни и пр.) и совместно преодолевать преграды.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №7. Не верьте слухам и пользуйтесь принципом «доверяй, но проверяй».

Рано или поздно первокурсники начинают «наводить справки» о преподавателях, уточняя у старшекурсников требования каждого педагога, какие «поблажки» он предоставляет, необходимость отработок, «преимущества» от активности на занятиях, взяточничество и пр.

Не стоит слепо верить слухам, сплетням и доводам. Отношения педагога со студентом индивидуальны, поэтому один может рассказать о преподавателе с положительного ракурса, а другой – негативно отозваться. Как себя покажете, так и будут строиться отношения с лектором и экзаменатором.

Не верьте во всевозможные страшилки. Например, что у Арины Родионовны экзамен можно сдать только со второго раза. Если хорошо подготовиться к аттестации, активно работать на занятиях, принимать участие в научных конференциях и НИР, зарабатывать достойный авторитет, то любой предмет и экзамен будет легко преодолеть. Обратите внимание лишь на детали: например, педагог любит задавать дополнительные вопросы (значит нужно детальнее подготовиться), учитывает посещаемость (значит, нужно меньше прогуливать или пропускать), не запоминает лица (значит можно и пропустить пару занятий без ущерба для себя) и пр.

Совет №8. Не надейтесь на помощь одного учебника или изучение предмета за одну ночь. Готовьтесь к сессии заранее.

Первокурсники не сразу осознают необходимость самообразования и самоизучения дисциплин. Фактически, теорию придется изучать самостоятельно, а практику развивать на занятиях, во время стажировки и проведения лабораторных работ, решения кейсов и ситуационных задач.

Прочитать один учебник и вникнуть в предмет – недостаточно. Готовьтесь к тому, что учебный план будет захватывать различные темы, каждая из которых призвана познакомить с профессиональной деятельность, развить определенные навыки и пр. Будьте готовы к работе с большим объемом информации, притом доминировать будет научная литература.

Готовиться к зачетам и экзаменам следует заранее, ведь в билете будут присутствовать как теоретические вопросы, так и практические задания. Поэтому важно хорошо разобраться в дисциплине, а на это потребуется время и силы. Идеальный вариант – периодическое повторение пройденного материала или поэтапное повторение/погружение за 3-7 дней до аттестации.

Самые распространенные вопросы первокурсников в начале учебного года
Самые распространенные вопросы первокурсников в начале учебного года

Совет №9. Не торопитесь заниматься места в последнему ряду.

Зачастую студенты спешат занять места за последними партами аудитории. А ведь это самая распространенная и банальная ошибка. Во-первых, именно на задние ряды педагог тратит больше внимания и сил. Во-вторых, прятаться за спинами одногруппников – далеко не подвиг. Вы пришли за знаниями, а не за пустой болтовней. Если же последние ряды – единственное свободное место для занятий, то это совсем другой вопрос.

Старайтесь занимать оптимальные места: первые парты (за ними сидят все желающие, а не только «ботаники»), центральные ряды с хорошим обзором. Если у Вас есть ограничения по состоянию здоровья (плохое зрение и пр.), то учитывайте этот факт. Важно все видеть и слышать, вникать в материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №10. Не бойтесь показаться глупым, есть вопросы – задавай.

Восприятие материала, дисциплины – дело индивидуальное. То, что для одного студента оказывается легким, для другого может превратиться в серьезный барьер и проблему. Из-за банального стеснения одногруппников или боязни показаться глупым, более 60% студентов не задают вопросы на занятиях. А зря! Во-первых, уточнение деталей может помочь и другим участникам учебного процесса. Во-вторых, даже если вопрос покажется глупым, это не повод лишиться репутации и пр. С одной стороны, такой подход демонстрирует вовлеченность учащегося, активность на занятиях и стремление постигнуть предмет. С другой, показывает стремление преодолеть проблему, лучше подготовиться.

Не бойтесь насмешек со стороны одногруппников. Задав вопрос, можно решить возникшую проблему раз и навсегда, не терзая себя потом изнурительными тренировками, разбором дополнительной литературы и упражнений.

Совет №11. Не бойтесь выступления перед публикой.

Далеко не в каждом из нас присутствуют ораторские и актерские способности, но для студентов навык публичного выступления важен и обязателен. Работа на семинарах буквально заставляет новичка отвечать за кафедрой перед группой: рассказывать тему или вопрос, решать задачу, отвечать на вопросы аудитории и педагога.

Самый простой способ преодолеть страх публичных выступлений – активно работать на всех занятиях, чаще отвечать у доски, принимать участие в научных конференциях. Поверьте, это работает на 100%: студент просто привыкает к такому темпу и образу жизни.

Какие навыки следует развить первокурснику?
Какие навыки следует развить первокурснику?

Совет №12. Не забывайте отдыхать.

Порой первокурсники настолько ответственно подходят к учебе (особенно в первое время), что просто завоевывают об отдыхе – прогулках на свежем воздухе, интересах и хобби. Это самая серьезная ошибка!

Отдыхать важно и нужно, в противном случае будет страдать качество обучения и усвоения материала. Поэтому планируйте каждый день, выделяя время на учебу, домашние обязанности и отдых. Полноценный сон, правильное питание творят чудеса: укрепляют память и иммунитет, успокаивают нервную систему.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “12 советов первокурсникам для быстрой адаптации”

  • очень полезная статья, поможет не только первокурсникам. Я бы еще добавила совет: больше общайтесь, заводите новые контакты (с педагогами, сокурсниками и пр.) и меньше отвлекайтесь на занятиях.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *